Формы информационного противодействия и средства контрпропаганды. О руководстве контрпропагандой в армии и на флоте

В данной главе предпринята попытка показать цель, основные задачи, порядок организации и планирования информационно-пропагандисткой работы, ее место и роль в области обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Цели, задачи и порядок организации информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Информационно-пропагандисткая работа личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется с 1993 года. Она является важнейшим фактором воздействия на все категории личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, задающим направление всей воспитательной работы в воинских подразделениях.

Общее руководство информационно-пропагандисткой работой в подразделении, части возложено на командира, а ее непосредственная организация - на заместителя по воспитательной работе. Офицер несет ответственность за планирование, методическое обеспечение информационно-пропагандисткой работы, организует и проводит подбор, расстановку и обучение руководителей групп, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию учебных групп, разрабатывает методические материалы и методику применения технических средств обучения и воспитания в ходе занятий.

В Руководстве по организации информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации подчеркивается: «Информационно-пропагандисткая работа является одним из основных предметом обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания» Руководство по организации информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 170 (2005 г.) - п. 1..

Поэтому информационно-пропагандисткой работе уделяется особое внимание и отводится около 50 % от общего количества учебного времени. Это является прямым свидетельством того, что информационно-пропагандисткая работа играет важную роль в обучении и воспитании личного состава.

Информационно-пропагандисткая работа проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск (сил) Руководство по организации информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 170 (2005 г.) - п. 2.

В ходе занятий по информационно-пропагандисткой работы основное внимание уделяется изучению военнослужащими вопросов отечественной истории, традиций Российской армии и флота, проблем государственного и военного строительства, законодательства Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, военной педагогики и психологии, практики обучения и воспитания личного состава.

Цель информационно-пропагандисткой работы заключается в разъяснении в Вооруженных Силах государственной политики в области обеспечения военной безопасности страны, формировании у личного состава осознанной готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооружённым Силам, своему виду войск, соединению, части, а также совершенствовании психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.

Достижение целей информационно-пропагандисткой работы предполагает последовательное решение ряда учебно-воспитательных задач.

Основными задачами информационно-пропагандисткой работы являются:

а) в области обучения личного состава:

§ вооружение военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооружённой защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;

§ формирование у военнослужащих умения и навыков анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооружённых конфликтов, умения аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооружённых Сил;

§ совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений командиров, необходимых в практической деятельности по руководству воинскими коллективами;

б) в области воспитания военнослужащих:

§ формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций её вооружённых защитников;

§ воспитание у военнослужащих уважения к Конституции и законам Российской Федерации, сознательного отношения к исполнению воинского долга, требований Военной Присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личной ответственности за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач;

§ развитие у воинов стремления к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению военно-боевых задач, повышение профессионального мастерства, формирование морально-психологической готовности к решительным действиям в боевой обстановке;

§ формирование у командиров осознанной потребности в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчинённым См.: Методика организации и проведения информационно-пропагандисткой работы в полку (на корабле) / Под общ. ред. А.Н. Калиты? М.: Изд-во «Русь-РКБ», 1998. ? С. 4-5..

Условием успешного решения всей совокупности постановленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и чёткая организация и функционирование всех звеньев системы информационно-пропагандисткой работы. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.

Основными документами, определяющими организацию и проведение информационно-пропагандисткой работы в Вооружённых Силах, являются:

· Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2005г. № 170 «Об организации информационно-пропагандисткой работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» (см. прил. 1);

· типовые учебные планы информационно-пропагандисткой работы личного состава Вооружённых Сил РФ на очередной учебный год (см. прил.2).

На основе указанных выше документов в части (подразделении) разрабатываются:

1. приказ об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения, в котором определяются:

Задачи информационно-пропагандисткой работы на период обучения;

Состав учебных групп, их руководители (заместители руководителя) и помощники;

Время и места проведения занятий по информационно-пропагандисткой работы;

Дни и время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями информационно-пропагандисткой работы, а также должностные лица, отвечающие за их проведение;

Порядок выделения руководителям служебного времени для подготовки к занятиям;

Офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по информационно-пропагандисткой работы.

К приказу прилагаются календарные учебные планы информационно-пропагандисткой работы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала полка.

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями информационно-пропагандисткой работы.

3. График проведения показных занятий для руководителей информационно-пропагандисткой работы полка.

4. График участия руководящего состава в проведении занятий информационно-пропагандисткой работы (разрабатывается ежемесячно).

5. График контроля учебных занятий в подразделениях полка (разрабатывается ежемесячно).

6. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий (см. прил.3), донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию информационно-пропагандисткой работы личного состава, издаваемых в течение учебного года (периода обучения) См.: Методика организации и проведения информационно-пропагандисткой работы в полку (на корабле) / Под общ. ред. А.Н. Калиты? С. 8-9..

В каждом воинском подразделении должны быть в наличии и своевременно разрабатываться:

1. Выписка из приказа командира части об организации информационно-пропагандисткой работы на период обучения и учебные планы в части касающейся.

2. Расписание занятий.

3. Раздел информационно-пропагандисткой работы в журнале боевой подготовки.

4. График проведения показных занятий для руководителей информационно-пропагандисткой работы подразделения.

5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты) проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым темам.

Таким образом, информационно-пропагандисткая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации является одним из основных предметов обучения личного состава и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и этического воспитания.

Планирование, учебное и информационно-методическое обеспечение информационно-пропагандисткой работы в Вооруженных

Силах Российской Федерации.

Планирование информационно-пропагандисткой работы осуществляется на учебный год (период обучения) в соответствии с указаниями и учебными планами, разработанными Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основе учебных планов с учетом указаний вышестоящих органов воспитательной работы, а также установленного на год (период обучения) объема учебных часов, в воинских частях (на кораблях), в ВВУЗах, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации разрабатываются календарные учебные планы по информационно-пропагандисткой работы. Календарные учебные планы утверждаются соответствующими командирами (начальниками) и включаются отдельным разделом в план профессионально-должностной, командирской (боевой) подготовки.

Выделяемый резерв учебного времени используется в течение учебного года (периода обучения) для изучения текущего законодательства, материалов по актуальным вопросам государственного и военного строительства, проблемам обучения и воспитания военнослужащих, поддержания правопорядка и воинской дисциплины.

Порядок и нормы использования резерва учебного времени в подчиненных войсках (силах) устанавливаются органами воспитательной работы видов и родов войск Вооруженных Сил Российский Федерации, военных округов, объединений и им равных.

Занятия по информационно-пропагандисткой работе с офицерами соединений, воинских частей, подразделений, военных комиссариатов планируются и проводятся из расчета 6 учебных часов в месяц, в том числе 3 часа в дни командирской подготовки. Группы информационно-пропагандисткой работы офицерского состава, как правило, должны соответствовать группам профессионально-должностной и командирской подготовки. От плановых занятий освобождаются руководители учебных групп информационно-пропагандисткой работы.

Занятия с прапорщиками проводятся еженедельно по 2 часа в утреннее время в дни, установленные приказом командира воинской части. Группы прапорщиков создаются в масштабе воинской части. Занятия с солдатами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по контракту, проводятся еженедельно по 2 часа в утреннее время в дни, установленные приказом командира воинской части.

Занятия по информационно-пропагандисткой работе с солдатами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по призыву, проводятся в течение всего учебного года два раза в неделю по 2 часа в утреннее время.

В воинских частях кадра могут создаваться учебные группы информационно-пропагандисткой работы соответствующих категорий военнослужащих, состоящие из нескольких структурных подразделений и служб. Количество слушателей в группе не должно превышать 25-30 человек. Запрещается объединение учебных групп рядового и сержантского состава, за исключением проведения занятий


Информационное противодействие - специальные комплексные контрмероприятия направленные, на упреждение, профилактику, опережение, и защиту от деструктивных замыслов противника, на разум человека принимающего управленческие решения. Действия, направленные на защиту собственного военного и гражданского киберпространство для достижения приоритета и удержание его в информационной сфере. Доминирующей целью операций по информационному противодействию является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. Цель достигается за счет физической защиты объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащенности, стратегической маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радио электронной борьбой.
На наш взгляд, основными составляющими частями информационного противодействия и нейтрализации сил вероятного противника следует считать интегрируемые воедино, ранее
считавшиеся самостоятельными, следующие виды негласной информационно-разведывательной деятельности системы национальной безопасности России: информационную разведку; аналитическую разведку; радиоэлектронную борьбу (РЭБ); космическую разведку; ударно-стратегическую разведку; активные средства подавления и уничтожения стратегически важных информационных структур вероятного противника; единый информационно-ударный комплекс России (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет); информационные комплексы, аналитические структуры, силы и средства специальной разведки и контрразведки, органы проникающей пропаганды Совета безопасности, Министерства обороны, МВД, ГТК, ФСО, ФСБ, СВР, ГРУ, МИД, НЦБ Интерпол, Финансовая разведка Мин. Финансов предлагаем название (служба финансового мониторинга, оценок и оперативных разработок).

Еще по теме Информационное противодействие:

  1. Противодействие ограничивающим конкуренцию СОГЛАШЕНИЯМ И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  3. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

Основные принципы контрпропаганды базируются на тех же психологических особенностях людей, что и принципы пропаганды, рассмотренные нами в предыдущем разделе. В то же время, контрпропаганда, как часть общей стратегии управления общественным сознанием, имеет свои специфические особенности.

Одна из главных таких особенностей заключается в том, что контрпропаганда подразумевает наличие априорной информации о целевой аудитории. Если задача по пропаганде какой-либо идеи ставится, как правило, применительно к широкой социальной группе, то целевая аудитория контрпропаганды значительно уже, ибо определяется сущностью тех идей, которые требуется нейтрализовать. И дело здесь не только в том, что, например, пропаганда антикоммунизма (т. е. контрпропаганда) бессмысленна в среде буржуазии, а антиреклама магазина подростковой одежды – в обществе пенсионеров. Дело в том, что имея информацию о нейтрализуемых идеях, можно довольно точно вычислить так называемые дивергентные группы, т. е. такие социальные группы, которые являются явными, или потенциальными, генераторами данных идей.

После того, как дивергентные группы вычислены, для субъектов этих групп создаются такие условия, в которых:

а) Крайне затруднен процесс эволюции каких-либо устойчивых идей.
б) Отсутствует какой-либо конструктивный обмен идеями между субъектами группы и, особенно, между субъектами группы и представителями внешних групп.

Первая задача решается через шизофренизацию сознания и привитие фактоориентированного мышления, вместо системоориентированного. На деле это достигается внедрением особой, шизофренической, культуры, основанной на ускоренных информационных потоках, когда мозг успевает запомнить информацию, но не обдумать ее. Кроме того, в образовании делается упор на изучение самих фактов, а не вопросов влияния этих фактов на различные аспекты действительности.
Вторая задача решается через изоляцию указанных групп от мейнстримовых информационных потоков с тем, чтобы степень их идейного влияния на общество была минимальной. Ситуация здесь аналогична тому, как если бы руководство химического завода, на котором из-за аварии произошли вредные выбросы, старалось бы не допустить попадания этих выбросов в реку. В нашем случае, с целью уменьшения выбросов вредных идей, дивергентные группы маргинализуются, а генерируемые ими идеи вытесняются в андеграунд, где они безопасны и не приносят ощутимого вреда. Достигается это с помощью современных технологий разрушения социальных сообществ, которые мы рассмотрим далее.



Если мы взглянем на современное информационное общество, то увидим, что описанные процессы шизофренизации особенно сильны среди двух пересекающихся социальных групп – молодежи и интеллигенции. В то же время люди старшего поколения, синие воротнички, представители традиционного общества, подвержены влиянию упомянутых факторов в значительно меньшей степени. Отчасти сие, конечно, объясняется разностью в образе жизни данных групп. Но, в то же время, нельзя не отметить, что есть и общая стратегия воздействия на эти активные и инноваторские части общества со стороны правящих классов. Выражается эта стратегия в трансформации образования (качественное системное образование становится доступным только для детей элиты), разрушении массовой культуры (четкое разделение на элитарную культуру, коммерческий мейнстрим и андеграунд), создании полностью изолированных субкультур. Подобные тенденции говорят о том, что манипуляторы сознанием и политтехнологи научились работать с социально опасными дивергентными группами, управляя их протестной активностью и направляя ее в безопасное русло.

Типы контрпропаганды.

Как уже было сказано, контрпропаганда ставит своей целью разрушение нежелательных информационных сущностей и их сокрытие от целевой аудитории. Это можно сделать двумя основными способами:

1.Цензура. Крайний способ контрпропаганды – прямая цензура, когда автору вредного сообщения просто затыкают рот. Типичный пример: менты скручивают “несогласного” с плакатом неугодного властям содержания. Цензура хорошо подходит для традиционных СМИ, таких как газеты, радио и телевидение. Неправильную передачу можно закрыть, своевольного ведущего – уволить, ненужный кусок текста из статьи можно просто вырезать. Этот тип контрпропаганды осуществляют главные редактора СМИ, отбирающие только удобные для владельцев данного СМИ новости и дающие слово только тем, кто говорит выгодные оным владельцам вещи.

2.Прямая контрпропаганда. В “демократическом” обществе прямая цензура не может использоваться на всю катушку, а значит, не эффективна. Поэтому, для борьбы с нежелательными идеями используется непосредственная (классическая) контрпропаганда, которая заключается в густом замешивании оных идей с разнообразными нечистотами. Эффект непосредственной контрпропаганды основан на том, что если человек говорит, а в него летят куски дерьма, то вникать в его идеи будет непросто, да и мало кто захочет это делать.

3.Неявная контрпропаганда. В отличие от прямой контрпропаганды и цензуры, она направлена не на само содержащие вредную идею сообщение, а на то, чтобы потребитель не смог эту идею из сообщения извлечь. Спектр инструментальных средств неявной контрпропаганды чрезвычайно широк, а достигаемый при грамотном сочетании различных инструментов эффект многократно превосходит результаты, получаемые только за счет прямых методов. Наиболее распространенным примером неявной контрпропаганды может служить управление вниманием аудитории, которая часто пропускает мимо ушей то или иное сообщение, отвлекаясь на другие, менее важные, но, тем не менее, активно обсуждаемые. Высший пилотаж – манипуляция дискурсом, когда публика вообще теряет способность понимать определенные вещи. Это достигается путем внедрения ей в мозг такого логико-лингвистического аппарата, в котором данные вещи просто нельзя выразить, а через это и воспринять. Но, об этом чуть позже, а пока рассмотрим основные достоинства и недостатки перечисленных типов контрпропаганды.

Цензура и непосредственная контрпропаганда активно применялись в СССР для пресечения проникновения буржуазных идей в сознание советских граждан. Тем не менее, они не помогли, ибо имеют один фундаментальный недостаток. Чтобы его проиллюстрировать, воспользуемся следующей аналогией из радиотехники: у нас есть приемники содержащего информацию сигнала, которые мы хотим оградить от приема нежелательной информации. Напрашивающийся способ сделать это – ослаблять сигнал от вражеских передатчиков так, чтобы он тонул в “белом шуме” и наши приемники не могли его оттуда извлечь. но проблема в том, что мы таким путем подавляем лишь сигнал, несущий информацию, а не саму информацию. Ибо, если приемник имеет настроенный полосовой фильтр и усилитель, то информация из шума будет извлечена, вопрос лишь во времени накопления и обработки сигнала. Так же и с советской контрпропагандой: запрещая явную прозападную агитацию и критику существующего строя, партийные функционеры ничего не могли поделать со скрытыми идеями, содержащимися в текстах и произведениях советских интеллигентов. Умеющий читать между строк читатель отлично понимал, что ему хотели сказать, а попытки цензоров усилить зоркость приводили лишь к паранойе, при которой даже детский стишок Чуковского “Тараканище” казался антисоветской агиткой. В то же время, цензура и прямая контрпропаганда имели одно существенное достоинство, заключающееся в том, что они являлись чистыми методами, т. е. удовлетворяли принципу “не навреди” по отношению к охраняемой главенствующей идеологии.

Значительно более агрессивной, опасной, а вместе с тем и действенной, является неявная контрпропаганда, направленная на сам процесс восприятия нежелательной информации. Если мы применим вышеописанную аналогию с приемом радиосигнала, то неявную контрпропаганду можно сравнить с применением активных коррелированных помех, которые способны не только лишить сигнал информационной составляющей, исказив его, но и расстроить частотный контур приемника, переориентировав его на прием ложного сигнала. Главным преимуществом такой стратегии является ее эффективность для разрушения нежелательных для восприятия людьми идей и сохранения, таким образом, идеологических монополий. Основная проблема такой контрпропаганды является обратной стороной ее силы и заключается в том, что из-за нее неизбежно страдает и охраняемая идеология. Поскольку “хорошие” сигналы, которые несут правильные идеи, тоже будут искажаться и страдать от действия активных помех. То, что в Советском Союзе преобладала именно первые два типа контрпропаганды, отчасти связано с тем, что советская идеология по своей природе не была буржуазной. И информационная война, которую вели советские коммунисты, была направлена не на разрушение вражеских идей, и не на сокрытие информации, а на защиту собственной идеологии в условиях свободы мысли и знания. Описывая приемы контрпропаганды, мы не будем рассматривать те из них, что относятся к прямой цензуре, поскольку они просты, очевидны и уже упомянуты нами. Поэтому, перейдем сразу к методам явной контрпропаганды.

Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!».

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.



Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

«Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

«Перенос неодобрения» - формирует у избирателей негативное отношение к определённому кандидату с помощью демонстрации в СМИ тех групп лиц, которые поддерживают данного кандидата, но вызывают у электората такие чувства, как отвращение, страх, неприязнь. Например, поход проституток по Тверской улице в поддержку «их клиента» С. Кириенко или демонстрации геев в Красноярске в поддержку «настоящего мужика» А. Лебедя. Таким образом, неодобрения переносится и на соответствующего кандидата.

«Перенос негативного образа» - проекция негативных качеств человека или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей на другого человека или идею с целью их дискредитации. Например, во время избирательной кампании 1986 г. во Франции социалисты выпустили плакат с изображением волка с длинными зубами и надписью: «А почему, милые правые, у вас такие большие зубы?».

«Метод «юридической безопасности» используется при проталкивании непроверенной информации. Чтобы обезопасить себя от судебных преследований, в таком случае при подаче информации используются слова: по слухам, видимо, по версии, по предположению и т.п. Информация при использовании подобных слов приобретает предположительный характер, и осудить автора за клевету становится сложно. Избиратель дополнительные слова, как правило, забывает и предполагаемое событие воспринимает или запоминает как реальное.

«Общественное неодобрение» . Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий кандидата со стороны общественного мнения. Осуществляется подбором различных высказываний групп влияния, «представителей» различных слоёв населения, соответствующих данных социологических опросов и т.п. Применялся против депутатов от КПРФ А. Макашова и В. Илюхина после их «антисемитских» высказываний в 1998 году.

«Имитационная дезинформация» состоит во внесении изменений в пропаганду противника, которые придают ей иное направление и содержание, снижают доверие к ней, создают негативный образ. В качестве примера можно привести выпуск листовки с избирательной программой и дизайном конкурентов, однако «программа» содержит положения, неприемлемые для электората.

«Пугающие темы и сообщения» являются одними из самых эффективных способов психологического воздействия на потенциальных избирателей. Цель - представить избрание того или иного кандидата в качестве угрозы для жизни, безопасности и благосостояния граждан и т.д. Например, во время президентских выборов 1996 г. в России против лидера КПРФ Г. Зюганова использовались листовки со слоганом: «Купи еды в последний раз!».

«Смещение по семантическому полю» представляет скачок из «за» в «против». Пример: профашистский «Саюдис» в Литве подавал свою деятельность как защиту от русского Интерфронта, который, мол, борется не за права русских в Литве, а против литовцев.

«Контрастная пропаганда» - тенденциозный подбор фактов, сведений, образов, на фоне которых оценка определённых элементов имиджа принимает необходимый оттенок. Такого рода подбор осуществляется на макроуровне - уровне идей и тем, обсуждаемых в СМИ. Например, в России достаточно распространены ссылки на опыт других стран, после чего производится сравнение с ситуацией в своей стране. Осуществляя таким образом подбор этих ссылок, в сознании избирателей можно сформировать представления о неправильности тех или иных действий конкурента, их несоответствии мировой практике.

Использование слухов . Слухи представляют собой специфический метод наступательной контрпропаганды. Основные особенности этого метода - анонимность и «не пересекаемость» его тем с темами СМИ. Использование слухов является очень эффективным методом психологического воздействия на избирателей и может существенно усилить те или иные латентные стереотипы и представления электората.

От наступательной контрпропаганды перейдем к оборонительной . Оборонительная контрпропаганда является классической контрпропагандой, её главная задача - противодействие подрывной пропаганде противника. Рассмотрим её основные приёмы (методы):

«Прямое опровержение» . Метод состоит в прямом опровержении различных пунктов пропаганды соперника. Без дополнительных мероприятий редко бывает эффективен. Прежде всего, это связано с психологическими особенностями восприятия человека: разрушить создавшийся стереотип гораздо сложнее, чем создать новый.

«Игнорирование» . Метод заключается в намеренном игнорировании тех или иных тем пропаганды противника. Базируется на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху», приносит больший ущерб по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Метод бывает достаточно эффективен, особенно в случае незначительности темы пропаганды противника или недостатка его ресурсов.

«Отвлекающая пропаганда» состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с основных тем пропаганды противника на другие темы. Они могут быть связаны с избирательной кампанией, противостоящим соперником, а также могут быть и произвольными темами, представляющими интерес для общественного мнения. Метод обладает достаточно высокой эффективностью.

«Уменьшение значимости темы» - перенос акцентов на элементы какой-либо темы, обладающие «меньшей негативностью», кратком затрагивании и «неупоминании» данной темы и т.д. Как правило, используется в сочетании с методом «Отвлекающая пропаганда».

«Превентивная пропаганда» состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована пропагандой противника - с изменёнными и смягчёнными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме. В избирательных кампаниях нередко используется с развитием темы о возможных провокациях, использованием «нечестных методов со стороны конкурентов», выдвижением аналогичных обвинений, которые предполагала использовать пропаганда другой стороны и т.д. Это приводит к снижению общего уровня доверия к любой информации, в том числе негативной. Встречаются случаи выдвижения очевидно надуманных обвинений в адрес кандидата с последующим широким опровержением этих обвинений. Например, в ходе избирательной кампании в одном из регионов РФ якобы со стороны одного из кандидатов было выдвинуто обвинение в присвоении средств другим кандидатом, а затем обеспечено широкое опровержение, связанное с отсутствием данной формы кредита в банковской практике. Применение этого приёма позволило нейтрализовать контрпропаганду конкурентов, основанную на аналогичном факте присвоении кредитов, но обладавших значительно большей достоверностью.

Использование контрслухов . В силу специфических особенностей слухов в качестве противодействия им одним из наиболее эффективных методов является использование соответствующих контрслухов.

Использование эвфемизмов - метод «приклеивания ярлыков» наоборот. Состоит в замене эмоционально окрашенных слов менее эмоциональными или менее понятными словами. Например, вместо журналистского заголовка «воровство государственных денег» используется выражение «не целевое использование бюджетных средств».

«Смена приоритетности сообщений» . Пример: объявляется, что, придя к власти, оппонент разгонит местный союз ветеранов. Подобное высказывание должно иметь место в устах его «активного сторонника».

«Усиленная выдача информации, не соответствующей истине» . Пример: для того, чтобы помешать ведению пресс-конференции, объявляется, что на ней будут обсуждаться вопросы антисемитизма. В результате все вопросы сопернику будут только на эту тему.

«Нарушение процессов выдачи информации» . Пример: журналисты получают неверную информацию о времени посещения соперником тех или иных мероприятий.

Политический маркетинг

В известном смысле политика представляет собой рынок , где происходит обмен политических идей и программ на политическую поддержку их авторов и проводников.

В роли «продавцов» выступают политические лидеры, элита, политические партии, движения; в роли «покупателя» – граждане (избиратели, рядовые члены партий, участники движений).

Элементами политического рынка являются:

Договорная свобода участников;

Политическая конкуренция;

Политический рынок есть способ выявления потребностей его участников на основе информации о том, что может быть воспринято как ожидания и в какой степени эти ожидания реализуемы .

В отличие от экономического рынка, на политическом рынке действия участников обмена ценностно обусловлены, идеологически окрашены и в целом – социально значимы. Целью принятия политических решений является общее благо, персональная ответственность не поддается точному учету: коллективные решения принимаются под влиянием партии, движения. Выборы какого-либо конкретного «товара» на политическом рынке исключает возможность выбора другого «товара». В политике индивид вынужден отказываться от личных благ и побуждений в угоду общественному благу.

Интеграция разнородных интересов различных групп достигается посредством использования политических технологий .

Политическая технология – это система приемов и способов эффективного воздействия на население, рассчитанных на достижение как немедленного локального результата (тактика), так и глобальных целей (стратегия).

Одной из разновидностей политических технологий является политический маркетинг – основанная на изучение политического рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан. Впервые политический маркетинг был применен в США в 1952 г., в избирательной кампании президента Д. Эйзенхауэра.

Маркетинговая стратегия применяется при решении задач:

Проникновения на политический рынок;

Актуализации на политическом рынке нового политического лидера;

Вывода с политического рынка непопулярного политика.

Наряду с заимствованием методов исследования рынка советники по маркетингу адаптировали и стали применять в политической сфере теорию позиционирования, рекламу, театрализованные представления (собрания), дизайн и др.

Политический маркетинг представляет собой технологии осуществления любой политической кампании.

По набору средств и методов политический маркетинг может быть конверсионным, стимулирующим, развивающим; похарактеру воздействия – наступательным, оборонительным, выжидательным, поддерживающим, противодействующим.

Маркетинг любой политической кампании включает в себя ряд стадий .

Напервой стадии изучается конъюнктура политического рынка:

Выявляются настроения и ожидания различных групп населения;

Определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.

Навторой стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:

Ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;

Просчитываются вероятные результаты;

Выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.

На третьей стадии происходит «продвижение товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок. Оно сопровождается пропагандой, формирующей у общества стойкий позитивный интерес к целям кампании.

Сущность маркетинга избирательной компании состоит в изучении конъюнктуры политического рынка в пределах своего избирательного округа: в выявлении наиболее актуальных проблем и соотношения различных социальных интересов.

Назначение избирательного маркетинга состоит в оказании помощи кандидатам и политическим партиям для разработки и проведения эффективной избирательной кампании.

Лучше всего избирательный маркетинг разработан в США. Здесь ему присущи подлинный торгово-конкурентный дух, прагматическая основа, ориентация на выигрыш, центральное значение личности (кандидата). Европейский избирательный маркетинг основан больше на партийности, идеологичности.

Маркетинговая стратегия избирательных компаний опирается на пошаговую технологию.

Первая (предварительная) стадия начинается за 1 год до выборов – на ней формируется «штаб» избирательной кампании. Цель первого этапа – получение информации, необходимой для планирования стратегии и тактики избирательной кампании. Для реализации этой цели проводится маркетинговое исследование. Анализу подвергаются результаты прошлых выборов (устойчивые политические предпочтения избирателей, уровень избирательной активности и характер её связи с социальными, экономическими, демографическими особенностями населения округа). Затем изучается избирательная статистика (сведения о зарегистрированных избирателях, уже проголосовавших, информация о распределении голосов).

Вторая (основная) стадия начинается за полгода до выборов и распадается на два этапа. На первом этапе определяютсястратегия и стиль избирательной кампании (определение ценностной, проблемной, поведенческой и мотивационной типологии избирателей; выявление образа «идеального кандидата»; сегментация целевых групп избирателей для направленного целевого воздействия на каждую группу; определение позиций оппонентов). На втором этапе разрабатывается план рекламной кампании, выбираются наиболее эффективные средства политического воздействия на избирателей, организуются теледебаты, встречи с избирателями, распространение листовок, брошюр, писем, приглашений.

Кандидату следует провести «самоисследование » по следующим параметрам:

1) «продукт» (кто Вы, Ваши умения, квалификация, стиль отношений);

2) «цена» (Ваши возможности в решении конкретных проблем);

3) «место» (Ваши политические и идеологические предпочтения);

5) «восприятие» (Ваш социальный имидж);

6) «продвижение» (оценка Ваших перспектив на политическом рынке в ходе избирательной кампании).

Третья (заключительная) стадия осуществляется в день выборов. Её цель состоит в обеспечении постепенного выхода кандидата или политической партии из предвыборной кампании, в анализе и оценке эффективности её проведения.

Маркетинговые исследования предшествуют и другим политическим кампаниям – принятию законов, изменению структуры властных институтов, перераспределению властных полномочий, реформированию общественной системы и др.

В любом случае составляющими политического маркетинга являются:

- определение целей политической кампании;

- исследование политического рынка: сбор политической информации (сведений о численности и социально-групповых характеристик сторонников и противников кампании); сбор качественной информации (выявление актуальных социальных проблем, электоральных предпочтений граждан, степени доверия);

- сегментирование политического рынка (выделение одинаково ведущих себя групп населения, либо по степени заинтересованных, либо по социальным, имущественным, профессиональным, демографическим, территориально-поселенческим, идеологическим и другим признакам);

- позиционирование (определение тех сегментов политического рынка, на которые будет оказываться воздействие);

- формирование имиджа (специально создаваемого образа политика;

Р.-Ж. Шварценбергер выделяет 4 типа имиджей политического лидера: «Спаситель Отечества», «Отец нации», «Обаятельный лидер», «Свойский мужик»);

Осуществление комплекса коммуникативных мероприятий (выработка политического лозунга , выбор каналов и средств коммуникации - телевидение, радио, личные встречи с населением, плакаты, рекламные щиты, листовки, сувениры с политической символикой и т. д.).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх