Церковь власия, епископа севастийского, что в старой конюшенной слободе. Церковь власия в старой конюшенной слободе Храм власия в старой конюшенной

Священномученик ВЛАСИЙ, епископ Севастийский (†ок.316)

Во времена Диоклетиана в городе Севастии Малой Армении жил врач по имени Власий (по-армянски - Влас). С детства он отличался он благочестием. Горожане хорошо знали его и любили и поэтому, когда пришло время, единодушно избрали его епископом родного города. Однако принять сан в те времена жестоких гонений на христиан было не столько почетно, сколько опасно. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников. Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Ситуация обострилась настолько, что Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере.

Там в уединении он на некоторое время обрел мир и спокойствие. Однажды у входа в пещеру он увидел волка, у зверя в боку зияла большая рана, вся шерсть была бурой от запекшейся крови. Волк посмотрел на святого и упал без сил у его ног. Святой Власий промыл рану и закрыл ее повязкой. Затем он удалился на молитву. На следующий день он увидел, что волк поднялся на ноги и как будто ждет его. Сняв повязку, святой Власий увидел, что рана затянулась. Волк положил голову на колени спасшего его человека, постоял немного, а потом встрепенулся и убежал. После этого разные звери стали каждый день приходить к убежищу святого Власия, и он всех лечил. Они кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан.

Когда епископ увидел воинов, пришедших за ним, он не удивился. Накануне ночью он услышал слова Господа, который предупредил о том, что святому предстоит ценой своей жизни отстоять веру. Поэтому он без лишних слов последовал за воинами.

По дороге в город они нагнали повозку, в ней лежал мальчик, который отчаянно кашлял и плакал. «Что случилось?» - спросил епископ. Мать ребенка ответила, что ее сын подавился рыбьей костью. Тогда святой Власий наклонился над мальчиком, прочитал молитву и извлек из его горла кость.

Также на пути к нему пришла бедная вдова, у которой волк утащил единственного поросенка. Святой успокоил ее, сказав, что с её поросенком все будет хорошо, велел идти домой. Она вернулась домой, и через некоторое время волк в зубах принес живого поросенка обратно к вдове.

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.

В это время святой Власий сидел в темнице. Он был избит, но не сломлен. Правитель предложил ему перейти в языческую веру и получил отказ. Об этом узнали все в городе, люди были поражены мужеством своего епископа. Женщина, повстречавшая его на дороге, заколола поросенка и приготовила угощение, которое передала заключенному. Святой Власий благословил ее и сказал, что с этого дня в ее доме всегда будет изобилие, да и любого человека, поминающего его, тоже ждет благополучие.

Агриколай велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Видя страдания святого, семь благочестивых жен последовали за Власием, собирали капли его крови, помазывались ими. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.

Через некоторое время правитель Севастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Власий отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу. Перекрестив воду, Власий сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.

Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы.

Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать Власия. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос: «Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник».

По преданию, тело святого Власия погребла с почестями благочестивая женщина по имени Елисса на месте казни святого. От гроба святого, по преданию, происходили исцеления верующих. Святой Власий Севастийский принял мученическую смерть около 316 года .

В день памяти святого благочестивые люди стали приносить в церковь свечи и ладан, раздавать милостыню. Этот обычай укоренился в память поступка блаженной вдовы, которая принесла святому Власию пищу в темницу.

Мощи св.Власия


Запечатанная дарохранительница с частицей длани св.Власия

Долгое время мощи святого находились в Севастии. Во время крестовых походов их вывезли в Европу. В 732 году они попали в Итальянский город Маратею, жители которого считают святого Власия своим покровителем. В других городах Европы в разных храмах хранятся частички мощей святого, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне (Сурожская епархия). Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике , здесь в честь него сооружён храм, где находится глава святого .


Церковь св. Власия в Дубровнике (Хорватия)

По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов.

Почитание

Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления . Также Власий считается покровителем домашних и диких животных , так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

На Руси св. Власий считался покровителем домашнего скота , который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы - часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни. В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. В Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою.

В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе .


Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе, Москва, Гагаринский пер., 20 (м.«Кропоткинская»)

В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия Севастийского, позже запечатленная на картине Н. К. Рериха.


Ярославль, церкви Власьевского прихода (слева направо): Толгская (Власьевская) церковь, Иверская часовня и Троицкая церковь с колокольней.
Начало ХХ века

В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых существовал обычай сгонять коров к церквам, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота.

Почитание св. Власия как покровителя домашнего скота возникло на основе древнего ритуала языческого божества Велеса (Волоса), «скотского бога», который считался вторым по значению богом в языческом пантеоне. Замена языческого божества св. Власием была тем удобна, что житие этого святого свидетельствовало о его покровительстве животным. Более того, в древнеславянском языке имена Велес (Волос) и Власий были тождественны и часто взаимозаменялись.

В этот день крестьяне не работали на скотинке, не утруждали Велесов род, не ездили на лошадях, холили и лелеяли скотинку, угощали выпечкой обрядовой (специальной сдобой) - коровок, лошадок, овечек.

Тропарь, глас 4:
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие, верою чтущия память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас.

Фото: Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе

Фото и описание

Церковь священномученика Власия – единственная в Москве, которая носит имя этого святого. Один из ее приделов был освящен в честь Власия Севастийского, жившего в III столетии, почитавшегося как покровителя домашних животных. В прошлые века конюхи и ямщики в день почитания святого Власия приводили к церкви разукрашенных лошадей и трижды обходили с ними храм. Священник окроплял животных святой водой и читал молебен.

Храм, называемый его именем, расположен в Староконюшенной слободе, на углу переулков Гагаринский и Большой Власьевский. Первая церковь на этом месте была построена в XVI столетии и именовалась Власьевской на Козьем болоте. Ближе к середине XVII века она уже была каменной и к ней были пристроены четыре придела. Главный престол церкви был освящен в честь праздника Преображения Господня, но церковь все продолжали называть Власьевской, хотя имя Власия Севастийского носил только один из приделов.

Во время вторжения Наполеона в столицу в 1812 году церковь Власия, как и многие другие церкви Москвы, была разграблена и осквернена. В течение последующих трех лет она пустовала до нового освящения в феврале 1815 года. До начала ХХ столетия в церкви были проведены несколько переустройств – в частности, была построена новая трапезная, обновлен иконостас.

Уже в годы советской власти один из приделов церкви был освящен именем Серафима Саровского. В 30-е годы храм оказался занят «обновленцами» (священниками, принявшими идеи новой власти). Однако «обновленцы» подверглись со стороны Советов гонениям, и в 1939 году церковь была закрыта, здание было лишено атрибутов церкви и переоборудовано под школьные мастерские.

Во второй половине прошлого века к проблеме восстановления здания храма привлекли внимание музыканты, ее временные владельцы – члены музыкального коллектива «Боян», который размещался в одной из построек с начала 80-х, когда церковь принадлежала Росконцерту. Здание было возвращено РПЦ в 1993 году, а ближе к концу столетия в ней снова стали проводить богослужения. Здание было признано памятником архитектуры.

Церковь Священномученика Власия в старой Конюшенной

Гагаринский пер., ныне ул. Рылеева, 20, угол Б. Власьевского пер., 8

По-видимому, церковь стояла здесь гораздо ранее, с XVI в., а может быть, и еще раньше. О почитании св. Власия С. В. Максимов пишет: "При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась св. влкм. Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека, еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался к языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся. На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы св. Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологде, Костроме и др.). Там же, где власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и проч.), они служат лишь мерилом и показателем постепенного роста городского населения".

"В 1625 г. церковь на этом месте значится как "церковь св. Власия на Козьем болоте".

"Существовала до Романовых, так как получала ругу. 11 августа 1644 г. выдана благословенная грамота на 4 придела: Преображенский, Казанский, Власьевский и Никольский. От выстроенного тогда храма сохранился только главный четверик. Переделки его относятся к концу XVII в. Алтарь переложен в начале XIX в. В XIX в. же сделано большое полукруглое окно в северной стене. В конце XIX в. сделана южная пристройка для хозяйственных нужд. С 1645 г. главный престол был Преображенский, остальные три, вероятно, помещались в трапезной. На месте Никольского, на правой стороне трапезной, сломанного в 1735 г., в 1755-м устроен придел Иоанна Воина, также впоследствии упраздненный. После наполеоновского нашествия храм был обновлен и вновь освящен 2 февраля 1815 г. В 1868-1872 гг. на средства Куманина выстроена новая трапезная с приделами Казанским и Власьевским, причем в иконостасах сделаны серебряные царские врата. Около 1880 г. в главной церкви установлен иконостас по рисунку архитектора Каминского.

В 1921 г. в правой пристройке ко главной церкви устроен придел Серафима Саровского по случаю упразднения домовой церкви того же имени в доме № 28 по Сивцеву Вражку, оттуда была перенесена и вся обстановка".

В связи с особенным почитанием в храме св. Серафима интересен рассказ замечательного русского духовидца Даниила Андреева (сына писателя Леонида Андреева), который получил здесь одно из путеводительных откровений-видений в своей жизни. Лично глубоко православный человек, он, однако, описывает его в своей книге "Роза мира", употребляя своеобразные понятия созданной им самим духовидческой системы, не во всем совпадающей с учением Православной Церкви: "В ноябре 1938 г. я случайно - именно совершенно случайно - зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо. И, по правде сказать, мне не очень важно, как знатоки всякого рода экстазов и восхищений назовут и в какой раздел отнесут происшедшее вслед за этим. Содержанием же этих минут был подъем в Небесную Россию, переживание Синклита ее просветленных, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся из того средоточия, которое справедливо и точно именовать Небесным Кремлем. Великий дух, когда-то прошедший по нашей земле в облике Серафима Саровского, а теперь - один из ярчайших светильников русского Синклита, приблизился и склонился ко мне, укрыв меня, словно эпитрахилью, шаром струящихся лучей света и ласкового тепла. В продолжение почти целого года, пока эту церковь не закрыли, я ходил каждый понедельник к акафистам преподобному Серафиму и - удивительно! - переживал это состояние каждый раз снова и снова с неослабевающей силой".

(Следовательно, церковь Власия закрыта около 1939 г. - П. П.)

В 1966 г. М. Л. Богоявленский так описывал ее состояние: "Храм обезглавлен, на колокольне вместо крыши обрывки толя, штукатурка местами облезла. Вид грязный, неряшливый. На колокольне и барабане храма поставлены антенны. Ограда уничтожена, рядом построены сараи, местами деревянный забор. Внутри помещаются мастерские соседней школы".

С 1976 г. мастерские выселены и начата медленная реставрация, которую предполагалось сначала завершить к 1980-му, потом к 1982 г., но и в 1983 г. она еще была далека от окончания.

В 1982 г. в альманахе "Памятники Отечества" № 5 появилась заметка об этой реставрации: "...церковь и примыкающий к ней небольшой двухэтажный домик были старым московским приходом, обозначенным XVIII в., что само по себе относило их в разряд памятников. Более того, в 30-е гг. при обследовании строений выяснилось, что в церкви сохранились фрагменты постройки XVI в. (в основном - восточная стена главного храма, на которой держался иконостас. - П. П.). В войну 1812 г. и дом, и церковь горели, потом были отстроены заново и дожили до наших дней.

До некоторых пор памятник не привлекал внимания арендаторов. Может, быть, поэтому единый ансамбль расчленили, отдав дом Художественному фонду РСФСР, а церковь - Росконцерту. Весной 1981 г. у церкви наконец появился прямой хозяин - Русский народный оркестр "Боян". В воскресные дни участники оркестра помогали реставраторам; позже обратились за помощью к общественности, после чего к реставраторам явилось множество помощников.

У оркестра есть план, помимо творческой мастерской для себя, открыть в отремонтированном храме Дом народной музыки, выдвинутый его руководителем заслуженным артистом РСФСР А. И. Полетаевым. Ставится вопрос о передаче тому же арендатору и приходского дома, занятого ныне двумя художниками под мастерские...".

На стенах были также открыты небольшие фрагменты древних росписей. К 1983 г. на колокольне восстановлена главка с крестом, сам храм вычинен до барабана главы. Стояли леса. Здание находится на государственной охране под № 496. К 1990 г. храм отреставрирован и занят Русским народным оркестром "Боян" Росконцерта Министерства культуры РСФСР.

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

На широком открытом участке перед зданием Новгородской Администрацией, среди газона Власьевской улицы стоит церковь Святого Власия , видный памятник древнерусской архитектуры времен Новгородской самостоятельности.


В современном виде храм был создан в 1407 году и является типичным памятником новгородской архитектуры своего времени: одноапсидный, одноглавый, четырехстолпный с трехлопастным завершением фасадов и художественном орнаментом вокруг барабана.


Согласно Младшему изводу Новгородской I летописи, в тот год «Поставаша церковь камену святыи Власеи в Людине конце» . Правда, по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. Вероятно, это заимствовано из средневековой северо-европейской архитектуры ганзейских городов, с которыми древнерусский Новгород был в тесной торговой связи.


Ныне Новгород нередко называют членом Ганзейского союза, однако, он был лишь его торговым партнером. При этом Новгород входил в состав Руси, сохраняя в себе княжеский стол и связь с церковью. Конечно, постоянные взаимоотношения с Ганзой порой приводили к заимствованием отдельных архитектурных элементов с претворением их в новгородском строительстве, в том числе и в церковном зодчестве.


Без сомнения, весьма обширный по тем временам каменный храм создавался как важная доминанта всей Власьевской (в то время Волосовой ) улицы. Судя по своим размерам, он был общеуличанским , то есть рассчитан на всю уличную паству. Если это так, то, по-видимому подле него собирались уличанские вечевые сходы . (В Новгороде горожане собирались как на главные городские сходы, так и на районные собрания городских районов- концов и даже отдельных городских улиц.)


До постройки нынешней церкви на том месте несколько ее одноименных деревянных предшественниц.


Так, под 6692 (1184 ) годом Новгородская I летопись сообщает, что «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия» . Значит, не только в 1184 году, но даже еще в более ранние времена на этом месте находилась одноименная «старая» церковь. В составленном в середине XV века при новгородском владыке Ефимии II житие архиепископа Иоанна есть упоминание о том, что тот до своего вступления в должность в 1166 году был просвитером в храме Святого Власия. А поскольку этот храм был еще до 1184 года, то возможно, что речь идет об интересующем нас месте. Правда, житие было составлено поздно, в качестве единого произведения, поэтому слишком доверять его информации не стоит.


Иногда предполагается, что первая деревянная церковь Святого Влавсия возникла на месте древнего славянского капища языческого бога Велеса . В доказательство приводят старое название улицы — Волосова, отождествляя это имя с Велесом. Однако, Волос является просторечной разговорной формой имени Власий, еще до недавнего времени сохранявшейся в деревнях. А в средневековых русских городах, где подобные обороты легко проникали даже в официальные документы, она вполне могла бытовать (вроде упомянутого в новгородских актах тысяцкого Кодрата, летописных новгородца Олексы Сбыславича, князя Михалки, бирича Мирошкии Несдинича, посадников Остафьи и Иванки Павловича... Кроме того, составленная новгородской археологической экспедицией карта городских культурных напластований локализует ближайшее древнейшее городское ядро к юго-востоку от церкви Святого Власия, ближе к реке Волхову, в районе Троицкого раскопа на Троицкой улице . Значит, до XI века на нынешней Власьевской никто не жил. А в то время Русь уже была крещена. Языческие пережитки долго не уходили, в Галичине, допустим, даже под видными галицким пригородом Звенигородом, до Батыева нашествия сохранялось капище. Но ни там и нигде в другом месте обширной Русской земли после крещения новых капищ не возникало. Так что связь с капищем достаточно спорна.


В Годы Великой Отечественной войны храм пострадал и был практически разрушен. В ходе послевоенной реставрации его фасадам вернули исторический облик

Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз - выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках - совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте, а 24 февраля, как оказалось, считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота. Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли - Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный - Спаса Преображения, придельные - священномученика Власия и Казанской иконы Божией Матери.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх