Как назывались укрепления финской оборонительной линии. Финские укрепления возле поселка Первомайское, фрагмент "Карельского Вала" (VT-линии)

Линия Маннергейма или линия Энкеля…

В настоящее время нет единого принятого названия финских укреплений на Карельском перешейке постройки 1920-1939 года.

Большинство их называет линией Маннергейма, но многие называют их линией Энкеля. Финны же под линией Маннергейма подразумевают тот рубеж, на котором были остановлены советские войска в 1939 году (а он отличается от линии укрепрайонов, см. рис. 1). Так же в ходу такие разновидности как линии Маннергейма первого и второго периода постройки. Примечательно, что непосредственно возглавлял строительство обоих этапов Й.Кр. Фабрициус, так что укрепления могут по праву называться линией Фабрициуса.

Само название, линия Маннергейма, появилось в 1939 году, когда сын бывшего адъютанта Маннергейма -Йорм Гален-Каллел, сопровождая журналистов по передовой назвал их так, что было подхвачено журналистами.

Строительство укреплений на карельском перешейке до 1940 года проходила в 2 этапа. Первый этап 1920-1924 года, второй этап 1937-1939 года.

Первый этап строительства 1920-1924 года.

Необходимость строительства укреплений на Карельском перешейке назрела сразу после окончания гражданской войны 1918 года в Финляндии. Основная опасность для молодого государства, по мнению правительства, исходила со стороны Советского Союза. Поэтому строительство оборонительных сооружений давала следующие преимущества:

  • надёжно прикрывала промышленно развитые южные районы Финляндии, и прежде всего такой крупный центр как Выборг;
  • прикрывала наиболее короткий путь к столице;
  • с учётом того, что армия у Финляндии была небольшая (из-за относительной немногочисленности населения) линия давала
  • сконцентрировать большее количество войск на других направлениях (например, в Карелии), прикрывая стратегически важные районы.

Наличие укрепление делало практически невозможным молниеносный удар Красной армии и давал время Финляндии на мобилизацию.

Изыскание по строительству укреплений на Карельском перешейке начались в 1918 году, но в реальность это все стало превращаться после прихода на должность начальника генерального штаба генерал-майора Оскара Карловича Энкеля. Непосредственными проектировщиками были майор, а впоследствии подполковник Ж.Ж. Грос-Куасси (военспец из Франции, группа которых в то время помогала Финляндии) и майор Й. Кр. Фабрициус - бывший офицер фортификатор Российской императорской армии. Строительство началось в 1920 году.

«Линия Энкеля» прошла через места: Ремпетти -Хумалъйоки -Сумма -оз.Муолаанъярви -оз. Эюряпяанъярви -часть водной системы Вуокси -Тайпале (ныне Ключевое -Ермилово - Солдатское - оз.Глубокое -оз.Раковые -Вуокса - Соловьево). В 1921 году было решено построить ещё и тыловую линию, прикрывающую Выборг, на рубежах Нуораа -Сяйние -Лююкюля -Хейнъйоки (ныне Соколинское Черкасово -Озерное - Вещево).

Расположение было выбрано с учётом того, чтобы успеть отмобилизовать резервы до подхода Красной армии к укреплениям.

Укрепления представляли собой вытянутую по перешейку линию из узлов обороны. В каждый узел входило несколько бетонных сооружений - долговременных огневых точек (ДОТ) и деревянноземляных огневых точек (ДЗОТ), противопехотных (колючая проволока) и противотанковых (надолбы и противотанковый ров) заграждений.

Также были сооружены окопы, блиндажи, укрытия, огневые точки, наблюдательные пункты и пр. Узлы обороны были расположены неравномерно - с учётом наиболее вероятных направлений прорыва.

Было построено в общей сложности 168 бетонированных и железобетонных сооружений. Из них 114 являлись пулемётными, 6 - орудийными, один совмещено пулемётно-орудийный ДОТами. Остальные сооружения были укрытиями.

О.К. Энгель как ученик русской школы фортификации пытался воплотить на практике принципы, выработанные русской школой военных инженеров.

Скудность финансовых средств, которые было выделены, далеко не лучшим образом сказалось на качестве сооружений.

Изначально отказались от пулемётных ДОТов с фланкирующей схемой стрельбы, так как сооружений требовалось намного больше, чем при фронтальной стрельбе.

Качество бетона было не на высоте, он изобиловал заполнителем (гравием, камнями и песком). Металлической арматуры практически не было (за исключением артиллерийских фортов на Вуоксе). Качество и количество бетона делал сооружения 1920-1924 гг. периода постройки крайне уязвимыми к артиллерийскому обстрелу, особенно в область амбразур.

Все орудийные форты были построены на северном побережье ВуоксыСувато (Суходольское), где считалось, что орудийное огневое прикрытие эффективнее пулеметного. По факту в возведённые в 1922-1924 годах форды пушки были установлены только в 1939 году.

Остальные 114 огневых точек, расположенных в лесоболотной местности, были исключительно пулемётными. Подавляющее большинство были одно амбразурными (на один пулемёт). Двух амбразурных было все два. Все ДОТы были фронтального огня, одноярусными (одноэтажные). Исключение - орудийный форт Потонием и укрытие в укрепузле Колмикесяля.

Многие пулемётные ДОТы имели два помещенья, последнее представляло обычно представляло укрытие на 4-6 человек, с двухъярусными нарами.

В конечном итоге усилия по возведению линии обороны и погубили карьеру Энкеля. Под напором критики, основанной на недостатках сооружений и на «чрезмерных» расходов на них 18 сентября 1924 г. О.К. Энгель подал в отставку с поста начальника ген. штаба. Строительство укреплений было приостановлено на долгие годы.

Оборонительная линия образца 1920-1924 года могла быть существенным препятствием для Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) в 20-х годах, когда она не была должным образом оснащена орудиями, танками и бомбардировочной авиацией.

С резким ростом оснащения РККА новыми вооружениями в 30-года линия Энкеля безнадёжно устарела и требовала модернизация. Что отчётливо понимало финское военное руководство, во главе с Маннергеймом.

Второй этап строительства 1936-1939 года.

С 1924 по 1939 года из каких-либо крупных работ на линии можно отметить только возведение под руководством И. Кр. Фабрициуса силами саперного батальона укрепрайона Инкеля.

Принципиально новый этап строительства начался в 1936 году с назначением теперь уже подполковника И.Кр. Фабрициуса
начальником проектно-фортификационного отдела.

Проинспектировав и осмыслив состоянии линии Энкеля на это время, финское военное руководство, во главе с главой Совета
Обороны Маннергеймом, пришло к выводу, что оная не представляет серьёзного препятствия для противника.

Основные направления в строительстве были следующие:

  • Модернизация имеющихся сооружений. Кстарым ДОТам пристраивались новыеказематы для фланкирующей стрельбы,выполненные из высокопрочных материалов,укреплялись старые стены. Некоторый старыеДОТы были переделаны в убежища.
  • Разработаны новые конструкции ДОТов снесколькими амбразурами для фланкирующего огня и казармой длягарнизона..
  • На наиболее опасных направлениях былипостроены несколько ДОТов, из-за своих размеров и стоимости получивших название «миллионные».
  • Построена новая система траншей, окопов, ДЗОТов, оборудованыпозиции для батарей.
  • В связи с изменением системы огня были изменены инженерныезаграждения, увеличено количество противотанковых надолбов ирвов.
  • В орудийные форты на северном побережье Вуоксы наконец былипоставлены орудия.

Для помощи местным строителям 1 апреля 1939 года высадился десант в виде двух бельгийских фортификаторов -генерал-майора Баду и капитана саперных войск Дэвида. Они привезли с собой чертежи бельгийских сооружений, которые были учтены в строительстве.

Доты «миллионного типа» представляли собой два или три боевых каземата, ведущие фланкирующий пулемётный огонь (не редко называют «каземат Ле Бурже»).

Казематы удалены друг от друга на 30-40 метров и соединены подземным переходом. В центре располагается казарма-укрытие для гарнизона и служебные помещенья. В течении определённого времени дот может вести автономное существование. На крыше расположены 2-3 смотровых стальных колпака, в которых прорезаны щели для наблюдения. При обстреле, для предотвращения попадания пуль и осколков, они закрывались вращающейся барабанной шторкой.

Со стороны противника ДОТ защищался глухой бетонной стеной, толщина которой достигала 2 метра. На стену была насыпана подушка из земли и камней. Она кроме защитной функции хорошо маскировала ДОТ, превращая его, со стороны противника, в обычный холм.

Со стороны броневых амбразур на бетон крепились 3-7 сболченных броневых плиты, толщиной 60-70 мм. Плиты закупались в Чехии. Исключением были только Sk11 (“Пелтола”) и Sj5 (“Миллионер”), где конструктивно плиты не полагались.

На начало Зимней войны работы полностью завершены не были, в боевом состоянии на основной линии обороны находилось 48 новых или модернизированных ДОТа, 74 старых одно амбразурных ДОТа, 7 артиллерийских фортов и один совмещённый пулемётноартиллерийский.

В общем на линии было 130 ДОТ и ДЗОТов. Протяженность линии составило 140 км от Финского залива до Ладожского
озера. Удалённость от границы для западного фланга - 16 км, для восточного 50 км.

Укрепрайоны носили название ближайшего населённого пункта, несколько заглавных букв становились условным обозначением каждого сооружения.

Основная линия состояла из следующих районов:

  • «Н» — Хумалъйоки [ныне Ермилово]
  • «Ink» — Инкеля [ныне не существ.]
  • «К» — Колккала [ныне Малышево]
  • «N» — Няюкки [ныне не существ.]
  • «Ко» — Колмикееяля [ныне не существ.]
  • «Ну» — Хюлкеяля [ныне не существ.]
  • «Ка» — Кархула [ныне Дятлово]
  • «Sj» — Суммаярви [ныне не существ.]
  • «La» — Ляхде [ныне не существ], премированный в Sk -Суммакюля [ныне не существ].
  • «А» — Эюряпяа, поименованный в Le -Лейпясуо [название сохранилось]
  • «Ми» — Муола [ныне Грибное]
  • «Ма» — Сикниеми [ныне не существ.]
  • «Ма» — Мялкеля [ныне Зверево]
  • «La» — Лауттаниеми [ныне не существ.]
  • «No» — Нойсниеми [ныне Мыс]
  • «Ki» — Кивиниеми [ныне Лосево]
  • «Sa» — Саккола [ныне Громово]
  • «Ке» — Келья [ныне Портовое]
  • «Tai» — Тайпале [ныне Соловьёво]

Тыловая линия, прикрывающая Выборг состояла из следующих укрепрайонов:

  • «R» — Ремпетти [ныне Ключевое]
  • «Nr» — Нярья [ныне не существует]
  • «Kai» — Кайпиала [ныне не существ.]
  • «Nu» — Нуораа [ныне Соколинское]
  • «Kak» — Каккола [ныне Соколинское]
  • «Le» — Левияйнен [не существ.]
  • «A.-Sa» — Ала-Сяйние [ныне Черкасово]
  • «Y.-Sa» — Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасово]
  • «Не» — Хейнъйоки [ныне Вещево]
  • «Ly» — Лююкюля [ныне Озерное]

Со стороны Финского залива и Ладожского озера укрепления были прикрыты береговыми батареями.

Дополнительно были предусмотрены участки, которые подвергались затопления: бетонная платина в укреплённом районе Le на реке Петровка (Перонъйоки), деревоземляные плотины на реках Гороховка и Александровка (Роккаланъйоки и Тюеппильянъйоки), запруда на реке Волчья (Сайянъйоки). В случае подхода советских войск к Выборгу открывались шлюзы Сайменского канала, с затоплением значительной территории.

Наиболее красочное описание линии Маннергейма оставил генерал-майор Баду, кое описание кочевало в советских источниках, как одно из доказательств неприступности этих укреплений:

«Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона построена знаменитая «линия Маннергейма». Величайшую крепость «линии Маннергейма» придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и орудийные гнезда,
которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где не хватало гранита, финны не пожалели бетона».

На самом деле финские укрепления были далеки от совершенства. Основная причина - скудность выделяемых средств из небогатого по тем временам финского бюджета. Это было отчасти компенсировано грамотным расположением укреплений, их хорошей маскировкой, небольшой общей длиной укреплений, наличием естественных преград - лесов, рек, озёр и болот (упомянутых Баду громадных скал на участках укрепления я лично не наблюдал).

Основные недостатки заключались в следующем:

  • Небольшое количество сооружений, причем половина из них не бетонный, а деревоземляные. На линии прорыва эти сооружения были исключительно пулемётными, и ничего не могли сделать с танками.
  • В ДОТах размещались только их гарнизон. Пехотные части заполнениярасполагались в окопах, жили в палатках. При обстреле немногиесчастливчики могли расположиться в бетонных укрытиях. Остальныеукрывались в блиндажах, выполненных так же из дерева и земли.
  • Укрываться в ДОТах им было категорически запрещено.
  • Хотя гарнизону ДОТа в общем тоже не по завидуешь. Большинство ихбыло одноэтажным. С очень большой натяжкой можно назватьдвухэтажными ДОТы Sk-10, Sj-5 и орудийный форт Патонием - у нихбыло небольшое помещенье вторым этажом. «Миллионные»сооружения имели два-три уровня (!), а не этажа. Таким образом,фронтальная стена и потолок ДОТа, по которому велся огнь наразрушения, были соответственностеной и потолком казармы. Во время обстрела у гарнизона лопались барабанные перепонки, текла кровь из ушей и носа,некоторые сходили с ума.
  • Нахваливаемые Баду гранитные противотанковые укрепления «зубы дракона» по факту имели небольшую прочность - они легко уничтожались сапёрами, полевой артиллерией и даже орудиями танка Т-28, который таким образом мог расчищать себе путь.

Таким образом, линии Маннергейма была далеко не совершенством фортификации своего времени. Но её грамотное расположение и упорность защитников сделали своё дело.

Система укреплений финнов
на Карельском перешейке


Военная мысль, №10-11, 1944 г., с. 88-95
Из фондов Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург)

Более двух с половиной лет укрепляла финская армия свои позиции на Карельском перешейке, намереваясь прочно удержать захваченный ею в 1941 г. плацдарм на подступах к Ленинграду. Оборона финнов опиралась на исключительно благоприятные природные условия Карельского перешейка. Перерезав перешеек своими укреплениями, финны развили их на глубину до 90 км (считая по прямой от Белоострова до Выборга), стремясь прочно прикрыть наиболее важное операционное направление, ведущее на Выборг. Для защиты Карельского перешейка финны создали:
–первую полосу обороны главным образом средствами полевой фортификации (эта полоса строилась в условиях непосредственного соприкосновения с нашими войсками);
–вторую полосу обороны (в 20-30 км от первой), насыщенную мощными современными средствами долговременной фортификации; отсечные позиций между первой и второй полосами обороны, построенные по основным дорогам; средствами полевой фортификации укрепили побережье Финского залива;
–третью полосу обороны, частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. сооружения «линии Маннергейма» и дополнив оборудование основных участков средствами полевой фортификации;
–внешний оборонительный обвод южнее и юго-восточнее Выборга, непосредственно прикрывавший этот важный стратегический пункт.

Рассмотрим, что представляла собой каждая из этих оборонительных полос и каково было их значение в общей системе обороны Карельского перешейка.


схема 1

Первая полоса обороны. Передний край или главная оборонительная линия (по финской терминологии) первой полосы обороны общим протяжением около 90 км проходила по р. Сестра через Стар. Белоостров, Мусталово, по западному берегу озера Лембаловское, р. Вийси-йоки и левым флангом примыкала к Ладожскому озеру (схема 1). На правофланговом участке первой полосы местность лесисто-болотистая, среднепересеченная; на центральном – резко пересеченная, с большим количеством возвышенностей, левофланговый участок – лесисто-болотистый почти на всем своем протяжении вплоть до Ладожского озера.

Оборона была построена по принципу узлов обороны и опорных пунктов, которые располагались преимущественно на тактически важных направлениях, на выгодной местности и в районах населенных пунктов. В состав каждого узла обороны входило несколько опорных пунктов. Промежутки между узлами обороны и опорными пунктами прикрывались одной или двумя траншеями, а также плотным артиллерийско-пулеметным и минометным огнем из глубины и с соседних опорных пунктов. Фортификационные сооружения в промежутках были подготовлены для занятия их войсками, что соответствует принципиальной уставной схеме финской обороны.

Узлы обороны и опорные пункты строились применительно к особенностям местности с учетом важности прикрываемых направлений. Их фортификационное оборудование и степень обеспечения огневыми средствами были различны, в зависимости от важности прикрываемого направления. Большинство опорных пунктов было приспособлено к круговой обороне, но все же основная масса фортификационных сооружений и огневых средств сосредоточивалась по фронту и на флангах.

Основным элементом фортификационного оборудования узлов обороны и опорных пунктов, даже и тех, которые располагались в населенных пунктах, являлась хорошо развитая система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, стрелков и автоматчиков. На наиболее ответственных участках (прикрытие дорог) строились развитые огневые позиции для станковых и ручных пулеметов. Наряду с траншеями имелось некоторое количество дерево-земляных сооружений легкого и противоосколочного типа. Густая сеть траншей и большое количество дополнительных пулеметных площадок позволяли противнику создать большую плотность огня в нужном направлении.

Опорные пункты, как правило, обносились проволочными заграждениями в несколько рядов. Заграждения на основных направлениях создавались на всю глубину оборонительной полосы (1,5–2 км).

Главная линия обороны состояла из сплошной траншеи полного профиля и выдвинутых вперед позиций для пулеметов и групп стрелков. Траншея была оборудована огневыми сооружениими, преимущественно открытого типа, но в ряде мест имелись сооружения противоосколочного типа. Непосредственно перед главной линией обороны финны построили густую сеть противотанковых и противопехотных препятствий.

Главная линия обороны составляла передний [страница 89] край позиции главного сопротивления – наиболее сильно укрепленной части всей оборонительной полосы. Именно здесь располагались дерево-земляные огневые точки. Позиция главного сопротивления состояла из ряда опорных пунктов, подготовленных для круговой обороны и соединенных траншеями. В 300–800 м от главной линии обороны проходила сплошная, а в отдельных случаях прерывчатая траншея, где располагались ротные резервы. Эта траншея в боевом отношении оборудовалась слабее, чем первая. Во второй траншее было несколько дзотов легкого типа. Прикрывалась она проволочными заграждениями в 2–3 кола.

В 400–700 м от второй траншеи находилась третья, где располагались батальонные резервы. Затем шла четвертая траншея, которую финны называли опорной линией. Четвертая траншея ограничивала с тыла главную полосу сопротивления и являлась рубежом прикрытия артиллерии. Ее назначение состояло также и в том, что она служила опорной позицией тактических резервов, используемых для контратак. Эта траншея проходила по наивыгоднейшим участкам местности, преимущественно по передним скатам холмов, и была наиболее полно оборудована огневыми сооружениями. Перед опорной линией устанавливались сильные проволочные препятствия (в 3–5 рядов).

За опорной линией на глубине 1,5–3 км от переднего края располагалась артиллерия. Противотанковые средства находились на рубеже первой траншеи на специально оборудованных для них позициях.



схема 2

Система обороны, примененная в первой оборонительной полосе, более наглядно показана на схеме 2, где изображен участок обороны в районе Стар. Белоострова. Здесь имелось четыре сплошных траншеи. Перед каждой из них финны строили не менее одной линии проволочных заграждений, а в некоторых местах – две и три, в зависимости от важности направления. Чаще всего встречались рогатки, установленные в два ряда и усиленные спиралью Бруно, а также малозаметные препятствия шириной до 10 м. Промежутки между препятствиями минировались. Проволочные заграждения перед первой траншеей располагались на расстоянии 30–50 м с тем, чтобы их можно было прикрывать фланкирующим пулеметным огнем. Перед второй, третьей и четвертой траншеями были поставлены проволочные заборы в 3–5 кольев. Большое внимание уделялось устройству противотанковых и противопехотных препятствий. Как сами препятствия, так и подступы к ним прикрывались сильным огнем, особенно на танкоопасных направлениях.

Другой узел обороны, созданный в районе Белоострова, прикрывал основную железнодорожную магистраль Ленинград – Выборг и Приморское шоссе. Состоял он из трех опорных пунктов, связанных между собой сплошными траншеями. Один опорный пункт располагался на правом фланге, на перекрестке Приморского шоссе и железной дороги, идущей из Сестрорецка. Второй опорный пункт (центральный) находился в районе железнодорожной станции Белоостров, а третий (левофланговый) прикрывал рокаду Сестрорецк – Стар. Белоостров. Передний край всего участка обороны проходил вдоль Приморского шоссе до правофлангового опорного пункта, поворачивал на северо-восток по правому берегу р. Сестра и далее шел по левому ее берегу.

Узел обороны опирался на систему эшелонированных траншей. Первая траншея проходила по переднему краю на веем его протяжении. Через каждые 30–50 м в ней были устроены пулеметные площадки. Кроме того, имелось значительное количество пулеметных дзотов. Траншея прикрывалась проволочными заграждениями вдоль Приморского шоссе в [страница 90] 2–3 кола, на правом фланге – рогатками в 2 ряда и проволочным забором в 3 кола, в центре и на левом фланге – спиралью Бруно и рогатками в один ряд. Проволочные заграждения усиливались минными полями, особенно на флангах. Вторая, третья и четвертая траншеи прикрывались проволочными заборами в 3 кола.

Вторая траншея была менее насыщена пулеметными дзотами и стрелковыми ячейками. В ее системе находились позиции для 50-мм и 81-мм минометов, отдельных противотанковых орудий и 75-мм пушек для ведения огня прямой наводкой. В системе третьей и четвертой траншей располагались 120-мм минометы (в 300–800 м от переднего края) и артиллерия (75-мм) – в 2–3 км от переднего края.

Строя свою оборону, финны стремились использовать для организации опорных пунктов в первую очередь возвышенности. Но поскольку природные условия не позволяли осуществить это по всему фронту, им приходилось приводить в оборонительное состояние низкие и заболоченные участки. В таких местах они строили дерево-земляные валы, служившие как для обороны, так и для маскировки движения вдоль фронта.

Фортификационные сооружения располагались линейно, в глубину были развиты слабо. Огневая мощь их также была незначительной, но такие участки надежно прикрывались пулеметным, минометным и артиллерийским огнем с соседних опорных пунктов.



схема 3

Рассмотрим еще один узел обороны первой оборонительной полосы, созданный на участке от восточного берега Лембаловского озера до р. Вийси-йоки (схема 3). Этот узел состоял из 5 опорных пунктов и прикрывал направление на Кексгольм, железную и шоссейную дороги Ленинград – Кексгольм, рокаду Грузино – п. Коросары. Три опорных пункта были расположены по фронту, а два – в глубине. Передний край проходил по господствующим высотам, примыкая на правом фланге к Лембаловскому озеру, а на левом – к р. Вийси-йоки. Так же как и в первых двух рассмотренных выше узлах, основу обороны здесь составляли траншеи, соединенные ходами сообщения. Наиболее развитой система траншей была в трех опорных пунктах, расположенных по фронту и особенно на правом фланге. Сильнее в огневом отношении и фортификационном оборудовании являлась первая, сплошная траншея. Она прикрывалась на всем своем протяжении проволочными заграждениями (рогатки в 3–5 рядов, а на отдельных участках перед рогатками устанавливалась спираль Бруно). Кроме того, устраивались противотанковые и противопехотные минные поля. Вторая и третья траншеи не были сплошными, огневое насыщение их было меньшим. Вторая траншея прикрывалась проволочными заборами в 3 кола. За третьей траншеей, перед артиллерийскими позициями, имелось 2 ряда проволочных препятствий в 3 кола каждый. В промежутке шириною до 100 м между рядами были установлены противопехотные мины, В глубине обороны, в 200–300 м от переднего края, располагались позиции для минометов, в 300–500 м – для противотанковой артиллерии, а в 1,5–2,5 км – артиллерийские позиции (75-мм).

Мы рассмотрели наиболее характернее участки первой полосы обороны. Как видим, основу их фортификационной системы составляли эшелонированные в глубину траншеи, служившие как бы фундаментом для опорных [страница 91] пунктов. Типичными огневыми сооружениями являлись открытые площадки для пулеметов, дзоты, открытые ячейки для автоматчиков и стрелков. Наиболее сильно оборудованными в огневом отношении были первая и вторая траншеи. Общая глубина первой полосы обороны не превышала 2,5–3 км, включая позиции артиллерии.

В целом рассмотренная оборонительная полоса являлась передовой в общей системе обороны Карельского перешейка, прикрывавшей подступы ко второй оборонительной полосе.

Вторая (главная) оборонительная полоса была расположена з 20–30 км от первой. Ее передний край (общей протяженностью до 100 км) проходил по линии Мятсякюля, Саха-Кюля, Кутерселькя, Кивеннапа, южнее Рауту и примыкал левым флангом к южному берегу оз. Сувантоярви. Использовав резко пересеченную местность, финны создали сильные опорные пункты на высотах в Кутерселькя, Котселькя, Кивеннапа, на перекрестках важнейших дорог и в крупных населенных пунктах. Опорные пункты второй полосы, помимо дзотов, открытых пулеметных площадок, ячеек для стрелков и артиллерийских позиций, были насыщены долговременными железобетонными огневыми точками и убежищами. Здесь финны применяли бронеколпаки, установленные на железобетонные казематы, которые располагались непосредственно у траншей, и артишлерийско-пулеметные доты, представлявшие собой железобетонные сооружения в два-три каземата. Артиллерийский дот бы[л] вооружен 5б-мм или 75-мм пушкой и одним или двумя тяжелыми пулеметами и имел колпак для наблюдения, визуального или через перископ. Необходимо отметить, что артиллерийские доты устанавливались главным образом на основных направлениях по обеим сторонам дорог. Во второй полосе имелось в общей сложности около 960 железобетонных сооружений различных типов и назначения. На один километр фронта (в районе Тилима) приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийско-пулеметных – 2, с бронеколпаком – 10, наблюдательных пунктов – 1, убежищ – 25, открытых железобетонных артиллерийских площадок – 4, открытых железобетонных пулеметных площадок – 1.

Большое внимание финны уделили созданию прочной системы противотанковой обороны, которая была организована на всю глубину оборонительной полосы (на основных дорожных магистралях). Для этой цели они широко использовали естественные и искусственные противотанковые препятствия, артиллерию, противотанковые ружья и минные поля. Противотанковые препятствия устанавливались не ближе 100 м от переднего края. На танкоопасных направлениях они устраивались в несколько рядов как перед передним краем, так и внутри оборонительной полосы, с широким использованием естественных преград (топкие болота, озера). Наиболее распространенным видом искусственных противотанковых препятствий являлись гранитные надолбы (высотой 1,2–1,5 м, весом 1,5–2 т). Они устанавливались в 2–5 рядов, расстояние между ними по фронту и по глубине равнялось 2,5–3 м. Надолбы были посажены в землю на 30–40 см. [страница 92] Высота их над уровней земли и промежутки между ними делались различными для того, чтобы затруднить укладку на них настила. Камни для надолб применялись таких размеров и формы, чтобы в любом положении они служили препятствием для танков. Гранитные, железобетонные и другие надолбы устанавливались в эскарп глубиной 1,2–1,4 м, с отвесной стенкой со стороны фронта. Этот эскарп маскировал надолбы и препятствовал их разрушению огнем из танков.

За надолбами вдоль всего переднего края в 30–50 м от первой траншеи проходил проволочный забор в 3–7 кольев, шириною от 5 до 10 м, усиленный колючей проволокой в наброс. В некоторых местах такой проволочный забор проходил и перед надолбами. Фасы противотанковых и проволочных заграждений были прямолинейны, протяжением от 100 до 300 м и находились под фланговым и косоприцельным артиллерийско-пулеметным огнем из дотов и с открытых позиций. Перед передним краем обороны был организован двух-трехслойный артиллерийско-пулеметный огонь из дотов, дополняемый огнем пехоты с открытых позиций.



схема 4

На схеме 4 показан один из узлов обороны второй оборонительной полосы, устроенный в районе Мятсякюля. Этот населенный пункт расположен у берега Финского залива, на пересечении дорог Ленинград–Выборг, Мятсякюля–Койвисто–Выборг. Узел обороны состоял из четырех опорных пунктов, приспособленных к круговой обороне. Два из них были вынесены вперед на господствующие высоты, расположенные на левом берегу р. Ваммельсуун-йоки, и являлись как бы предмостными. Остальные располагались на правом берегу реки, составляя главную позицию сопротивления на этом участке. Костяком обороны в опорных пунктах являлись железобетонные огневые сооружения. На один километр фронта здесь приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийских дотов с бронеколпаками для пулеметов – 1, артиллерийских открытых железобетонных площадок с укрытием для пушки – 5, пулеметных дотов с бронеколпаками – 10, без бронеколпаков – 2, наблюдательных пунктов – 2, убежищ (на 20–22 человека) – 23.

Вдоль правого и левого берегов были отрыты сплошные траншеи полного профиля. Через каждые 30–50 м имелись площадки для ручных и станковых пулеметов; особенно были развиты ячейки для стрелков и автоматчиков (через каждые 4–8–10 м). Траншеи соединялись крытыми ходами сообщения с огневыми точками и убежищами.

По всему переднему краю проходила сплошная полоса гранитных надолб, установленных в 4 ряда. За надолбами в 15–20 м – проволочный забор в 5 кольев, усиленный колючей проволокой в наброс. Естественным противотанковым и противопехотным препятствием служила р. Ваммельсуун-йоки с ее крутым правым берегом, недоступным для танков. Вдоль берега реки перед второй траншеей был также установлен проволочный [страница 93] забор в 5 кольев, усиленный проволокой в наброс.

С юга участок обороны прикрывался Финским заливом, а в тылу – противотанковым рвом, который перекрывал дорожные магистрали и своими флангами упирался в Финский залив и р. Ваммельсуун-йоки. В целом район Мятсякюля был приспособлен к самостоятельной противотанковой и противопехотной круговой обороне.


схема 5

На схеме 5 показан опорный пункт Кутерселькя, который прикрывал основную рокаду, соединяющую главные дорожные магистрали, ведущие к г. Выборг, проселочную дорогу Райвола – Кутерселькя и одновременно служил отсечной позицией, прикрывавшей фланг второй оборонительной полосы с востока. С юго-востока через заболоченный лес к этому населенному пункту идет единственная проселочная дорога. С северо-востока и юго-запада от Кутерселькя лежат труднопроходимые болота. Через весь передний край проходила траншея полного профиля. Она соединялась со всеми железобетонными дотами и убежищами, крытыми ходами сообщения. Перед передним краем была установлена полоса гранитных надолб в 4 ряда. Перед ними располагалось противотанковое минное поле. В целом вторая полоса обороны Карельского перешейка была рассчитана на длительное сопротивление. С этой целью финны насытили ее большим количеством железобетонных пулеметных и артиллерийских огневых точек, убежищ, гранитных надолб, помимо различных сооружений открытого типа.

Третья полоса обороны, так же как и первые две, была построена по принципу опорных пунктов, прикрывавших все основные дорожные направления, ведущие к г. Выборг. Передний край ее, общей протяженностью около 160 км, проходил по восточной оконечности озера Кипинолан-ярви, перекрывал дефиле между этим озером и озером Куолем-ярви, далее шел по рубежу Сумма до озера Муолан-ярви на Муола, по северо-западному берегу озера Яюряпян-ярви, перекрывая дефиле к озеру Вуокси, по северным берегам озер Вуокси и Суванто-ярви и примыкал к побережью Ладожского озера. На основных путях, ведущих к Выборгу, противник создал мощные опорные пункты в Мурила, Рёмпетти, Липола, Сумма, Лейпясуо, Муола и др.

Основным элементом фортификационного оборудования опорных пунктов являлась система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, автоматчиков и стрелков.

Перед передним краем обороны были построены проволочные заграждения в один–два и три кола. Из противотанковых препятствий имелись гранитные надолбы и рвы (на отдельных и важных участках обороны) в сочетании с естественными преградами (болота, реки, озера).



схема 6

На схеме 6 показан участок обороны в районе Сумма, высота 62,4, прикрывавший Выборгское шоссе и грунтовые рокадные дороги. Траншейная система здесь была развита преимущественно на флангах. Частично использовались разрушенные доты старой «линии Маннергейма» как в качестве укрытий, так и для огневых позиций. Круговая оборона обеспечивалась отдельно построенными небольшими участками траншей с открытыми пулеметными площадками и ячейками для стрелков. В глубине обороны (на 2 км) были отрыты три противотанковых рва, которые примыкали своими флангами к естественным препятствиям (болото Сур-суо и р. Сумма-йоки).

Опорный пункт, созданный финнами на высоте 62,4, седлал развилку шоссе на Выборг, прикрывал рокаду в Лейпясуо и защищал дефиле между болотами Муна-суо и озером Сумма-ярви. Здесь имелись три траншеи (удаление второй траншеи от первой 300–400 м и третьей от второй – 500–600 м). Первая и третья траншеи были наиболее полно насыщены площадками для пулеметов, автоматов и ячейками для стрелков, вторая оборудовалась стрелковыми ячейками. Траншеи не были соединены ходами сообщения. В 3–3,5 км от переднего края за третьей траншеей располагались огневые позиции для 75-мм орудий. Перед передним краем третьей полосы обороны был отрыт противотанковый ров, кото- [страница 94] рый своим левым флангом примыкал к болоту Вало-суо и правым к р. Мая-йоки, далее он переходил в контрэскарп по р. Мая-йоки до болота Сyp-суо. Перед передним краем и противотанковым рвом располагались гранитные надолбы, установленные в 4 ряда.



схема 7

На схеме 7 показан участок обороны, прикрывавший ст. Лейпясуо (железная дорога Ленинград – Выборг). Здесь были оборудованы три опорных пункта, располагавшихся на господствующих высотах. Правофланговый опорный пункт седлал развилку полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо. Здесь финны соорудили две траншеи (нe сплошные) полного профиля с площадками для пулеметов и стрелков. Перед траншеями были установлены проволочная сеть в 3 кола, а в глубине за второй траншеей гранитные надолбы в 4 ряда и проволочная сеть в 3 кола.

Опорный пункт, расположенный в центре данного узла обороны, прикрывал рокаду между железной дорогой Ленинград – Выборг и грунтовой дорогой, идущей на Лейпясуо. По переднему краю проходила сплошная траншея полного профиля. В 700–900 м от нее финны соорудили вторую траншею, оборудованную слабее первой.

Опорный пункт на левом фланге седлал железную дорогу Ленинград – Выборг и непосредственно прикрывал подступы к ст. Лейпясуо. Здесь были три прерывчатые траншеи (удаление второй от первой 400–600 м, третьей от второй – 300–400 м). Первая траншея была вынесена на противоположный берег реки Перо-йоки, а две другие располагались за рекой. Перед первой и второй траншеями имелись проволочные препятствия в 3 кола. На правом фланге узла обороны противник установил гранитные надолбы в 3–4 ряда, примыкавшие к заболоченному участку, а левым флангом к возвышенности с крутыми танконедоступными склонами. На левом фланге противотанковыми препятствиями являлись река Перо-йоки, болото Сур-суо и озеро Тастон-Ламмет. B глубине узла, за р. Перо-йоки, для прикрытия развилки полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо, был создан небольшой опорный пункт, оборудованный одной полукольцевой траншеей. Противотанковым препятствием на этом направлении являлась р. Перо-йоки.

В целом, как мы видим, инженерное оборудование и насыщение огневыми средствами третьей оборонительной полосы были более слабыми, чем первой и второй оборонительных полос.

Система обороны в районе Выборга. Помимо трех оборонительных полос, на Карельском перешейке финны создали еще внешний обвод укреплений, непосредственно прикрывавший г. Выборг (схема 8).


схема 8

Центральная часть Выборгского оборонительного рубежа проходила по южной и юго-восточной окраинам города. Покрытая цепью невысоких холмов, с валунами и лесом, она создавала благоприятные условия для обороны и маскировки переднего края. Далее передний край шел по южным и юго-восточным окраинам пригородов Корьяла, Таммисуо. Открытая и ровная местность перед передним краем хорошо просматривалась противником на глубину до 3 км.

Участок обороны, расположенный на полуострове (правый фланг внешнего обвода), прикрывал шоссе Койвисто – Выборг, а также (во взаимодействии с гарнизонами островов, расположенных в Финском зализе) подходы к порту Выборг со стороны Финского залива. Левофланговый участок прикрывал подступы к пригородам Корьяла и Таммисуо. Передний край представлял сплошную траншею полного профиля общим протяжением около 40 км. В районе пригорода Корьяла были две траншеи, оборудованные выносными и примкнутыми площадками для легких пулеметов, стрелков и автоматчиков, обеспечивавших многослойный фланговый и косоприцельный огонь перед передним краем. Типы фортификационных сооружений, возведенных на рубеже внешнего обвода Выборга, были в основном те же, что и на второй обо- [страница 95] ронительной полосе. По заболоченным участкам с высоким стоянием грунтовых вод траншея возводилась полунасыпного и насыпного типа. Позиции для противотанковых ружей и артиллерии располагались непосредственно в траншеях или за ними. Из намеченных к постройке железобетонных сооружений финны полностью закончили, лишь небольшое количество убежищ.

Противотанковой обороне уделялось исключительно большое внимание. По внешнему обводу города она строилась с максимальным учетом всех естественных препятствий – озер, рек и болот – и усиливалась искусственными заграждениями. На отдельных участках в качестве препятствия использовалась железнодорожная насыпь окружной железной дороги, а также гранитные надолбы, установленные в 1–2 линии по 4 ряда в каждой. Перед ст. Выборг финны построили железобетонную стенку-барьер (преграждавшую движение по железкой дороге), которая правым флангом упиралась в крутой скат высоты, а левым – в железнодорожную насыпь. Проволочные заборы в качестве противопехотных препятствий имелись только на отдельных участках обороны.

* * *

Как видно из изложенного, инженерная подготовка Карельского перешейка производилась финнами с основной задачей обеспечить Выборгское операционное направление. Учтя опыт войны 1939–1940 гг., они стремились создать здесь современную, глубоко эшелонированную оборону с мощными железобетонными и броневыми сооружениями. Для решения этой задачи с начала 1942 г. финны развернули работу по сооружению на Выборгском направлении нескольких оборонительных полос и оборудованию ряда сильных опорных пунктов на господствующих высотах, седлающих основные дороги, идущие к Выборгу.

Максимально используя природные условия и естественные рубежи, финны оборудовали первую оборонительную полосу, главным образом средствами полевой фортификации, вторую (главную) – средствами мощной современной долговременной фортификации; построили отсечные позиции между первой и второй полосами, создали полевые укрепления на побережье Финского залива, использовали в качестве третьей полосы линию «Маннергейма», частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. фортификационные сооружения и усилив ее средствами полевой фортификации, соорудили внешний обвод вокруг Выборга как последнее прикрытие этого важного стратегического пункта. По размаху проведенных работ и подготовительным мероприятиям можно предполагать, что финны намечали провести значительно большую программу строительства, чем им удалось осуществить к началу наступления Красной Армии на Карельском перешейке (к 10 июня 1944 г.). Повидимому, намечалось развить каждую из оборонительных полос е глубину. Это предположение подтверждается, в частности, начатой отрывкой противотанковых рвов в районе Мятсякюля и Тилима.

Из всех многочисленных железобетонных сооружений, построенных финнами, наиболее современными были казематированные убежища с броневым колпаком в толще покрытия (пулеметные доты, наблюдательные пункты и артиллерийско-пулеметные полукапониры). Такое сочетание, обеспечивая большую сопротивляемость, позволило создать низко сидящие сооружения, легко маскируемые и мало уязвимые.

Первая оборонительная полоса была создана в полном соответствии с полевым уставом финской армии в виде позиций боевого охранения и позиции главного сопротивления. Первые выносились вперед на 400–600 м, в зависимости от местности, с использованием всех ее преимуществ.

Основное назначение позиции боевого охранения – затруднить разведку позиции главного сопротивления и предотвратить возможность неожиданного нападения. Позиция главного сопротивления состояла из отдельных опорных пунктов, связанных между собой траншеями. Глубина ее – 1500–2500 м.

Вторая и третья полосы обороны в основном строились по тому же принципу. Позиция главного сопротивления второй полосы состояла из мощных опорных пунктов, оборудованных средствами долговременной фортификации. Внешний обвод Выборга строился по крепостному принципу, с созданием сплошной линии обороны. Финнам не удалось закончить намечавшийся план фортификационного оборудования своей обороны на Карельском перешейке. И все же они создали, как мы видим, три мощных оборонительных полосы и укрепленный пояс вокруг Выборга, богато насытив их долговременными фортификационными сооружениями, что превратило перешеек в сильно укрепленный оборонительный плацдарм. Овладение этим плацдармом с преодолением долговременной обороны и множества естественных преград, представляло исключительно трудную задачу. Однако войска Ленинградского фронта блестяще решили ее. Наступление качалось 10 июня, 15 июня была прорвана вторая (главная) полоса обороны, 18–19 июня – третья, а 20 июня, преодолев оборонительный обвод, наступавшие войска заняли город и крепость Выборг.

Инженер-майор С. ЖАРКОВ
Инженер-майор З. БРАУДЕ


Первый вариант
Выберите правильный ответ
1. Оборонительные укрепления Карельского перешейка назывались:
1) «линия Мажино» 3) «линия Маннергейма»
2) «восточный вал» 4) «линия Зигфрида»
2. Укажите хронологические рамки Второй мировой войны:
1) 1 сентября 1939 г. - 9 мая 1945 г. 3) 22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.
2) 1 сентября 1939 г. - 2 сентября 1945 г. 4) 22 июня 1941 г. - 2 сентября 1945 г.
3. Орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти:
1) Ставка Верховного главнокомандования 3) Государственный Комитет Обороны
2) Совет народных комиссаров 4) Совет по эвакуации
4. Сталинград обороняли:
1) 62­я армия (командующий В. И. Чуйков) 3) 13­я гвардейская дивизия А. И. Родимцева
2) 64­я армия (командующий М. С. Шумилов) 4) все указанные выше войска
5. Судебный процесс над главными нацистскими преступниками проходил в:
1) Москве 2) Берлине 3) Потсдаме 4) Нюрнберге

6. 8 сентября 1941 г., 18 января 1943 г., 27 января 1944 г.
7. В. Соловьев­Седой, М. Блантер, Н. Богословский, К. Листов

Конференции антигитлеровской коалиции:
1)Московская 3) Крымская
2)Генуэзская 4) Потсдамская
9. Установите соответствие:
1) геноцид А) насильственное переселение народов
2) депортация Б) вывоз населения, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой
3) эвакуация В) уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным мотивам
4) репатриация Г) систематическое преследование и уничтожение нацистами и их пособниками в Германии
5) холокост и на захваченных ею территориях значительной части еврейского населения Европы
10. Назовите документ:
«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного
действия и всякого нападения... Договор заключается сроком на десять лет... Составлен в двух оригиналах на
немецком и русском языках в Москве».
11. О чем идет речь?
Один из видов борьбы народных масс за свободу своей Родины, которая ведется на территории, занятой
противником; в борьбе участвуют местное население, части регулярных войск, действующие в тылу врага.
Проявляется в различных формах: вооруженной борьбе, саботаже, диверсиях, разведке, разоблачениях действий
противника, пропаганде и агитации,
12. О ком идет речь?
С 1920­х гг. в Красной армии. Один из выдвиженцев Сталина генерал (в сорок один год - генерал­лейтенант). В
боях под Киевом и Москвой зарекомендовал себя как способный командир. В годы Великой Отечественной войны
командовал корпусом и армией, являлся зам. командующего Волховским фронтом, командиром 2­й Удар ной
армии, оказавшейся весной 1942 г. в окружении под Ленинградом. Попал в плен (по другим данным - сдался

добровольно). Возглавил «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию». По
приговору Военной коллегии Верховного суда в 1946 г. повешен
КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Второй вариант
Выберите правильный ответ
1. Договор о ненападении со стороны Германии и СССР подписали:
1) А. Гитлер, И. Сталин 3) И. Сталин, И. Риббентроп
2) В. Молотов, И. Риббентроп 4) М. Литвинов, И. Риббентроп
2. Дивизии советских приграничных округов летом 1941 г. насчитывали бойцов:
1) 2,7 млн 2) 3,5 млн 3) 5 млн 4) 5,5 млн
3. Союз государств, возникший в ходе Второй мировой войны в борьбе против фашистского блока:
1) движение Сопротивления 3) Лига Наций
2) антигитлеровская коалиция 4) антифашистское движение
4. Согласно плану по захвату Кавказа в 1942 г. немецким командованием были осуществлены:
1) окружение основных сил Красной армии в районе Ростова
2) захват Грозного
3) овладение Майкопскими нефтепромыслами
4) все указанное выше
5. Событие, которое произошло позже других:
1) Атлантическая хартия 3) Тегеранская конференция
2) Потсдамская конференция 4) Ялтинская конференция
По какому принципу образованы ряды?
6. Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова
7. О. Берггольц, К. Симонов, А. Прокофьев, А. Сурков,А. Твардовский
8. Что является лишним в ряду?
Коренной перелом в ходе войны:
1) битва за Москву 3) форсирование Днепра
2) Сталинградская битва 4) Курская битва
9. Установите соответствие:
1) геноцид А) руководящая роль какого­либо государства по отношению к другим странам
2) депортация Б) уничтожение определенных групп населения по расовым национальным и иным мотивам
3) гегемония В) систематическое уничтожение нацистами и их пособниками значительной части еврейского
4) эвакуация населения Европы
5) холокост Г) насильственное переселение народов
10. В честь какого события был издан приказ Верховного Главнокомандующего?
«Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам...
двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».
11. О чем идет речь?
Одна из крупнейших битв во Второй мировой войне, продолжавшаяся 200 дней. В результате полной победы в
этом сражении одна из противоборствующих сторон захватила стратегическую инициативу в войне.
12. О ком идет речь?
В годы Великой Отечественной войны - зам. начальника, начальник Генерального штаба, зам. наркома обороны
СССР. Координировал действия ряда фронтов в стратегических операциях, особенно там, где складывалась

наиболее сложная обстановка. Начав войну генерал­майором, через полтора года стал Маршалом Советского
Союза. С июня 1945 г. - командующий советскими войсками на Дальнем Востоке. Дважды Герой Советского
Союза, кавалер двух высших военных орденов - орденов «Победа». Автор мемуаров «Дело всей жизни».
Ответы
1 вариант
1 - 3; 2 - 2; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 4; 6 - блокада Ленинграда;
7 ­ ­ авторы известных лирических песен времен Великой Отечественной войны; 8 - 2;
9 - 1-В, 2- А, 3-Б, 4-нет, 5-Г;
10 - Договор о ненападении Германии и СССР 23 августа 1939 г.;
11 - о партизанском движении; 12 - А. Власов
2 вариант
1 - 2; 2 - 1; 3 - 2; 4 - 3; 5 - 2;
6 - юные герои­антифашисты (пионеры), Герои Советского Союза;
7 - авторы известных поэтических произведений времен войны;
8 - 1, 3;
9 - 1-Б, 2-В, 3-А, 4-нет, 5-В;
10 - освобождение 5 августа 1943 года г. Орла и Белгорода;
11 - Сталинградская битва; 12 - А. М. Василевский.

Рассматривая историю Зимней Войны, никак нельзя оставить без внимания систему долговременных и полевых укреплений, построенных финнами на Карельском Перешейке. Условно, эта система укреплений стала с 1939 года именоваться "Линия Маннергейма ". Но на самом деле финские укрепления Карельского перешейка вовсе не одна какая-то открытая с тыла линия обороны, а несколько оборонительных позиций, предназначенных, чтобы остановить продвижение советских войск вглубь территории Финляндии.

Общая глубина системы укреплений Карельского перешейка в 1939 году достигала 90 км, хотя в среднем она была километров 70. В этом пространстве находились 4 оборонительные позиции полностью перекрывавшие всю ширину Карельского перешейка, кроме того, между линиями обороны и перед ними находились противотанковые препятствия, противопехотные заграждения, минные поля, лесные завалы, а также позиции для небольших отрядов и одиночек, действующих в арьергарде. Советский союз слишком долго тянул с подготовкой к вторжению в Финляндию, а потому противник успел построить очень многое. И если бетонные ДОТы за одно лето 1939 года построить было сложно, то для постройки менее прочных оборонительных сооружений из дерева, земли и камня времени оказалось предостаточно. Вот если бы СССР внезапно атаковал в сентябре 1939-го или в начале октября, тогда финские укрепления были бы значительно слабее.

Нужно заметить, что бетон финны жалели в течение всего периода строительства укреплений. В разных источниках даются разные данные по количеству ДОС на Карельском Перешейке, но никто не называет цифру выше 360, причем в это число входят и бетонированные убежища, и позиции артиллерии береговой обороны. Часть этих укреплений была возведена еще Российской Империей для обороны берегов Финского залива. Наибольшее число ДОТов было возведено в 1920-х годах (до Великой Депрессии), а во второй половине 1930-х они были реконструированы; в это же время были построены наиболее сильные ДОТы-миллионники.

Передовая позиция финнов находилась примерно в 5-10 км от советско-финской границы и не была предназначена для длительной обороны. Фактически, на этой позиции должна была действовать одна регулярная дивизия и пограничные войска. Этих сил было достаточно только для прикрытия развертывания основных сил финской армии на главной оборонительной позиции. Поэтому передовая позиция состояла из противотанковых препятствий, проволочных заграждений и небольшого количества полевых укреплений. На этой позиции планировалось задержать наступающие части РККА на пару дней, которые потребуются, чтобы уничтожить препятствия. Так, в итоге, и получилось. Хотя на главном, выборгском, направлении передовая позиция состояла из нескольких оборонительных линий, но людей для обороны было недостаточно, и через десяток дней после начала войны в дело вступила главная линия обороны.

Главная оборонительная позиция, на которой и были остановлены советские войска в декабре 1939 года, находилась в 20 - 60 километрах от границы. В общем-то, именно эту оборонительную позицию журналисты окрестили "Линией Маннергейма", а советский агитпроп подхватил эту идею ради оправдания неудач армии. Поскольку именно на этой линии Красная Армия протопталась полтора месяца, то ее стоит рассмотреть подробнее.

Общая протяженность главной позиции – 140 километров , но половина этой протяженности приходится на Вуоксинскую систему рек и озер. Озера имеют ширину более километра, реки известны своим быстрым течением; берега рек и озер туднодоступны для десантирующихся войск (местами из-за заболоченности; местами из-за крутизны). В общем, этот участок оборонительной позиции защищался самой природой, и финнам потребовалось лишь немного усилить оборону. Все наиболее удобные для переправы места были прикрыты небольшими укрепрайонами, в которых насчитывалось лишь около 20 ДОТов. Осенью 1939 года укрепрайоны были усилены полевыми укреплениями, включавшими до 5 рядов траншей и многочисленные ДЗОТы. Также несильными полевыми укреплениями были заполнены промежутки между укрепрайонами. Особенностью укреплений Вуоксинской линии – большое количество артиллерийских оборонительных сооружений. Это и ДОТы с пушечным вооружением и бетонированные батареи для тяжелой артиллерии. Пушки здесь были нужны для борьбы с переправочными средствами, и, нужно отдать должное инженерам, построившим укрепления, переправляться через Вуоксу было очень сложно.

Вторая половина главной позиции проходила по суше. И в целом, водные преграды в этом районе были перпендипекулярны оборонительной линии. Однако, и здесь 20 километров фронта приходились на крупные озера. Главная позиция в своей западной части имела на своем протяжении 8 укрепрайонов, примерно с 7 десятками ДОТ. Однако, в 1939 году Красная Армия имела соприкосновение лишь с 5 укрепрайонами, которые могли похвастаться 6 десятками ДОТов. Поэтому и эта позиция, по большей части, состояла из деревоземляных укреплений. Зато старые ДОТы на этом участке прошли модернизацию и к ним были добавлены новые, некоторые из которых можно даже назвать фортами, ибо они имели большой гарнизон. Недостатком ДОТов сухопутной части Линии Маннергейма было отсутствие противотанковой артиллерии в самих ДОТах. За это финны едва не поплатились в декабре 1939-го.

Линия Маннергейма

История создания

Подготовка к строительству линии была начата сразу же после обретения независимости Финляндией в 1918 году , само строительство продолжалось с перерывами вплоть до начала советско-финской войны в 1939 году .

Первый план линии был разработан подполковником А. Раппе в 1918 году .

Работу над планом обороны продолжил немецкий полковник барон фон Бранденштайн (O. von Brandenstein). Он был утверждён в августе. В октябре 1918 года финское правительство выделило на строительные работы 300 000 марок. Работы выполняли немецкие и финские сапёры (один батальон) и русские военнопленные. С уходом немецкой армии работы были значительно сокращены и всё свелось к работам финского учебного сапёрного батальона :

Дот SJ-5, прикрывавший дорогу на Выборг. (2009)

  • «Н» - Хумалъйоки [ныне Ермилово ]
  • «К» - Колккала [ныне Малышево ]
  • «N» - Няюкки [не существ.]
  • «Ко» - Колмикееяля [не существ.]
  • «Ну» - Хюлкеяля [не существ.]
  • «Ка» - Кархула [ныне Дятлово ]
  • «Sk» - Суммакюля [не существ.]
  • «La» - Ляхде [не существ,]
  • «А» - Эюряпяа (Лейпясуо)
  • «Ми» - Муолаанкюля [ныне Грибное ]
  • «Ма» - Сикниеми [не существ.]
  • «Ма» - Мялкеля [ныне Зверево ]
  • «La» - Лауттаниеми [не существ.]
  • «No» - Нойсниеми [ныне Мыс]
  • «Ki» - Кивиниеми [ныне Лосево ]
  • «Sa» - Саккола [ныне Громово ]
  • «Ке» - Келья [ныне Портовое]
  • «Tai» - Тайпале (ныне Соловьёво)

На главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. В систему укреплений входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступу к Выборгу . В неё входило 10 узлов обороны:

Группа красноармейцев осматривает бронеколпак на финском доте

  • «R» - Ремпетти [ныне Ключевое ]
  • «Nr» - Нярья [ныне не существует]
  • «Kai» - Кайпиала [не существ.]
  • «Nu» - Нуораа [ныне Соколинское ]
  • «Kak» - Каккола [ныне Соколинское]
  • «Le» - Левияйнен [не существ.]
  • «A.-Sa» - Ала-Сяйние [ныне Черкасово ]
  • «Y.-Sa» - Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасово]
  • «Не» - Хейнъйоки [ныне Вещево ]
  • «Ly» - Лююкюля [ныне Озерное]

Узел сопротивления оборонялся одним-двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. По фронту узел занимал 3-4,5 километра и в глубину 1,5-2 километра. Он состоял из 4-6 опорных пунктов, каждый опорный пункт имел по 3-5 долговременных огневых точек, преимущественно пулеметных и много реже -артиллерийских, составлявших скелет обороны.

Каждое долговременное сооружение было окружено траншеями, которые связывали между собой сооружения узла при необходимости они были превращены в окопы. Между узлами сопротивления траншей не было. Которые в большинстве случаев состояли из хода сообщения с вынесенными вперед пулеметными гнездами и стрелковыми ячейками на одного-трех стрелков. Встречались и стрелковые ячейки, прикрытые броневыми щитами с козырьками. Это защищало голову стрелка от шрапнельного огня.

Слабые стороны финских долговременных сооружений таковы: неполноценное качество бетона у построек первого срока, перенасыщение бетона гибкой арматурой, отсутствие у построек первого срока жёсткого армирования.

Сильные же качества дотов заключались в большом количестве огневых амбразур, простреливавших ближние и непосредственные подступы и фланкировавшие подступы к соседним железобетонным точкам, а также в тактически правильном расположении сооружений на местности, в тщательной их маскировке, в насыщенном заполнении промежутков.

Генерал-майор инженерных войск А.Хренов ,

Ещё 17 декабря, когда войска попали под огонь ДОТов Sj4 и Sj5, Мерецков сомневался в существовании вообще долговременных укреплений на Карельском перешейке, поскольку не располагал надёжными данными об их обнаружении ..

Инженерные заграждения

Основными типами противопехотных препятствий были проволочные сети и мины. Финны устанавливали рогатки , которые несколько отличались от советских рогаток или спирали Бруно . Эти противопехотные препятствия дополнялись противотанковыми .

…русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений.

- Карл Густав Маннергейм. Мемуары. Изд-во «ВАГРИУС». 1999. стр.319, строка 17 снизу; стр.320 строки 1 и 2 сверху. ISBN 5-264-00049-2

Старший инструктор бельгийской «линии Мажино» генерал Баду, работавший техническим советником Маннергейма, писал :

Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами - Ладожским озером и Финским заливом - имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно - и из бетона, построена знаменитая линия Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и орудийные гнезда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где не хватало гранита, финны не пожалели бетона.

Исаев А. В. Десять мифов Второй мировой. Изд-во Эксмо

Во время войны линия удерживала наступление Красной Армии около двух месяцев. Со стороны СССР на всём советско-финском фронте от Балтийского моря до Северного Ледовитого океана первоначально (на 30 ноября 1939 года) участвовали: , 8, 9, 13, 14 армии, 2 900 танков , 3 000 самолётов , 24 дивизии общей численностью 425 000 человек.

Всего за период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в войне со стороны СССР приняли участие - 40 стрелковых дивизий, 11 мотострелковых дивизии, 1 горнострелковая дивизия, 2 кавалерийских дивизии, 2 мотокавалерийских дивизии, 1 запасная стрелковая бригада, 1 мотострелково-пулеметная бригада, 1 бригада запасных войск, 8 танковых бригад, 3 авиадесантные бригады, а также 4 стрелковые дивизии Финской народной армии. Итого - 67 расчётных дивизий.

В декабре 1939 г. на три финские дивизии в долговременных укреплениях на Карельском перешейке было направлено пять советских стрелковых дивизий 7-й армии. Позднее соотношение стало 6:9, но это все равно далеко от нормального соотношения между обороняющимся и наступающим на направлении главного удара, 1:3.

С финской стороны на Карельском перешейке было 6 пехотных дивизий (4-я, 5-я, 11-я пд II армейского корпуса, 8-я и 10-я пд III армейского корпуса, 6-я пд в резерве), 4 пехотные бригады, одна кавалерийская бригада и 10 батальонов (отдельных, егерских, подвижных, береговой обороны). Всего 80 расчетных батальонов. С советской стороны на Карельский перешеек наступали 9 стрелковых дивизий (24, 90, 138, 49, 150, 142, 43, 70, 100-я сд), 1 стрелково-пулеметная бригада (в составе 10-го танкового корпуса) и 6 танковых бригад. Итого 84 расчетных стрелковых батальона. Численность финских войск на Карельском перешейке составляла 130 тыс. человек,360 орудий и миномётов и 25 танков. Советское командование располагало живой силой в количестве 400 000 человек (вводимых в боевые действия по-частям. В начале советских 169 тыс), 1500 орудиями, 1000 танками и 700 самолётами

На линии Маннергейма было 150 пулемётных бункеров (из них 13 - двухпулемётных и 7 - трёхпулемётных, остальные - с одним пулемётом), 8 артиллерийских бункеров, 9 командных бункеров и 41 убежище (укрытие). В основном для обороны использовались свойства местности. Количество бетона, потраченное на всю 135 километровую линию (14 520 куб.м.), меньше, чем было потрачено на здание Финской национальной оперы в Хельсинки .

Подготовка войск для прорыва линии Маннергейма

К началу войны и в ходе её инженерная разведка в армии так и не была оформлена организационно. Специальных разведывательных групп или подразделений инженерные войска не имели. По штатам военного времени в составе взводов управления саперных батальонов предусматривались отделения разведки, но они не были готовы к выполнению сложных и многообразных задач специальной инженерной разведки. Поэтому инженерные войска не имели конкретных данных о характере инженерной подготовки финских войск к войне. Описание укрепрайона на Карельском перешейке было дано общими штрихами, чертежи железобетонных точек в большинстве оказались неверными, а конструкции противотанковых мин явились неожиданностью. Не было достаточных сведений о видах противотанковых заграждений .

Проведённый с хода лобовой удар не дал результата. Не удалось даже установить расположение точек обороны противника. Вместе со слабой подготовкой наступательной операции, недостатком сил и средств пришло понимание невозможности овладения с ходу главной полосой обороны. Стало ясным, что для преодоления линии Маннергейма требовались совершенно другой порядок действий и основательная специальная подготовка.

Для отработки действий на местности был приспособлен захваченный финский учебный полигон в Бобочино (Каменка). Начальник инженерных войск 7-й армии А. Ф. Хренов разработал проект инструкции для прорыва линии обороны. Командующий фронтом утвердил её, внеся несколько дополнений и уточнений.

Инструкция предусматривала проведение основательной артиллерийской подготовки, ведущейся не по площадям, а по конкретным целям. Запрещалось бросать в наступление пехоту до того, как будут разрушены доты на переднем крае обороны противника. Для блокировки и уничтожения дотов предписывалось создание штурмовых групп из расчета трех на стрелковый батальон. В состав группы включались один стрелковый и один пулеметный взводы, два-три танка, одно-два 45-мм орудия, от отделения до взвода саперов, два-три химика. Саперам надлежало иметь по 150-200 кг взрывчатки на каждый дот, а также миноискатели, ножницы для резки проволоки, фашины для преодоления танками рвов. Кроме штурмовых групп создавались ещё группы разграждения и восстановления.

Организацию занятий и наблюдение за их ходом поручили А. Ф. Хренову. Учёба и тренировки велись днем и, что особенно важно, ночью. Начиналось занятие с имитации артподготовки. Затем под прикрытием стрелков и пулеметчиков вперед выдвигались саперы с миноискателями. На их пути встречались «мины», которые нужно было обнаружить и обезвредить, чтобы открыть путь пехоте и танкам. После этого саперы резали колючую проволоку и подрывали надолбы.

Теперь вперед выдвигалась пехота и танки, выводилась на прямую наводку артиллерия. Предполагалось, что дот ещё не подавлен, но боевая мощь его ослаблена. Действия пехоты, артиллеристов и танкистов должны были облегчить саперам выполнение главной задачи: выйти в тыл дота с необходимым количеством взрывчатого вещества и подорвать сооружение. Тем самым штурмовая группа выполняла свое назначение, и в атаку поднимался весь батальон. Через полигон проходили батальон за батальоном, полк за полком. Его не миновала ни одна из частей, которой предстояло действовать на любом из участков 110-километрового фронта. На отработку инструкции ушло около месяца.

Помимо этого были разработаны и направлены в войска руководства, памятки, инструкции по инженерному делу. Они помогали личному составу инженерных войск лучше изучить инженерное вооружение финнов, различного рода препятствий, освоить новое инженерное вооружение Красной Армии и научиться его эффективному применению. Проведенные мероприятия дали возможность обеспечить потребность инженерных войск фронта подготовленными командными кадрами и красноармейским составом.

Прорыв линии Маннергейма

11 февраля 1940 года в 9.40 утра залпы продолжавшейся в течение двух с лишним часов артиллерийской подготовки возвестили о начале генерального наступления Красной Армии на Карельском перешейке . Артиллерийский огонь был долог и сокрушителен. В 7-й армии орудия вели обстрел 2 часа 20 минут, в 13-й - 3 часа. Незадолго до окончания огня, пехота и танки выдвинулись вперед и ровно в 12 часов дня перешли в наступление.7-я армия ударила в линию Маннергейма западнее озера Муолаанъярви . Правый фланг армии устремился на Выборг через Кямяря , левый - на Макслахти . Следуя за огневым валом артиллерийских разрывов, подразделения 245-го полка 123-й стрелковой дивизии , по траншеям-сапам вплотную приблизились к линии надолб, и, совместно с двумя танковыми батальонами, короткой атакой захватили восточные скаты высоты 65,5 (Укрепрайон Sj Сумма-Ляхде) и рощу «Молоток» .

Схема укрепрайона Суммаярви - Ляхде. Именно в этом укрепрайоне 123-я стрелковая дивизия прорвала линию Маннергейма.

В ближнем бою сопротивление опорных пунктов Суммского узла обороны было сломлено. Развивая успех, 245-й стрелковый полк начал наступление в направлении рощи «Фигурная». К исходу дня 123-я дивизия, уничтожив 8 железобетонных ДОТ и около 20 ДЗОТ , продвинулась в глубину финской обороны на полтора километра. Части 24-й стрелковой дивизии в районе Вяйсяне-на вышли к опушке рощи «Редкая» и в рукопашном бою овладели ключевой позицией - высотой господствующей над рощей.

12-13 февраля прошли в упорных контратаках финских войск, пытавшихся вернуть утраченные позиции. Но клин советского наступления, медленно расширял брешь прорыва. К исходу 13 февраля, на третий день наступления, 123-я стрелковая дивизия с приданными ей танками - 112-м танковым батальоном 35-й легкотанковой бригады и 90-м батальоном 20-й танковой бригады - прорвала главную оборонительную полосу на всю её глубину (6-7 км), расширив прорыв до 6 км. Суммский узел сопротивления, с его 12 дотами и 39 дзотами, был полностью разгромлен. 14 февраля Президиум Верховного Совета СССР наградил 123-ю стрелковую дивизию полковника Ф. Ф. Алябушева орденом Ленина .

Части 123-й стрелковой дивизии сумели продвинуться до 7 километров в глубину финской обороны и до 6 километров расширить прорыв по фронту. В ходе тяжелых боев было уничтожено 12 ДОТ и 39 ДЗОТ противника. Успешным действиям в полосе наступления дивизии во многом способствовал эффективный обстрел артиллерией. Немаловажную роль сыграли и два опытных образца танка «КВ-2 », которые в значительной степени разрушили боевые позиции и заграждения Суммского узла сопротивления, но застряли в гуще противотанковых заграждений.

14 февраля закрепляя успех 123-й стрелковой дивизии командование Северо-Западного фронта ввело в бой дополнительные силы. Развивая прорыв вглубь, 84-я стрелковая дивизия ударила в направлении Лейпясуо. Наступление 7-й стрелковой дивизии было нацелено на северо-запад в обход Хотиненского узла сопротивления. Выход в тыл финских позиций 7-й дивизии приковал к себе значительную часть 11-го финского корпуса, тем самым 15 февраля позволив 100-й стрелковой дивизии фронтальной атакой взять Хотинен. 16 февраля наступление 138-й и 113-й стрелковых дивизий создало угрозу обхода Кархульского узла (Дятлово) сопротивления.

Боевые действия на участке прорыва 13-й армии также развивались успешно. 11-го февраля наибольшего результата добились левофланговые части армии, 136-я стрелковая дивизия при поддержке 39-й танковой бригады прорвалась в глубину финской обороны в направлении перешейка между озёрами Муолаанъярви (Глубокое)и Яюряпяанъярви (Б.Раковое). Наступление на правом фланге несколько приотстало. В районе озёр Пуннусъярви и Кирккоярви продвижение советских войск сдерживал мощный оборонительный узел противника. Упорные бои развернулись за высоты «Круглая», «Дыня», «Петух».

К середине февраля части 13-й армии, преодолевая ожесточенное сопротивление финнов, вышли на рубеж Муолаа - Ильвес - Салменкайта - Ритасари.

Современный вид на Юго-восток (на "Долину смерти") Слева-УР Сумма-Хотинен, справа УР Сумма -Ляхде. Дальше Кархульский

После войны финские оборонительные рубежи на Карельском перешейке подверглись разрушению. Специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских дотов - осколки бетона и бронеколпаков - в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвященных прошлой войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной Армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.

См. также

Примечания

  1. Финская война. Взгляд «с той стороны» А. И. Козлов
  2. Ленинград. Историко-географический атлас. М.:Главное управление геодезии и картографии при Совете министров ссср. 1977
  3. Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой.-М.: Изд-во Эксмо.Яуза.2005.-416 с. ISBN 5-699-07634-4
  4. mannerheim.fi: Линия Манннергейма
  5. Долговременная фортификация ДОТы линии Маннергейма
  6. «Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на карельском перешейке» Балашов Е. А., Степаков В.H. - СПб.: Hордмедиздат, 2000.
  7. Некоторые ДОТы были снабжены стальными полусферическими колпаками со щелями для наблюдения. Попавшие в них снаряды рикошетировали, что послужило появлению одной из легенд Зимней войны о "резиновых" дотах.
  8. Бои в Финляндии, Воениздат НКО СССР, 1941
  9. Линия Маннергейма. Хренов Аркадий Федорович.
  10. Alexander Lüdeke. Waffentechnik im Zweiten Weltkrieg- Printed in China- Parragon Books Ltd. 2010 ISBN 978-1-4454-1132-3
  11. Исаев А. В. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой . - М: Эксмо, 2004. - С. 14. - 416 с.
  12. Соколов Б.В Тайны финской войны.-М.:Вече. 2000.-416 с.илл (16 с.) (Военные тайны ХХ века) ISBN 5-7838-0583-1
  13. Н. Никифоров - Штурмовые бригады Красной Армии. В боях за Советскую Родину
  14. РАЗГРОМ ЛИHИИ МАHHЕРГЕЙМА.(с) Виктор Степаков
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх