А был ли счастлив мой евгений. Из цикла «Пушкинские загадки»: «Евгений Онегин

I.Актуализация темы .

Учитель: Роман «Евгений Онегин» создан в начале 20-х годов XIX века, но до сих пор интересен читателям вечно живыми, никогда не устаревающими проблемами, драматическими судьбами героев. В нём нашла отражение целая эпоха русской жизни.

А что вам особенно запомнилось в I главе?

Почему именно так называется роман?

А какие ещё произведения названы именем героя?

Есть то, что делает текст узнаваемым в плане авторства?

В какую эпоху создано произведение? Почему вы так решили?

II.Работа с эпиграфом .

Мы можем точно сказать, к кому относится эпиграф? Почему?

Подчеркните ключевые слова.

Что передано глаголами-синонимами?

III.Обращение к теме и целям урока.

IV. Чтение и анализ текста I строфы.

2) Выразительно прочитайте.

2) Беседа по I главе.

Кто произносит этот внутренний монолог?

Какие чувства испытывает герой? Подтвердите словами из текста.

Чем они вызваны? Что мы можем сказать об этом герое?


Итак, каков же первый пункт плана?

V.Чтение и анализ II строфы .

Найдите слова, которые характеризуют героя. Как вы понимаете их?

Как бы вы на основе второй строфы озаглавили пункт плана?

Каким же предстаёт перед нами Онегин в первых двух строфах?

А как вы думаете, почему Пушкин обращается к детским и юношеским годам Онегина?

VI. Групповая работа учащихся. Анализ III-XXVI глав. (Время выполнения задания – 15 минут.)

Инд. задание: Как называет Пушкин

своего героя на протяжении всей первой главы? Почему?

1) I группа – анализ III строфы.

По каким законам живёт Онегин?

Найдите ключевые слова. Объясните их значение.

Почему подобран эпитет « убогий» к слову «француз»?

Почему Пушкин при повествовании о воспитании Евгения Онегина употребляет так много французских слов (варваризмов)?

Каким же мы видим героя в III строфе? Вывод запишите.


2) II группа – анализ IV-VI глав.

Почему подбирает Пушкин к слову «юность» эпитет «мятежной»? Подберите синонимы к слову «мятежный.»


Почему свет решил, что он умён и очень мил?

Почему судьи, решительные и строгие, решили, что Онегин «учёный малый, но педант»? Ответ найдите в тексте.

Какое ключевое слово можно выделить, говоря об его учёности?

О чём говорит тот факт, что он «читал Адама Смита»?

Каким мы видим героя в этих строфах? Вывод запишите.

Каков следующий пункт плана?

3) III группа – анализ строф IIX – XII.

Учитель: из предыдущих строф мы узнали, какое образование получил Онегин. Он относился ко всему шутя, слегка.

Какую науку он действительно знает великолепно?

Назовите ключевые слова в X строфе. Как они характеризуют героя?

Какое значение имеет слово «лицемерить»?

Почему такое обилие глаголов?

А какие это глаголы по значению? Почему их использует автор?

Найдите языковые средства, которые передают отношение автора к своему герою? Каково это отношение?

Каким мы видим героя? Запишите вывод в тетрадь.

Каков следующий пункт плана?

4)IV группа - анализ строф XV - XXII, XXVII - XXVIII,XXXV.

Чему подчинён день Онегина?

В строфе XV найдите ключевое слово. Как оно характеризует Онегина?

Почему в строфе XVI Пушкин подробно описывает блюда в ресторане? Что мы можем сказать о герое?

Почему Пушкин в роман вводит своего приятеля Каверина? Как это характеризует героя?

Что привлекает Онегина в театре? Докажите примерами из текста. (Строфа XXII) Какие чувства он при этом испытывает?

Посмотрите на строфы XVII и XXII. Какое слово повторяется шесть раз? Почему? Как это характеризует героя?

Почему изображает только один день Онегина? Вывод запишите в тетрадь.

Озаглавьте пункт плана.

5) V группа - анализ строф XXIII-XXIV.

Почему Пушкин описывает кабинет Евгения Онегина?


Что его занимает, интересует? (Ключевые слова)

Для чего предназначено всё, что находится в кабинете? (ключевые слова в строфе XXIII)

Каков же наш герой? Вывод запишите.

Озаглавьте пункт плана.


6) VI группа - анализ строф XXV – XXVI.

Как вы понимаете первое предложение XXV строфы? Какова авторская позиция?

Что во внешности героя подчёркивает автор?

Каково значение слова педант?

Что вы можете сказать о герое по внешности? Вывод запишите.

Каков следующий пункт плана.

VII.Проверка выполненного задания.

VIII.Творческое задание (15 мин.).

На основе прослушанных выступлений учащихся сделайте общий вывод: Каким же предстал перед нами Евгений Онегин? -Какие художественные средства использует Пушкин для создания образа героя?

Вывод запишите самостоятельно.

IX. Беседа с классом. Учитель: у Онегина есть всё что необходимо для счастья молодого человека. Почему же тогда Пушкин задаёт вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений»? Что происходит с героем? Найдите ключевые слова в XXXVII – XXXVIII строфах.

Каков же следующий пункт плана?

Почему же Онегин «забав и роскоши дитя к жизни вовсе охладел»?

Развернутый ответ на данный вопрос позволяет дать система вопросов:

- Дает ли Пушкин ответ на этот вопрос?

Что предпринял Онегин?

Найдите ключевые слова.

Почему ничего не вышло из-под пера его?

Что мы можем сказать о герое?


X. Чтение и анализ XLV строфы.

- Почему именно в это время подружился автор с Онегиным? Что их сближает? Что нравится автору в Онегине?

Что рознит их?

Каков следующий пункт плана?


XI. Беседа с классом.

- «Почему Онегин «забав и роскоши дитя» к «жизни вовсе охладел»?

Учитель: А вот критик Писарев считает, что

«скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью…Эта скука есть ничто иное, как простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни…Человек так устроен от природы, что он не может обжираться, упиваться и «изучать науку страсти нежной». Самый крепкий организм надламывается или, по крайней мере, утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется разнообразными дарами природы»…

Как вы относитесь к этому мнению? Согласны ли вы с ним или нет?

Каков следующий пункт плана?

XII. Итог урока.

Вернемся к эпиграфу урока:

Кому он адресован? Почему Пушкин взял именно этот эпиграф?

Каким же предстал перед нами Онегин в Петербурге?

Какие средства использовал Пушкин для раскрытия образа Онегина?

Как называет Пушкин своего героя на протяжении всей первой главы? Почему? (проверка инд. задания)

Как относится Пушкин к своему герою?

А чем интересен Онегин современным читателям?

Домашнее задание:

1) подготовить характеристику Онегина по плану, записанному в тетради (первая группа), подобрать и выписать ключевые слова к характеристике Онегина (вторая группа).

Роман "Евгений Онегин". По вашему мнению, были бы счастливы Онегин и Татьяна? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Думается, что читатель «Евгения Онегина» не раз задавался вопросом, почему же главные герои не были счастливы, что развело Татьяну и Евгения в жизни далеко друг от друга?
Развитие конфликта, о котором мы говорим, начинается в третьей главе, когда Онегин знакомится с семьей Лариных и Татьяна влюбляется в него, страдает, пишет письмо и ждет на него ответа. Героиня только один раз увидела Евгения и полюбила его на всю жизнь. Объясняется это тем, что мечтательная, наделенная пылким воображением и своенравной душой, она узнала в Онегине тот идеал, который составила по сентиментальным романам. С другой стороны, она уловила в юноше сходство с собой и поверила, что они созданы друг для друга. Татьяна пишет Онегину письмо, страдая и рассчитывая на его благородство:
Я к вам пишу -чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но Онегин не мог оценить и принять порыв Татьяны, поскольку к этому времени, как говорит о нем повествователь, «в любви считался инвалидом»:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.. .
Отсюда назидательный, нравоучительный тон его ответа Татьяне. Собственно, его ответ - это скорее исповедь, чистосердечное признание в том, что он не хочет ограничить свою жизнь «домаш-г ним кругом». А если бы он «пленился семейственной картиной» , то невесты, кроме нее, не искал бы. Татьяна могла бы принять его ответ как признание в любви, но поскольку герой так акцентирует внимание на нежелании жить «домашним кругом» , то отпугивает девушку, но не охлаждает ее чувства. Онегин не разглядел в Татьяне самого главного: она - одна из тех цельных поэтических натур, которые любить могут только один раз. Он поймет это в конце романа, когда она в своей отповеди ему, так же открыто и доверчиво, как и в письме, скажет: «Я вас люблю (к чему лукавить?)» .
Далее любовь Татьяны к Онегину развивается и углубляется. В его отсутствие героиня, тоскуя, заходит в опустевший дом и знакомится с библиотекой, со сделанными на книгах пометками, что Л раскрывает для нее внутренний мир столь дорогого человека. Татьяна начинает лучше понимать его и осознает, чем он живет, почему страдает. Но смогла ли она приобщиться к его переживаниям сердцем? Нет, она осознает все только разумом, поскольку идеи эти чужды ей, непонятны.
Однако с этого момента Татьяна начинает меняться, внутренне она из наивной девочки постепенно превращается в светскую даму, которая потом так поразит воображение Онегина. Татьяна едет с матерью в Москву, чтобы начать новую жизнь. И хоть ив Москве мысль об Онегине не покидает героиню, но она отгоняет ее, стараясь владеть собой. Но вот герои снова встречаются, Татьяна ничем не выдала своего волнения:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна.. .
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Но именно ее хладнокровие покоряет теперь Онегина так, как не могла покорить милая простота и открытость. Автор-повествователь очень подробно описывает переживания влюбленного героя, чтобы читатель не усомнился в их искренности. Татьяна верит ему и поэтому признается в своих чувствах, но отвергает его, поскольку верна мужу и дорожит своим положением в свете. Онегин отвергнут и несчастен, но стоит задуматься над тем, был бы он счастлив, ответь Татьяна на его порыв. Скорее всего, он скоро разочаровался бы и снова стал скучать, ведь ему не нужна спокойная размеренная жизнь, полная обыденных забот, ему нужна буря страстей, порывы, даже несчастье, чтобы он ощущал себя в мире гармонично. Не была бы счастлива с ним и Татьяна, слишком разного хотели они от жизни.
На примере Онегина и Татьяны мы можем сделать вывод, что любовь не всегда является гарантией счастья и согласия, поскольку каждый человек ищет свой путь в жизни, стремится к своей цели, по-своему оценивает мир, и любящие не всегда способны понять и оценить друг друга.

Ответ от Desi Stoyanova [гуру]
Конечно, ведь они любили друг друга, но Евгений очень не к стати умер (


Ответ от Taтьяна Рыжкова [гуру]
Не думаю.. .
Эффект гештальта. Помнится то, что незавершено. Завершенное, особенно страстно желаемое, в случае, когда объект желания - твой, тускнеет. Особенно для таких людей, как Онегин. Татьяна это поняла, поэтому и отказала. Добился бы и разлюбил. Такое было время, такие нравы.
Кстати, вспомните Анну Каренину. Откажи она Вронскому, тоже страдал бы, бедный. А так - она под поезд, а он...

А счастье было так возможно,
Так близко!..
А. Пушкин

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут...

Вся жизнь Онегина заполнена развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему «науку страсти нежной» и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал какое-то время. Пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. Хотя Пушкин на вопрос «Был ли счастлив Евгений?» отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно «наскучил света шум», «русская хандра им овладела понемногу». Покинув свет, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был «прежний путь переменить на что-нибудь».

Первое время в деревне Евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом «увидел ясно он, что и в деревне скука та же». Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хотя и «живо тронут был», «привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу» он потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: «Я думал: вольность и покой — замена счастию...» Свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. Любовь к Татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере, Онегин узнал, что оно есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

...поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни: Материал с сайта

Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегину поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что «счастье было так возможно, так близко...» В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту «злую для него».

Сумеет ли Онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца», — пишет В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • был ли счастлив евгений онегин
  • был ли счастлив мой онегин в деревне презентация
  • статьи 2012 по литературе на тему пушкин
  • были ли счастливы татьяна и онегин
  • сочинение на тему но был ли счастлив мой евгений

А «Был ли счастлив мой Евгений?»
И что есть счастье, наконец:
не знает ни один мудрец-
ушедших и грядущих поколений...

Ниже одно из сочинений,
пытающихся дать ответ:
А «Был ли счастлив мой Евгений?»

Ведь счастье- миг, где нас уж нет...

..........................................................

ИЗ ИНТЕРНЕТА
.................

«Был ли счастлив мой Евгений?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А счастье было так возможно,

Так близко!..

А. Пушкин

В романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений,Свободный, в цвете лучших лет,Среди блистательных побед,Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,Три дома на вечер зовут...

Вся жизнь Онегина заполнена развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему "науку страсти нежной" и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал какое-то время. Пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. Хотя Пушкин на вопрос "Был ли счастлив Евгений?" отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно "наскучил света шум", "русская хандра им овладела понемногу". Покинув свет, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был "прежний путь переменить на что-нибудь".

Первое время в деревне Евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом "увидел ясно он, что и в деревне скука та же". Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хотя и "живо тронут был", "привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу" он потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: "Я думал: вольность и покой - замена счастию..." Свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. Любовь к Татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере, Онегин узнал, что оно есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

Поминутно видеть вас,Повсюду следовать за вами,Улыбку уст, движенье глазЛовить влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни:

Но чтоб продлилась жизнь моя,Я утром должен быть уверен,Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегину поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что "счастье было так возможно, так близко..." В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту "злую для него".

Сумеет ли Онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. "Что сталось с Онегиным потом? Воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца", - пишет В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Фото из интернета

А счастье было так возможно,
Так близко!..
А. Пушкин

В романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений,Свободный, в цвете лучших лет,Среди блистательных побед,Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,Три дома на вечер зовут...

Вся жизнь Онегина заполнена развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему "науку страсти нежной" и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал какое-то время. Пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. Хотя Пушкин на вопрос "Был ли счастлив Евгений?" отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно "наскучил света шум", "русская хандра им овладела понемногу". Покинув свет, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был "прежний путь переменить на что-нибудь".

Первое время в деревне Евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом "увидел ясно он, что и в деревне скука та же". Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хотя и "живо тронут был", "привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу" он потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: "Я думал: вольность и покой - замена счастию..." Свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. Любовь к Татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере, Онегин узнал, что оно есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

Поминутно видеть вас,Повсюду следовать за вами,Улыбку уст, движенье глазЛовить влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни:

Но чтоб продлилась жизнь моя,Я утром должен быть уверен,Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегину поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что "счастье было так возможно, так близко..." В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту "злую для него".

Сумеет ли Онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. "Что сталось с Онегиным потом? Воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца", - пишет В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх