Понятие об однокоренных словах признаки однокоренных слов. Конспект урока по русскому языку на тему: "Признаки однокоренных слов" (2 класс)

ТЕМА УРОКА: Понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов.

Цели: 1. Познакомить с признаками однокоренных слов. 2. Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные. 3. Учить выделять общую часть родственных слов – корень. 4. Прививать интерес к родному языку через элементы проектной деятельности.

ХОД УРОКА:

2. Введение в тему урока (диалог «корней»)

У. – Сегодня у нас необычный урок: у нас гости - два « корня».

Здравствуйте, я корень, а ты кто?

А я тоже корень.

Я в земле живу, а ты где живёшь?

А я живу в словах.

Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! От меня в земле начало берут ростки, и вырастает целое дерево с вкусными плодами. А от тебя что растёт?

Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают деревья, но другие.

Подумаешь! Мои плоды можно есть, а твоих и не съешь, наверное?!

Давай не будем спорить. Мы с ребятами попробуем тебе доказать, что всякие корни нужны людям.

У. – Ребята о корнях знают ещё с 1 класса . Мы сегодня многое повторим, узнаем, какое же дерево вырастает из корня слов. Готовы?

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ « Бревно»

- Первое задание выполняем в тетрадях. Это разминка перед дорогой - чистописание. Выполнив задание, мы преодолеем препятствие – «бревно».

Хохлатые х_х_тушки хох_том х_хотали.

Прочитать скороговорку: 1. орфографически ; 2 с ускорением темпа; 3. с интонацией восторга, возмущения, вопросительной, обиды. – записать.


Устно разобрать по членам предложения. Какое слово лишнее? Почему? («Хохлатые» - от слова «чуб», «Хохот» - от звукоподражания «хо-хо»)

Как называются остальные слова?

Что знаете об однокоренных словах?

Выделите корень в однокоренных словах в скороговорке.

Эти признаки однокоренных слов будут нашими помощниками в пути.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Препятствие 1 – «Брёвнышки» На нашем пути - река. Подготовим для переправы «брёвна». Исключите лишнее слово. Объясните, почему (устно) Работаем в парах. Выделит корень.

· Учительница, научный, зубрилка, изучать.

· Пожар, жарко, пожарить, раскалить, жаровня.

· Молоко, молочный, молотить.

· Дерево, дуб, деревянный.

· Вихрь, ветер, ветрянка, ветрило.

· Осинка, оса, осиновый, подосиновик.

· Шестой, шесть, шест, шестнадцать.

· Жалко, жалить, жалеть.

· Печурка, печать, печка, выпечка.

Брёвнышки нам помогут в пути перебраться через реку.

Препятствие 2 – « Река» Вот и река, Работаем на листках. Вставить орфограммы, выделить корень у однокоренных слов. Я читаю текст:

Собрались у В_ды родственники. Подводник с В_дицей беседуют. В_д_ла_ (с) В_д_падом (на) солнышке греются. В_дитель(на) гармошке наигрывает. В_д_мерка (с) Вод_рослями заигралась. В_дич(ь)ка (по) камушкам на одной но_ке скачет. Даже сам В_дяной пожаловал. И все ст_руху Воду ждут.

Вышла мудрая В_да на крыльцо, глянула на гостей, сразу Ч_жака приметила. Велела ему и_ти прочь в св_ю с_м(ь)ю. Пошёл он, приг_рюнился. Где ему родственников искать?

ПРОВЕРКА : - Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Почему?

Почему гости его сразу не заметили?

Найдите ему родственников (водит, заводной…и т. д.)

Перечислите родственников воды. А ещё знаете?

Ответить на эти вопросы вам помогала ОРФОГРАФИЯ – правила написания слов (по)

Препятствие 3: « Мостик» - По мостику из наших брёвен можно идти только парами. Работаем на карточках по рядам в парах.

1 ряд: Как зовут мастера?

Баян - …, касса - …., машина - …, груз - …, рыба - …, трактор -…, море - …, кран - …, скрипка - ….

2 ряд: Кто у кого детёныши?

У кошки - …, у волка - …., у зайца - …, у грача - …, у утки - .., у ежа-….,у коровы-…, у собаки - …

3 ряд: Кто где живёт?

Кролики в …, телята в …, поросята в…, лошадь в …, человек в …

Все ли слова однокоренные?

Мы сейчас образовывали новые слова. Этим занимается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – законами образования слов.(по)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (исполнение стихов в движении)

Мы вчера в поход ходили Улитка целый день ползла

Рано утром выходили Под кустарник подползла

И сначала бодро шли И на камень заползла

Но до цели не дошли А потом с него сползла

Задержались на привале От мальчишек уползла

Находились мы - устали По лесочку поползла и до дома доползла (авторы:Асадовы)

Какие вы услышали родственные слова?

Препятствие 4: « Поле» По мостику прошли, идём через поле.

Прочитайте, написанное на листке. Это текст? Что такое текст? Озаглавьте. На листках расставить знаки, вставить орфограммы, выделить корень в однокоренных словах. 2 человека работают в поле.

ПРОВЕРКА: 1. назовите однокоренные слова; 2 объясните орфограммы.

А слово «греки» вы считаете однокоренным словом к остальным7

Ответить на этот вопрос помогает ЭТИМОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение слов. (по Ожегову)

Оказывается « гречиха» - образовано славянами от – грек-. Первоначальное значение «греческий злак» связано с тем, что славяне узнали растение от греков (по словарю)

Ещё одну тайну этимологии слов откроет Аня Пирязева (см. доп.)

(вспомните о словаре В. Даля)

ИТОГ УРОКА

Вот и добрались мы до дерева.

«Корни»: 1-ый – Дорогой корень растений! Ребята убедили тебя, что корень слова нужен?

Да! Я ещё понял, как много надо знать.

Ребята, что вырастает из моих корней? А какая наука изучает древние корни? Кто отвечает за новые слова? Чтобы вы меня не забывали, дарю вам памятки в тетради открытий.

ВМЕСТЕ: Давайте жить дружно!

У: - Оценка работы класса.

Сдать листы, вложив в тетрадь.

Все наглядные пособия сделаны детьми, в тетрадях по литературному творчеству – рассказы и сказки о корнях.

ДОМА : В тетрадях открытий вклеить памятку, упр.

Цель: формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

(На доске записаны слова.)

Печурка, печать, печка.

Желток, железо, желтый.

Чем похожи эти слова? (У них есть общая часть.)

Найдите лишнее слово в каждой строке. (Впервой - печать, во второй - железо.)

Почему эти слова лишние? (Они имеют другое значение.) Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

Подберите однокоренные слова.

Машина - ..ист, море - ..як, скрипка - ..ач, рыба - ..ак, ягода - ..ник, баян - ..ист.

Найдите корень в каждой паре слов.

Прочитайте. Найдите однокоренные слова, которые подо­брала Катя. Что вы можете о них сказать? (Они не являются однокоренными. У них разное значение.)

Найдите однокоренные слова, которые подобрал Дима. Что вы можете о них сказать? (Эти слова однокоренные. У них есть общая часть и общее значение.)

Прочитайте. Найдите рассуждение.

Выполните задание.

Прочитайте слова. Назовите корень.

V. Физкультминутка

Сейчас я прочитаю вам сказку.

Два корня Встретились однажды корень куста и корень слова

Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?

А я тоже корень, - отвечает другой.

Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?

А я живу в словах, - ответил второй.

Ну какой же корень может жить в словах? - усмехнулся первый. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, И вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. - От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не расте­ний, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только ИЗ одного корня -лет-.

Подумаешь! - не унимается первый. - Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, НИ фруктов, ни ягод даже назвать-то нельзя! - не сдается второй. Услышали их спор люди и говорят:

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие Корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех род­ственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, ОТ которой все они произошли.



О каких же корнях шла речь в сказке?

Какой из этих корней людям нужнее? (Упр. 296.)

Найдите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными. (Точилка и точит - имеют общий корень и общее значение. Точилкой точат карандаши.)

Найдите памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.

Закройте учебники. Запишите. Выделите корень в одноко­ренных словах.

VII. Итог урока

Назовите два признака однокоренных слов.

Домашнее задание Упр. 297.

Урок 123. Признаки однокоренных слов {продолжение)

Цели: закрепить умение распознавать и подбирать однокорен­ные слова; развивать мышление, память, речь учащихся.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.

Назовите корень в однокоренных словах. Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали. Назовите в этих словах корень.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

(Выборочный диктант.)

Из слов, записанных в скобках, выпишите только одноко­ренные слова к данному слову. Выделите корень.

Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, нали­пать).

Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

Объясните значение слова проталинки. (Место, где стаял снег и открылась земля.)

Подберите однокоренные слова к этому слову. (Таять, растаял, оттаял.)

Прочитайте памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.



Закройте учебники. Запишите. (Упр. 299.)

Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? (Примерный ответ. Слова дети - малыши, мороз - холод, тропа - дорога имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова гора - горе имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)

Выполните задание.

Прочитайте. Назовите корень.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

Прочитайте. О чем говорится в тексте?

Какие орфограммы встретились в словах?

Объясните их правописание.

Выполните задание.

А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.

Стол - столбы Азбука - алфавит

Пень - пенка День - деньги

Коза - козленок Лимон - лимонад

Коза - стрекоза Лимон - апельсин

Ком - комната Вода - водитель

Сад - досада Пять - пятка

Дорога - подорожник Час - часто
Конь - конец

Почему остальные пары слов не являются родственными?

VII. Итог урока

Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание Упр. 302.

Тема: Признаки однокоренных слов. 2 класс

Цели: 1. Познакомить детей с двумя признаками однокоренных слов;

2. Развивать мышление, память;

3. Воспитывать интерес к русскому языку и аккуратность при письме

Оборудование: компьютер, проектор , мультимедийная презентация

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

  1. Минутка чистописания.

- Сейчас мы будем учиться красиво писать, а какую букву, вы определите сами.

Чистоговорка

Са-са-са в лесу бегает лиса

Ос-ос-ос на поляне много ос

Береги, лисица, нос.

- Какие звуки обозначает буква с?
- Дайте характеристику звукам.
- Из каких элементов состоит с?

  1. Словарная работа.

Чтобы узнать, о чём будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд.

Сто одежек и все без застежек.

У какого дерева осенью краснеют листья?

Дерево-символ России.

Ягода, похожая на клубнику.

Эту ягоду очень любит медведь.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Дети записывают название растений, изображённых на картинках, объясняя орфограммы. Общее слово КОРЕНЬ.

2. Сравнение слов.

Что объединяет все слова?

слова : существительные, нарицательные, ед. число, неодушевлённые

понятие : растения, у этих растений есть корень

Кроме растений, у чего ещё бывает корень? корень зуба, корень растений

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками однокоренных слов. Научимся по этим признакам находить однокоренные слова.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с признаками однокоренных слов.

Загадка .

«В воде она живёт, нет клюва, а она клюёт». РЫБА

Заменим словосочетания и предложения одним словом.

  1. Маленькая рыба. РЫБКА, РЫБЁШКА .
  2. Процесс, когда ловят рыбу. РЫБАЛКА.
  3. Человек, который ловит рыбу. РЫБАК .
  4. Как сказать по-другому «ловить рыбу»? РЫБАЧИТЬ.

Что общего во всех слова? (выделить общую часть)

Что можно сказать о значении этих слов?

Однокоренные слова имеют: 1. одинаковый корень

2. одинаковое значение.

2. Распознавание однокоренных слов .

Из корня «ЛЁТ» выросло чудо-дерево с однокоренными словами.
ЛЁТ: отлёт, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, вылет, лётный.

- Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось - ЛЕТО.

Чем оно похоже на данные слова?

Будет ли это слово родственным? Почему?

- Лето - время года, летать - передвигаться по воздуху.

3. Чтение правила.

Как по-другому называются родственные слова? Почему?

IY. Физкультминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

V. Закрепление.

1. Самостоятельная работа

- А вы хотите вырастить своё дерево?
- Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ (снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегурочка, снегирь, подснежник
).
- Какое слово связано с весной? (подснежник)
- Придумайте предложение со словом подснежник. Найдите главные члены предложения.
- Проверяем.

2. Упражнение в нахождении корня .

Сейчас мы будем учиться находить корень в родственных словах.

1 ряд заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить

2 ряд лесной, лес, лесник, лесок, перелесок

3 ряд холодно, холод, холодный, холодок, холодильник

3. Упражнение в распознавании родственных слов

- Поучимся распознавать родственные слова. Где слова родные, однокоренные?
лист, лисица, лисёнок
лось, лоскут, лосёнок
моряки, морской, моржи

вода, водитель, водяной

Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову?

Какой «секрет» у однокоренных слов? (общая часть и близкие по значению)


4. Упражнение в распознавании родственных слов (выборочный диктант).

Прочитайте. Распределите слова на две группы (списать, если останется время).

Сад , лес, лесной, садовый , садик , лесок, садовник , лесник.

Назовите группу родственных слов. Докажите, что они родственные слова?

VI. Итог урока. Оценка учащихся.

Назовите два признака однокоренных слов (общая часть слова и общее значение)

VII. Домашнее задание.

Составить текст, используя слова с корнем САД.
- Выделить однокоренные слова в своем тексте.


Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока:

  • закреплять понятия корень, формировать умения подбирать однокоренные слова;
  • познакомить с двумя признаками однокоренных слов,
  • развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;
  • развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
  • воспитание любви к родному языку, к русским традициям.

Оборудование: учебное пособие “Мир родного языка”: 2 класс. Часть III. – М., 2011.- 68 с.: ил. (авторы Л.П.Барлыкина, Л.А.Обухова, О.А. Попова), Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70 с., с. 239, мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение 1), таблички со словами, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

II. Проверка домашнего задания

Что было задано на дом? (Упр. 5 с.133. Нужно было списать слова, продолжить ряд слов)

Берёза, берёзовый, … .

Снежок, подснежник, … .

Смола, смолистые, …

Почитайте слова, что общего в каждом ряду слов, чем они похожи?

(В каждой строчке слова, в которых есть одинаковая часть и у них общее значение)

Назовите корни в этих словах.

(Слайд 2)

III. Актуализация опорных знаний

– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)

– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)

– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?

(Дети отвечают на вопросы.)

– Какая лишняя среди согласных? Почему?

(Ответы детей.)

Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово “КОРЕНЬ”.) (Слайд 4)

– Слово “КОРЕНЬ” – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием “корень”. Что же это такое?

(Ученики дают свои ответы или с помощью “Словаря русского языка” С.И. Ожегова находят толкование слова “КОРЕНЬ”.)

Ко"рень, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подземная часть растения для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Пустить корни (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.) Вырвать с корнем (также перен.: уничтожить совсем)1. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно). 3. перен . Начало, источник, основа чего-н. Корень зла . 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: число, которое при возведении его в определённую степень, даёт данное число. Квадратный корень. Извлечь корень. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70с., с. 239

– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться. (Вспомним, что такое корень слов. Вспомним признаки однокоренных слов, научимся находить корень в однокоренных слова.)

(Слайд 5)

– Правильно, тема нашего урока “Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов"

IV. Чистописание

– Обратите внимание на слово “корень”. Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)

– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке

Кки Кке Ккё …

(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)

V. Словарно-орфографическая работа

1. Повторение ранее изученных слов

Продолжите фразы и запишите слова, которыми вы дополняли мои фразы:

1. Москва, Киев, Минск - … (города). (Слайд 7)

2. Чашки, тарелки, блюдца - … (посуда ). (Слайд 8)

3. На заборе очень громко

Утром каркала… (ворона ). (Слайд 9)

4. После пятницы идет … (суббота ). (Слайд 10)

5. На пеньке растут опята

Очень дружные … (ребята). (Слайд 11)

6. Ты держи всегда в порядке

Книжки, ручки и … (тетрадки). (Слайд 12)

Проверка: (Слайд 13) (на доске карточки со словарными словами)

2. Знакомство с новым словом

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его прочитать, установив закономерность и правильно расставив столбики с буквами.

Какое слово у вас получилось? (Берёза) (Слайд 15)

Правильно. Это слово БЕРЁЗА.

  1. Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
  2. Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
  3. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
  4. Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
  5. Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)

– Что вы можете рассказать о берёзе (Сообщение подготовленного ученика)

Ученик: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает “белый”. Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы.

Учитель: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 видов берёзы. Растёт она в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Берёза относится к лесообразующей и декоративная породе. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов берёзы охраняются. (например, Карельская береза)

Учитель: Берёза - символ плодородия и воплощение небесного сияния и света, защищает от ведьм, отгоняет злых духов. Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, которая оберегает людей.

Ученик: Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение сохранилось лишь в немногих источниках… Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.

Учитель: К Берегине особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.Отсюда и пошло слово "оберег ".

На какой слог в слове берёза падает ударение?

Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль рассказа о берёзе, который рассказала Алина, поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый .)

Что узнали нового? (Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый. Узнали о богине Берегине.)

VI. Изучение нового материала

VII. Формулирование темы урока

Продолжаем работу. Сформулируем тему урока.(Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов) (Слайд 18)

Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

Вспомните 2 признака родственных слов (1.Одинаковый корень, 2. Общее значение ) (Слайд 19)

1. Упражнения в определении корня в однокоренных словах. Работа по учебнику

Упражнение 7, с. 135. (Слайд 20) (Самостоятельная работа)

Как можно озаглавить текст? (Русская берёза. Берёза. Русская красавица и т.п.)

Дополнительное задание.

Найти главные члены предложения в последнем предложении (Комментированный разбор у доски)

Проверка написанного (Слайд 21)

2. Устная работа

(На магнитную доску крепятся карточки с однокоренными словами)

Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.

  1. Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
  2. Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
  3. Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
  4. А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)

Найдите общую часть родственных слов. (Берёз)

Подведём итог. Что же такое корень?

Ученик: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.

Напишите и закончите предложение:

Под берёзой растут (подберёзовики).

Выделите корень в родственных словах.

4. Разбор по составу слова подберёзовик (1 ученик у доски)

VIII. Физкультминутка (музыкальная)

IX. Закрепление изученного материала

X. Упражнение 6, с. 135 - самостоятельная работа по вариантам. (Слайд 22)

Записать родственные слова, выделить корень

1 вариант: корень -сад-

2 вариант: корень –лес-

Проверка: (Слайд 23)

1. Упражнение “Слова потерялись” (распределить слова на две группы)

Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

2. Самостоятельная работа по рядам: (Слайд 24)

Списать слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделить корень.

1 ряд: Небо, н(и, е)беса, н(и,е)бесный.

2 ряд: Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е, и)говик.

3 ряд: Соль, с (о,а)лёный, с(о,а)лить.

Проверка (Слайд 25)

Тест-опрос (Слайд 26)

Сейчас я предлагаю вам провести небольшой тес по теме урока. Будьте внимательны!

Тест-опрос
Вопросы Ответы
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
Согласные звуки в корнях могут чередоваться.
Фамилия, имя:

Проверка: (Слайд 27) Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +

XI. Домашнее задание. (Слайд 28)

  • С.137, упр.8.
  • С.139, упр. 10.
  • Составить устный рассказ, используя рассказ, используя однокоренные слова.
  • Индивидуальная работа по карточкам.

(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)

XII. Итог урока. Выставление оценок

– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься

всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было интересно…

Всем спасибо за урок! (Слайд 30)

Приложение 2

Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.

Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.

Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх