Что проверяет фсс при камеральной проверке. Информация о камеральных и выездных проверках

Камеральная проверка Правила камеральных проверок страхователей во многом схожи с порядком налоговых камеральных проверок, который установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ). То есть организации, которые до сих пор были плательщиками ЕСН, не столкнутся с принципиально новыми требованиями.

СХОДСТВО С НАЛОГОВЫМИ «КАМЕРАЛКАМИ»Камеральная проверка ФСС России проходит по местонахождению проверяющего органа. Предметом проверки будет отчетность плательщика взносов в ФСС России - расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у фонда (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Для проведения налоговой «камералки» не требуется специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Аналогичная норма есть и в статье 34 Закона № 212-ФЗ: проверка по уплате страховых взносов проводится без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки - три месяца со дня представления плательщиком расчета. И в этом тоже сходство с нормами Налогового кодекса РФ - срок налоговой проверки исчисляется аналогично и составляет три месяца.

ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ: ВОЗМОЖЕН КОНТРОЛЬ РАСХОДОВОсобенность камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России заключается в следующем. При их проведении фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим проверяющие могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫОб окончании камеральной проверки, проведенной ФСС России, страхователь не узнает только в одном случае. А именно: в результате ревизии факты правонарушений не выявлены. Тогда акт проверки не составляется и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют.

Если же в расчетах будут выявлены ошибки, противоречия или несоответствия, то контролеры ФСС России направят плательщику требование представить в течение пяти дней пояснения. При этом организация вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

Допустим, ревизоры установили факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов. В таком случае должен быть составлен акт проверки. Специалисты ФСС России обязаны это сделать в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Проверяемый страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта проверки. Также можно приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Выездная проверка Ревизия проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако, если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, то есть в ФСС России (ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Контролирующие органы могут истребовать у плательщика взносов необходимые документы*. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении.
* Формы документов, которые будут применяться в ходе проверок, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.
Документы нужно передать в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа.
КАК ДОЛЖНО ОФОРМЛЯТЬСЯ НАЧАЛО РЕВИЗИИОснованием для проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Решение должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования организации;
- предмет проверки;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.
ПЛАНОВЫЙ И ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Особенностью надзора за уплатой страховых взносов является то, что территориальные органы ПФР и ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Помимо плановых выездных проверок возможны и внеплановые, которые назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС России будет проводить без участия ПФР. КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОВЕРКАСрок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения - одного месяца. Причем ревизоры вправе проверять обособленные подразделения как в рамках выездной проверки головного предприятия, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

Выездная проверка может быть приостановлена. Для этого необходимо решение руководителя (заместителя) контролирующего органа. Срок приостановления - не более шести месяцев. Исключение - случай, когда контролирующий орган не смог в указанный срок получить от иностранных государственных органов запрашиваемую информацию. В этом случае приостановление может длиться до девяти месяцев. Проверка приостанавливается и возобновляется отдельным решением. Для него возможны следующие основания:
- истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Приостанавливать проверку для истребования документов разрешается не более одного раза по каждому лицу, которое должно их представить (п. 16 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ЧТО И КАК ЧАСТО МОГУТ ИЗУЧАТЬ КОНТРОЛЕРЫВыездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В этом правила для контроля страхователей дублируют норму Налогового кодекса РФ о периоде, за который проводится выездная налоговая проверка (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Назначать выездную проверку одного страхователя можно не чаще, чем раз в три года, но при этом не учитываются проверки обособленных подразделений.

Однако выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Обратите внимание: Закон № 212-ФЗ не предусматривает проведения повторных проверок.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВВ последний день проверки специалисты фонда должны составить справку о проведенной выездной проверке. В документе фиксируется ее предмет и сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Акт по результатам выездной проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие соответствующую проверку, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.

Закон № 212-ФЗ дает организациям право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта. Так же как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля подтверждающие документы (заверенные копии).
МОЖНО УЧАСТВОВАТЬ В РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВПосле того как истек срок на выражение несогласия с актом проверки, материалы по ней (в том числе акт и письменные возражения по нему) передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как и в случае с налоговой проверкой, страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В итоге руководитель (заместитель руководителя) выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения ФСС России направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
КАКИХ ДЕЙСТВИЙ ЖДАТЬ ОТ РЕВИЗОРОВ

Закон № 212-ФЗ позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:
- доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
- истребование документов при проведении проверки.

Будьте внимательны: перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 Налогового кодекса РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. При проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.
ЕСЛИ ТРЕБУЕТСЯ ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ: ДВА ВАРИАНТАРешение контролирующего органа, вынесенное по итогам проверки, можно обжаловать в вышестоящий орган или суд. Причем разрешается подавать две жалобы как одновременно, так и последовательно (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Но при втором варианте надо сначала жаловаться в вышестоящий орган, а затем обращаться в суд.

Порядок следующий.
1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.
2. Срок для подачи жалобы - три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок пропущен по уважительной причине, его может восстановить вышестоящий контролирующий орган.
3. Пока решение по жалобе не принято, ее можно отозвать (для этого требуется составить письменное заявление).
4. Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов.
5. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №2, февраль 2010 г.

Как показывает практика, у плательщиков страховых взносов возникает множество вопросов, касающихся проверок, которые проводит ФСС. Поэтому мы решили напомнить о том, кто контролирует правильность исчисления работодателями, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ФСС в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в ФСС и его территориальные органы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется посредством проведения соответствующего контроля.
ФСС вправе проверить деятельность любого работодателя. Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Камеральная проверка

Камеральная проверка отчетности проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.
В рамках камеральной проверки осуществляется контроль:
- отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;
- правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.
Кроме того, отделения ФСС вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 7 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

Выездные проверки

Территориальные органы ФСС разрабатывают ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль соблюдения законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). Заранее извещать лиц о предстоящей проверке органы ФСС не обязаны.
Применяя свои контрольные полномочия, территориальные органы ПФР и ФСС вправе проводить не чаще одного раза в три года совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). При этом государственные (муниципальные) учреждения не являются исключением для таких проверок. Кроме того, в рамках выездной проверки ФСС вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов.
Отметим, что в Письме ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 определены основные критерии, по которым отбирают страхователей для проведения проверки. К ним относятся, в частности:
- количество расчетов (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС (их количество должно совпадать);
- наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС (например, пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются начиная с четвертого дня болезни работника);
- осуществление страхователем выплат в пользу физических лиц, не облагаемых страховыми взносами (например, выдача материальной помощи, командировочных расходов);
- применение пониженных тарифов страховых взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок);
- несоответствия в расчетах (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);
- недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;
- нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;
- уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;
- неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;
- поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.
При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:
- организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;
- организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;
- камеральную проверку.
Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.
Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Что проверяют органы ФСС?

ФСС и его территориальные органы проверяют:
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

К сведению. Федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.

При выездной проверке учреждения, а также по ее результатам должностные лица ФСС имеют право (ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ):
- требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и подтверждают правильность такого исчисления (уплаты);
- получать пояснения;
- сверять данные учета и отчетности;
- определять суммы страховых взносов расчетным путем на основании имеющейся у них информации.

Обратите внимание! В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ срок хранения документов, подтверждающих расходование средств на обязательное социальное страхование, составляет шесть лет.

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.
Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, они имеют право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате на основании имеющейся у них информации о страхователе и данных об аналогичных организациях и учреждениях. Аналогично будет производиться расчет в случае отсутствия учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, не позволяющим исчислить страховые взносы.

Какие документы готовить для проверки?

Проверяющие из ФСС вправе истребовать у учреждения копии необходимых для проверки документов (ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Перечень этих документов должен содержаться во вручаемом организации требовании об их представлении.
Итак, проверяющим для проведения проверки могут понадобиться:
1) учредительные документы. По ним устанавливается соответствие между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, видах деятельности и пр.;
2) учетная политика. Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета;
3) лицензии, действующие в проверяемом периоде, и другие документы;
4) отчетность по страховым взносам. Проверяются своевременность и полнота представления расчетов в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. В случае представления уточненных расчетов проверяются периоды, за которые они были представлены, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При этом выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в ФСС до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки;
5) бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского учета за проверяемый период. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету "Касса", и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах;
6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.
В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме-4 ФСС;
7) организационно-распорядительные документы, например приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;
8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям.
Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.
Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.
Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами, и др.
Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.
Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а также документальное подтверждение и размер выплаты.
Отдельно укажем документы, которые могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правильности расходования средств ФСС:
1) пособие по временной нетрудоспособности:
- листки нетрудоспособности;
- расчет пособия;
- приказы о приеме на работу;
- табели учета рабочего времени;
- расчетно-платежные ведомости;
- трудовые книжки работников;
2) пособие по беременности и родам:
- документы, перечисленные в п. 1;
- заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам;
- приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам;

3) пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 дней со дня их рождения):
- заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
- приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением;
- расчет пособия;
- копия решения суда об усыновлении;
- справка о рождении, выданная органом ЗАГСа (копия свидетельства о рождении);
- справка с места работы (службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам;
4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:

- справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности;
5) единовременное пособие при рождении ребенка:
- заявление о назначении пособия;
- справка о рождении, выданная органом ЗАГС;
- справка с места работы (службы) другого супруга о том, что пособие ему не выплачивалось;
6) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:
- заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
- приказ о предоставлении отпуска;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- справка с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается;
7) пособие на погребение (выплачивается работодателем по последнему месту работы):
- заявление на выплату пособия;
- справка о смерти, выдаваемая органом ЗАГС;

К сведению. Возможность получения материальной помощи при организации похорон, как правило, дается родственникам усопшего. Однако оформить названное пособие может любой человек, взявший на себя ответственность и расходы на проведение действий по захоронению, независимо от степени родства с покойным (например, сотрудники, друзья и др.).

8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:
- заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
- расчет среднего заработка;
- копия свидетельства о рождении и об инвалидности ребенка и справка органов социального обеспечения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении;
- приказ (распоряжение) руководителя организации о предоставлении работнику дополнительных выходных дней;
- справка с места работы другого родителя о том, что ему не предоставляются дополнительные выходные дни.
В случае непредставления требуемых документов контролеры могут наложить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).

Не исключено, что проверяющие захотят провести опрос сотрудников учреждения о том, какую конкретно заработную плату оно им выплачивало, например, если будут подозрения, что имели место так называемые схемы уменьшения размеров страховых взносов. Однако Закон N 212-ФЗ не наделил контролеров правом проводить подобные опросы и привлекать работников организации и иных лиц в качестве свидетелей. Также законодательством не предусмотрено, что полученные свидетельские показания должны учитываться при вынесении решения по результатам контрольных мероприятий.

Перечень документов,

необходимых для камеральной проверки, проводимой в соответствии c частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При обращении за возмещением средств.

1. Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения - в 2 экземплярах .

2. Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения-в 2 экземплярах.

3. Копии документов , подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. N 951н)

4. Справка о состоянии счета с синим штампом банка (сведения по картотеке).

5. Платежные документы , подтверждающие выплаты пособий:

Заверенные копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей (в случае выплаты пособий через кассу предприятия);

Банковские реестры, платежные поручения с синим штампом банка (в случае выплаты пособий через банк).

Документы для проверки страхового случая.

1.Трудовая книжка работника.

2.Трудовой договор , все дополнительные соглашения к трудовому договору.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

1.Листки нетрудоспособности, расчеты пособий.

2.Заявление от работника и Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

3.Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности.

4.Лицевой счет работника за расчетный период.

5.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

6.Штатные расписания.

7.Расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам организации за расчетный период.

Единовременное пособие при рождении ребенка.

1. Заявление от работника на выплату пособия.

2.Справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

3.Справка с места работы другого родителя о неполучении пособия либо справка из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что другому родителю пособие не назначалось, - в случае, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

1. Заявление о назначении пособия.

2.Приказ о предоставлении отпуска.

3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки.

4. Свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей).

5. Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

6.Справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя, подтверждающую, что назначение и выплата пособия этим страхователем (страхователями) не осуществляются (в случае работы у нескольких страхователей).

7.Лицевой счет работника за расчетный период.

8.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

9.Расчет пособия.

Пособие на погребение.

1. Заявление от лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

2. Справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния.

3.Расходные кассовые документы, подтверждающие факт выплаты, лицу, взявшему на себя осуществить погребение умершего или документы, подтверждающие оплату стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании счета.

4.При выплате пособия на умершего несовершеннолетнего – документы, подтверждающие степень родства.

Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом.

1. Заявление от работника на предоставление дополнительных выходных дней.

2.Приказ (распоряжение) о предоставлении дополнительных выходных дней.

3.Лицевой счет работника за расчетный период.

4.Табели учета рабочего времени (графики при суммированном учете рабочего времени) за расчетный период.

5.Копия справки МСЭ.

6.Документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

7.Свидетельство о рождении (усыновления) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом.

8.Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) об использовании им дополнительных выходных дней либо копии документов (трудовая книжка и т.п.), подтверждающих факт отсутствия работы у второго родителя. В случае расторжения брака между родителями ребенка – инвалида, смерти или лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях представлять документы, подтверждающие отсутствие второго родителя (родителей) или невозможности воспитания им (ими) детей.

9.Расчет оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом.

10.Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Выездные и камеральные проверки

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением страхователями законо­дательства по обязательному социальному страхованию и обязательному со­циальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и свое­временности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также расходования этих средств страхователями.

Также законодательством предусмотрен контроль исполнительными органами Фонда за выполнением банками обязанностей по предоставлению сведений об открытии (закрытии) страхователями счетов или изменении рек­визитов счета.

Контроль проводится посредством выездных и камеральных проверок.

Камеральные проверки

Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнитель­ного органа Фонда на основе представленной страхователями отчетности и других документов о деятельности страхователя.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами исполнительного органа Фонда без какого-либо специального реше­ния руководителя исполнительного органа Фонда в период трех месяцев со дня представления страхователем отчетности.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных доку­ментах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхова­телем, сведениям, содержащимися в документах, имеющихся у исполнитель­ного органа Фонда, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается стра­хователю с требованием представить в течение 5 дней необходимые поясне­ния или внести соответствующие исправления.

На этом основании страхователь имеет право дополнительно предста­вить в исполнительный орган Фонда выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, вне­сенных в отчетность.

Должностное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано рас­смотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя исполнительный орган Фонда установит факт со­вершения правонарушения, предусмотренного законодательством, должно­стное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано составить акт ка­меральной проверки. При отсутствии правонарушений акт камеральной про­верки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.

Выездные проверки

Выездные проверки страхователей проводятся на основании ежеквар­тально разрабатываемых планов проверок. Кроме того проверки могут про­водится на основании ежегодно разрабатываемых планов совместных прове­рок с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помеще­нии) страхователя на основании решения руководителя исполнительного ор­гана Фонда. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предос­тавить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения исполнительного органа Фонда.

Решение о проведении выездной проверки выносится по месту нахож­дения страхователя. Выездная проверка обособленного подразделения юри­дического лица проводится по месту нахождения обособленного подразделе­ния.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превы­шающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в ко­тором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Выездная проверка страхователя проводится исполнительным органом Фонда не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, срок проверки не может превышать один месяц.

Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или лик­видацией страхователя может проводиться независимо от времени проведе­ния предыдущей проверки, при этом проверяется период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения выездной проверки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн­ством исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Оформление результатов выездных и камеральных проверок

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной про­верки не позднее чем в течение рабочих 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами исполнитель­ного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня со­ставления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами исполнительного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть со­ставлен акт проверки.

Акт проверки в течение пяти рабочих дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным спо­собом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении кото­рого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указан­ный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения ор­ганизации (обособленного подразделения) или месту жительства физическо­го лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом да­той вручения этого акта считается шестой рабочий день, считая с даты от­правки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномочен­ный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указан­ному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхова­тель вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в исполнительный органа Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были вы­явлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа Фонда, проводившего проверку, и решение по ним должно быть при­нято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления стра­хователем возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Страхователь в обязательном порядке извещается исполнительным ор­ганом Фонда о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участво­вать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении ко­торого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), изве­щенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (за­меститель руководителя) исполнительного органа Фонда выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правона­рушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонару­шения или решение об отказе в привлечении к ответственности за соверше­ние правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение пра­вонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения в течение пяти рабочих дней после дня его выне­сения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее ре­шение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком стра­ховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вру­чить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которо­го вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение право­нарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения, страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлече­ния этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

До 2017 года контроль над исполнением обязанностей страхователей был полностью возложен на органы страхования. Однако в связи с тем, что с 1 января администрирование уплаты всех страховых взносов, за исключением пособий по несчастным случаям и профессиональными заболеваниями, осуществляется сотрудниками ФНС, обязанности проводить проверки распределились.

Начиная с 2017 года ФСС вправе проводить камеральные и выездные проверки страховых взносов по всем основаниям лишь за предыдущие периоды, то есть до 31 декабря 2016 года. Что касается начисления и уплаты взносов в 2017 году, фонд будет их проверять только в части взносов на травматизм. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также камеральными и выездными. При проведении плановой проверки сотрудники ФСС заранее утверждают список компаний, деятельность которых подлежит проверке в будущем году. План проверок ФСС на 2017 год был утвержден в конце прошлого года. Если говорить о проверках, проводимых Пенсионным фондом, то начиная с 2017 под контролем у ПФР только персонифицированный учет.

Тем не менее, в ближайшее время будут проводиться проверки предыдущих периодов, соответственно, делать это будут фонды. В случае выявления нарушений, все данные об этом ФСС и ПФР должны передать в инспекцию ФНС.

Камеральные проверки предполагают сверку показателей всех отчетов, переданных в фонды. Длительность такой формы контроля не может превышать три месяца. Главной целью камеральной проверки является сопоставление взносов, начисленных в отчетах и сумм, перечисленных страхователем.

Разумеется, в большей степени каждого страхователя пугают выездные проверки сотрудников органов страхования, которые по определению должны быть проведены на территории компаний.

Выездной проверке ПФР и ФСС (чаще всего они осуществляются совместно) подлежат компании и предприниматели, в деятельности которых:

  1. Выявлены расхождения в отчетности;
  2. Имеет место недоимка по взносам;
  3. Если компания входит в число крупнейших налогоплательщиков страны.

Предметом проверки органами ФСС является контроль над правильностью расчетов страховых взносов и соблюдением сроков перечисления платежей.

Страхователю следует помнить, что перед началом проверки у сотрудников фондов необходимо попросить документ, регламентирующий эту процедуру.

Проверка ФСС: какие документы готовить 2017

Если в компании проводится проверка ФСС, в большинстве случаев проверяющие имеют список требуемых документов. Однако есть определенный комплект, который может понадобиться в ходе контрольных мероприятий ФСС в любом случае. К ним относятся такие документы, как:

  • Учредительные документы организации (Устав и прочие);
  • Лицензии, если в компании ведется деятельность, требующая их наличия;
  • Документ, подтверждающий назначение на должность руководителя и главного бухгалтера компании;
  • Учетная политика;
  • Отчетность в фонды страхования за проверяемые периоды;
  • Регистры и первичная документация, на основании которой были составлены отчеты в фонды;
  • Оборотно-сальдовые ведомости по счетам страхователя.

В некоторых случаях этот список могут дополнить трудовые договоры и внутренние, коллективные документы компании. Произойти это может в случае наличия в них положения о специфических условиях компенсации.

Все копии документов, которые предоставляются проверяющим из фондов, должны быть заверены оттиском печати и подписью руководителя компании.

Результат проверки сотрудники ФСС должны оформить в виде акта. Этот документ раскроет информацию о нарушениях, если они выявлены, или об отсутствие таковых. Законодательство отводит на составление акта до 10 дней в зависимости от сложности документа.

Если при проверке обнаружены нарушения, то возможность привлечь страхователя к ответственности определяется руководителем территориального отделения соцстраха.

В случае доначисления по итогам проверки суммы задолженности в пользу внебюджетного фонда, данные средства подлежат добровольной уплате, либо взысканию в бесспорном порядке со счетов страхователя.

Отражение в бухгалтерском учете доначислений взносов по результатам проверки

Если в ходе проведения проверки органы страхования обнаружили недоплату взносов во внебюджетные фонды, данную сумму в учете следует доначислить. Начисление по акту проверки ФСС можно следующей проводкой:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кр 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Если по результатам проверки в отношении компании установлен штраф, отразить его в учете следует записью:

Дт 99 «Прибыли и убытки» Кр 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх