Как называется маленький контрабас. Контрабас история и методика

КОНТРАБАС (от итальянского contrabbasso), струнный смычковый инструмент. Самый большой по размеру и самый низкий по звучанию среди современных струнных инструментов. Длина корпуса 110-120 см, общая длина инструмента около 180 см, длина звучащей части струны около 105 см.

Объединяет особенности инструментов скрипичного и виольного (покатые плечи, тупые углы, высокие обечайки, плоская нижняя дека) семейств. Контрабас - единственный смычковый инструмент с механическими колками (изобретены в 18 веке). Настройка квартовая: «ми» - «ля» контроктавы - «ре» - «соль» большой октавы. В симфонические оркестры включаются также контрабасы с нижней 5-й струной («до» контроктавы) либо специальным приспособлением для понижения струны «ми». Диапазон около 4 октав. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах, записывается октавой выше звучания. Используются смычки двух видов: с низкой колодкой (так называемый французский; близок виолончельному) и с высокой колодкой (виольного типа).

Инструмент-предшественник контрабаса, контрабасовая виола (одно из её названий - виолоне, итальянский violone), появился на рубеже 15-16 века. Контрабасовые виолы использовались в церковной и светской музыке (в группе бассо континуо), входили в оркестр оперного театра. До 19 века контрабасовые смычковые инструменты существовали во множестве разновидностей; со временем менялись их формы, размеры, количество струн, настройки. Важное место в истории контрабаса занимает так называемый венский пятиструнник - инструмент с терцово-квартовой настройкой (18 век); для него сочиняли музыку Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Я. Ванхаль, Ф. Хофмайстер, контрабасист-виртуоз И. Шпергер (автор 18 концертов), среди исполнителей - Й. Кемпфер, Ф. Пихельбергер (Пишельбергер). Современный облик контрабас приобрёл в 19 веке. Контрабас и контрабасовые виолы (позднее часто переделывались в контрабас) строили мастера Италии [А. и Н. Амати, Гаспаро да Сало, М. Бергонци, А. Страдивари, К. Тестере, представители семейств Гранчино, Гварнери, Руджиери (Руджери), Маджини, Тодини, Гальяно], Австрии и Германии (Я. Штайнер, А. Пош, Й. Клотц, И. Штадльман, мастера из городов Фюссен, Миттенвальд, Маркнойкирхен), Франции (Ж. Б. Вильом, Э. О. Бернардель), Бельгии, Нидерландов; в России контрабасы изготавливали И. А. Батов, Л. Отто, Т. Ф. Подгорный и др. В 20-21 веках наряду с мануфактурными и фабричными инструментами продолжают создаваться контрабасы по старинным моделям.

Усовершенствование контрабаса и искусства игры на нём связано главным образом с развитием симфонического оркестра. В партитурах Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена сложилась практика дублирования контрабасами партии виолончелей. Новые художественные и технические возможности контрабаса открыли в своих симфонических и оперных сочинениях Г. Берлиоз, Дж. Верди, Р. Вагнер, И. Брамс, П. И. Чайковский, К. Сен-Санс, Н. А. Римский-Корсаков, позднее - Р. Штраус, Г. Малер, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и другие композиторы. Среди наиболее значительных камерных произведений с участием контрабаса - фортепианный квинтет «Форель» Ф. Шуберта, септет «История солдата» И. Ф. Стравинского, струнный квинтет А. Дворжака, квинтет для гобоя, кларнета и трёх струнных С.С. Прокофьева.

Помимо академической музыки, контрабас широко распространён в джазе, ансамблях народной музыки многих стран Европы и Америки (в том числе в локальных вариантах инструмента), разного рода эстрадных ансамблях.

Крупнейшие контрабасисты прошлого - итальянские виртуозы Д. Драгонетти (конец 18 - 1-я половина 19 века), Дж. Боттезини. Национальные школы игры на контрабасе сложились в Чехии, Австрии, Германии (немецкий музыкант Ф. Варнеке написал первую книгу о контрабасе, 1909), Франции, Италии. Отечественное контрабасовое искусство представлено именами виртуозов - С. А. Кусевицкого, И. Ф. Гертовича, Р. М. Азархина, Л. Г. Андреева и др.

Лит.: Elgar R. Introduction to the double bass. , 1960; Контрабас. История и методика. М., 1974; Meier А. Konzertante Musik fiir Kontrabass in Wiener Klassik. Мünch., 1979; Brun Р. Histoire des contrebasses а cordes. Р., 1982; idem. А new history of the double bass. Villeneuve d’Ascq, 2000; Planyavsky А. Geschichte des Kontrabasses. Tutzing, 1984; idem. The baroque double bass violone. Lanham; L., 1998; Kontrabass und Bassfunktion. Innsbruck, 1986; Раков Л. В. Отечественное контрабасовое искусство XX в. М., 1993; он же. История контрабасового искусства. М., 2004; Roidinger А. Der Kontrabass im Jazz. W., 1996.

Если вы войдете в здание консерватории или музыкального училища и услышите звуки похожие на звуки, возникающие при перетаскивании старинных огромных гардеробов, не удивляйтесь: это происходит репетиция контрабасистов. Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства, обладающий самым низким звучанием. Рассмотрим далее, как не ошибиться и правильно выбрать этот инструмент.

Конструкция и размеры инструмента

В конструкцию контрабаса входят следующие основные элементы:

– верхнюю часть инструмента называют “головой”, которая состоит из трех частей: декоративных элементов – завитка и улитки, а также колковой коробки;

– при помощи колков, размещенных в колковой коробке, осуществляется натяжение струн при настройке;

– нижняя дека и верхняя дека прикреплены к обечайке;

– через подгрифник, расположенный в нижней части инструмента, пропускаются бобышки струн;

– подставка является опорой для струн, которые располагаются над грифом;

– если сравнивать с конструкцией гитары: то, что у контрабаса – гриф, у гитары является накладкой, у контрабаса – шейка грифа, а у гитары – гриф; шейка грифа контрабаса придает конструкции инструмента жесткость;

– к элементам акустического аппарата инструмента относятся: витиеватые резонаторные отверстия в верхней деке – эфы (метки, расположенные на них – зарубки) и боковые вырезы – эсы;

– элемент, который распирает деки в районе второй ноги, называется “душкой” или “мостиком”, а планка, которая проходит внутри деки под “басовой” лапой подставки – пружиной;

– инструмент опирается на шпиль, который может регулироваться по высоте; контрабас в игровом положении удерживается всем телом и левым коленом музыканта. В некоторых случаях исполнители во время игры могут сидеть на высоких специальных табуретах. В оркестре музыканты контрабас часто называют просто “басом”.

Как правило, размер контрабаса условно принимается за размер полного инструмента – 4/4. Но на сегодняшний день размеры 99% всех используемых инструментов в оркестрах составляют 3/4, которые по ошибке принимаются за полноразмерные. Это объясняется тем, что обычно все скрипичные инструменты делятся на взрослые (4/4) и детские (7/8, 3/4, 1/2и т.д.). Например, взрослая скрипка всегда соответствует размеру 4/4. Контрабас же, напротив, называют “полным”, не смотря на то, что размер его 3/4.

Существуют 2 основные классификации инструментов: европейская (”немецкая”) и японская (фирмы ”Сузуки-виолин”). Согласно европейской системе, которая считается основной, определяют размеры большинства контрабасов, а согласно японской – инструменты “Сузуки”, “Чаки” и других азиатских производителей. Правильные размеры контрабаса определяются по ширине талии, бедер и плеч, по ширине обечайки, по высоте задней деки (от места приклеивания грифа до низа).

Характеристики инструмента

Как правило, нижняя и верхняя деки контрабаса изготавливаются из ели (иногда нижняя – из тополя), обечайка – из березы, гриф – из клена, груши или других твердолиственных пород дерева. Инструменты, изготовленные из дерева, дороже стоят, чем из фанеры, звук у таких инструментов звучит насыщеннее. Фанерные же контрабасы не боятся ударов и погодных условий, хотя тяжелее по весу.

Осматривая внешний вид инструмента, надо обращать внимание на отсутствие механических повреждений, а если таковые имеются – то на качество реставрации. Серьезные повреждения – это трещины дек по всей ширине или длине, трещины в районе подставки. Не страшно, если инструмент проклеивался в процессе реставрации эпоксидным клеем, так как ремонт для контрабаса считается привычным делом. Подставка и душка должны находиться напротив зарубок на эфах.

Также следует учитывать, что новый контрабас является не самым лучшим инструментом, так как в течение 1-2 лет он просыхает, а окончательное густое звучание он приобретает только лишь через 10 лет.

Все инструменты по изготовлению делятся на фабричные и мастеровые. Мастеровые контрабасы стоят дороже потому что, как правило, изготавливаются от начала до конца одним мастером. Фабричные инструменты стоят дешевле, хотя нередко по качеству не уступают мастеровым.

Ценность контрабаса зависит: от возраста изготовления (чем старше, тем ценнее); от используемых материалов (дерево, фанера, красное дерево и т.д.); оригинальности; качества реставрации; от страны производителя (например, традиционные популярные страны Италия, Франция, Германия, Япония, США).

Ассортимент контрабасов в России

Контрабасы, которые сегодня можно приобрести в России, можно разделить на несколько групп:

– московские (производитель – “Московская фабрика музинструментов и мебели”) – характеризуются широкими бедрами и деревянной основой. Старые варианты инструментов считаются более качественными, особенно довоенные. Стоимость составляет 10-30 тыс. рублей.

– питерские (производитель – компания “Горонок Струнные Инструменты” (Санкт-Петербург) – современные инструменты, для которых характерно тяжелое звучание и не совсем удобная конструкция (гриф толще обычного вдвое). Стоят в пределах от 40 до 90 тыс. рублей.

– чешские (производитель – чешская фабрика ”Cremona”) – отличаются лучшим качеством, чем московские. Часто изготавливаются из фанеры, а иногда из дерева. Старые экземпляры считаются наилучшими. Цена – 20-40 тыс. рублей.

– немецкие (производитель компания ”Musima”) – наиболее качественные и удобные инструменты, выполненные из дерева (черное дерево применяется для грифа). Стоимость равна от 600 до 2000 у.е.

За границей, к примеру, качественный б/у контрабас может стоить от 2-3 до 15-16 тыс. у.е., а раритет и вовсе – 20-40 тыс. у.е. Китайские инструменты стоят от 800 у.е., а румынские – 1500-2000 у.е.

Если учитывать все особенности при выборе контрабаса, каждый музыкант может выбрать себе наиболее подходящий инструмент.

Контрабас – самый крупный (более 2 метров в высоту) представитель смычково-струнных музыкальных инструментов.
Предком контрабаса считается контрабасовая виола, на которой было пять струн. Изобретателем контрабаса является итальянец Микеле Тодини (середина XVII века). Мастер создал инструмент, взяв за основу конструкцию виолы и ее квартовый строй (к слову, контрабас сейчас является единственным смычковым инструментом с подобным строем). Но в отличии от своего предшественника, контрабас не имел ладов и самой низкой струны. Первое оркестровое применение контрабаса датируется 1699 годом – тогда инструмент был задействован в опере Дж. Альдровандини «Цезарь Александрийский». Но, несмотря на удачный «дебют», в последующие несколько десятилетий об инструменте забыли. И только в середине XVIII столетия контрабас начал вытеснять басовые виолы. В последствии контрабасист стал обязательным участников в большинстве оркестров. В последующие двести лет предпринимались попытки усовершенствовать инструмент (например, октобас Жана Батиста Вийома и др.), но лишь бас-гитара смогла «свергнуть» контрабас из абсолютного властвования в басовом диапазоне. Но и сейчас контрабас очень популярен среди исполнителей джаза и рокабилли, а его место в симфоническом оркестре до сих пор неразменно.
Модификаций контрабаса сейчас используется мало: четырех и пятиструнные, акустические и электрические. Ближайшими родственниками контрабаса являются октобас (укрупненная модификация) и бас-гитара (производный инструмент). Современный процесс усовершенствования контрабаса касается преимущественно его деталей: струн, смычков, подгрифника и т. д.
Четырехструнный контрабас со стандартным квартовым строем владеет диапазоном более трех октав – от ми контроктавы до соль первой октавы. Но на практике верхний порог применяемых нот – си первой октавы (более высокие ноты используют преимущественно лишь в соло). Контрабас является самым низким по звучанию в семействах скрипок и виол (если не считать редко используемый в наше время октобас). Тембр контрабаса низкий и густой, а сустейн незначительный, из-за чего инструмент редко используется в качестве лидирующего. Но встречаются и музыканты, которые исполняют на нем виртуозные сольные партии. В таких случаях применяется повышенный строй контрабаса (вверх на один тон). Нотная запись партий инструмента производится, как правило, на октаву выше реального звучания.
На контрабасе играют либо сидя (в оркестре), либо стоя (при сольном исполнении). К контрабасу применимы смычковые способы игры на скрипке, но с поправками и ограничениями, связанными с большими размерами инструмента. Распространены два основных способа смычковой игры на контрабасе – немецкий (смычок держат «сбоку», большой палец располагается на трости) и французский (смычок держат «сверху», большой палец располагается под тростью). Кроме того, на контрабасе можно исполнять пиццикато (техника пальцевых щипков, характерна для джазовых музыкантов) и слеп (шлепковая техника, популярна среди контрабасистов рокабилли и сайкобилли).
Наиболее выдающимися контрабасистами за всю историю существования инструмента являются Иоганнес Шпергер, Доменико Драгонетти, Джованни Боттезини, Рэй Браун, Чарльз Мингус, Евгений Колосов и др.
Среди известных контрабасовых произведений можно отметить «Концерт для контрабаса (часть 1 и часть 2)» Джованни Боттезини, «Пять этюдов для контрабаса» Доменико Драгонетти, «Трио для скрипки, альта и контрабаса» Франка Прото, «Gravy Waltz» Рэя Брауна.

Существует множество музыкальных инструментов, и струнно-смычковая группа является одной из самых выразительных, благозвучных и гибких. В этой группе присутствует такой необычный и сравнительно молодой инструмент, как контрабас. Он не такой популярный, как, к примеру, скрипка, но является не менее интересным. В умелых руках, несмотря на низкий регистр, можно получить довольно певучий и красивый звук.

В силу того что контрабас появился не так давно, как другие струнно-смычковые, методика игры и обучения на нем еще развивается, однако уже сейчас существуют устоявшиеся правила.

Первый шаг

Итак, с чего начать при первом знакомстве с инструментом? Контрабас является довольно громоздким, поэтому на нем играют стоя или сидя на очень высоком стуле, посему в первую очередь необходимо отрегулировать его высоту путем изменения уровня шпиля. Для того чтобы было удобно играть на контрабасе, головку его грифа располагают не ниже бровей и не выше уровня лба. При этом смычок, лежащий в расслабленной руке, должен быть примерно посередине, между подставкой и окончанием грифа. Таким образом вы сможете достичь комфортной для игры высоты контрабаса.

Но это только полдела, ведь от правильного положения тела при игре на контрабасе также многое зависит. Если неправильно встать за контрабас, может возникнуть множество неудобств: инструмент может постоянно падать, появятся трудности при игре на ставке и быстрая утомляемость. Поэтому постановке необходимо уделить особое внимание. Поставьте контрабас так, чтобы его правое заднее ребро обечайки упиралось в зону паха, левая нога должна быть позади контрабаса, а правая – отведена в сторону. Более тонко отрегулировать положение тела вы сможете, опираясь на свои ощущения. Контрабас должен быть устойчив, тогда вы сможете без проблем доставать как до нижних нот на грифе, так и до ставки.

Рукам при игре на контрабасе также необходимо уделить внимание. Ведь только при их правильном положении можно будет полностью раскрыть все возможности инструмента, достичь плавного и чистого звука и при этом долго, без особой утомляемости играть. Итак, правая рука должна быть примерно перпендикулярна грифу, локоть не надо прижимать к корпусу – ему следует находиться примерно на уровне плеча. Правая рука не должна быть зажата или чересчур сильно согнута, но нельзя и неестественно сильно её выпрямлять. Руку нужно держать свободно, расслабленно, чтобы сохранять гибкость в локте.

Правую руку не нужно зажимать или чересчур сильно сгибать

Позиции и положения пальцев

В плане аппликатуры существует как трехпальцевая, так и четырехпальцевая система, однако в силу широкого расположения нот в обеих системах низкие позиции играются тремя пальцами. Так, используется указательный палец, безымянный и мизинец. Средний палец является как бы поддерживающим для безымянного и мизинца. При этом указательный называется первым пальцем, безымянный – вторым, а мизинец соответственно третьим.

Так как на контрабасе, как и на других струнно-смычковых инструментах, нет ладов, гриф условно разбит на позиции, приходится добиваться чистого звука долгими и упорными упражнениями, для того чтобы «вложить» в пальцы нужное положение, при этом также активно задействуется слух. Поэтому, прежде всего, обучение нужно начинать с изучения позиций и гамм в этих позициях.

Самой первой на грифе контрабаса является полупозиция, однако в силу того что прижимать струны в ней довольно сложно, с неё начинать не рекомендуется, поэтому обучение начинается с первой позиции. В этой позиции можно играть гамму соль мажор. Лучше всего начинать с гаммы в одну октаву. Аппликатура при этом будет следующая:

Таким образом, вторым пальцем играется нота соль, далее играется открытая струна ля, затем первым пальцем играется нота си, и так далее. Освоив гамму, можно приступать к другим, более сложным упражнениям.

Игра смычком

Контрабас является струнно-смычковым инструментом, посему, само собой разумеется, что при игре на нем используется смычок. Держать его нужно правильно, чтобы получить хороший звук. Есть два типа смычка – с высокой колодкой и низкой. Рассмотрим, как держать смычок с высокой колодкой. Для начала нужно поместить смычок в ладонь так, чтобы задняя часть колодки упиралась в ладонь, а регулирующий рычаг проходил между большим и указательным пальцами.

Большой палец ложится сверху колодки, под небольшим углом, указательный палец поддерживает трость снизу, они слегка согнуты. Мизинец упирается в низ колодки, не доходя до волоса, он также слегка согнут. Таким образом, выпрямляя или сгибая пальцы, вы сможете менять положение смычка в ладони.

Волос смычка должен ложиться не ровно, а под небольшим углом, располагаться при этом он должен примерно параллельно. За этим нужно следить, иначе звук получится грязный, скрипучий, а ведь в действительности контрабасу положено звучать мягко, бархатно, насыщенно.

Игра пальцами

Кроме техники игры смычком, существует также метод игры пальцами. Такой прием иногда используется в классической музыке и очень часто – в джазе или блюзе. Для того чтобы играть пальцами или пиццикато, большой палец нужно упереть в подставку грифа, тогда будет опора остальным пальцам. Играть надо мочками пальцев, ударяя по струне под небольшим углом.

Учтя все вышеперечисленное, вы сможете успешно сделать первые шаги в освоении инструмента. Но это только малая часть нужной вам информации для полного обучения игре, так как контрабас является сложным и тяжелым в освоении. Но если набраться терпения и упорно заниматься, у вас непременно все получится. Дерзайте!

Хотя произошел от старинных басовых виол, или виолоне. Виолоне звучала октавой ниже виолончели и имела шесть струн и лады. Первые контрабасы появились в XVI веке. У них было пять струн и квинтовый строй (современный квартовый строй установился только со второй половины XIX века). Четырехструнный контрабас был изобретен в середине XVII века. Честь его изобретения принадлежит итальянскому мастеру Микеле Тодини , родившемуся в 1625 году в Салуццо (Пьемонт) и работавшему в Риме. В Италии и Германии такие контрабасы распространились в начале XVIII века. Примерно с того же времени контрабасы вошли в состав оркестров. Правда, тогда они были еще большой редкостью. Например, в Парижской опере был лишь один контрабас, на котором играли только в особо торжественных случаях и только выдающиеся музыканты.

Во второй половине XVIII века контрабас стал обязательным участником оркестра. Широкое его применение стало практиковаться особенно после оперной реформы Х.В. Глюка (1714-1787). В 1757 году Ф. Госсек ввел в состав оркестра второй контрабас. Через десять лет, в день премьеры оперы "Эрнелинда" Ф. Филидор ввел в состав оркестра третий контрабас. Со временем их число было доведено до восьми. Именно это количество инструментов входит обычно в состав современного симфонического оркестра, хотя иногда используются 9 и даже 10 контрабасов.
Размеры современного контрабаса установились не сразу. Долгое время после изобретения бытовали небольшие, так называемые "камерные" или "церковные" басы - по размеру нечто среднее между современными виолончелью и контрабасом. Именно для такого инструмента предназначались, например, басовые партии в произведениях Гайдна, Моцарта и других композиторов того времени.

Процесс совершенствования инструмента привел мастеров к попыткам изменить его размеры. Некоторые из них даже преувеличивали размеры контрабаса и часто делали гигантские инструменты, вдвое больше современных. Время показало, что все они оказались нежизнеспособными и нашли свое место лишь в музеях и коллекциях. Современные четырех- и пятиструнные контрабасы оказались более удобными, а потому и получили широкое распространение.
Прекрасные контрабасы делали мастера Гаспар да Сало, Маджини, Амати, Тесторе, Руджиери, Гварнери, Габриэли, Архузо, Гальяно, Гранчино, Отто и другие.

Довольно широко распространено представление о том, что контрабас - это исключительно низкий, грубый по звучанию и технически ограниченный инструмент. Подобное представление исходит из непроизвольно возникающей ассоциации его размера со звуковыми и техническими возможностями. В действительности же из контрабаса можно извлекать не только низкие звуки. Обычный диапазон контрабаса - четыре октавы, но, используя флажолеты, на нем можно брать и значительно более высокие ноты. Характер контрабасового звука в основном мягкий, певучий; сила звука небольшая (меньшая, чем у скрипки или виолончели), а в техническом отношении инструмент может быть весьма подвижным.

Поэтому то, что контрабас (или группа контрабасов) часто трактуется композиторами как сольный мелодический инструмент, равнозначный другим солирующим инструментам оркестра, но отличный от них своим особым, характерным тембром, не случайно. Ведь контрабасу подвластно выражение самых различных настроений и образов. Здесь и ораторский пафос речитатива из Девятой симфонии Бетховена , и трагические образы Шестой симфонии и "Манфреда" Чайковского , и нежный лиризм Фореллен-квинтета Шуберта , и виртуозность "Шехеразады"Римского-Корсакова .

Композиторы -новаторы, глубоко знающие оркестр и его инструменты, такие, как, например, Р. Штраус , Стравинский , Прокофьев , Шостакович , используют в своих сочинениях все регистры контрабаса, хотя те же ноты, казалось бы, могли сыграть и альты, и виолончели, и даже скрипки.

Сольное и оркестровое исполнительство на контрабасе претерпело длительный период становления и развития. Вначале у контрабаса не было индивидуальной партии в оркестре. Композиторы писали только басовую партию - "бассо континуо", или партию виолончели, которую контрабасисты дублировали кто как мог, упрощая ее в соответствии со своими возможностями. Среди оркестровых контрабасистов были и выдающиеся музыканты, способные сыграть виолончельную партию, не облегчая ее, полностью соблюдая все указания композитора. В этом, вероятно, и состоит одна из причин довольно раннего и бурного развития культуры сольного концертного исполнительства на контрабасе, появления крупных виртуозов и концертантов. Те, кто ставил перед собой большие задачи, достигали в исполнительстве выдающихся результатов.
В становлении и совершенствовании контрабасового искусства значительную роль сыграло создание новых произведений оперной и симфонической музыки, где басовая партия трактовалась композиторами все более углубленно, виртуозно и разнообразно, а также появление контрабасового сольного, ансамблевого и педагогического репертуара, на базе которых формировались контрабасист-оркестрант и контрабасист -солист.
Время сохранило для нас имена многих контрабасистов, деятельность которых составила историю контрабасового исполнительства. Это солисты и педагоги, создавшие свои школы, методы обучения, имевшие прославленных учеников. Два наиболее ранних по времени и известных нам имени - Монтеклер и Саджиони .

Далее мы знаем имена итальянских контрабасистов Пьетро Джионетти, Джузеппе Андреоли, Луиджи Негри, Антонио Даль"Окка и других. Крупнейший среди них - Доменико Драгонетти (1763-1846) - родился в Венеции. После открытия консерватории в Лондоне в 1823 году стал там первым профессором по классу контрабаса. Драгонетти был виртуозом. Он часто исполнял на контрабасе виолончельную партию в квартетах Бетховена. Собственные его композиции были настолько трудны, что никто, кроме него, не мог их исполнить. Играл Драгонетти на контрабасе работы Гаспара да Сало, сделанном в период 1550-1560 годов. Этот уникальный инструмент известен под именем "Таризио".

Другим выдающимся итальянским контрабасистом -виртуозом был (1823-1889). Он родился в Кремоне, окончил Миланскую консерваторию у профессора Л. Росси . С большим успехом Боттезини гастролировал во многих странах мира. Он был и отличным дирижером (дирижировал, например, премьерой оперы Дж. Верди "Аида", дававшейся в честь открытия Суэцкого канала). Боттезини является также автором нескольких опер, пьес для контрабаса и других произведений.


Среди немецких контрабасистов выделим Франца Антона Пихельбергера (1740-1810) - для него писал концерты Диттерсдорф, а Моцарт сочинил для него и баса Герла свою знаменитую арию "Per questa bella mano..."; Йозефа Кемпфнера , считающегося первым солистом на контрабасе (в конце XVIII века он концертировал как солист в Париже, Москве, Петербурге и других городах Европы); Иоганна Маттиаса Шпергера - контрабасиста -виртуоза и композитора, ученика Й. Гайдна, сменившего его в капелле князя Эстергази.

Сильная контрабасовая школа сложилась в Чехии, где известны имена Яна Зеленки, Габриэля Герстнера, Вилема Елинека, Антонина Грамса, Антонина Слама и других. Наиболее выдающимися чешскими контрабасистами были Вацлав Гаузе , Иосиф Граббе , Франц Симандль и Густав Ласка . Выходцем из Чехии был и Иосиф Ромбаусек (1845-1901), некоторое время преподававший в Московской консерватории. Среди его учеников был, в частности, Сергей Кусевицкий , выдающийся русский музыкант, известный не только как контрабасист, но и как дирижер (в течение 25 лет он возглавлял в США Бостонский симфонический оркестр), композитор и музыкально-общественный деятель (в период второй мировой войны он был председателем музыкальной секции общества американо-советской дружбы).
Разумеется, со временем и в этих, и в других странах появилось много новых прекрасных контрабасистов.
В России в середине прошлого века возникли две контрабасовые школы - петербургская и московская.

В Петербургской консерватории первым педагогом по классу контрабаса был итальянец Д. Ферреро, его преемником стал В. Жданов. Их традиции продолжили В. Бех, М. Краснопольский, П. Углицкий, а позже М. Кравченко, С. Буяновский, М. Курбатов, П. Вейнблат. Первым преподавателем игры на контрабасе в Московской консерватории, открывшейся в 1866 году, был Густав Шпеккин, после него класс контрабаса вел Иосиф Ромбаусек. Позже здесь преподавали контрабасисты В. Проскурнин, А. Милушкин, В. Зинович, А. Астахов, В. Шестаков, Р. Азархин, Е. Колосов. Профессором Московской консерватории был и замечательный солист -виртуоз Иосиф Гертович (1887-1953).

Бамберг, 08.06.2007

Статьи

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх