Смуглый отрок бродил по аллеям анализ. Смуглый отрок бродил по аллеям

В июне этого года исполнилось 125 лет со дня рождения русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (1889–1966). Без нее невозможно представить Серебряный век отечественной литературы. А еще это человек, для которого высшим духовным и поэтическим авторитетом всегда был Пушкин. К его образу она обращалась на протяжении всей своей творческой жизни.

Сюжетная основа раннего стихотворения Анны Ахматовой – лирическое воспоминание о молодом Пушкине. Оно вошло в цикл «в Царском Селе».

«Смуглый отрок бродил по аллеям ,
У озерных грустил берегов ,
И столетие мы лелеем
Еле
слышный шелест шагов .

Иглы сосен густо и колко
Устилают
низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И
растрепанный том Парни ».

Стихотворение о Пушкине, но Пушкин ни разу не называется ни в самом стихотворении, ни в заглавии, а дается лишь через несколько значащих деталей: смуглый , отрок, столетие, треуголка, Парни (французский поэт-вольнодумец). Эти слова отсылают к конкретным вещам и понятиям и воссоздают образ Пушкина. Их роль не только номинативная, но и ассоциативно-психологическая. Так, прилагательное смуглый помимо конкретного словарного значения (цвет лица, кожи) приобретает смысл, противоположный тем смысловым оттенкам слова бледный , которые были свойственны романтической символике цвета: романтический герой – это «юноша бледный со взором горящим». Смуглый становится цветом земной, реалистической поэзии. Кстати, свою Музу Ахматова тоже называет смуглой.

В воспоминаниях лицейских друзей поэта Саша Пушкин – смешливый, озорной мальчишка. И в посланиях 1815 года он воспевает радость, вино, веселье. А у Ахматовой «отрок бродил… грустил», что не свойственно юному Пушкину. Грустить, задумываться серьезно он стал в более позднем возрасте. Так Пушкин предстает одновременно и как отрок, и как зрелый муж.

Две последние строки («Здесь лежала его треуголка/ И растрепанный том Парни») также подтверждают эту мысль. Лицеисты, как известно, носили треугольные шляпы в первые годы обучения в лицее. Поэзией же Парни Пушкин увлекся гораздо позже, примерно в 17-18 лет.

Двуплановость отдельного слова поддерживается и временной двуплановостью стихотворения в целом. Начиная с третьей строки, повествование переносится во временной план настоящего. Седьмая и восьмая строки вновь даны в прошедшем, но это особое прошедшее, как бы спроецированное на настоящее время. Временной сдвиг – прием, чрезвычайно характерный для Ахматовой, – здесь своеобразен: строки, отнесенные к прошедшему (бродил, грустил, лежала) опоясывают строки, отнесенные к настоящему (лелеем, устилают). При этом границы строф и временных пластов не совпадают. Прошлое как бы раздвинуто и продлено настоящим, что делает стихотворение не столько воспоминанием, сколько приобщением к прошлому, его продолжением в современности. Временные планы не противопоставлены, а уравнены, уравновешены. Перекрестная рифма усиливает «связь времен» (рифмуются слова разных временных плоскостей: 1-3, 2-4, 5-7, 6-8), при этом рифма аллеям лелеем приобретает особую смысловую значимость.

Часть слов оказывается связанной сразу с двумя временными плоскостями. « Еле слышный » в плане прошедшего времени имеет прямое значение (воспринимаемое на слух), в плане настоящего – переносное (удерживаемое в памяти).

Стихотворение пронизано любовью к первому поэту России. Ахматова видит, слышит его даже сто лет спустя: «Здесь лежала его треуголка…» «И столетие мы лелеем»… Стихотворение написано в 1911 году. Ровно сто лет назад Пушкина привезли в Царское Село для поступления в Царскосельский лицей. Интересная деталь: глагол лелеять , по наблюдениям пушкинистов, больше не встречается ни в одном стихотворении Ахматовой. Она употребила его только по отношению к Пушкину. Лелеять можно лишь самое дорогое…

Наречия густо и колко , передавая цельность и нерасчлененность восприятия, сочетаются между собой и выступают в роли определения не только к глаголу, но и к существительному. Густо соотносится с иглы и устилают , колко – больше с иглы , чем с глаголом устилают , с которым оно образует необычное сочетание, выпадающее из плана настоящего времени. Колко вступает в ассоциативную связь со словами бродил , шагов .

Определение растрепанный характеризует не просто внешний вид книги, но и дает внутреннюю характеристику: зачитанный, любимый Пушкиным.

Основную нагрузку в тексте, таким образом, несут определения: смуглый, еле слышный, растрепанный, колко, густо. Каждое из них характеризует предмет или действие с двух сторон: внешний признак (воспринимаемый органами чувств) и внутренний (эмоциональный).

Смысловой насыщенности слова способствует и звуковая организация стиха, при которой звук не затемняет смысл, а усиливает, выделяет его. Осенний пейзаж, созданный фонетическими средствами (еле слы-ш -ный ш -елест) ш а-гов), имеет не только «реальное» значение времени года, но и вызывает ассоциации, связанные с творчеством. Именно осенью Пушкину хорошо и много писалось. «Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна», – сообщает он А.А. Дельвигу в ноябре 1830 года.

Ударный звуковой комплекс слова смуглый пронизывает все стихотворение, повторяясь то полностью, то частично: смуглый грустил лелеем густо и колко устилают треуголка . Он затихает лишь дважды: к концу четвертой строки, где выделен мотив осени, и в конечной, обрывающей стихотворение строке.

Ритмически выделено и другое важное в смысловом отношении слово – столетие . Его ударный слог повторяется в словах аллеям , шелест , а вместе с примыкающим к нему безударным союзом «и» оно становится очень «длинным»: на пять слогов – один ударный. Слово обозначает и реальные 100 лет (1811–1911), и бесконечное количество лет – вечность.

Стихотворение Ахматовой, на первый взгляд отличающееся неброскостью словесного материала, отсутствием собственно стилистических приемов (сравнений, метафор и т.д.), оказывается глубоко насыщенным, экспрессивным. Восемь строчек! Но они вмещают в себя почти всю жизнь Пушкина: Пушкин – отрок, Пушкин – юноша, Пушкин – в зените славы. Пушкин – это «наше все».

В "Смуглый отрок бродил по аллеям..."

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», написанное но совету А.И. Галича, было прочитано Пушкиным на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года. Об этом чтении поэт вспоминал впоследствии в послании к Жуковскому 1817 года и в VIII главе «Онегина», а также - в своих записках; о нем же рассказывает и Пущин: «Державин державным своим благословением увенчал юного поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои „Воспоминания в Ц. С.“ В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову, — мы все под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять и певца, — его уж не было, он убежал! »
Вот как об этом пишет сам Пушкин: " Державина видел я только однажды, но никогда того не забуду… Державин был очень стар… Экзамен наш его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои ""Воспоминания в Царском Селе"", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли" .

Колонка на портале "Воскресный день"

История создания картины И.Е. Репина

В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной "А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года". Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).

А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно - «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму "Воспоминания в Царском селе"». Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

Золотое сечение

Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин - шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения.
Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».
Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

Урок литературы

Тема: А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллее» из цикла с общим названием «В Царском Селе»

Цель: научить детей понимать смысл художественного текста

Задачи:

Развивать речемыслительную деятельность -способствовать умению точному выражению собственной мысли, на понимание смысла их высказываний; -учить детей думать и находить ответы; -прививать любовь к чтению;

Тип урока:сообщение новых знаний

Ход урока

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

Предтекстовая работа

Вы когда-нибудь слышали имя - Анна Ахматова?

Её имя хорошо известно в нашей стране. Замечательная поэтесса Анна Андреевна Ахматова является переводчиком, исследователем творчества А.С.Пушкина. С ее творчеством вы будете знакомиться в старших классах.

А сегодня на уроке мы будем читать стихотворение, которое входит в цикл с общим названием «В царском Селе»

(Уровень грамматического значения)

Что это за грамматическая конструкция? (Словосочетание)

Какой вопрос можно задать к этому словосочетанию? (Где?)

Обратите внимание на заглавные буквы? Что они означают?(т.к. это название)

(Уровень лексического значения)

Подберите синоним к слову СЕЛО(деревня)

Знаете ли вы где находится Царское Село? (В Санкт-Петербурге)

Почему оно так называется и чем знаменито? (Жил царь с своей семьёй)

В какое время года царь жил там? (Летом) А где он жил зимой?(В городе, в «Зимнем дворце»

ИТАК, Царское Село – это летняя резиденция русских царей, оно находиться недалеко от Петербурга, бывшей столицы Российской империи.

(Резиденция- местопребывание правительства высококачественного лица)

Как вы думаете, как выглядит это место? Что там должно быть? Как выглядят царские дворцы?

Сейчас это г. Пушкин (в прошлом Царское Село) –один из самых привлекательных пригородов Санкт- Петербурга. И сегодня мы можем любоваться величественными дворцами и великолепными парками, замечательными памятниками русской архитектуры

Вернёмся к стихотворению. Вы ещё не знаете о чём это стихотворение, но можно сказать, что это будет происходить в Царском Селе.

3.Чтение стихотворения

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных крутых берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни….

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том парни

1911г.

4.Работа над текстом (притекстовая)

1.а) Прочитайте первые две строчки стихотворения. Обратите внимание, что в первой строке А.Ахматова называет героя стихотворения. Найдите слово, которым она его называет. (Отрок)

б) Что можно сказать о герое? С точки зрения грамматической.(Отрок –существительное, мужской род, ед.ч,Им.падеж, одушевлённый)

Возможно, значение этого слова вам неизвестно. У Л.Н.Толстого есть трилогия.(Детство. Отрочество. Юность)

Отрок- мальчик в возрасте 10-15 лет

Подберите синоним – подросток. Одинаковые слова или разные? Определите стилистическую окраску этого слова.(Характерно для высокой поэтической или церковной речи. Современный синоним-подросток)

Как вы думаете, почему поэт называет своего героя «отроком».(Использовать это высокое поэтическое слово, устаревшее, автор может в следующих целях:

Чтобы передать своё особое отношение к герою, например, уважение, любовь.

Чтобы раскрыть его характер.(Отрок-это необыкновенный человек)

в ) Знаете ли вы значение слова «смуглый»? (О коже лица, тела)

г) Обратите внимание на слово «бродил»

Что обозначает глагол? (Действие предмета,3- лицо, ед. число, прошедшее время)

Подберите синонимы.(Бродил, ходил, гулял)

В чём различие между ними? (Глагол «бродить» передаёт движение, специально никуда не направленное, совершаемое для удовольствия.

Какие черты характера могут быть у человека, который любит бродить?.Что может делать? (Когда человек бродит, он может любоваться природой, думать, мечтать, сочинять стихи. не совсем обычное занятие для подростка, но вполне подходящее отроку)

Как выглядят «глухие берега».

Как называется этот приём в литературе?

(«глухие берега»,т.е. тихие, безлюдные, обычно заросшие травой и кустами)

2.Прочитайте вторую строфу до конца

О каком событии вспоминает А.Ахматова, говоря о «столетии» ? Обратите внимание, когда написано это стихотворение. Что произошло в Царском Селе в 1811 году.(В 1811 году был открыт Царскосельский лицей – новое учебное заведение для дворянских детей сыновей, где учился А.С.Пушкин. Предполагалось, что здесь будут учиться сыновья царя,но этого не случилось)

ИТАК , почти два столетия тому назад по аллеям Царскосельского парка бродил один из первых лицеистов- «смуглый отрок»

Можете ли вы назвать его имя?(А.С.Пушкин) Вспомните, когда он родился и сколько лет ему было в 1811 году? (Родился в 1799году. Он жил и учился в Царском Селе с 1811 по 1817 год. Ему было 12 лет. По словам его современников, он был необыкновенным подростком.

Можно ли его было назвать «отроком»? А употребить слово «смуглый»,описывая его внешность?

От кого он унаследовал цвет кожи?(От предка, деда, Абрама Петровича Ганнибала, сына эфиопского князя, камерденера,секретаря русского царя Петра Первого.

Найдите в стихотворении глагол «лелеять»

Знаете ли вы его значение? (Заботливо, бережно к чему-то относиться, беречь, хранить)

Как вы думаете, какую особенность отношения потомков к Пушкину хочет подчеркнуть А. Ахматова? Согласны ли вы с ней?

О ком А.Ахматова говорит- МЫ?

(А.Ахматова его любит, хотя его уже нет -100 лет прошло, она хочет слышать его шаги, хочет думать, что он жив. Он жив потому что она помнит о нём. Мы помним о нём,держим в памяти, сохраняем, не хотим потерять)

Если вы были внимательны, то заметили, что поэтесса говорит о «шелесте шагов»

В какое время шаги шелестят?(Осенью).

Когда? (Когда вы идёте по сухим, опавшим листьям)

Месяц листопада – октябрь.

Почему А.Ахматова хочет вызвать в памяти читателя именно этот месяц? Чем он памятен? (Этот поэтический образ напоминает о дне открытия Лицея 19 октября 1811года)

3.Перечитайте ещё раз вторую строфу

а) Представьте,что вам нужно сделать иллюстрации к ней. В какой позе вы изобразите юного поэта?

Что «подсказывают» вам эти строки? (Говоря о хвое, устилающей пни и землю, поэт использует слова: «густо и колко»

«Густо» можно увидеть- игл много, они как ковёр;

«Колко»-это осязательное ощущение, нужно прикоснуться, потрогать. Юный поэт скорей всего сидит на одном из низких пней, опираясь рукой о землю.

б) О чём могут рассказать «треуголка и растрёпанный том Парни?

(Мы можем предположить, что речь идёт о каком-то предмете, имеющем 3 угла. Первое, что приходит в голову-это деревянный угольник, который используют на уроке математики или геометрии. Хотя, вряд ли юный поэт Пушкин носил с собой по парку предмет, который и в классе-то не любил пользоваться по назначению. Лицеисты носили форменную одежду – тёмно – синий мундир и головной убор военного образца – треуголку, такую треуголку носил Наполеон.

Эварист Парни (1753-1814) –французский поэт.

(Ветхий, рваный от частого пользования. Этот сборник стихотворения говорит о круге чтения лицеистов.

5. Итог урока. Перечитайте стихотворение

(Послетекстовая работа)

Понравилось ли вам стихотворение?

Как вы думаете, можно ли к нему отнести слова Николая Гумилёва: « Так просто сказано так много»

Давайте ещё раз перечислим всю информацию, которая как бы зашифрована в этом стихотворении.

6.Работа в группах

Запишите себе это стихотворение по памяти в группах.

7. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.Нарисуйте рисунок к нему.

"Смуглый отрок бродил по аллеям..." Ахматовой

Стихотворение 1911 г. “Смуглый отрок бродил по аллеям...” из цикла “В Царском Селе” (книга “Вечер”) передает благоговейное отношение к Пушкину, который воображается еще лицеистом. “Еле слышный шелест шагов” (аллитерация звукоподражательна, шаги шуршат в листьях, опадающих, как и иголки спустя столетие: “Иглы сосен густо и колко / Устилают низкие пни...”) словно раздается и теперь, он все-таки “слышный”: неназванный, но сразу узнаваемый “отрок” только что ушел, посидев, может быть, на пне без головного убора, как дома, отложив даже “растрепанный том” своего любимого французского поэта Эвариста Парни, видимо, задумавшись. Таким юный Пушкин запечатлен в памятнике работы скульптора P.P. Баха (1900) в Царском Селе (правда, сидящим не на пеньке, а на скамейке). Все рифмующиеся слова подобраны особенно тщательно, чтобы рифмы были богаче, опирались не только на заударную часть слова: аллеям — лелеем, берегов — шагов, колко — треуголка, пни — Парни] вместе с тем женские рифмы по понятиям XIX в. приблизительны, а не точны, нет абсолютного совпадения заударных частей слов, и размер стихотворения неклассический — дольник со строками “чистого” 3-стопного анапеста. Это наступивший XX в. своим художественным языком говорит о прошлом веке, о самом ценном в нем, получившем непреходящее значение. “Отрок”, именуемый уже архаично, и “мы” объединены одним предложением. Ровно через полвека в “Слове о Пушкине”, имея в виду и непреходящую ценность поэзии вообще по сравнению с официально утверждающимися иерархиями, наверняка подразумевая и свою судьбу, Ахматова заявила о любимом поэте:

“Он победил и время и пространство.

Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург... В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин — или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно”.

В стихотворении 1911 г. вторая строка первоначально читалась “У озерных глухих берегов”, в пятой упоминались иглы елей, в восьмой — “разорванный том Парни”. В 1914 г. “ели” были заменены на “сосны”, так как в Царском Селе их гораздо больше, а “разорванный” — на более мягкий эпитет “растрепанный”. В 1958 г. Ахматова сделала образность старого стихотворения еще более точной, вспомнив, что в царскосельском парке “глухих берегов” не было, и заменила эпитет “глухих” на глагол “грустил”.


Стихотворение 1911 г. “Смуглый отрок бродил по аллеям...” из цикла “В Царском Селе” (книга “Вечер”) передает благоговейное отношение к Пушкину, который воображается еще лицеистом. “Еле слышный шелест шагов” (аллитерация звукоподражательна, шаги шуршат в листьях, опадающих, как и иголки спустя столетие: “Иглы сосен густо и колко / Устилают низкие пни...”) словно раздается и теперь, он все-таки “слышный”: неназванный, но сразу узнаваемый “отрок” только что ушел, посидев, может быть, на пне без головного убора, как дома, отложив даже “растрепанный том” своего любимого французского поэта Эвариста Парни, видимо, задумавшись. Таким юный Пушкин запечатлен в памятнике работы скульптора P.P. Баха (1900) в Царском Селе (правда, сидящим не на пеньке, а на скамейке). Все рифмующиеся слова подобраны особенно тщательно, чтобы рифмы были богаче, опирались не только на заударную часть слова: аллеям - лелеем, берегов - шагов, колко - треуголка, пни - Парни] вместе с тем женские рифмы по понятиям XIX в. приблизительны, а не точны, нет абсолютного совпадения заударных частей слов, и размер стихотворения неклассический - дольник со строками “чистого” 3-стопного анапеста. Это наступивший XX в. своим художественным языком говорит о прошлом веке, о самом ценном в нем, получившем непреходящее значение. “Отрок”, именуемый уже архаично, и “мы” объединены одним предложением. Ровно через полвека в “Слове о Пушкине”, имея в виду и непреходящую ценность поэзии вообще по сравнению с официально утверждающимися иерархиями, наверняка подразумевая и свою судьбу, Ахматова заявила о любимом поэте:

“Он победил и время и пространство.

Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург... В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин - или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно”.

В стихотворении 1911 г. вторая строка первоначально читалась “У озерных глухих берегов”, в пятой упоминались иглы елей, в восьмой - “разорванный том Парни”. В 1914 г. “ели” были заменены на “сосны”, так как в Царском Селе их гораздо больше, а “разорванный” - на более мягкий эпитет “растрепанный”. В 1958 г. Ахматова сделала образность старого стихотворения еще более точной, вспомнив, что в царскосельском парке “глухих берегов” не было, и заменила эпитет “глухих” на глагол “грустил”.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх