Сергей юльевич витте личные качества и пути. Краткая биография витте сергея юльевича

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплоатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.). Все 1000 биографии по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Российская история в лицах Фортунатов Владимир Валентинович

5.2.3. «Он меня заслоняет». Неугодный реформатор С. Ю. Витте

Сергей Юльевич Витте вошел в историю России как выдающийся реформатор. Кажется, не существовало такой проблемы, которую он не мог бы решить. Если ему не мешали…

Он родился в 1849 г. в семье потомственных дворян голландского происхождения. Отличался незаурядными дарованиями, но в силу семейных обстоятельств искал хорошо оплачиваемую работу. Отец Сергея умер, а компания по разработке закавказских марганцевых рудников, в которую были вложены капиталы семьи, разорилась. После окончания физико-математического факультета Новороссийского университета (Одесса) Витте отказался от научно-педагогической карьеры. Сначала работал в управлении Одесской казенной железной дороги, а с 1878 по 1886 г. – на частной Юго-Западной железной дороге, дошел от скромной должности кассира до места управляющего.

С. Ю. Витте считается крупнейшим организатором в управлении процессами перевозок. Он ввел выдачу ссуд под хлебные грузы, стал инициатором комиссионно-ссудных операций на железных дорогах. Занимался развитием и техническим оснащением Одесского порта. Его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) считается классической. Благодаря Витте грузовые перевозки стали высокорентабельным делом. На юго-западных железных дорогах новые тарифы в сочетании с техническими новшествами, системой таможенных агентств на границах с Австро-Венгрией, Германией и Румынией позволили поднять чистую прибыль с 1880 по 1889 г. почти в тридцать раз. Витте был эффективным менеджером с государственным взглядом на многие проблемы страны, но царь обратил на него внимание после трагического происшествия.

С. Ю. Витте .

При возвращении царской семьи после летнего отдыха на Черном море около станции Борки императорский поезд сошел с рельсов. Александр III на собственных плечах держал крышу вагона-столовой, под которой могла погибнуть его семья. Уже в Петербурге, отойдя от шока и проведя расследование, император вспомнил, что на платформе какой-то высокий человек говорил, что не станет «ломать голову государю». Это был С. Ю. Витте, который протестовал против непродуманного графика движения слишком тяжелого и быстроходного царского поезда. (Все боялись террористов, но поезд сошел с рельсов без их помощи.) Царь не мог предложить Витте такую же высокую заработную плату как у управляющего железной дорогой, но по Табели о рангах Сергей Юльевич перепрыгнул несколько ступенек, что ему впоследствии не могли простить завистники. Он сразу получил чин действительного статского советника.

При Александре III Витте сначала был директором Департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов. В феврале-августе 1892 г. он возглавлял Министерство путей сообщения, а с 1893 по 1903 г. был министром финансов, что играло ключевую роль в экономической жизни страны. В 1893 г. Витте уже тайный советник (второй класс по Табели о рангах), почетный член императорской Академии наук.

С. Ю. Витте покровительствовал развитию отечественной промышленности. При нем развернулось и по существу завершилось строительство Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока. Министр финансов умело привлекал иностранный капитал, который стал двигателем развернувшейся капиталистической индустриализации страны. За время пребывания С. Ю. Витте на посту министра финансов в Россию было привлечено не менее 3 миллиардов рублей иностранных капиталов. При нем вступили в действие около 40% всех предприятий, действовавших в России к началу XX в. Россия заняла пятое место в мире по объемам промышленного производства.

Витте обвиняли в том, что внешняя задолженность при нем значительно выросла, и только на уплату процентов уходило до 150 миллионов рублей. Министр объяснял, что занятые деньги были использованы с умом, вложены в «цели производительные»: в металлургические предприятия юга, нефтяные месторождения Баку, машиностроительную и химическую промышленность, в строительство Туркестано-Сибирской и Китайско-Восточной железных дорог.

При С. Ю. Витте возрос приток иностранных капиталов в различные отрасли отечественной экономики. Доля иностранных капиталовложений с 35,5% в 1893 г. выросла до 39% в 1900 г. Впоследствии иностранные капиталовложения составляли примерно одну треть всех инвестиций. К 1913 г. на 14 миллиардов рублей отечественных капиталовложений приходилось 7,5 миллиардов иностранных средств.

Жестким был протекционистский таможенный тариф, введенный Витте в 1891 г. Ввоз иностранных товаров облагался пошлиной в 33%, а экспорт – низкими пошлинами. Подобные ограничения обычно обходили контрабандисты. Поэтому Витте выступил инициатором создания российских пограничных войск и с благословления царя стал шефом корпуса пограничной стражи.

Была введена монополия государства на продажу водки, которая заключалась в том, что сей продукт изготавливался по установленной технологии и продавался через казенные винные лавки. Наряду с водкой в 1890-е гг. увеличились косвенные налоги на сахар, табак, спички, керосин. Но делалось это не в интересах кучки олигархов, а во имя укрепления государства.

В 1897 г. в результате сложной и хорошо подготовленной денежной реформы денежной единицей России стал золотой рубль. Золотые десятки и пятерки в народе назывались «рыжиками». Соотношение «рыжиков» с «бумажками» строго контролировалось. Денежная система, созданная Витте, пережила период первой русской революции и рухнула только с началом Первой мировой войны.

Как крупный государственный деятель С. Ю. Витте понимал необходимость основательной аграрной реформы. Под его руководством были разработаны те проекты, которые несколько позже будут реализованы под руководством П. А. Столыпина. В 1898-1899 гг. Витте составил для Николая II доклад о переходе от общинного к подворному (фермерскому) хозяйству на селе, который был оставлен без внимания. В 1902 г. по настоянию Витте прошло «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Были созданы более 600 местных комитетов, привлечено более 12 тысяч участников, изданы тома материалов. Большинство местных комитетов высказались за уравнение крестьян в правах с другими сословиями, свободный выход крестьян из общины и их переход к подворному землевладению.

Как министр финансов С. Ю. Витте понимал важность обеспечения национального хозяйства подготовленными специалистами. При нем было открыто 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, 35 училищ торгового мореплавания, Строгановское училище технического рисования; в 1896 г. основан Московский институт инженеров транспорта.

С Витте произошло то же, что и со Сперанским. Его самостоятельность не нравилась. Министр внутренних дел В. К. Плеве был принципиальным противником Витте, доказывал, что тот связан с русскими и заграничными революционными кругами. Николай II Витте терпел, стиснув зубы.

Сергей Юльевич был сторонником гибкой внешней политики, противником вовлечения России в международные конфликты. В стабильном положении и уклонении России от участия в военных конфликтах он видел главное условие реализации своих многочисленных проектов. В 1903 г. Витте выступил против действий «безобразовской клики» на Дальнем Востоке, так как считал, что России не нужна война с Японией. Он получил отставку с поста министра финансов, крупное денежное вознаграждение и ничего не значивший пост председателя Комитета министров. Авантюра «безобразовской клики» провалилась, а войну с Японией Россия проиграла. Витте же пришлось подписывать Портсмутский мир.

Витте пытался предотвратить «кровавую баню» в Петербурге, но 9 января 1905 г. состоялась показательная кровавая расправа. Витте критиковал проект «Булыгинской думы», протест против которого дорос до Всероссийской октябрьской политической стачки. Ему пришлось (вместе с князем А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем) писать Манифест 17 октября и возглавлять реформированный Совет министров с 19 октября 1905 г. по 22 апреля 1906 г. «Прежде всего постарайтесь водворить в лагере противника смуту. Бросьте кость, которая все пасти, на вас устремленные, направит на себя. Тогда обнаружится течение, которое сможет вынести вас на твердый берег», – так сформулировал Витте суть своей тактики в беседе с царем. Ему удалось получить у иностранных банков заем на 2,25 миллиарда франков. Фактически Витте спас Николая II и самодержавие во время первой русской революции.

Высший свет Витте не любил. Он был дважды женат. Вторым браком он женился на крещеной еврейке М. И. Лисаевич, которая развелась с мужем, чтобы стать женой Витте. Но светское общество ее не приняло. Такой брак считался мезальянсом и плохим тоном. Самого Витте тихо ненавидели за все: за ум, самостоятельность, за высокий рост и умение общаться с прессой. И за многое другое. С трудом переносил Витте и сам император. «Он меня заслоняет», – жаловался он в узких кругах. Весной 1906 г. Николаю II показалось, что «мавр сделал свое дело». Витте в апреле подал прошение об отставке и получил ее. Сергею Юльевичу выдали крупное денежное вознаграждение, наградили орденом Святого Александра Невского с бриллиантами. Он оставался членом Государственного совета и Комитета финансов. Активного участия в государственных делах не принимал, следил за событиями. До смерти в 1915 г. успел написать обширные воспоминания.

Напомним, что высшим был орден Св. апостола Андрея Первозванного.

Витте похоронен в Некрополе XVIII в. при Александро-Невской лавре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кто поставил Горбачева? автора Островский Александр Владимирович

Реформатор или консерватор? В оценке того, с какими намерениями Ю. В. Андропов пришел к власти, можно встретить диаметрально противоположные мнения.«План Андропова по спасению социализма, – утверждал А. Н. Яковлев, – если судить по его высказываниям, состоял в следующем:

Из книги Неофициальная жизнь Романовых. Царский декамерон автора Пазин Михаил Сергеевич

ВЛЮБЛЕННЫЙ РЕФОРМАТОР (царь Федор Алексеевич) Чтобы проверить свои чувства, Федор прогарцевал на лошади мимо дома Заборовских три раза, каждое мгновение поглядывая на окна. И только тогда, когда в чердачном окошке появился лик светлый Агафьи, он окончательно уверился в

Из книги Павел I. Сын Екатерины Великой автора Валишевский Казимир

Глава 2 Реформатор IДух преобразований овладел в то время всей Европой. Все хотели проводить реформы или пользоваться ими. Но Павел был реформатором не потому, что придерживался какой-либо политической системы или принципов – в теории или на практике. Нет, он был

автора Вяземский Юрий Павлович

Витте Вопрос 6.31Следуя советам германского ученого Листа, Сергей Юльевич Витте объяснял, что для преодоления промышленной отсталости России необходимы два основополагающих условия. Какие?Вопрос 6.32Какому главному правилу должен следовать реформатор в России? Что по

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Витте Ответ 6.31(1) Последовательная протекционистская таможенная политика и (2) целенаправленное государственное регулирование в области индустрии.Ответ 6.32Витте подчеркивал: «Чтобы реформа в России свершилась, ее надо проводить быстро и спешно. В противном случае

Из книги Эпоха великих завоеваний (633-656) автора Большаков Олег Георгиевич

УМАР КАК РЕФОРМАТОР За десять лет правления Умара мусульманское государство совершенно изменило свой характер. Из однонационального объединения единоверцев без центрального аппарата управления и постоянной армии оно в результате завоеваний превратилось в

Из книги Иван Грозный. Бич Божий автора Володихин Дмитрий

Глава 2. РЕФОРМАТОР Иван Васильевич вошел в брачный возраст. Источники того времени рисуют его молодым человеком, рано повзрослевшим и еще в юношеские годы вымахавшим с коломенскую версту. Позднее, видимо, он несколько растолстеет. Более поздний источник сообщает о

Из книги Генштаб без тайн автора Баранец Виктор Николаевич

Неугодный «…Сегодня совершенно очевидно, - говорилось в одном из документов Пентагона, - что недееспособность российской военной системы является своеобразным симптомом провала всей политической системы страны»…Сказано очень верно. Ведь у нас все ставилось с ног

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР С. Ю. ВИТТЕ Граф Витте не был ни царедворцем, льстящим трону, ни демагогом, льстящим толпе.Графиня М. И. Витте30 августа 1892 г. министром финансов был назначен Сергей Юльевич Витте. Современники называли его «великим реформатором», «русским Бисмарком»,

Из книги Петр Столыпин. Революция сверху автора Щербаков Алексей Юрьевич

Реформатор Теперь перейдем к рассказу об одном из самых ярких и неоднозначных деятелей Российской империи николаевской эпохи – Сергее Юльевиче Витте, занимавшем сперва один из ключевых постов – министра финансов, а потом ставшем председателем Комитета и Совета

автора Яров Сергей Викторович

1.1. Хрущев как реформатор Реформаторскую тактику Хрущева можно обозначить как «фантастический прагматизм». Ее особенностью было то, что прожекты, предполагавшие достижение несбыточных целей, в целом должны были обеспечиваться применением обычных, «технократических»

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Ю.В. Андропов как реформатор Ю.В. Андропов, избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти Л. Брежнева в ноябре 1982 г., в первую очередь попытался устранить самые неприглядные приметы «безвременья» начала 80-х гг. Борьба с коррупцией, упрочение трудовой дисциплины и

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Граф Никита Панин. Из истории русской дипломатии XVIII века. автора Гаврюшкин А В

Из книги Иосиф Сталин. Отец народов и его дети автора Гореславская Нелли Борисовна

«Пусть меня весь свет ненавидит, лишь бы меня любил папа» Она родилась в последний день февраля 1926 года – почти ровно через пять лет после Василия. И стала антиподом ему. По всему – по характеру, по вкусам, по убеждениям, наконец.Светлане было всего шесть лет, когда ее мать

Из книги Грозный царь московитов: Артист на престоле автора Володихин Дмитрий

ГЛАВА 2 РЕФОРМАТОР Иван Васильевич вошел в брачный возраст. Источники того времени рисуют его молодым человеком, рано повзрослевшим и еще в юношеские годы вымахавшим с коломенскую версту. Затем он, видимо, несколько растолстел. Более поздний источник сообщает о государе

Личное дело

Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.

В 1869 году Сергей Витте был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Для ознакомления с железнодорожным делом он в течение некоторого времени работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником начальника и начальником станций с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением. В начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского Сергей Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Он занимал эту должность в том числе и в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов и отличился прекрасной организацией перевозки войск к театру военных действий. За это Витте был назначен на должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России. Работая в этой комиссии, Витте создал проект «Общего устава российских железных дорог» и изучил проблему разработки железнодорожных тарифов. Изданная Витте в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» получила высокую оценку. Министр финансов Иван Вышнеградский обратился к Витте за консультациями по вопросу отсутствия доходов на казенных железных дорогах, и Витте блестяще справился с этой задачей.

10 марта 1890 года Витте стал директором департамента железнодорожных дел, а 15 февраля 1892 года - министром путей сообщения. Он проявил себя талантливым руководителем, продолжал свою деятельность по урегулированию железнодорожных тарифов и развитию российских железных дорог. В августе 1892 года Витте, сохранив пост министра путей сообщения, возглавил еще и министерство финансов. Надо сказать, что в то время функции этого министерства были куда более широкими. Оно управляло промышленностью, торговлей, Государственным банком, Корпусом пограничной стражи, другими отраслями и ведомствами.

В октябре 1898 года Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой предлагал избавить крестьянина от опеки общины, сделать из него «персону». Однако это предложение было оставлено без внимания. Витте удалось лишь принять в 1899 году закон об отмене круговой поруки в общине. В 1902 году Витте возглавил «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выводы комиссии совпали с предложениями, которые он сделал в 1898 году. Необходимо было расширение рыночных отношений, переход от общинного землевладения к частному. Позднее эти предложения были положены в основу аграрной реформы Столыпина.

Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве. В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России. Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.

В 1905 году Витте в качестве чрезвычайного посла отправлен для ведения нелегких переговоров о мире с Японией. 23 августа 1905 года им был подписан . После проигранной войны Сергею удалось значительно смягчить условия мирного договора. Добиться уступок было большой удачей, и за проведение переговоров Витте был пожалован графский титул. В обстановке нарастания революции осенью 1905 года Сергею Витте удалось убедить Николая II, что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, Витте добился подписания царем Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». 19 октября Николай подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С. Ю. Витте. Это способствовало предотвращению революции. Руководимое Витте правительство составило проект Основных законов, реализуя провозглашенные 17 октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения, проводило подготовку к созыву первой Государственной думы. Но 22 апреля 1906 года Витте был отправлен в отставку. Николай II издал специальный рескрипт с благодарностью Витте за его труды и наградил Сергея Юльевича орденом святого Александра Невского с бриллиантами. До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета. Он занялся литературной деятельностью, часто выступал в печати. Скончался Сергей Юльевич Витте 28 февраля (13 марта) 1915 года.

Чем знаменит

На посту министра финансов Сергей Витте сумел значительно оздоровить состояние бюджета Российской империи, привлечь не менее чем 3 миллиардов рублей иностранных вложений, необходимых для развития промышленности. Он улучшил собираемость налогов, ввел покровительственный по отношению к российским производителям таможенный тариф, учредил винную монополию. В 1897 году под его руководством была проведена денежная реформа. В результате на российские рубли стало возможно свободно покупать золото, что сделало рубль одной из самых устойчивых валют в мире. Период с 1897 по 1914 год был единственным в русской истории, когда рубль являлся свободно конвертируемой валютой. Модернизацию экономики страны С. Ю. Витте связывал также с развитием транспортных коммуникаций. В 1892 году протяженность российских дорог составляла 29 тысяч верст железных дорог, когда же он оставил пост министра, она увеличилась до 54 тысяч верст (70% из них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891-1901). Дорога по маршруту Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток связала европейскую часть России с Сибирью и Тихим океаном. По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск), строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»). В результате реформ в стране начался быстрый рост промышленности. Благодаря этому Россия по основным показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве.

О чем надо знать

Сергей Витте

Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом - на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.

После этой катастрофы Александр вспомнил рапорт управляющего Юго-Западными железными дорогами Сергея Витте, поданный в министерство путей сообщения летом того же года. Витте предупреждал, что императорский поезд, составленный из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза, имеет недопустимо высокую скорость для русских железных дорог с легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом и может вышибить рельсы. Он потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе отказывался его сопровождать. Требования Витте были приняты, но при первой же встрече и министр путей сообщений, и сам Александр III высказали автору рапорта свое недовольство. Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Витте возражать не стал, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не позволит.

Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.

Прямая речь

«Мне представляется, что есть национализм здоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охране плодов исторической жизни государства, добытых кровью и потом народа, и достигающий этой цели; - и есть национализм болезненный, эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но как подчиняющийся более страстям, нежели разуму, нередко приводящий к результатам противоположным. Первый национализм есть высшее проявление любви и преданности государству, составляющему отечество данного народа, - второй составляет также проявление тех же чувств, но обуреваемый местью, страстями, а потому такой национализм иногда выражается в формах диких для XX столетия».

С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист»

«Политическая история всей Западной Европы может служить довольно наглядным доказательством той тесной связи, которая существует между самоуправлением местным и самоуправлением центральным, т.е., иначе говоря, конституционным строем. Эта история довольно ясно показывает, что самоуправление местное не может существовать и правильно развиваться без центрального и, обратно, что последнее не может быть устойчивым и твердым без первого. Неразрывная связь этих двух частей одной и той же системы выражалась, конечно, не везде одинаково; государства живут и развиваются не по одному шаблону; поэтому к сознанию и установлению указанной связи они приходили также разными путями, но самая разнохарактерность, разносторонность путей только сильнее ее подчеркивают, еще более ясно указывают, что при всяких комбинациях и условиях самоуправление местное и центральное требуют известного взаимного соотношения».

С. Ю. Витте «По поводу непреложности законов государственной жизни»

«Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии. Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».

«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:

— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

— Конечно, нет, государь!.. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: «Большой очаг интриг погас вместе с ним».

— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали... Слушайте, господа...

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:

— Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

По этим словам я могу судить, насколько Витте его беспокоил».

Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога

12 фактов о Сергее Витте

  • Предки Сергея Витте переселились в Прибалтику из Голландии в XVII веке. В XIX веке семья получила потомственное российское дворянство.
  • Со стороны матери, Екатерины Андреевны, Сергей Юльевич Витте происходил из старинной дворянской семьи Фадеевых, которая была ветвью рода князей Долгоруких.
  • Именно Витте пригласил Дмитрия Менделеева заведовать Палатой мер и весов.
  • Витте был инициатором открытия новых вузов - трех политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.
  • Согласно воспоминаниям министра царского двора Ивана Тхоржевского, консервативная пресса, выражая недовольство реформами Витте, называла их «Виттовой пляской».
  • Сергей Витте был дважды женат, причем оба раза отбивал своих жен у прежних их мужей.
  • После Портсмутского мира недоброжелатели прозвали Сергея Витте «графом Полусахалинским», намекая на уступку Японии половины острова Сахалин.
  • Японский министр иностранных дел Дзютаро Комура, у которого Витте смог добиться уступок на мирных переговорах, был отправлен за это в отставку.
  • Витте показан в романе Андрея Белого «Петербург» под именем графа Дубльве.
  • После смерти Сергея Витте российская полиция охотилась за рукописью его мемуаров, стремясь не допустить публикации. Проводились обыски в домах Витте в Санкт-Петербурге и Биаррице. Рукопись находилась в одном из парижских банков. В 1920 году мемуары напечатали в Берлине, а спустя три года - и в Советской России.
  • Двоюродной сестрой С. Витте была Елена Блаватская.
  • В фильме Франклина Шеффнера «Николай и Александра» (1971) роль графа Витте исполнил Лоуренс Оливье.

Материалы о Сергее Витте

Витте Сергей Юльевич родился 17 июня 1849 г. в семье обрусевших немцев. Юность его прошла в Тифлисе. Витте окончил в 1870 г. Новороссийский университет, став кандидатом физико-математических наук. Но из-за нехватки средств он предпочел научной карьере работу на одесской железной дороге. Начав с низших постов, он скоро дослужился до должности управляющего юго-западными железными дорогами. Прекрасно проявив себя и в дельнейшей карьере, он в 1892 г. занял высокий пост министра финансов.

Задуманная министром финансов Витте индустриализация страны требовала серьезных денежных вложений и щедрый источник пополнения бюджета был найден. В 1894 г. введена государственная винная монополия. Так же, возросли налоги. В 1897 г., в ходе денежной реформы С. Ю. Витте был введен золотой стандарт, разрешавший свободный обмен рубля на золото. Финансовая реформа Витте стимулировала приток иностранного капитала в российскую экономику. Теперь из страны можно было вывозить золотые рубли, что сделало Россию более привлекательной для вложения средств иностранных компаний. Отечественного производителя ограждал от жесткой конкуренции таможенный тариф. Экономическая политика Витте привела к стабилизации рубля, сделав его одной из наиболее устойчивых мировых валют.

Стоит отметить, что Витте оказывал немалое влияние на внутригосударственную политику. Внутренняя политика Витте была направлена на укрепление самодержавия и являлась достаточно консервативной. Внешняя политика сосредоточилась на противодействии усилению японского влияния на Дальнем Востоке. За заключение Портсмутского мира с Японией в 1905 г. Витте получил от Николая 2 графский титул.

Краткая биография С. Ю. Витте не будет полной без упоминания о его сложных отношениях с императором Николаем 2, взошедшим на престол после Александра 3, благоволившего к своему министру финансов. Не пользовался он популярностью и в высшем обществе. Особенно неприятие усилилось после второй женитьбы Витте на Матильде Лисаневич, которой предшествовал громкий скандал. Однако именно в этом браке Витте обрел личное счастье.

27.Особенности политического строя России в начале 20 в. Политика в рабочем, национальном, аграрном вопросах.

28.Первая российская революция 1905-1907: причины, характер, этапы, значения.

Причины:

    Нерешенность аграрного вопроса

    Противоречие между трудом и капиталом, ухудшение положения рабочих

    Отсутствие политических свобод

    Кризис системы отношений между центром и провинцией, национальными районами

    Поражение в русско-японской войне

Характер:

    Первая русская революция была – буржуазно-демократической. По составу участников – общенародной.

Цели революции:

    Свержение самодержавия

    Созыв Учредительного собрания

    Установление демократического строя

    Ликвидация помещичьего землевладения, наделение землей крестьян

    Введение свободы слова, собраний, партий

    Ликвидация сословий

    Сокращение рабочего дня до 8 часов

    Достижение равноправия народов России

События 1 этапа:

    «Кровавое воскресенье» 9 января 1905. Расстреляны рабочие мирно шедшие к царю с петицией в Петербурге, составлена под руководством Г. Гапона.

    Революционные выступления – стачка рабочих в Иваново – Вознесенске. Возникновение Совета уполномоченных депутатов – нового органа власти рабочих. Май 1905

    Восстание на броненосце «Князь Потемкин - Таврический», июнь 1905

    Съезды земских представителей, крестьянский съезд, политические требования, май-июнь 1905.

    Указ Николая II об учреждении Государственной думы («Булыгинской» по имени министра внутренних дел).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх