Проект по теме вымершие животные. Проектная работа по биологии«Защита вымирающих животных

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48»

Им. Р.М.Каменева

Исследовательская работа

по окружающему миру

«Исчезнувшие животные»

Выполнила: Дементьева Мария,

ученица 3 - В класса

Руководитель: Слепухова Н.В..,

учитель начальных классов

г.Курск

2016-2017 учебный год

Введение …………………………………………………………………………………………………… с.3

Основная часть

1.Значение животных в жизни человека……………………………………………………с.4

2.Результаты исследования………………………………………………………………………. с.4

3. Животные, занесенные в Чёрную книгу………………………………………………. с.5

Заключение ………………………………………………………………………………………………. с.17

Список литературы …………………………………………………………………………………. с.19

Введение.

Очень красива наша Земля! А на ней - великое множество самых разных животных и растений! И все они удивительны и неповторимы. Люди на протяжении тысячелетий видели эту красоту и восхищались ею как чудом.

На уроках окружающего мира я узнала, что некоторые животные и растения навсегда исчезли с лица Земли, другие могут скоро исчезнуть. Их названия заносят в Красную книгу. Меня это очень встревожило, и я решила узнать, почему это происходит и кто виноват в их гибели. А что люди делают для того, чтобы сохранить красоту родной планеты?

Актуальность:

    Исчезновение редких видов животных

    Факторы, приводящие к их вымиранию

    Какую роль играет человек в исчезновении редких животных

    Вред, наносимый экологии, в результате их гибели.

Цели и задачи исследования:

    Показать роль человека в исчезновении многих животных

    Познакомиться с теми животными, которые занесены в «Чёрную книгу»

    Воспитать активную позицию человека в охране природы.

    Научиться сопереживать по отношению к вымирающим и редким видам животным.

Чтобы ответить на эти вопросы, я изучила специальную литературу и обратилась к интернету.

В своей работе я придерживалась следующей гипотезы:

Если бы человек разумнее относился к окружающей природе, то удалось бы сохранить многие редкие виды животных.

Если человек начнет уничтожать биоразнообразие планеты, то природа просто будет не успевать их восстанавливать.

Основная часть

1.Значение животных в жизни человека

Очень велико значение животных в жизни человека. От животных получают не только продуктов питания, но и различное сырье – кожу, шерсть для изготовления одежды и обуви, жир для изготовления лекарств и многого другого. Животных используют для научных учебных, спортивно – оздоровительных и транспортных целей. Сколько радости приносит общение с животными! Без этого жизнь человека была бы скучна и однообразна. А какова роль животных в природе?

Многие насекомые опыляют цветки растений, а птицы и млекопитающие распространяют их плоды и семена. Через норки, вырытые в почве дождевыми червями, к корням растений проникают воздух и вода. Некоторые водные животные очищают воду от загрязнений. Чистота воды необходима для живых существ, так же как и чистота воздуха. Наконец одни животные служат пищей для других. Хищники поедают слабых и больных животных, тем самым, препятствуя распространению болезней.

2. Результаты исследования.

К сожалению, процесс исчезновения редких видов животных, растений набирает страшные обороты. В настоящее время под угрозой исчезновения находятся амфибии, млекопитающие и много разновидностей птиц! Вымирание грозит почти 16 тысячам видов. И хотя все они занесены в «Красную Книгу», это, к сожалению, не гарантирует, что они выживут все. Уже сегодня ясно, что некоторые виды не удастся уберечь при всем желании. Придет время и из под красной обложки они перекочуют в гораздо более страшное издание - Черную книгу.

Вид исчезает, когда смертность превышает рождаемость. Это, в основном, происходит по следующим причинам:

Массовое потребление
Люди берут в руки оружие и начинают «добывать» представителей определенного вида животных. Причины могут быть самые разнообразные - сельскохозяйственные нужды, ценное сырье, добыча пропитания и даже желание просто развлечься.

Разрушение среды обитания

Чтобы с лица земли исчезли целые виды животных и растений, не обязательно уничтожать их. Достаточно лишить их дома. Например, активная вырубка лесов является косвенным уничтожением животных и растений. В настоящее время этот фактор вымирания видов считается наиболее угрожающим, ведь за последние 100 лет площадь лесов сократилась на Земле вдвое.

Отравление среды обитания
Этот фактор угрожает не просто отдельным видам, а всем без исключения живым существам на планете. Наиболее чувствительные представители природного разнообразия вымирают быстрее остальных.

3. Животные, занесенные в Чёрную книгу

В этой книге описываются животные и растения, которые исчезли с лица Земли за время существования человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

Мамонты, слоны, мастодонты .

Вот животные, исчезнувшие за последние несколько тысяч лет, кто-то раньше, а кто-то - почти вчера... Практически всех их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев приложили руку к их скорейшему вымиранию.

Шерстистый носорог

Длина его достигала 3,5 м, вес – до 3 т. На морде у него было два рога, самый длинный из которых, передний, подчас достигал более 1 м в длину. Важная особенность данного вида - длинная густая шерсть бурого цвета, которая позволяла носорогу выживать в северной и центральной Евразии. Обитал шерстистый носорог на холодных равнинах, получивших название “мамонтовы степи”. Вымер вид около 10 тысяч лет назад.

Пещерный медведь

Исчез пещерный медведь порядка 10 тыс. лет назад. Наиболее вероятная причина его вымирания такова: вслед за окончанием последнего ледникового периода лесостепная зона быстро покрылась густыми лесами, лишив медведя привычной среды обитания; особи же, выбравшие себе в качестве убежищ пещеры, были перебиты людьми.

Арктодус

Два вида длинноногих, короткомордых медведей, обитавших в Северной Америке. В отличие от бурых, черных и пещерных мишек, гигантский плоскомордый медведь был настоящим хищником и активным охотником, способным догонять и убивать очень крупную добычу. Исчезли арктодусы примерно 10-12 тыс. лет назад.

Саблезубые кошки.

Последние саблезубые кошки, американские и пещерные львы исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих сильных и опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и истребление со стороны человека.

Американские гепарды Вымерли они относительно недавно - 10-13 тыс. лет назад.

Олени.

На сегодняшнее время существует немало видов оленей, но значительная часть животных исчезла. Исчезновение сразу нескольких родов крупных и гигантских оленей случилось 9-12 тысяч лет назад, некоторые виды вымерли и позже.

Ужасный волк .

Он был крупнее и массивнее серого волка (1,5 м в длину, до 80 кг массой), отличался более короткими лапами и более крупными зубами. Это был стайный хищник, охотившийся на очень крупных зверей, таких как лошади. Исчез ужасный волк около 10 тысяч лет назад.

Гигантские бобры .

Длина американского гигантского бобра достигала 2,5 м, а вес - до 220 кг! Кроме размеров, гигантский бобр отличался от обычного более узким хвостом, похожим на хвост ондатры, и громадными зубами, выступавшими из десен почти на 15 см.

Длинноногие пекари .

Жили длинноногие пекари в Северной Америке, вероятно передвигаясь по прериям и редколесьям небольшими группами, наподобие антилоп. Исчезли гигантские пекари около 9 -12 тысяч лет назад.

Сумчатый лев .

Самый крупный сумчатый хищник Австралии, достигавший размеров современного ягуара: длина от кончика морды до основания хвоста - 110 см, высота в холке - 70 см, вес - 100 кг и более. Исчез сумчатый лев 30-40 тыс. лет назад.

Дипротодон ,

или "сумчатый бегемот" - огромное травоядное животное из Австралии, самые крупные особи которого достигали 3 м в длину и 1,8 м - в высоту.

Стеллерова корова.

Интенсивная охота на морскую корову ради мяса, кожи и жира привела к ее полному вымиранию к 1768 году.

Наземные ленивцы исчезли примерно 10 тыс. лет назад..

Гигантский броненосец.

Вымерли гигантские броненосцы 10-11 тысяч лет назад.

Макраухения .

Вымерла макраухения 10-20 тыс. лет назад. Возможные причины - климатические изменения, активное преследование со стороны первых американцев и вытеснение североамериканскими животными, постепенно осваивавшими южный континент.

Токсодон.

Это был южноамериканский аналог бегемотов и носорогов: до 3 м в длину, 1,5 м в холке и весом в тонну. Токсодон был растительноядным зверем.

Тераторны.

Огромные американские грифы, родственные современным кондорам. Размах крыльев самого крупного из них мог достигать 8 метров - это рекорд среди летающих птиц.

Орел Хааста .

Самый крупный орел из когда-либо существовавших. Размах его крыльев был около 3-х метров, масса - до 15 кг. Охотился гигантский орел на крупных, нелетающих моа; и вымер он вместе с ними - примерно к 1500 году н.э.

Орнимегалоникс.

Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.

Более 10 видов крупных, похожих на страуса нелетающих птиц, обитавших на обоих островах новой Зеландии. Некоторые из них были размером не крупнее современного эму. Вымерли примерно к 16 -18 вв. н.э.

Эпиорнис .

Около десятка видов огромных нелетающих птиц, самые крупные из которых были свыше 3 м ростом и 500 кг весом (рекорд среди птиц вообще!). Яйцо эпиорниса было длиной до 35 см, а объем его - как 160 куриных.

Гениорнис .

Рост его - 2 м, вес - 200-240 кг. Обитал в лесах и степях Австралии. Скорее всего, был растительноядным. Исчезли эти удивительные птицы около 40 тысяч лет назад, через некоторое время после заселения материка людьми.

Мейолания .

Огромная сухопутная черепаха из Австралии, достигала длины 2,5 м и весила 900 кг и даже больше. Голову ее украшали мощные рога, расстояние между кончиками которых составляло 60 см, а длинный хвост (редкое явление для черепах вообще) был вооружен бронированными кольцами и шипами. Предназначались эти опасные орудия для защиты животного от хищников. Сама же мейолания, скорее всего, была растительноядной.

Заключение

Выводы и сравнения с гипотезой:

    Если люди не будут предпринимать решительных мер, 50 процентов природного разнообразия погибнет в ближайшие сто лет.

    Если скорость вымирания живых видов не уменьшится, то опасность нарушения экологического стабильности останется очень большой.

    Если людей не начнет волновать вопрос о вымирании всех видов, то человек просто перестанет чувствовать всякую ответственность за сохранение жизни на Земле во всем ее многообразии и богатстве.

    Как минимум в последние пять веков, наиболее серьезной причиной большого сокращения природного разнообразия была деятельность человека.

    В природе все взаимосвязано. Внезапное исчезновение даже самого незначительного компонента может привести к непредсказуемому результату. Простой пример. Несколько десятилетий назад китайцы попытались уничтожить всех местных воробьев, чтобы решить проблему поклевов на полях. От полного вымирания птиц спасло только то, что люди заметили опасные последствия своих действий - в несколько раз увеличилось число насекомых-вредителей.

    Этическая сторона проблемы. Мы просто не можем смириться с бездушным истреблением целых видов природного разнообразия.

    В общечеловеческом смысле защита живой природы от уничтожения - это закрепление принципа ценности жизни.

Что можем сделать мы для охраны природы?

Не ломать ветки деревьев и кустарников.

Не повреждать кору деревьев.

Не рвать в лесу и на лугу цветы.

Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Беречь лягушек, жаб, головастиков.

Не ловить диких животных и не уносить их домой.

Не подходить близко к гнёздам птиц и не разорять их.

Не оставлять в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросать его в водоёмы.

Не шуметь в лесу.

Природа - это наша среда обитания, мы часть природы и должны беречь и оберегать наш общий дом.

«Человек должен жить в согласии с природой,

человек не рождается с этим чувством,

его надо в себе воспитать».

(В.Бианки)

Еще мне интересно узнать о животных, которые исчезли и занесены в Международную Красную Книгу, обитающих и обитавших на территории Шаховского района. Думаю в дальнейшем продолжить работу по этой теме.

Используемая литература:

1. И. Акимушкин «Мир животных»; «Красная книга животных»

2. Н.Н.Родзевич, К.В.Пашканг «Охрана и преобразование природы»

3. Н.А.Гладков, А.В.Михеев, В.М.Галушкин «Охрана природы»

4. К.Н.Благосклонов «Рассказ о Красной книге»

5. В.В.Дежкин «Охота и охрана природы»

6.Н.П. Смирнов «По материкам и странам»

Вымершие животные по вине человека ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Выполнил: Постных Илья Алексеевич 6 класс, 12 лет Руководитель: Лукоянова Алёна Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куминская средняя общеобразовательная школа 2015


Цель: изучение животных вымерших по вине человека Задачи: Собрать и систематизировать информацию о вымерших животных. Найти информации о Чёрной Книге. Создать рисунки вымерших животных по вине человека. Гипотеза: Если я найду информацию о вымерших животных по вине человека, то смогу расширить свой кругозор по теме экологии. Методы исследования: Теоретический метод: поиск и систематизация информации из литературы и интернета. Творческий метод: рисунки вымерших животных по вине человека.


Существует и Черная книга список животных и растений, навсегда исчезнувших с лица Земли уже в историческое время. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчет этого списка ведется с 1600 года. Если Красная книга сигнал тревоги и призыв к действию, то Черная книга служит предостережением человеку и напоминает о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. Теоретико – исследовательская часть


Корова Стеллера – это морское млекопитающее. Обитало это животное у побережья Командорских островов, на Камчатке и Курилах. Морская корова впервые была обнаружена ученым-натуралистом Георгом Стеллером в 1741 году. Корова Стеллера практически не боялась людей. К тому же у неё оказалось очень вкусное мясо. Это и стало главной причиной того, что человек полностью уничтожил данное животное.




Квагга истреблённое непарнокопытное животное, ранее считавшееся отдельным видом зебр. Квагги жили в Южной Африке. Спереди они имели полосатую расцветку, как у зебры, сзади гнедой окрас лошади, длину тела 180 см. Буры истребляли квагг ради их прочных шкур. Последняя дикая квагга была убита в 1878 году. Последняя квагга в мире умерла в зоопарке Амстердама в 1883 году.




Эти неуклюжие птицы размером с индюка обитали на Маскаренских островах, затерянных в Индийском океане. В условиях жизни на изолированных островах с мягким климатом, где полностью отсутствовали наземные хищники и созревал обильный урожай плодов, у предков дронтов отпала необходимость в полете. Уже не сдерживаемые законами аэродинамики, росли размеры и масса тела голубей, ставшие ненужными крылья уменьшились. Птицы перешли на наземный образ жизни, подбирая опавшие дары леса.





Вымершая птица семейства голубей. Длина тела около 30 см. Обитал в лиственных лесах восточной части Северной Америки (от Южной Канады до штата Северная Каролина). В огромных количествах истреблялся во время пролёта, что привело к полному его исчезновению (начало XX в.).




Причины исчезновения Вымер вследствие беспощадного уничтожения охотниками. Непрекращающиеся преследования особей объяснялись вредом, наносимым этими попугаями полям и плодовым деревьям. В зоопарке Цинциннати остались две последние особи. Их звали Леди Джейн и Инкас. Но, к сожалению, Леди Джейн умерла летом 1917 года, а следом за ней умер Инкас.




Тур первобытный дикий бык, прародитель современного крупного рогатого скота, самыми близкими родственниками являются ватусси и серый украинский скот. Ныне считается вымершим. Последняя особь не была убита на охоте, но погибла в 1627 году в лесах недалеко от Якторова считается, что из-за болезни, которая тронула маленькую генетически слабую и изолированную популяцию последних животных этого рода.

Проектная работа по биологии«Защита вымирающих животных» содержание «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением французского языка»



Индийские тигры: По данным индийских ученых, популяции тигров, являющихся одним из символов Индии, угрожает опасность вымирания: численность животных резко сокращается в центральных штатах страны. Об этом свидетельствуют данные переписи этих хищников, проведенной Индийским институтом дикой природы совместно с организациями по защите тигров.Согласно обнародованным в среду данным исследования, в четырех штатах центральной Индии, индийских лесах насчитывается 1 411 тигров, это в два раза меньше, чем было в 2001-2002 году. Правительство Индии учредило 8 новых охраняемых территорий, на которых тигры будут неприкосновенны. Жители Индии надеются на то, что хищники смогут выжить, не смотря на тяжелые условия их существования. Основные причины сокращения популяции тигров, считают ученые, - браконьерство и вырубка леса - естественной среды обитания этого вида кошачьих. http://news.uaclub.net/4_192200.html


Дронт Дронт(додо) - утратившая способность летать птица размером с индюка (около метра), относившаяся к семейству голубиных. Обитала на острове Маврикий. Европейские колонисты истребляли её из-за вкусного мяса, а привезённые моряками свиньи, кошки и обезьяны разоряли гнёзда дронтов, располагавшиеся на земле. В 1680 году была убита последняя птица. По легенде, её ещё птенцом обнаружила девочка, дочь колониста, и тайно выходила Родители, случайно узнав о питомце дочери, посчитали такое отношение к птице странным, и, несмотря на протесты девочки, убили последнего дронта. Всё, что осталось от додо - это описания, изображения и несколько скелето в, один из которых можно увидеть в Дарвинском музее в Москве. Дронт фигурирует в книге Льюиса Кэррола«Алиса в стране Чудес». Во второй половине XX века дронт стал символом борьбы за защиту и сохранение редких видов животных.


Панды Если до настоящего времени численность этих животных, обитающих в горах Китая, оценивалась около 1,6 тысяч "голов", то новое исследование повышает их численность почти вдвое. Примечательно, что всех панд в лесах буквально никто не отслеживал и не считал. Вместо этого учёные воспользовались анализом ДНК от фекалий животных, проводимого в рамках исследования передвижений самцов и самок панд, и их территориальных инстинктов. Оказалось, что в заповеднике Ванлан, где и было выполнено это исследование, обитает 66 панд, а не 27, как было оценено в последнем национальном обзоре, который проводился в 2002 году. Основываясь на таком сильном несоответствии, авторы работы заключили, что в дикой природе панд живёт, скорее всего, порядка 3 тысяч.


Медведи На обширных территориях России, Норвегии, Гренландии, Канады и США раскинулись ледяные просторы Заполярья. Именно здесь находится суровая родина белых медведей - крупнейших представителей своего семейства. Латинское название этого зверя означает "морской медведь", и чаще всего его можно встретить там, где скованное льдом море встречается с сушей. Эти отменные пловцы и ныряльщики чувствуют себя в воде как дома, плавают со скоростью до 20 км/час и способны находиться под водой до 2 минут. Энергично плывущих белых медведей видели в 300 с лишним километрах от суши. В воде их защищает от холода толстый слой подкожного жира и водоотталкивающая шуба. Густой медвежий мех с чуть желтоватым оттенком отлично сливается с заснеженной местностью и состоит из плотно го подшерстка и длинных остей. Даже подошвы лап покрыты шерстью, позволяя медведю уверенно ступать по скользкому льду. Он путешествует с дрейфующими паковыми льдами на площади свыше 50 тыс. км2.


Медведи Главной пищей белым медведям служат тюлени, особенно кольчатые нерпы. Медведь подкрадывается к тюленьей лежке, подкарауливает добычу у лунки или подплывает под водой к отдыхающему животному и мощным рывком пробивается сквозь тонкий лед. Только беременные самки устраивают берлогу на зиму, выкапывая глубокую нору в прибрежных снеговых наносах. Крохотные медвежата появляются на свет в декабре-январе, но только через три месяца выходят вместе с матерью на поверхность.


Бурый медведь Хотя бурый медведь давно исчез во многих местах прежнего обитания, это все еще самый многочисленный вид из всего семейства. Он обитает в Северной Америке, Канаде, на севере Европы и в России, но местами встречается и южнее - в Мексике, Испании, Турции, Иране и в Гималаях. Небольшая популяция бурых медведей живет и в Японии. Этот вид насчитывает самое большее число подвидов, один из которых - пользующийся дурной репутацией североамериканский гризли. Другой подвид - кадьякский медведь - соперничает с белым кузеном за титул крупнейшего наземного хищника. Окраска меха разных подвидов колеблется от светло-палевого, красноватого, черно-бурого, пепельного или серебристого до бурого с проседью, как у гризли, от чего тот и получил свое название (grizzled по-английски означает "с проседью"). Все бурые медведи уютнее всего чувствуют себя в лесах, выходя из них только в поисках пропитания, причем их меню разнообразно, как, пожалуй, ни у кого из сородичей. Например, канадские бурые медведи - прекрасные рыболовы, причем это умение не передается по наследству, а осваивается каждым медведем заново.


Черный американский медведь Этот самый низкорослый, но самый многочисленный медведь Северной Америки обитает в лесах почти на всей территории континента и встречается более чем в 20 штатах США. Благодаря небольшому весу, он часто и охотно лазает по деревьям. Несмотря на название, окрас его шубы колеблется от белого или серебристого до светло-коричневого или шоколадного, а временами иссиня-черного. Конец морды обычно светло-желтый. Этот абсолютно всеядный зверь часто устраивает ревизии мусорных баков в американских национальных парках и грабительские набеги на стоянки туристов. В остальном его меню зависит от времени года и места обитания. В северной части ареала его излюбленными лакомствами являются мелкие грызуны, лосята и лосось.


Черный гималайский медведь Несколько меньше своего западного собрата черный гималайский медведь. Он живет в горах и лесах всей Аади - от Ирана до Кореи и Японии. Его латинское название Selenarctos означает "лунный медведь" и происходит от белой отметины на груди в форме полумесяца. Окраска густой шубы обычно черная, однако встречаются бурые и рыжеватые звери. Этот отличный верхолаз часто взбирается за кормом на деревья и, заламывая ветки с плодами и листьями, укладывает их в подобие гнезда. По-видимому, только обитатели северных краев зимуют в берлогах, где в это время выводят потомство. Южане могут ненадолго впадать в спячку или спускаются с гор и круглый год ведут активный образ жизни.


Черный гималайский медведь Самый мелкий из всех малайский медведь живет в лесах Южного Китая, Мьянмы, Борнео и островов Индонезии. Этот обладатель черной гладкой шубы получил прозвище солнечного медведя не столько из-за повадок (ибо это ночной зверь), сколько из-за оранжевой отметины на груди в форме полумесяца. Днем он обычно отдыхает или спит на лежбище, устроенном в ветвях дерева в 2 с лишним метрах от земли. Такой же всеядный, как все, малайский медведь получил прозвище "медолиз" из-за особого пристрастия к этому лакомству. Отыскав пчелиное гнездо, он разламывает его мощными когтями и добывает оттуда мед и личинок, не обращая внимания на укусы разъяренных хозяев. В мягком климате малайский медведь не впадает в спячку и спаривается в любое время года. Малыши появляются на свет в густых зарослях тропического леса. Полагают, что эти медведи-неразлучники образуют пары на всю жизнь.


Заключение В настоящее время на Земле вымирает или вымерло большое количество видов животных. Все это происходит по вине человека. В процессе жизнедеятельности он загрязняет природу и тем самым, в ходе антропогенного воздействия создает неблагоприятные условия для существования животных. И так как причиной всего этого является эгоизм человека, он должен охранять и защищать весь живой мир, который пострадал от человеческих действий!!!

Светлана Галицкая
Детский проект «Почему вымерли динозавры»

Текстовое выступление воспитанника, сопровождение презентации, самостоятельное проведение опыта по теме : "Почему вымерли динозавры ?"

Секция : «Мой первый учебно-исследовательский проект »

(естественнонаучное направление)

Юдин Данил,

МАДОУ ЦРР-д/с № 16 «Петушок»

Тбилисский район,

станица Тбилисская

Научные руководители :

Галицкая Светлана Петровна,

старший воспитатель,

Скрябина Ирина Георгиевна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР-д/с № 16 «Петушок»

станица Тбилисская

«Почему вымерли динозавры »

Данил Юдин

МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»

Аннотация

Родители привили мне любовь к познанию нового и интересного в окружающем мире. Больше всего мне нравится слушать чтение мамы, изучать и рассматривать иллюстрации, смотреть телепередачи и фильмы по теме «Динозавры » .

Я задал вопрос родителям :

- Почему динозавры все-таки вымерли , а жившие вместе с ними лягушки, змеи, ящерицы и черепахи нет. Вот было бы забавно, если сейчас в наше окно заглянет Диплодок, что бы мы тогда сделали?

Гипотеза : причина исчезновения динозавров – это климатические изменения в окружающем мире, к которым динозавры не смогли приспособиться.

Цель : изучить возможные причины вымирания динозавров , выбрать одну наиболее подходящую.

Объект исследования : динозавры .

Задачи :

1. Особенности строения динозавров .

2. Узнать гипотезы вымирания динозавров .

3. Провести анкетирование среди детей своей группы, воспитателей ДОУ, родителей «Почему вымерли динозавры

4. Найти ответ на свой вопрос «Почему вымерли динозавры

Давным-давно…

Давным-давно наша планета Земля была просто огненным шаром, ее поверхность покрывали вулканы и пустыни. В таких условиях жизнь на планете была невозможна.

Первые признаки жизни появились в океане 3 миллиарда лет назад – это были бактерии и водоросли, потом появились животные похожие на червей и медуз, затем морские губки, моллюски с твердыми раковинами и первые рыбки. На суше развивались растения - мох, папоротники, появились первые насекомые.

250 миллионов лет назад появились рептилии – динозавры , что в переводе означает «ужасная ящерица» .

Окаменелости…

Ученые о существовании древних животных узнали по окаменелым останкам : после смерти туловище динозавра ветром засыпалось песком или заливалось водой с грязью, например, во время обвала или землетрясения. В течение миллионов лет песок затвердевал и превращал кости в минералы, твердые как камни. Палеонтологи – искатели, очень осторожно выкапывали найденные останки, а затем изучали и собирали из них целые скелеты различных динозавров . Искатели проводили раскопки в разных странах планеты : в Германии, ЮАР, Китае, Мексике, Индии.

Какими они были…

До сегодняшнего дня изучено более тысячи видов рептилий. Динозавры необычные и очень разнообразные :

Одни из них были не больше курицы, а другие весили как 20 слонов;

Одни – травоядные, а другие хищники;

Одни умели прекрасно плавать, а другие летать;

Некоторые были зубасты и имели в пасти больше тысячи зубов, некоторые пережевывали растительность только двумя зубами.

Конечности у динозавров располагались прямо под туловищем, чтобы было легче передвигаться не раскачиваясь из стороны в сторону.

Некоторые умели передвигаться большими прыжками на задних конечностях, а передние были очень короткими.

Их тела были покрыты чешуйчатой и герметичной кожей.

Они откладывали яйца, защищенные прочной скорлупой, некоторые умели строить гнезда.

Что все-таки произошло…

65 миллионов лет назад динозавры на нашей планете просто исчезли. Чтобы это объяснить ученые многих стран изучали и сейчас изучают причины их исчезновения, в истории известны предположения о всемирных катастрофах :

Первая – гипотеза У. Альвареца, о столкновении планеты Земля с гигантской кометой. При падении должны были остаться огромные кратеры, но ученые их так и не обнаружили.

Вторая – о падении астероида в океан, тогда вымерли бы все жители океана, но это не произошло.

Третья – о взрыве далекой звезды, похожей на Солнце, но астрономы следы такой звезды в солнечной системе не находили.

Четвертая - гипотеза Ж. Ковье, о извержении вулкана, но вулканы были не на всей земле.

Не одна из гипотез так и не доказана учеными.

Заключение…

Подведем итог, динозавры погибали постепенно из-за нескольких событий - и извержение вулкана, и землетрясение, и падение кометы, все это повлияло на климат Земли. После этого стали меняться растения, травоядным не чего было есть, они стали погибать, а вслед за ними не имея питания для себя стали погибать хищники.

Жизнь на Земле устроена так, что одни животные вымирают, а другие появляются вновь. Это говорит о том, что живая природа и окружающий мир тесно связаны между собой.

Жираф – брахиозавр,

Носорог – трицератопс,

Летучая мышь – летающий ящер,

Крокодил – геозавр и другие.

- Хочу напомнить всем :

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь птицы, звери, поля и речки,

Это всё для нас навечно!

«Почему вымерли динозавры »

Данил Юдин

МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»

Учебно-исследовательский проект

Воспитательно-образовательная работа : «Что такое вулкан?»

Цель и задачи : познакомить с легендой происхождения названия «Вулкан» . Рассмотреть иллюстрации с изображением извержений вулканов, обсудить, как влияет извержение на окружающую природу и животный мир. Способствовать развитию умений самостоятельно высказывать свою точку зрения, рассуждать.

Я плююсь огнем и лавой, Это – гора,

Я- опасный великан, Вверху – дыра,

Славен я недоброй славой, Внутри – жара!

Как зовут меня? Иногда пускает лаву,

(Вулкан) На нее не найти управу

Как вы думайте, что такое вулкан?

Гора с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым и летят камни. Вулкан - это огнедышащая гора.

На что похожа гора?

На конус, на треугольник.

Что извергает вулкан?

Из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается газ, пепел, раскаленные камни.

«Про древнего бога Вулкан» .

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело : стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Исследовательская работа : «Опыт «Извержение вулкана» .

Цель и задачи : воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества – настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Знакомство с природным явлением – извержение вулкана. Расширить перспективу развития поисково-познавательной деятельности путем включения ребенка в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Материал :

1. На подносе – баночка с пищевой содой, баночка с пищевой лимонной кислотой, баночка с гуашью красного цвета, баночка с водой, размешенная с мыльным средством «Тест» , ложка чайная, салфетка.

2. Макет «Среда обитания динозавров » - пластиковые деревья и фигурки динозавров , гора-вулкан с кратером, выполненная из строительной пены и окрашенная гуашью.

Ход опыта:

1. Положить в кратер вулкана одну чайную ложку пищевой соды.

2. Положить одну чайную ложку пищевой лимонной кислоты.

3. Аккуратно перемешать.

4. Добавить немного красной гуаши.

5. Аккуратно чайной ложкой наливать воду, смешанную с мыльным раствором – 3-4 ложки.

6. Наблюдать бурление – извержение лавы из кратера вулкана.

Анкетирование.

Детям подготовительной группы было предложено ответить на вопрос «Почему вымерли динозавры » :

Катастрофы :

1. Падение астероида.

2. Столкновение с кометой.

3. Взрыв новой звезды солнечной системы.

4. Извержение вулкана.

Недостаток еды.

Болезни динозавров .

Изменение климата :

1. Охлаждение океана.

2. Изменение сезонной температуры воздуха.

3. Увеличение обледенения Северного и южного полюса.

Список литературы.

1. «Динозавры » Йоахим Опперман, перевод с немецкого В. Ф. Полежаевой, 1994. Художник Манфред Горбекк, редактор А. В. Гура. набор и пленки русского текста выполнены издательством «Слово» , 1993.

2. Сборные карты «В мире дикой природы» , издатель ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс» , 2011-2012 годы.

3. Н. Н. Малофеева Энциклопедия дошкольника – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс» , 2008. – 200 с, 2006.

4. «Кто? Где? Почему Иллюстрированная энциклопедия для маленьких почемучек / перевод с английского В. В. Степановой. – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 173, с.: иллюстрации ООО «Издательство Астрель» , 2009.

5. Нескучная энциклопедия. Динозавры [Текст]/Клод Богаэр ; перевод с французского П. Бунтмана; [художник Г. Регаладо]. – М.: Лабиринт Пресс, 2012.

6. Мэттьюс Руперт «Атлас динозавров » /Перевод с английского В. В. Найденова. – Смоленск : Русич, 2002. – 64с.: иллюстрации.

7. Рублев С. «Новый атлас животных для детей. – Ростов н/Д.: Владис : М.: РИПОЛ классик, 2009.-48с.

8. «Атлас животных» /Перевод с французского в. В. Найденова. – Смоленск : Русич, 2011.-48с. Компьютерная верстка : Е. Михалкина. Текст : Л. Камбурнак.

9. Larousse «Моя первая энциклопедия» , издание на русском языке Сергей Дмитриев, перевод с французского Наталии Сперанской, 1994, издание «Персей» , «Вече» , АСТ, 1994.

10. Энциклопедия «Живой мир» Лесли Колвин и Эмма Спиэр. Перевод с английского Г. И. Рожковой. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС» , 2001.

11. Все обо всем. Джинни Джонсон «Предки динозавров » /перевод с английского А. Блейз; оформление И. Сальниковой; иллюстрации Н. Хуссейн. – М.: «Премьера» , «Астрель» , АСТ, 2000. – 40с.

12. Диски ВВС collection Vol.2 ООО «Медиа Альянс» 420107 г. Казань, ул. Петербургская, д. 496, 2012 год.

13. www.dinosaur.ru – сайт о Динозаврах .

14. http://ru.wikipedia.org – Википедия о Динозаврах .

15. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского Республики "Средняя общеобразовательная школа №6"

Проектно - исследовательская работа на тему:

«ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ ЖИВОТНЫХ».

Выполнила:

ученица 4В кл МБОУ СОШ №6

Руководители:

Петрозаводск

1. Введение..............................................................................................................

2. Теоретическая часть.

    След динозавра................................................................................................... Зарождение жизни на планете Земля........................................................... Между морем и сушей.................................................................................... Морские обитатели.......................................................................................... Борьба за существование наземных животных............................................. Летающие ящеры..............................................................................................

3. Практическая часть. Исследование.

    Предположения исчезновения динозавров. Сравнение динозавров с современными животными..................................

4. Заключение........................................................................................................

5. Литература.........................................................................................................

6. Приложение......................................................................................................

1. Введение

С самого раннего детства мне нравились мультфильмы и фильмы про динозавров. Многочисленные фигурки динозавров выстраивались на подоконнике в моей детской комнате. Родители покупали мне энциклопедии и разнообразные книги о жизни этих удивительных животных. Мне интересно было знать, как они жили, почему вымерли, и нет ли у них родственников в нашем мире.

Цель исследования: узнать, существуют ли в наше время родственники динозавров.

Задачи исследования: сравнить современных животных с различными видами динозавров; создать макет-книгу, как наглядное пособие к данной работе.

теоретические (знакомство с литературой, работа с компьютером);

практические (исследование животных, птиц; сравнительный анализ; изготовление макет-книги).

Гипотеза: я думаю, что в наше время существуют животные - родственники динозавров. Например: акулы, дельфины, крокодилы, жирафы, носороги, страусы, лошади.

Актуальность: интерес к динозаврам не исчезает у детей всех поколений, поэтому мы посчитали эту тему актуальной и решили узнать, кто является родственниками динозавров в настоящее время. Ведь очень многие из современных животных похожи на динозавров.

Объект исследования: современные животные.

Предмет исследования: внешние признаки современных животных.

2. Теоретическая часть.

    След динозавра.

Давайте представим себе, что мы попали в те времена, когда по Земле разгуливали динозавры. Но, прежде о том, как мы узнали что когда-то жили динозавры. Смотрите, это след динозавра. Ого, скажете вы, он что камень продавил? Нет, однако этот камень был жидкой грязью, или глиной, или тиной у берега древней реки. По ней прошёл динозавр, оставил в ней след, потом глина подсохла, затвердела, а за миллионы лет и вовсе превратилась в камень и след громадного животного остался в ней навсегда. Через миллионы лет люди стали находить эти следы, иногда встречали кости динозавров, огромные как стволы деревьев. И тогда стало ясно, когда-то на Земле жили чудовища рядом с которыми наши киты как аквариумные рыбки. Не все, конечно, но вот некоторые из динозавров весили столько же, сколько весят сразу двенадцать современных слонов. Сегодня кости и следы динозавров находят на территории Америки, Азии, Африки, Европы и Австралии. Люди сумели собрать из найденных костей скелеты этих и теперь их можно увидеть в музеях палеонтологии. Палеонтология - это наука об ископаемых костях, окаменевших останках растений. В одном таком музее я как-то раз побывала с мамой.

    Зарождение жизни на планете Земля

Итак, представим себе тот Древний мир. Много-много лет назад, когда на Земле было тепло, лили обильные дожди, росли хвойные леса, папоротники, хвощи и деревья, похожие на пальмы, жили динозавры. Есть много версий зарождения жизни на Земле. Одни учёные считают что жизнь как-то сама собой зародилась на Земле, а другие уверенны что её занесло на Землю из космоса. Кто знает, кто из учёных прав, главное, что все животные вышли на сушу из моря. Возможно, сначала были только рыбы, простейшие организмы шныряли под водой, постепенно превращаясь в более совершенные существа. Сегодня уже почти не осталось представителей этих видов животных. Считается, что они вымерли ещё сто миллионов лет назад, но вот всего лишь лет семьдесят назад рыбакам удалось поймать на большой глубине океанскую рыбу - латимерию. Эта самая латимерия - последняя из доисторических рыб, продолжающая обитать на Земле. Но и акулы не намного моложе. Они почти не изменились за прошедшие двести миллионов лет (мегалодон). Да ещё и дельфины. Смотрите, это ещё не дельфин. Это ихтиозавр. А если не знать, то вылитый дельфин.

    Между морем и сушей

Итак, в океане плавали рыбы. Их становилось всё больше, а места в океане всё меньше и меньше. А это значит и меньше корма, и меньше кислорода. И пришлось некоторым рыбам приспосабливаться к суше. Сначала они выходили ненадолго. Всё-таки незнакомая среда, непривычная температура. Потом стали задерживаться, присматриваться, приспосабливаться к новой обстановке. Попробовали плодов и ягод, растущих на Земле. Пища необычная, но, видно, понравилась. Отдохнут, позагорают, понежатся на солнышке, а к вечеру обратно в море, в родную стихию. Ползком, спросите вы? Вы правы, сначала ползком, но передвигаться на собственном пузе было не очень удобно. За многие миллионы лет у этих рыб стали развиваться лапы, они научились дышать воздухом и обходиться без морской воды. Вскоре стала исчезать чешуя, а их тела теперь покрывала жёсткая прочная кожа. Кстати, некоторые потомки этих животных так и остались жить между водой и сушей. Они подолгу умеют находиться и там и там. Например, крокодил (саркозух), морская черепаха и т. д.

    Морские обитатели

Рыбы. Рыбы ведь тоже изменились за миллионы лет. Многие из них когда-то были ящерами. У них были мощные лапы, хвосты, но они предпочитали не выходить на берег и лапы постепенно превратились в плавники, так было удобнее жить под водой. Плавниками было легче грести и управлять своим телом. Само тело стало гладким и обтекаемым, как снаряд. Представляете, если бы рыбы были покрыты шерстью. Им стало бы намного труднее плавать, проникать в узкие щели между камнями и кораллами. Вот потому рыбы постепенно избавились от всего что мешало бы им свободно жить в воде.

    Борьба за существование наземных животных.

А на суше тем временем появились новые существа. Огромные, часто очень неуклюжие, тяжёлые. Они учились ходить, добывать пищу, охотиться. На Земле как будто проходил грандиозный эксперимент. Задача была выжить, и это выдалось не всем. Самые неуклюжие, косолапые, неповоротливые становились добычей более ловких, быстрых, вооружённых острыми зубами и когтями. Слишком толстая кожа могла стать причиной перегрева у других. Сердце не выдерживало высокой температуры. Третьи просто не могли добывать себе пищу. Если шея короткая, ни с дерева ветку сорвать, ни травы пощипать. Неповоротливым, неловким, медлительным гигантам никогда не угнаться за юркими, быстрыми, изворотливыми зверьками и не сделать их своей добычей. Итак, одни виды стали вымирать, а другие, наоборот, становились сильнее, умнее. Были ещё совсем маленькие динозавры, причём хищные, например, лагозух.

    Летающие ящеры.

Птицы. Летающий ящер - птерозавр или птеродактиль. Птеродактиль хоть и похож больше на летучую мышь, действительно, является предком наших птиц. Они были разными - большие и маленькие. Одни питались насекомыми, их и тогда было много (гигантские стрекозы, мухи, комары, жуки), а другие охотились на мелких животных и, конечно, друг на друга. А самые крупные из птеродактилей выглядели просто как драконы. Размах крыльев достигал у них пятнадцати метров.

3. Практическая часть.

    Предположения исчезновения динозавров. Мои исследовательские предположения.

Считается, что у всех современных животных есть далёкие предки - динозавры. Так ли это, если говорят, что динозавры вымерли? Вопрос сложный, но, скорее всего, вымерли только те динозавры, которые не приспособились к новым условиям жизни.

Я, изучив нужную литературу, а также рассмотрев иллюстрации, выдвинула свои версии исчезновения этих животных:

Мезозойская эра (состояла из триасового, юрского и мелового периода)— самый тёплый период в истории Земли. Юрский период отличался самым жарким климатом, душным, со среднегодовой температурой 25—30°С. до 45—50° А тут ещё и главный признак того времени - вулканизация. Вулканы значительное усилили свою активность, извергали в большом количестве лаву, угарный газ, тепло. Кислорода становилось всё меньше, дышать становилось всё труднее. И большие гигантские животные не получали достаточного для их жизни воздуха. Климат в меловом периоде, по сравнению с юрским, изменился. Произошли изменения положения материков, смена времен года становилась все заметнее. У полюсов начал выпадать снег, начались небольшие похолодания. А огромные ящеры не имели от него защиты - ни шерсти, ни тёплых шкур, ни слоя жира как у сегодняшних моржей.

Внешний покров был гладким, сухим. Кожа относительно прочная, в некоторых местах образовывала складки. В складках определялась толстая роговая кожа, которая выделялась выпуклыми участками. За счет нахождения в них небольших костных пластинок. И они стали замерзать.

Исследователями было сделано заключение, что наличие подобных пластинок отмечалось и у динозавров, и ближайших их родственников-крокодилов. Но крокодилы выжили. И у меня образовалась следующая версия: негде укрыться. Крокодил, в отличие от динозавров обитает в воде, а в ней намного тепле. Можно уйти на дно, спрятаться на глубине, в водной пещере. В какую пещеру втиснется такой гигант? К тому же, это было начиналось великое оледенение, которое длилось много сотен лет. Ни в какой пещере такие времена не переждать. Кроме того, динозавры откладывали яйца, которые тоже могли замерзать и не получать потомство.

Какие же звери, по моему мнению, всё-таки выжили?

Наверное, те, что поменьше и у кого появился шерстяной покров. Те, кто ушёл в пещеры и научился добывать там пищу. Наверное, потому выжили змеи, мелкие ящерицы, некоторые виды насекомых, они ведь легко уходили под Землю. А под Землёй, да ещё под слоем снега, теплее, чем на открытом воздухе. Да ещё метели, ураганы, которых нет под Землёй. А ещё выжили животные, которые научились впадать в зимнюю спячку как, например, современный медведь. Ведь зимой сложнее добывать пищу. Зимой нужно тратить меньше энергии, чтобы не растрясти накопленный жир, а жир тоже греет. И так до весны. Вот ведь морские животные изменились меньше, чем наземные. В воде тоже теплее, чем где-нибудь в степи или, тем более, в горах.

И тогда я решила найти родственников тех далёких красивых гигантов в наше время.

9. Сравнение динозавров с современными животными.

Изучив некоторые виды динозавров, я выпустила пособие, книгу – макет, которая поможет сравнить внешние признаки современных и доисторических животных и тем самым предположить, что они родственники.

Давайте всё-таки представим, что уже тепло. Уже, это значит, что многих животных, которых мы могли встретить до наступления холодов, больше нет в живых. Рассмотрим некоторых из современных животных и попробуем отгадать, кем они были до оледенения.

1.Возьмем для сравнения жирафа. Это самое высокое из современных животных. Жираф, благодаря своей длинной шее, может объедать листья с верхушек деревьев так же, как диплодок.

2. Сравним и анкилозавра. Броненосец также покрыт костяным панцирем, как и анкилозавр.

3 Носорог выглядит, примерно, как трицератопс. У него тоже большое, грузное тело и рог на носу.

В слона мог превратиться как торозавр, так и платибелодон. Никто не может сказать наверняка, прошло сто-сто пятьдесят миллионов лет, но так могло быть. Были ещё динозавры, ставшие предками многих современных животных. Например, страус внешне очень похож на струтиомима, и бегает также быстро. Элафрозавр, также относится к страусоподобным динозаврам. Халикотерий похож на лошадь.

10. Заключение.

Таким образом, исследуя внешние признаки современных животных, я пришла к выводу, что дожили до наших дней те животные, которые проявили способность изменяться, приспосабливаться к жизни в новых условиях. Одни животные, практически, не изменились за период эволюции, а другие, хоть и сильно видоизменены, но всё же, вполне возможно, что у каждого из них есть свой доисторический предок или один у нескольких.

11. Литература

1. Мамонтов. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2001. - 287с.

2. , Шарова. Животные. - М.: Просвещение, 2000. - 256с.

3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. - М.: , 2000. - 400с.

12. Приложение. Книга – макет.











Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх