Мастер-класс обучение смысловому чтению обучающихся. Внеклассное чтение Леонид каминский три желания второклассника вити

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учитель-ница Ольга Тимофеевна: « Сколько ножек у рояля?». Он отвечает «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?». Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

Это безобразие! - сказал па-па.

Ах, - сказала мама, - если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал в свою ком-нату посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая: плавники и хвост - ярко-оранжевые, а чешуя отливала золотом. Витя ахнул: «Неужели волшебная, золотая?»

Да, - сказала золотая рыбка, -ты угадал. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

Хорошо, - сказала рыбка, - нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Ольга Тимофеевна спро-сила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять.». А через день Витя пришел домой грустный.

Что случилось? - спросила зо-лотая рыбка. Опять двойку заработал, - от-ветил Витя. - Учительница спро-сила, сколько ног у осьминога, и я сказал - пять. А надо было - во-семь. ..

Понимаю, - сказала золотая рыбка, - твое второе желание - на-учиться считать до восьми?

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

Наверно, Ольга Тимофеевна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил - восемь?- спросила рыбка.

Да, - ответил Витя. - А ты от-куда знаешь?

А ты разве забыл, что я вол-шебная? - ответила рыбка. - Ну что же, теперь ты попросишь выпол-нить твое третье желание - нау-читься считать до сорока? Но это бесполезно. Например, завтра Ольга Тимофеевна спросит у тебя: «Сколько минут в часе?», и ты ответишь: «Сорок».

А сколько надо? - спросил Ви-тя.

Шестьдесят. Или: «Сколько дней в году?». И ты опять скажешь сорок, а на самом деле - триста шестьдесят пять.

Да, - вздохнул Витя, - оказы-вается, на свете столько разных чисел! Тогда сделай так, чтобы я знал ВСЕ числа.

Попробую, - ответила золотая рыбка, - хотя это очень трудно. Только у меня одно условие - с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

Прошла неделя, и Витя стал по-лучать одни пятерки. Он превра-тился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математи-ку. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Акаде-миком по Числам. Еще бы - ведь никто, кроме него не знает все числа. Даже учительница Ольга Ти-мофеевна.

Леонид Каминский

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная основная образовательная программа

для учащихся с умственной отсталостью

по предмету «Чтение»

Класс 4-а

Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю 4

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.

Задачами уроков чтения в младших классах являются:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

4 класс

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу , а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

Содержание чтения : произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

Рождественские рассказы.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы : «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался .

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Учащиеся должны уметь:
1 уровень:

  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • читать про себя, выполняя задания учителя;
  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
  • читать диалоги по ролям;
  • пересказывать прочитанное по частям;
  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
    2 уровень:
  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютерные презентации

Комплект сюжетных картинок

Серии книг для внеклассного чтения

Демонстрационные таблицы

Презентации по темам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. В.Г.Петрова Москва, «Просвещение»,1982 г.

3. Воспитание правильной речи у детей. Н.А.Седых, Москва, АСТ 2005г.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Школьная жизнь

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

Жил-был Учитель. Э. Мошковская

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)

Читалочка. В. Берестов

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

Загадки

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

Время листьям опадать…

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

Подарки осени. Е. Благинина

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)

Лес осенью. А. Твардовский

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

Осень. К. Бальмонт

Три сойки. По Ю. Ковалю

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)

Загадки

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

Делу – время, потехе – час

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)

Сенокос (чешская потешка)

Карусели. По Л. Пантелееву

Прятки. По Н. Носову

Считалки

Жмурки. По М. Булатову

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

В мире животных

Бодливая корова. О К. Ушинскому

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

Пушок. По В. Гаранжину

Томка. По Е. Чарушину

Охотник и собаки. По Б. Житкову

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

Барсучья кладовая. По А. Баркову

Гостья. По А. Дорохову

Игрушки лисят. Г. Корольков

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

Загадки

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

Жизнь дана на добрые дела

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

Михаськин сад. В. Хомченко

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву

Котёнок. Е. Благинина

Птичка. В. Голявкин

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

Зима наступила

Снег идёт. По. Л. Воронковой

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

Зима (отрывок) И. Суриков

Декабрь (отрывок) С. Маршак

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

Вечер под рождество. По Л. Клавдиной

Где лежало «спасибо»?

На горке. По Н. Носову. Часть 1

На горке. По Н. Носову. Часть 2

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

Зимняя сказка. П. Головкин

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

Снежная шапка. В. Бирюков

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)

Зимние приметы. По А. Спирину

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

Весёлые истории

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

Одни неприятности. Г. Остер

Однажды утром. М. Пляцковский

Почему комары кусаются. В. Бирюков

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

Две лишние коробки. По О. Кургузову

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

Полюбуйся, весна наступает…

Март. В. Алфёров

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

Забота. Е. Благинина

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

Последняя льдина. По В. Бианки

Весна. А. Плещеев

Скворцы прилетели. По А. Баркову

Всему свой срок. По Э. Шиму

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

Весенний вечер. По Ю. Ковал ю

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

В мире волшебной сказки

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

Подарки феи. По Ш. Перро

Подарки феи. По Ш. Перро

Горшочек каши. Братья Гримм

Наши сказки. По В. Порудоминскому

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

Родная земля

Царь-колокол. М. Ильин

Город на Неве. С. Васильева

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

Сочинение на тему. С. Вербова

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

Защита. А. Усачёв

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

День Победы. Т. Белозёров

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

Лето пришло

Ливень. С. Козлов

Тучка. Г. Граубин

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

Одуванчик. Е. Благинина

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

Летний снег А. Бродский

После зимы будет лето. В. Голявкин

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

Летние приметы. По А. Спирину

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете


Сценарий мастер-класса по смысловому чтению

Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу беседу мы хотели бы с вопроса: Что является главным источником знаний? Конечно, книга, а точнее, текст. Проблеме понимания текста будет посвящён наш мастер-класс, который мы назвали «Я умею читать».

Обратите внимание на то, что в этом предложении нет знака завершения, его вы можете поставить сами в конце нашей работы.

А теперь мы хотели бы обратиться к вам с таким вопросом: Вы умеете читать?

Давайте проверим.

Обратите внимание на слайд и прочитайте предложенный текст.

- По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но есть и другая сторона – насколько осознанно мы умеем читать.

Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения. Для того чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешной работы с информацией, но не главным. Главное – научиться понимать текст, т.е. из набора букв, символов извлечь необходимую информацию.

Таким образом, наша работа будет посвящена смысловому чтению.

Цель мастер-класса: познакомить с этапами работы и приёмами осмысления текста.

Может быть, кто-то из вас уже знаком с данным понятием и приёмами работы. Перед вами находятся кружечки и чай. Наполните кружечки настолько, насколько вы осведомлены о проблеме смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Работа с текстом является метапредметным навыком, поэтому этот вид деятельности важен при изучении любого предмета.

Составляющие части смыслового чтения отражены в структуре всех УУД.

Личностные (мотивация чтения, формирование отношения к себе и учебной деятельности)

Регулятивные (принятие учащимися учебных задач)

Познавательные (развитие логического и абстрактного мышления, творческого воображения)

При формировании навыков смыслового чтения выделяют 3 основных этапа.

На слайде представлены этапы и приёмы работы на каждом этапе. Такая же информация представлена и в буклетах на ваших столах.

Итак, стратегия смыслового чтения – это комбинация приёмов, элементов различных технологий, которые можно использовать для восприятия текстовой информации, а также её переработки.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда читаете "золотая рыбка "?

- А когда слышите слово двойка?

Давайте с вами предположим, о чем пойдет речь в рассказе Леонида Каминского «Три желания второклассника Вити»

Леонид Каминский «Три желания второклассника Вити»

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка - это самая высокая отметка.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

- Это безобразие! - сказал папа. - Где пятерки? Или четверки? Или хотя бы тройки?! Если ты будешь так учиться, то скоро станешь не только второклассником, но и второгодником!

- Ах, - сказала мама, - если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал к аквариуму посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая и сверкала золотой чешуей.

«Неужели волшебная золотая рыбка?» - подумал Витя.

- Да, - сказала золотая рыбка, - ты угадал: я действительно волшебная. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

- Нет, - ответил Витя, - я умею считать только до двух. Если можешь, выполни пока одно желание - я хочу научиться считать до пяти.

- Хорошо, - сказала золотая рыбка, - нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Анна Петровна спросила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять».

А через день Витя пришел домой грустный.

- Что случилось? - спросила золотая рыбка.

- Опять двойку заработал, - ответил Витя. - Учительница спросила, сколько ног у осьминога, и я сказал - пять. А надо было - восемь.

- Понимаю, - сказала золотая рыбка, - твое второе желание - научиться считать до восьми?

- Ага, - ответил Витя.

- Ладно, так и будет, - пообещала рыбка.

- Что могло быть потом? Высказываемся.

- А вот как у автора (слайд).

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

- Я знаю, что случилось, - сказала рыбка. - Наверно, Анна Петровна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил - восемь?

- Да, - удивленно ответил Витя. - А ты откуда знаешь?

- А ты разве забыл, что я волшебная? - ответила золотая рыбка. - Ну что же, теперь ты попросишь выполнить твое третье желание - научиться считать до сорока?

- Ага, - сказал Витя.

- Нет, - возразила рыбка, - это бесполезно. Например, завтра учительница спросит, сколько минут в часе, и ты ответишь: «Сорок».

- А сколько надо? - спросил Витя.

- Шестьдесят. Или спросит у тебя, сколько дней в году, и ты опять скажешь «Сорок». А на самом деле - триста шестьдесят пять.

- Да, - вздохнул Витя, - оказывается, на свете столько разных чисел! Тогда исполни мое третье желание. Сделай так, чтобы я знал все числа. Все-все, какие только существуют!

- Что сказала ЗОЛОТАЯ РЫБКА (ответы)

А в рассказе так.

- Попробую, - ответила золотая рыбка, - хотя это очень трудно. Но у меня одно условие - с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

- Попробую, - сказал Витя, - хотя это очень трудно...

Прошла неделя, и Витя стал получать одни пятерки. Он превратился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математику. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Академиком по Числам. Еще бы - ведь никто, кроме него, не знает все числа. Даже учительница Анна Петровна.

Какая пословица может стать заголовком для рассказа?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без дела слабеет сила.

В куске хлеба есть капля пота.

Терпение и труд всё перетрут .

Воля и труд дивные всходы дают.

Всё в пору да в срок, так и будет толк.

Где хотенье, там и уменье.

Горька работа, да хлеб сладок.

Была б лишь охота - наладится каждая работа .

Делать как-нибудь, так никак и не будет.

Выберите из предложенных суждений те, которые отражают содержание текста

1. Витя был настолько мал, что не мог освоить цифры.

2. Рыбка согласилась исполнить три желания мальчика.

3. Третье желание мальчика – знать цифры до сорока.

4. Рыбка согласилась выполнить желание мальчика при определённом условии.

5. Витя, когда вырос, знал чисел больше, чем Анна Павловна.

А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы, расположенные на лепестках нашей ромашки.

1.Какие оценки были у Вити в дневнике? Почему он не огорчался из-за этого?

2.Правильно ли я поняла, что Витя не давалась математика?

3. Почему рыбка поставила перед мальчиком условие?

4.Нарисуйте портрет двоечника в стихах.

(Предположите, что было бы ……..)

Словом, сделал всё, что …

Попросил списать ….

С ходу дал кому-то …

Ну а тут – опять ….

5. Какой урок мальчику хотела преподать рыбка?

6. Как бы вы поступили, если бы у вас жила золотая рыбка?

Вернемся к теме мастер – класса «Я умею читать» .Так какой знак можно поставить? Совершенно верно, каждый для себя выбирает свой знак.

Подводя итоги нашей работы, мы просим вас перечислить приёмы, которые были использованы.

Приемы, которые сейчас были использованы, формируют осознанное чтение, а это в свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету.

Ну а сейчас долейте чая в ваши кружки столько, сколько вы уже знаете о смысловом чтении.

Мы благодарим вас за сотрудничество, желаем вам творческого беспокойства и поиска новых идей, пусть все задуманное вами успешно воплощается в деятельности.

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка — это самая высокая отметка.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

— Это безобразие! — сказал папа. — Где пятерки? Или четверки? Или хотя бы тройки?! Если ты будешь так учиться, то скоро станешь не только второклассником, но и второгодником!

— Ах, — сказала мама, — если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал к аквариуму посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая и сверкала золотой чешуей.

«Неужели волшебная золотая рыбка?» — подумал Витя.

— Да, — сказала золотая рыбка, — ты угадал: я действительно волшебная. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

— Хорошо, — сказала золотая рыбка, — нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Анна Петровна спросила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять».

А через день Витя пришел домой грустный.

— Что случилось? — спросила золотая рыбка.

— Опять двойку заработал, — ответил Витя. — Учительница спросила, сколько ног у осьминога, и я сказал — пять. А надо было — восемь.

— Понимаю, — сказала золотая рыбка, — твое второе желание — научиться считать до восьми?

— Ага, — ответил Витя.

— Ладно, так и будет, — пообещала рыбка.

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

— Я знаю, что случилось, — сказала рыбка. — Наверно, Анна Петровна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил — восемь?

— Да, — удивленно ответил Витя. — А ты откуда знаешь?

— А ты разве забыл, что я волшебная? — ответила золотая рыбка. — Ну что же, теперь ты попросишь выполнить твое третье желание — научиться считать до сорока?

— Ага, — сказал Витя.

— Нет, — возразила рыбка, — это бесполезно. Например, завтра учительница спросит, сколько минут в часе, и ты ответишь: «Сорок».

— А сколько надо? — спросил Витя.

— Шестьдесят. Или спросит у тебя, сколько дней в году, и ты опять скажешь «Сорок». А на самом деле — триста шестьдесят пять.

— Да, — вздохнул Витя, — оказывается, на свете столько разных чисел! Тогда исполни мое третье желание. Сделай так, чтобы я знал все числа. Все-все, какие только существуют!

— Попробую, — ответила золотая рыбка, — хотя это очень трудно. Но у меня одно условие — с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

— Попробую, — сказал Витя, — хотя это очень трудно...

Прошла неделя, и Витя стал получать одни пятерки. Он превратился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математику. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Академиком по Числам. Еще бы — ведь никто, кроме него, не знает все числа. Даже учительница Анна Петровна.

Виктор Голявкин «Разрешите пройти!»

Второклассник стоял в дверях дома и ждал приятеля. Шел домой пятиклассник, схватил за шиворот второклассника и закричал:

— Чего под ногами болтаешься!

Шел домой семиклассник, схватил за шиворот второклассника с пятиклассником, чтобы они не болтались под ногами.

Шел домой девятиклассник, схватил за шиворот в дверях второклассника, пятиклассника и семиклассника, раз они болтаются под ногами.

Затем, разумеется, семиклассник вцепился в десятиклассника, пятиклассник — в семиклассника, а второклассник — в пятиклассника. Никто не считал, что он болтается у кого-то под ногами. Не может же такого быть, чтобы люди другу друга болтались под ногами!

Шел домой старик.

Но разве он мог пройти?

Он сказал:

— Разрешите.

И все отпустили друг друга и пошли домой, кроме второклассника. Он опять встал в дверях.

Ведь он ждал своего приятеля. Зачем же хватать его за шиворот?

Можно встать ВОЗЛЕ дверей!

Виктор Голявкин «Второклассники и старшеклассники»

Второклассники были взволнованы. Они шумели. Вот один октябренок влез на стул и, обращаясь к старшим, сказал:

— Вы наши шефы. Мы все вас очень любим. И поэтому мы вам хотим помочь. Вы плохо натерли пол в коридоре. Он совсем не блестит. А он должен блестеть — это каждый знает. Разрешите, пожалуйста, нам это сделать. Натереть пол в коридоре, чтоб он блестел.

Старшеклассники были очень сконфужены. Они написали в стенгазету:

«Мы шестиклассники. Нам стыдно вчерашних позорных минут. Мы переживаем. Мы плохо натерли пол в коридоре. И мы благодарны второму «А», который пришел нам помочь. Но мы исправим свою ошибку. Мы в скором времени соберемся и все на месте, всем коллективом, натрем пол до блеска. Пусть второклассники не беспокоятся. Все будет сделано. Мы все сделаем сами».

Но октябрята не стали ждать. Они натерли пол в тот же день. А на другой день прочли стенгазету. И написали свою заметку.

«Мы, второклассники, извиняемся. Мы без разрешения натерли пол. Не переживайте. Мы все сделали сами».

Виктор Голявкин «Пара пустяков»

Как только учебный год кончился, весь класс во дворе собрался. Обсуждали, что будут летом делать. Все разное говорили. А Володя сказал:

— Давайте Анне Петровне письма напишем. Где кто будет, оттуда напишет. О том, что увидел летом. Как провел время.

Все закричали:

— Правильно! Правильно!

На том и порешили.

Разъехались все кто куда. Клим в деревню поехал. Он там сразу письмо написал — пять страниц.

Он написал:

«Я в деревне спасал тонущих. Они все остались довольны. Один спасенный мне сказал: «Если б не ты, я бы утонул». А я ему сказал: «Для меня это пара пустяков». А он сказал: «А для меня не пара пустяков». Я сказал: «Конечно, для тебя не пара пустяков, а для меня пара пустяков». Он сказал: «Спасибо тебе большое». Я сказал: «Совсем не за что, потому что для меня это пара пустяков».

Я спас человек пятьдесят или сто. Даже, может быть, больше. А после они перестали тонуть, и спасать стало некого.

Тогда я увидел лопнувший рельс. И остановил целый поезд. Люди выбежали из вагонов. Они обнимали меня и хвалили. А многие целовали. Многие просили мой адрес, а я им давал свой адрес. Многие давали свои адреса, и я брал с удовольствием их адреса. Многие мне предлагали подарки, но я сказал: «Только, прошу вас, без этого». Многие меня фотографировали, со многими я фотографировался, многие мне предлагали ехать сейчас же с ними, но бабушку я не мог оставить. Я ведь не предупредил ее!

Потом я увидел горящий дом. Он горел вовсю. А дыму было сколько угодно. «Вперед! — сказал я сам себе. — Непременно там кто-нибудь есть!»

Кругом меня падали балки. Несколько балок упало сзади меня, а несколько — впереди. Несколько балок упало сбоку. Одна балка упала мне на плечо. Две или три балки упали с другого бока. Пять балок упало мне прямо на голову. Несколько балок еще где-то упало. Но я не обращал внимания. Я рыскал по всему дому. Но никого, кроме кошки, там не было. Я выбежал с кошкой на улицу. Хозяева дома были тут. В руках они держали арбузы. «Спасибо за Мурку, — сказали они. — Мы только что из продмага». Они дали мне один арбуз. Потом все тушили дом...

Потом я увидел старушку. Она переходила улицу. Я сейчас же пошел ей навстречу. «Разрешите, пожалуйста, — сказал я, — перевести вас на другую сторону». Я перевел ее на ту сторону и вернулся обратно. Подошли еще старушки. Их тоже я перевел на ту сторону. Некоторым старушкам не нужно было на ту сторону. Но я говорил: «Пожалуйста, я переведу вас туда и обратно. И вы снова будете на этой стороне».

Они все говорили мне: «Если б не ты, мы не перешли бы». А я говорил: «Для меня это пара пустяков».

Две или три старушки не хотели переходить. Они просто сидели на лавочке. И смотрели на ту сторону. Когда я спросил, не нужно ли им на ту сторону, они сказали: «Нам туда не нужно». А когда я сказал, почему бы им не прогуляться, они сказали: «Действительно, почему бы нам не прогуляться?»

Я их всех перевел на ту сторону. Они там сели на лавочку. Обратно они не хотели идти. Как я их ни упрашивал».

Клим много всего написал. Он был очень доволен своим письмом. И отправил письмо по почте.

Потом лето кончилось. Начались занятия.

На уроке Анна Петровна сказала:

— Очень многие написали мне письма. Хорошие, интересные письма. Некоторые вам прочту.

«Сейчас начнется, — думал Клим. — В моем письме много геройских поступков. Все будут хвалить меня и восхищаться».

Анна Петровна прочла много писем.

А его письма не прочла.

«Ну, тут все ясно, — подумал Клим. — письмо в газету отправили. Там его напечатают. Может быть, будет мой портрет. Все скажут: «Ой, это он! Смотрите!» А я скажу: «Ну и что же? Для меня это пара пустяков».

Виктор Голявкин «В шкафу»

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щелочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все ушли домой и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идет кто-то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тетю Нюшу, уборщицу. Я обрадовался, кричу:

— Тетя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь? Ушла тетя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет. Есть, — сказала тетя Нюша.

— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал еще раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я... Цыпкин...

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли... Я не забрался...

— Гм... Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу...

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю...

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тетя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щелку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! До чего доводит шалость! Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне захотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает!

Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое...

Как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мучение! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой...

— Ну сиди, скоро откроют...

— Я сижу...

— Так... — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

— Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тетя Нюша сказала:

— Ключ унес староста класса.

— Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом.

Я боялся, что шкаф упадет, и заплакал.

Руками уперся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно также стоять.

— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.

Я не сдвинулся с места. Мне было страшно.

— Почему он стоит? — спросил директор. Меня вытащили из шкафа.

Я все время молчал. Я не знал, что сказать. Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом...

Виктор Голявкин «Как я всех обмануть хотел»

Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я все-таки расскажу.

Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был не настоящий. Это я промокашку под щеку подсунул, вот щека и раздулась. И вдобавок гримасу состроил — вот, мол, как зуб у меня болит! И мычу слегка; это я все нарочно сделал, чтоб урок не спросили.

И Анна Петровна поверила мне. И ребята поверили. Все жалели меня, переживали. А я делал вид, что мне очень больно. Анна Петровна сказала:

— Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.

Но мне домой совсем не хотелось. Языком промокашку во рту катаю и думаю: «Здорово обманул я всех!»

Вдруг Танька Ведеркина как заорет:

— Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!

Леонид Каминский «Три желания второклассника Вити»

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка — это самая высокая отметка.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

— Это безобразие! — сказал папа. — Где пятерки? Или четверки? Или хотя бы тройки?! Если ты будешь так учиться, то скоро станешь не только второклассником, но и второгодником!

— Ах, — сказала мама, — если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал к аквариуму посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая и сверкала золотой чешуей.

«Неужели волшебная золотая рыбка?» — подумал Витя.

— Да, — сказала золотая рыбка, — ты угадал: я действительно волшебная. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

— Хорошо, — сказала золотая рыбка, — нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Анна Петровна спросила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять».

А через день Витя пришел домой грустный.

— Что случилось? — спросила золотая рыбка.

— Опять двойку заработал, — ответил Витя. — Учительница спросила, сколько ног у осьминога, и я сказал — пять. А надо было — восемь.

— Понимаю, — сказала золотая рыбка, — твое второе желание — научиться считать до восьми?

— Ага, — ответил Витя.

— Ладно, так и будет, — пообещала рыбка.

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

— Я знаю, что случилось, — сказала рыбка. — Наверно, Анна Петровна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил — восемь?

— Да, — удивленно ответил Витя. — А ты откуда знаешь?

— А ты разве забыл, что я волшебная? — ответила золотая рыбка. — Ну что же, теперь ты попросишь выполнить твое третье желание — научиться считать до сорока?

— Ага, — сказал Витя.

— Нет, — возразила рыбка, — это бесполезно. Например, завтра учительница спросит, сколько минут в часе, и ты ответишь: «Сорок».

— А сколько надо? — спросил Витя.

— Шестьдесят. Или спросит у тебя, сколько дней в году, и ты опять скажешь «Сорок». А на самом деле — триста шестьдесят пять.

— Да, — вздохнул Витя, — оказывается, на свете столько разных чисел! Тогда исполни мое третье желание. Сделай так, чтобы я знал все числа. Все-все, какие только существуют!

— Попробую, — ответила золотая рыбка, — хотя это очень трудно. Но у меня одно условие — с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

— Попробую, — сказал Витя, — хотя это очень трудно...

Прошла неделя, и Витя стал получать одни пятерки. Он превратился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математику. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Академиком по Числам. Еще бы — ведь никто, кроме него, не знает все числа. Даже учительница Анна Петровна.

Леонид Каминский «Чего только не случилось!»

— Людмила Аркадьевна, можно войти?

— Входи, Сережкин!

— Я опоздал.

— Об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй!

— Здрасте.

— Во-вторых, объясни-ка нам: что случилось?

— Ой, чего только не случилось! Сначала испортились часы.

— Остановились, что ли?

— Нет, просто часовая стрелка стала двигаться против часовой стрелки. А минутная — против минутной. И поэтому я не мог узнать, который час. Но потом все же узнал.

— Каким образом?

— Очень просто: по телефону. Набрал «ноль восемь», а они и говорят: «Уже полдевятого!» Я говорю: «Правда?» А они отвечают: «Ага!»

— Я понял, что опаздываю, быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю: маляры выкрасили всю лестницу зеленой краской. И табличку повесили: «Проход временно закрыт». Это, значит, пока не высохнет. Что делать? Пришлось всем жильцам спускаться по водосточной трубе.

— И тебе тоже?

— И мне тоже. Я быстро спустился с пятого этажа, выбежал на улицу: что такое! На ту сторону никак не перейти, всю улицу перекрыли.

— Неужели тоже выкрасили зеленой краской?

— Нет, что вы! Просто оказалось, что по проезжей части вели жирафу, поэтому все движение остановилось.

— Куда же вели эту жирафу?

— Не знаю. Наверное, в зоопарк. Или в цирк.

— Или на киносъемку?

— Или на киносъемку. В общем, пришлось ждать. Ну, а потом я побежал в школу, потому что больше ничего не случилось.

— Так. Очень удивительная история. А теперь сознайся, Сережкин: есть ли хоть два слова правды из того, что ты нам сейчас рассказал?

— Два слова есть...

— Какие же это слова?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх