Случаи насилия над маленькими детьми. Как насилуют русских детей в сша

Четырехлетней девочки. На месте преступления были задержаны три человека. Один из них — подозреваемый, двое — свидетели.

2 сентября в Волгограде десятилетний мальчик ушел гулять после школьной линейки и пропал. Его тело нашли недалеко от дома в подвале недостроенного гаражного бокса. По подозрению в убийстве . Его задержали в 200 километрах от Волгограда, он шел пешком и обходил полицейские посты.

17 апреля в городе Тогучине в Новосибирской области семилетняя девочка вышла из школы и сообщила родителям по телефону, что идет домой. Однако до дома ребенок так и не дошел. местные жители в пяти километрах от Тогучина. Следствие возбудило уголовное дело об убийстве малолетнего. 18 апреля полицией в изнасиловании и убийстве ребенка.

В ночь на 15 апреля из родильного отделения 1-й городской клинической больницы Смоленска . Ее 18-летняя мать после родов отказалась от ребенка и покинула больницу, но позже заявила, что хотела забрать свою дочь. 15 апреля оперативники нашли девочку в частном доме в деревне Пышково Гагаринского района. Подозреваемая в похищении 17-летняя местная жительница утверждала, что сама была беременна, но у нее произошел выкидыш, что было полностью опровергнуто следствием. Злоумышленнице предъявлено обвинение в совершении преступления, она заключена под стражу.

11 апреля на улице поселка Кокуй Забайкальского края со следами сексуального насилия. Вскоре был задержан подозреваемый мужчина, ранее судимый за преступления против половой неприкосновенности, который признался в убийстве и в изнасиловании ребенка. Подозреваемый сообщил, что 10 апреля он увидел гуляющую в одиночестве девочку. Мужчина схватил ребенка, утащил во двор одного из домов, где изнасиловал и убил. Тело девочки он выкинул на улицу и скрылся.

2 апреля в квартире в городе Находке . Злоумышленник беспрепятственно вошел в квартиру вслед за ребенком, где изнасиловал девочку и скрылся. Возбуждено уголовное дело. По подозрению в совершении преступления был задержан капитан полиции — дежурный изолятора временного содержания "Партизанский", который признался в содеянном, ему предъявлено обвинение.

12 марта в квартире одного из домов по улице Спортивная в Нижнекамске были 35-летней женщины и ее 13-летнего сына с признаками удушения. На теле подростка также были обнаружены следы сексуального насилия. По подозрению в совершении преступления был задержан 32-летний знакомый убитой, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью, кражу и грабеж. Мужчина сознался в совершении преступления. По его словам, в день убийства он находился в гостях у потерпевших и с хозяйкой квартиры распивал спиртные напитки. Ребенок в соседней комнате играл на компьютере. Подозреваемый начал приставать к хозяйке квартиры, между ними завязалась потасовка, в ходе которой он задушил женщину. Сын, услышав крики о помощи, забежал в кухню, схватил нож и попытался защитить мать. Мужчина отнял у мальчика нож, изнасиловал его, после чего задушил.

25 февраля в поселке Почеп Воронежской области 2002 года рождения. Через два часа оперативно-розыскных мероприятий девочка . 1 марта полицией был задержан подозреваемый в похищении ранее судимый 33-летний мужчина. Он признался, что хотел изнасиловать девочку. Оставив похищенного ребенка в машине, злоумышленник сел на такси и поехал в город Лиски к своей подруге, а потом направился в Верхнехавский район, где в селе Правая Хава .

19 февраля восьмилетняя девочка в Уссурийске вечером ушла из школы после тренировки и направилась к автобусной остановке, где должна была встретиться с родителями. Не дождавшиеся ребенка родители заявили о пропаже дочери в полицию. 23 февраля в 15 километрах от Уссурийска, в снегу рядом с дорогой. Был задержан подозреваемый в убийстве девочки, который дал признательные показания.

19 февраля ученица второго класса гимназии города Елабуги утром ушла на занятия. Около 11.00 в овраге неподалеку от школы девочку с признаками сексуального насилия, а также обморожениями и следами побоев обнаружили двое молодых людей. Девочка была Детской республиканской клинической больницы. Следственными органами по данному факту было возбуждено уголовное дело.

7 февраля пятиклассница пропала по дороге на факультативные занятия. Ее сутками позже в овраге на территории садоводства в Шелеховском районе. 18 февраля был задержан житель Ангарска 1965 года рождения, ранее судимый за кражи и разбои. Ему были предъявлены обвинения по статьям "изнасилование" и "убийство". В ходе следственных действий на месте происшествия обвиняемый сознался в убийстве и изнасиловании ребенка.

2 февраля в полицию города Набережные Челны Татарстана поступила информация об исчезновении второклассницы, которая утром ушла на занятия в школу и домой не вернулась. на обочине дороги в 73 километрах от города Набережные Челны в Заинском районе республики. Девочка скончалась от обильной кровопотери от колото-резанного ранения в область грудной клетки. У нее были повреждены легкое и сердце. Кроме того, на ее теле обнаружены многочисленные кровоподтеки и следы сексуального насилия. В убийстве и изнасиловании ребенка признался 30-летний мужчина, уроженец Узбекистана. Ранее он не был судим, жил в Набережных Челнах с 2010 года.

29 января в подвальном помещении дома по улице Дегтярева в городе Ломоносове было . Было возбуждено уголовное дело. По подозрению в убийстве ребенка, совершенном в конце ноября — начале декабря 2012 года, был задержан его отчим, а также мать мальчика, которая не обращалась в полицию, поскольку сожитель ей угрожал. Позднее следствие заявило, что она помогала мужчине поместить тело мальчика в подвал.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. В последние 15-20 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей, которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи. Ежегодно в США имеют место от 150 000 до 200 000 случаев вновь выявленного сексуального насилия над детьми. От 10% до 30% взрослых женщин в Великобритании были жертвами сексуального насилия в детстве, причем только в 25% случаев посягатель был неизвестен ребенку (Ashurst P., Hall Z., 1991).

Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло (то есть заключить договор молчания). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. В 75% случаев насильники знакомы детям. И только 25% насильников - совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% - более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже - братом или дядей (Черепанова Е. М.,1996).

Социальная реклама призывает не красть у малышей лучшее время их жизни - детство. Серия принтов, по ссылке adme.ru сообщает: очень часто ребенка совращает кто-то хорошо ему знакомый. На самих принтах - «детских рисунках» - это сообщение раскрывается еще полнее: солнечный день, прогулка с семьей и знакомым дядей. Степень знакомства с дядей выдают недвусмысленные «детали» его изображения.

Существенная часть родителей, применивших сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное злоупотребление. Это создало инцестную модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера (Green, 1995). Считается, что насильники принадлежат к людям старшего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50% из них становятся насильниками в 30 лет. Также существует мнение, что сексуальное насилие над ребенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5% из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений. Таким образом, напрашивается вывод, что насильник живет среди нас, чаще всего ведет обычный образ жизни и оказывается именно тем, кому доверяют ребенка: отец, отчим, родственники, друзья, или тем, кто в силу профессиональных обязанностей призван общаться с ним и защищать его: врач, учитель, воспитатель, тренер, священники т. д.

Те родители, которые не применяют насилия, но и не могут защитить своих детей от насилия другого родителя, также формируют в ребенке модель беспомощного родителя. Именно матери, имеющие травматичный опыт детства, не в состоянии защитить детей от сексуального насилия своего партнера по той причине, что отождествляют себя со своей матерью, которая не заботилась о них и не защищала.

Когда такая мать узнает об инцесте, ее мир рушится, и поэтому она старается вытеснить очевидные вещи, умудряется не замечать происходящего бессознательно. Ребенок же расценивает подобное поведение матери - невмешательство, пассивность, - как предательство с ее стороны и не прощает этого. Поэтому сначала мать теряет мужа, а затем и ребенка.

Агенство Tonga Workroom обращает внимание на то, что действующих лиц, увы, часто трое. Умалчивание или нежелание видеть тот кошмар, который творится под носом человека - это содействие. Неважно, мать вы насилуемого ребенка или простой обыватель. Копилайн: If you pretend to not see it, you could be a paedophile too (Если вы предпочитаете не видеть этого, вы тоже можете стать педофилом).

Сам же насильник должен оказать на ребенка такое давление, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не раскрыл тайны происходящего. В подавляющем большинстве случаев это удается. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать причиной бед и несчастий, вплоть до разрушения семьи. При инцесте ситуация разворачивается особенно трагично, т. к. весь ужас в том, что жертва боится потерять любовь человека, который ее насилует. Один из самых запрещенных приемов - это угроза: «Тебя не будет любить мама, папу посадят в тюрьму и т. п.». Ребенок оказывается перед выбором между наказанием (утратой) и «наградой» за секс. Обычно фаза секретности длится долго, иногда до нескольких лет.

Иногда факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда - раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность, обнаружение следов спермы в анализах ребенка и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь. В большинстве случаев в силу психологических механизмов у жертв сексуального насилия в семье формируется искаженное представление о смысле, ценности и нормах сексуальных отношений.

Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся. Ребенку часто кажется, что, рассказав об этом психологу, он предаст отца или мать. Кроме того, - слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же их всегда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.

Ребенок часто вытесняет, отказывается от воспоминаний, поскольку они слишком мучительны и потому что лишь так он сможет жить нормально. Таков механизм диссоциации травматического опыта, и это тоже одна из причин, по которой дети не рассказывают о насилии. Иногда происходит стигматизация: ребенок чувствует себя ущербным, и сам несет ответственность за произошедшее, в результате чего возникают стыд, чувство вины и заниженная самооценка.

Переживший насилие ребенок обычно имеет поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни. Соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым. Сексуальные действия с другими детьми, сексуальные игры, имитация полового акта с характерными стонами и движениями. Это нарушение сексуального развития: ребенок учится использовать сексуальное поведение для удовлетворения различных несексуальных нужд, в результате чего может наблюдаться ненормальная и прежде временная сексуальная активность, неясная сексуальная идентификация и сексуальное возбуждение с отклонениями.

Зачастую такое "испорченное" сексуальное поведение не встречает понимания у окружающих и осуждается ими. Чтобы предотвратить подобное, нужно иметь представление о последствиях сексуального насилия для его жертв и о том, какую тактику они применяют для того, чтобы выжить. К примеру, если над ребенком надругался отец, это может привести к тому, что ребенок в ответ на внимание и любовь, проявленные к нему, может отреагировать только показав сексуально "испорченное" поведение и что ребенок не знает, каким другим образом он может заслужить внимание и любовь.

Но есть дети, которые демонстрируют совершенно другое поведение - они научились вести себя как можно более незаметно, чтобы предотвратить (насколько это возможно) повторение сексуального насилия. Они избегают людей, часто их присутствие почти незаметно. У них возникают большие проблемы с интимностью и сексуальностью, а следовательно, и с вступлением в отношения с окружающими и с поддерживанием их.

Существует много "тактик на выживание", возникающих вследствие сексуального насилия, к примеру, отказ от пищи (anorexia nervosa) или, наоборот, поедание пищи в больших количествах, причинение себе боли. Представление о стратегии, используемой жертвой, может многое прояснить для социального работника.

Невозможно выдать четкие и быстрые правила того, как можно распознать насилие. Каждая ситуация является уникальной, и каждый ребенок ищет свои способы справиться с насилием, а также свой собственный способ рассказать о случившемся.

Дети не всегда знают слова, чтобы ясно объяснить, что именно с ними происходит. Они могут пытаться рассказать, например, говоря: «Я его не люблю», «Он противный», «Он странно себя ведет». Такие заявления часто неправильно понимают и игнорируют. В своей книге «Оставаясь в безопасности» Мишель Эллиот приводит один подобный пример: «Одна маленькая девочка говорила своей матери, что ее дядя дразнит ее, и ей это не нравится. Мать каждый раз отвечала, что всех дразнят, так что лучше ей к этому привыкнуть. Ребенок очень расстраивался, но больше она ничего не говорила. Несколько месяцев спустя у девочки выявили гонорею горла. Ее дядя говорил, что это он ее «дразнит», а она была слишком маленькой, чтобы что-то понимать».

Уделяйте больше внимания своим детям! - говорит постер, выполненный О&M Chennai. Не всегда признаки сексуальных домогательств в отношении детей очень заметны. Родители должны уделять больше внимания детям, чтобы предотвратить появление этих признаков. Текст на постере: «Mама не видит, как дядя Джон приходит в наш дом. Он любит играть в игру, от которой мне больно. Так что я делаю больно моей кукле. Мама перестала покупать мне куклы. Теперь мама ничего не замечает».

Стоит обратить на любые изменения в поведении ребенка:

Частое и/или болезненное мочеиспускание.
- Боли и спазмы в животе.
- Синяки, особенно вокруг гениталий.
- Недержание мочи или мочеиспускание ночью.
- Хронические пищевые расстройства, анорексия.
- Попытки самоубийства.
- Членовредительство.
- Плохое отношение к себе, отказ заботиться о себе.
- Ночные кошмары, бессонница.
- Панические атаки.
- Навязчивое мытье, одержимость чистотой.
- Отказ говорить (элективная немота).
- Неожиданные изменения в поведении.
- Побеги из дома.
- Школьные прогулы.
- Страх мужчин или конкретного мужчины.
- Ухудшение успеваемости.
- Регрессия к более раннему поведению.
- Засыпание в школе.
- Несвойственное ребенку поведение, которое можно воспринять как сексуальное.
- Неадекватные возрасту или слишком детальные знания о сексе, проявляющиеся в играх, разговорах, рисунках.
- Рисунки с деталями, символами, связанными с сексом.
- Сопротивление физическому осмотру.
- Боязнь конкретного человека или страх остаться один на один с конкретным человеком.

Дополнительная трудность в том, что некоторые из этих признаков характерны для любых детей, испытывающих стресс. А некоторые дети, подвергавшиеся насилию, не проявляют ни одного из этих тревожных симптомов и успешно скрывают то, что с ними произошло. Поэтому очень важно помнить, что если мы имеем дело с ребенком, переживающим сильный стресс, мы должны помнить о возможности сексуального насилия. Детям очень трудно открыто говорить о сексуальном насилии.

Профессионалы, работающие в любом качестве с домашним насилием, должны пройти обучение по определению признаков сексуального насилия над детьми. В качестве методического подхода при работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие, до недавнего времени использовалось наблюдение за игрой детей с анатомически точными куклами и интерпретация детских рисунков на свободную тему. (Boat M.D. and Everson B.W., 1988; Kendall-Tackett K.A. and Watson M.W., 1992).

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие , если:

Его истязали,

Ему нанесли побои,

Его здоровью причинили вред,

Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

Использовали для запугивания свой рост, возраст,

На него кричали,

Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

Религиозной организации,

Милиции,

Спецшколы для детей,

Родственников,

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :

Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:

Унижают его достоинство,

Используют обидные прозвища,

Используют его в качестве доверенного лица,

При общении с ребенком проявляют непоследовательность,

Ребенка стыдят,

Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие , если:

Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

Взрослыми растрачиваются семейные деньги.

Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко , если:

Используют свои привилегии:

Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

О посещениях его родителями, опекунами,

Ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

(доступны для незарегистрированных пользователей)

– угрозы, действия насильственного характера, реализующиеся родителями, старшими членами семьи по отношению к ребенку. Выражается в форме физической расправы, сексуального надругательства, экономического давления, психологического прессинга. Дети, подверженные домашнему насилию, страдают от психических расстройств – задержек развития, эмоциональных и поведенческих нарушений, личностного дисбаланса. Для диагностики применяется клинический и психологический метод. Лечение осуществляется с использованием психотерапии, дополняется приемом медикаментов.

Общие сведения

Домашнее насилие называется также семейным, бытовым. Физическому воздействию со стороны родителей регулярно подвергаются 25% детей, 50% испытывали на себе побои, телесные наказания. Акты насилия совершаются в семьях различного социального уровня, культурной, религиозной принадлежности. Среди людей с низким материальным достатком, минимальным образованием более распространены физические формы надругательств. При высоком экономическом уровне семьи, принадлежности родителей к интеллектуальной среде чаще практикуется психологическое насилие, понимаемое как метод воспитания, привития уважения к старшим. Соотношение мальчиков и девочек, испытывающих бытовое насилие, примерно одинаково. При этом сыновья подвергаются более жестоким физическим расправам, дочери чаще становятся объектами сексуальных домогательств.

Причины домашнего насилия

Причины бытового насилия всегда индивидуальны, связаны с социальным положением агрессора, его воспитанием, морально-нравственными ценностями, ситуационными влияниями. Факторы риска группируются следующим образом:

  • Перенос негативного опыта. Агрессор перенимает особенности внутрисемейных отношений от родителей, переносит физические методы наказания, манипуляции, угрозы на своих детей. Побои, доминирование, унижение являются способами «воспитания».
  • Декомпенсированное психическое состояние. Комплекс неполноценности , неудовлетворенная детская обида, невымещенная агрессия, вспыльчивый неуравновешенный характер, психопатическое расстройство личности родителя – факторы, повышающие вероятность семейного насилия.
  • Асоциальный образ жизни. Алкоголизм , наркомания , преступная деятельность родителей часто сопровождаются насильственными действиями над детьми.
  • Социальный стресс. Рост напряженности между членами семьи может быть вызван разногласиями супругов относительно способов воспитания, внезапной беременностью, разводом, потерей работы, постоянного дохода.
  • Культурные, религиозные нормы. Отдельные системы воспитания рассматривают физическое наказание, психологические манипуляции как способы формирования послушного, «праведного» поведения. Родители используют порку, домашние аресты, принуждают к непосильному труду.

Патогенез

Продуктивное взаимодействие родителей и детей основано на подчинении, оправданном естественным распределением ролей. Большие различия в компетентности дают право старшему, более опытному члену семьи распределять материальные и временные ресурсы, направлять нравственное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка. Патологическое подчинение – синоним насилия. Оно не ориентировано на здоровье детей, не способствует гармоничному формированию их личности, базируется на стремлении родителя доминировать, доказывать свою значимость. Из-за психической, физической незрелости ребенок неспособен идентифицировать действия взрослого как противоправные, не может противостоять им. Необходимость адаптироваться к угрозам, унижениям, побоям деформирует эмоционально-личностную сферу. Последствия домашнего насилия рассматриваются в контексте психологической травмы.

Классификация

Домашнее насилие классифицируют по содержательному признаку. Выделяют три формы:

  • Физическое насилие. Преднамеренное нанесение вреда физическому состоянию ребенка выражается через побои, повреждения, увечья.
  • Сексуальное насилие. Категория включает предложение, принуждение к действиям сексуальной направленности; демонстрацию половых органов, порнографии; физический контакт, рассматривание гениталий ребенка; фото-, видеосъемку обнаженных детей.
  • Эмоциональное насилие. К данной форме воздействия относится грубое, оскорбительное общение, необоснованная критика, унижения, высмеивание, угрозы, запугивания, шантаж, манипуляции, нанесение увечий любимым животным, уничтожение личных вещей ребенка, игнорирование просьб, попыток взаимодействия.

Признаки домашнего насилия

Семейное насилие негативно отражается на физическом, речевом и умственном развитии детей. Эмоциональная сфера характеризуется доминирующим чувством страха, неопределенности. Оно проявляется дистанцированием от окружающих, замкнутостью, пассивностью, тревожностью , депрессией , ночными кошмарами, бессонницей . Развиваются навязчивые действия – обкусывание ногтей, вырывание волос. Невозможность спрогнозировать будущее, предугадать очередную вспышку насилия делает ребенка напряженным, упрямым, несговорчивым, импульсивным, агрессивным.

Дети воспринимают конфликт, повышение голоса, оскорбления, применение физической силы как способ разрешения проблем. Отсутствие опыта установления продуктивного контакта, ведения переговоров, обсуждения чувств лишает возможности заводить дружбу, создавать продуктивные социальные связи, понимать, осознавать собственное эмоциональное состояние, личностные качества. Дети и подростки становятся нелюдимыми, неадекватно реагируют на ситуации межличностного взаимодействия – кричат, дерутся, обзываются, насмехаются, отворачиваются, уходят. Отсутствие представления о себе как об отдельной личности проявляется зависимостью от взрослых, отсутствием самостоятельности, склонностью к употреблению наркотиков, алкоголя.

Осложнения

Домашнее насилие над детьми формирует отклонения физического и психического развития, сопровождается риском увечий, гибели жертвы. Согласно статистике, 0,5% детей, подвергающихся побоям, получают инвалидность, 0,05% – умирают. Большинство жертв имеют хронические соматические заболевания, требующие постоянного врачебного контроля. Среди психических нарушений преобладает депрессия, невроз навязчивых состояний , суицидальное поведение , расстройства пищевого поведения , синдром приобретенной беспомощности, посттравматическое стрессовое расстройство . У детей, переживших сексуальное домогательство, формируется патологическое чувство вины, панические атаки , фобии .

Диагностика

Выявлением домашнего насилия, определением последствий занимаются специалисты из различных областей – представители правоохранительных органов, служб социальной и медицинской помощи. Диагностика психических нарушений – задача психиатра , психотерапевта , клинического психолога . Применяются следующие методы:

  • Клинический. Врач-психиатр использует беседу, опрос, наблюдение. В присутствии агрессора (отца, отчима, реже – матери, мачехи) диагностика осложняется его стремлением скрыть правду, подавлением инициативы других членов семьи. Домашнее насилие, его последствия для ребенка определяются врачом косвенно, по особенностям речи, эмоциональных, поведенческих реакций. Беседа с жертвами без присутствия агрессора более продуктивна, предоставляет информацию о характере, продолжительности, последствиях насилия.
  • Психологический. Психолог, психотерапевт применяют методики диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей. По данным проективных методов, опросников определяется наличие невротических расстройств, психопатологических черт характера, переживание острой/хронической травмирующей ситуации, дисгармоничность семейных отношений, трудности социализации.

Дифференциальная диагностика результатов домашнего насилия основана на установлении факта насильственных действий, изменениях психического, физического состояния ребенка. При постановке диагноза учитывается заключение педиатра , травматолога , невролога , протоколы полицейских, характеристики педагогов, социальных работников.

Лечение последствий домашнего насилия

Дети, подвергшиеся насилию, нуждаются в обеспечении безопасной обстановки. Обследование врачей соматического профиля определяет необходимость госпитализации. Лечение психологических последствий осуществляется психотерапевтом, психиатром. Оно включает:

  • . Лекарственные препараты назначаются для купирования симптомов, препятствующих проведению психотерапии: депрессии, тревожности, импульсивности, страхов, навязчивостей.
  • Индивидуальную психотерапию . Сеансы направлены на освоение техник саморегуляции, устранение страхов, напряженности, поддержание эмоциональной уравновешенности, спокойствия. Целенаправленное самонаблюдение, внешняя речь (письма, монологи) позволяют выявить, оценить собственные чувства, особенности поведения, сформировать представление о личности.
  • Групповую психотерапию. Занятия со сверстниками ориентированы на выработку навыков общения, совместной деятельности, самораскрытия. Способствуют повышению самооценки, формированию уверенности. На сеансах семейной психотерапии присутствуют жертвы и свидетели домашнего насилия. Через обсуждение, отрытое переживание травмирующего опыта вырабатываются новые, продуктивные способы взаимодействия.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий, осложнений домашнего насилия над детьми благоприятный при комплексной помощи врачей, психотерапевтов, специалистов социальных служб. Важными условиями для восстановления здоровья ребенка являются создание благоприятной семейной обстановки, комплексная медико-психологическая помощь . Профилактика насилия реализуется через многосекторальные программы, включающие поддержку семей, оказавшихся в кризисных ситуациях, просветительскую работу с родителями, обучение их навыкам воспитания детей. На уровне школ проводятся занятия, информирующие детей об их правах, обучающие распознаванию угрожающих ситуаций, умению отказывать агрессору, сообщать о насильственных инцидентах близкому человеку.

Сейчас на каждом телеканале освещается сексуальное насилие над детьми. Иногда кажется, что мы даже привыкаем к интонации, с которой комментатор проговаривает об очередном случае, и забываем о том, что за каждым таким сообщением стоят сломанные судьбы, боль детей и родителей, жизни которых уже не будут прежними. Нужно знать врага в лицо, чтобы предотвратить новые случаи. В этой статье описано, каковы причины, признаки и последствия сексуального насилия.

Причины сексуального насилия над детьми

Откуда возникает патологическое влечение к ребенку? Человек не выбирает, что ему хотеть, а чего нет, все желания ему диктует его психика. Любые отвратительные и незаконные желания - признак того, что у человека серьезная задержка психосексуального развития. Различать людей по их внутренним желаниям, прогнозировать, на что способен конкретный человек, позволяет тренинг «Системно-векторная психология Юрия Бурлана». Всего 8 векторов, различное сочетание которых определяет многообразие психических типов. В каждом векторе – своя специфика желаний.

Насильники - это только люди, в психическом складе которых есть анальный вектор. Далеко не все, а только те, при воспитании которых в детстве были допущены грубейшие ошибки. Такие люди имеют мощное либидо и сложную сексуальность. Когда они в развитом и реализованном состоянии, то дети для них - святое, те, кто нуждается в защите и заботе. Часто такие люди профессионально посвящают себя детям: педагоги, воспитатели, преподаватели, педиатры. Передать свой опыт и знания, обучить и позаботиться - природное желание человека с анальным вектором. Это лучшие люди на свете, которым можно доверить подрастающее поколение. Януш Корчак - образец человека, который всей своей жизнью доказывает преданность и высокую любовь к ребятишкам.

Почему же один человек с анальным вектором - образец заботы о детях, а другой становится насильником? Главными причинами сексуального насилия над детьми являются психотравмы, неразвитость людей с анальным вектором и анально-зрительной связкой векторов.

Сексуальность человека ограничивается несколькими табу. Природно мы ощущаем, что нельзя брать женщину без ее согласия, нельзя вступать в интимные отношения с близкими родственниками, с несовершеннолетними. Эти же запреты охраняются законом. Нарушил закон - получи наказание. У неразвитого человека с анальным вектором бессознательное влечение срывает табу и он испытывает непреодолимое желание вступить в половую связь с девочкой или мальчиком. Человек, который в жизни ничего не может создать, не имеет высоких целей и желаний, довольствуется только инстинктами.

Сексуальное насилие в семье

Если сделать небольшой анализ, станет очевидно, что часто насильник - это человек из ближайшего окружения. Сосед по даче, по дому или член семьи: отчим, двоюродный старший брат, приехавший погостить, муж старшей сестры. Это те люди, с кем жертва часто контактирует, знает и не боится оставаться наедине. Такие люди предпочитают вступать в половой контакт только в привычной обстановке, когда доверительное общение уже сложилось, и этот человек, вхож в семью. Он изучает интересы ребенка, располагает его к себе, становится старшим другом, приятным товарищем, для которого жертва готова на многое. Особенно если у насильника есть еще и зрительный вектор, то он может психологически манипулировать ребенком так, что тот ребенок и не понимает, что его соблазняют и хотят причинить зло.

Приручая малыша, такой манипулятор создает эмоциональную привязанность. Общение всегда подкрепляет тем, что особенно приятно: сладости, совместные игры, секретики. Тем самым создает для себя условия, при которых после насильственных действий ребенок ни за что никому не расскажет о случившемся. Ведь это будет совместный секрет, о котором они заранее договорились. И тем не менее половой акт с детьми - это всегда насилие, а не выбор ребенка.

Иногда, вместо того чтобы стать ласковым другом, мужчина в семье (например, отчим) проявляет агрессию по отношению к детям. Сначала в виде необоснованных упреков и придирок, затем упреки переходят в подзатыльники и побои. А следующим шагом может быть сексуальное насилие. В данном случае отчим сделает это на том основании, что пасынок раздражает его своим присутствием, и всю агрессию, из-за сексуальной и социальной нереализованности выплеснет в виде насилия над тем, кто слабее него и не может дать отпор. А чтобы случившееся не было предано огласке, насильник не станет прибегать к «секретикам» - просто пригрозит расправой. В данном случае речь идет об анальных мужчинах без зрительного вектора с сильнейшими задержками в развитии и, как правило, совершенно нереализованных в социуме и личной жизни. При таких состояниях алкоголь растормаживает сознательный контроль и может подтолкнуть их на преступление.

Статистика говорит о том, что чаще всего дети подвергаются насилию дома в семье - родными и близкими. Нередко - в течение продолжительного времени, и об этом даже никто не догадывается. Все это осложняет травму, подавляет развитие детской психики на долгие годы.

Признаки сексуального насилия

Первыми признаками будут ссадины, синяки, царапины, испачканное и окровавленное детское белье. И признаки, которые обнаруживаются при медицинском осмотре. Такое вряд ли можно не заметить. Но не всегда насилие носит зверский и «одноразовый» характер.

А вот каковы признаки регулярного сексуального насилия? Ведь дети могут это скрывать по разным причинам? Могут дать «другу» обещание ничего никому не рассказывать. Или не знают, как рассказать, потому что до конца не понимают, что с ними происходит. Это касается прежде всего детей дошкольного возраста. Но внимательным родителям нетрудно будет заметить перемены. Например, был общительным и разговорчивым, а с какого-то момента стал необщительным, скрытным, зажатым. Еще признак - появилась отстраненность и недоверие к взрослым; отчуждение от братьев и сестер, от сверстников. Появилось истеричное или агрессивное поведение. Жестокость по отношению к игрушкам и к младшим также является признаком, на который следует обратить внимание. Или наоборот, непротивление насилию и издевательству над собой, безропотность, смирение, неспособность защитить себя. Так же признаком будет боязнь раздеваться при других, и по этой причине - ребенок может в школе или в детском саду отказываться посещать занятия по физкультуре и плаванию.

Признаками сексуального насилия могут быть заболевания мочеполовой системы: частое и болезненное мочеиспускание, кровотечения и выделения из половых органов, а также признаки венерических заболеваний.

Даже при отсутствии явных признаков насилия на теле ребенка, по его поведению можно предположить, подвергается ли он сексуальному насилию. Важно заметить, правильно отреагировать и оградить ребенка от дальнейших посягательств и последствий.

Иначе впереди - искалеченная жизнь не только жертвы насилия, но и всей семьи. Разрушенные отношения мать-отец-брат-сестра. Неспособность изнасилованной девочки в будущем создать семью, свободно общаться с другими людьми. Она так и останется на всю жизнь, будто придавленная «гранитной плитой» насилия, общего осуждения-поругания со стороны семьи и невозможностью на эту тему говорить. Перечисленные признаки насилия возможно заметить любому внимательному родителю.

Последствия сексуального насилия над детьми

Сексуальное насилие в детском возрасте - серьезная психологическая травма, в результате которой теряется чувство защищенности и безопасности, а впоследствии появляются задержки психосексуального развития, у всех разные.

Дети с анальным вектором

Ребенок с анальным вектором будет испытывать чувство вины и обиды. Если насилие совершил член семьи, то возникает обида, которую он будет неосознанно нести через всю жизнь. Обида на родственников, на мужчин, на свою судьбу, на жизнь в целом. Будет относиться к себе как к кому-то грязному, будет считать себя хуже других. Как следствие – возникает желание откреститься от семьи, в которой живет; он не может создать собственную семью, став уже взрослым. Отношения и семья будут восприниматься как источники сильнейших страданий, так для него семья - это то, где он чувствовал себя униженным и поруганным. Впоследствии, кроме внутреннего отказа от семьи, возникает желание отомстить всем, кто причастен к случившемуся или не пришел на помощь.

Закрываются от семьи и родственников, якобы наказывая таким образом. Обида, чувство вины, чувство гадливости по отношению к себе, по отношению к противоположному полу и ко всему, что связано с сексуальным, будут сопровождать в течение всей жизни людей, которые подверглись сексуальному насилию в детстве. С точки зрения ущерба для физического здоровья у них наблюдаются аритмии и другие признаки заболеваний сердца, желудочно-кишечные заболевания, синдром раздраженного кишечника, запоры. Вот перечень последствий для детей с анальным вектором, подвергшихся сексуальному насилию в семье.

Дети со зрительным вектором

Чаще всего жертвами насилия становятся девочки и мальчики со зрительным вектором.

Последствия сексуального насилия над детьми со зрительным вектором - прежде всего проблемы в эмоциональной сфере. Страх - чувство, с которым рождается зрительный ребенок, огромная эмоциональная амплитуда - тоже их врожденное свойство. При благоприятных условиях такие дети развиваются из состояния страха в состояние любовь. Последствием сексуального насилия над зрительным ребенком станет задержка эмоционального развития застревание в страхах. Впоследствии страх перерастет в панические атаки, тревожные расстройства, кошмары по ночам, лунатизм. Созданные для любви, они становятся неспособными любить. По крайней мере, преодолеть униженность и подавленность, чтобы открыть сердце мужчине, - самостоятельно почти невозможно.

Появляются признаки эмоциональной холодности и черствости. Не могут сочувствовать и сопереживать другим людям. Став взрослыми, они зачастую не могут создавать отношения. Признаками и последствиями являются сложности при создании эмоциональных связей.

На физическом уровне это различные психосоматические заболевания - от коньюктивита до серьезного ухудшения зрения. Нарушение развития в эмоциональной сфере приводит к зацикленности на себе, на собственных страхах. Выражается это в капризах, скандалах, эмоциональных шантажах, демонстративных суицидах. И еще одним последствием сексуального насилия является формирование виктимологического комплекса - когда женщина регулярно становится жертвой обмана, воровства, издевательств и повторного сексуального насилия. Все это прорабатывается на тренинге «Системно-векторная психология». Отзывы участников вдохновляют:

«…Этот страшный день... Еле уснула от предвкушения завтрашнего дня. 1 сентября, первый раз в первый класс... Утром просыпаюсь от того, что отчим залез ко мне в трусики. Моя жизнь полностью перевернулась. Ежедневно наваливался на меня, как же я кричала, молила мамочку о помощи, а она на кухне, и ей все равно... Каждая двойка отпечатывалась солдатской пряжкой на моей коже. Бил с поводом и без, учил уму-разуму, как говорил... Боже, когда же мое маленькое тельце подрастет... убью...
…Первая вводная лекция в августе 2013. Здесь все ответы, бальзам на мою израненную душу. Прошла тренинг с 37 группой. Страхи, фобии, суицидные мысли ушли в самом начале тренинга. Ушла и обида на родителей, снялись все якоречки сексуального домогательства со стороны отчима. Мама, я тебя очень люблю! Осознала природу отношений женщины и мужчины. Ушло то чувство вины, которое не давало покоя, полное понимание, что ребенок без папы вырастет вполне реализованным человеком и зависит от мамы.
Впервые появилось желание выйти замуж, перестала бояться мужчин и строить отношения…»

Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

«…Это произошло 43 года назад (оказывается, для психики нет срока давности) и кто бы мог подумать, что всю мою жизнь я прожила под впечатлением этого невысказанного и не пережитого детского ужаса - изнасилования. Не буду сейчас переписывать весь свой жизненный сценарий - ну, он «не очень». Хочу написать, чтобы кому-то на глаза попался мой результат и пришел на тренинг, если бы в те далекие времена был тренинг или хотя бы люди рядом. Это событие невозможно убрать, стереть из психики - только тренинг по Системно-векторной психологии. Это так было закрыто - я даже не помнила этого. На тренинг, только на тренинг…
…Мое восприятие мира изменилось, я бы очень хотела, чтобы другие люди годами не мучились, а прошли тренинг…»

Елена Г., руководитель, Сочи

Дети с кожным вектором

Дети с кожным вектором особенно чувствительны к прикосновениям и ласкам, у них чувствительная, нежная, бархатная кожа. Последствия насилия над таким ребенком проявляются в том, что он отказывается дать себя погладить, приласкать, сторонится ласк и прикосновений, воспринмая любое поглаживание с угрозой своей безопасности. У таких детей формируется «сценарий на неудачу» и мазохистские наклонности. Став взрослой, такая женщина будет неосознанно выбирать партнера, который будет над ней издеваться. И в профессиональном плане пострадавший в детстве будет так же неосознанно выбирать ситуацию провала, неудачи, унижений, не понимая, что получает наслаждение от неудач и финансовых потерь.

На физическом уровне последствия проявляются тиками, экземами и другими кожными заболеваниями, проблемами с позвоночником, сколиозами и даже психогенным горбом.

Дети со звуковым вектором

Детям со звуковым вектором грозят серьезнейшие последствия для психики, вплоть до глубокого ухода в себя, депрессий, суицидальных мыслей.

Для любого набора векторов главным последствием будет потеря ощущения защищенности и безопасности. Жертва теряет доверие к окружающему миру, ощущает постоянную угрозу для себя и вынужден самостоятельно защищаться, чтобы выжить.

Как пережить насилие с наименьшими последствиями для психического и физического здоровья?

Если с вашим ребенком произошла эта трагедия и он подвергся сексуальному насилию, то вы должны знать, что ни при каких обстоятельствах ребенок не виноват. Ребенок стал жертвой случившегося, а причина этого коренится не в нем. Дети не являются инициаторами насилия. Родители всегда должны быть на стороне ребенка, пережившего сексуальное насилие. Как бы ни было тяжело в такой ситуации, от вас не должны исходить никакие отрицательные оценки случившего, обвинений, фраз «как тебе не стыдно», – и уж тем более не должно быть никаких оскорблений, криков, брезгливого выражения лица. Начните общение, не показывая своих страхов, ужаса, тревоги и растерянности. От вашего поведения как родителей зависит дальнейшее психическое здоровье ребенка.

Может возникнуть вопрос - а нужно ли в такой момент разговаривать с ребенком? - Да, нужно. Словом можно убить, а можно и вылечить. Поговорите о случившемся обязательно, выказывая при разговоре максимальное спокойствие, заботу и любовь. Создайте обстановку защищенности. Мягко и без напора задайте вопросы и помогите ответить на них. Если этого не сделать, то все пережитое уйдет глубоко в подсознание и будет жить там, принося разрушительные плоды – не только для его жизни, но и для ваших с ним отношений.

Стыд, который испытывает ребенок в такой момент, - огромной силы. Чувство стыда порой доходит до края, несовместимости с жизнью. Острое чувство стыда толкает на суицид. Решение уйти из жизни принимается мгновенно под воздействием острого чувства стыда. Помните, как Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» описывает поведение девочки, которую изнасиловал главный герой романа? Погрозила обидчику пальчиком и пошла повесилась. Обида и непереносимое чувство стыда толкнуло ее на это. Родители, помните: именно вы должны стать первой психологической помощью, защитой и опорой - для того, чтобы избежать непоправимого.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана - это научное знание, которое позволяет понять природу психики человека-насильника; дает представления об особенностях поведения людей с анальным вектором в развитом и неразвитом состояниях. Эти знания дают возможность вовремя заметить и предупредить опасность. Тренинг помогает избавиться от последствий перенесенных психологических травм и насилия в семье.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх