Основы социальной концепции русской православной церкви. Взаимодействие русской православной церкви и сми на региональном и федеральном уровне


XV. Церковь и светские
средства массовой информации

XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества , что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации , способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь - как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян - располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности - и епархиальных властей – при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.

XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.

В принятом на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» находим не только разрешение чадам Православной Церкви участвовать в СМИ, но и побуждение к посильному участию. При этом приложение сил не ограничивается церковными СМИ, но возможно и уместно в светских медиа ресурсах. Конкретно в разделе XV говорится, что «просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры».

И мы уже на протяжении многих лет наблюдаем сотрудничество светских СМИ с представителями Церкви. Православное духовенство и миряне участвуют в теле и радиопрограммах, публикуются в светских изданиях. И это отрадно. Однако, такое участие требует особой ответственности и осмотрительности. Не всем и не всегда стоит выходить в медиа пространство. Когда появляется возможность подобного рода миссионерской деятельности, стоит спросить себя: а имею ли я достаточно знания, умения и сдержанности, чтобы достойно представлять Церковь? Мы, к сожалению, уже сталкивались с излишне эмоциональными, порой даже агрессивными по отношению к инакомыслящим выступлениями и публикациями. С просто необдуманными высказываниями. Иногда, пусть и с «благими» намерениями, обществу предлагаются недостоверные факты, необоснованные мнения, торопливые выводы. Даже благая цель не извиняет публичного невежества, недоброжелательства и несдержанности.

Особенно в светских СМИ нам должно помнить, что мы в гостях. И вести себя соответственно. Не указывать хозяевам, как им жить, во что одеваться, кого слушать. А освещать то, как живет церковное общество, может быть и через жизнь отдельных его членов. Рассказывать, что у нас принято, и что – недопустимо. Как мы относимся к тому-то и тому-то. Рассказывать, во что мы верим и что такое церковная жизнь. Говорить о православной культуре и многое другое. Как рассказывает гость о своем крае и своей семье. О том как живут его близкие и соседи. Если он рассказывает без высокомерия – «у нас-то не то, что у вас здесь», то хозяин послушает, послушает и захочется ему тоже поехать в тот край и самому увидеть ту прекрасную жизнь, прекрасных людей. Ну, а иначе это будет то самое «праздное слово», за которое нам придётся дать «ответ в день суда» (Мф.12,36).

Церковный человек в СМИ – это форма общественной проповеди. И подходить к ней нужно не только подготовленным интеллектуально и эмоционально. Одна из составляющих, а вернее, направляющих проповеди – благоговейное отношение к человеку, ради которого ты ее произносишь (или пишешь). А цель проповеди – спасение этого человека, пусть незнакомого и даже худой жизни и искаженного грехом сознания. Пусть даже неверующего. Потому что и ради него принял страдания Спаситель. И ради него тоже принесена Крестная Жертва.

На встрече с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово», состоявшейся 31 октября 2012 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, Святейшему Патриарху Кириллу был задан вопрос о том, как вести себя священнику в СМИ.

Ответ Святейшего Патриарха Кирилла:

«Я думаю, что надо быть ответственным за все то, что мы говорим, особенно публично. Я отдаю себе отчет в том, что сама по себе дискуссия часто эмоционально вовлекает людей настолько, что как бы тормоза отпускаются. Мы с вами бываем свидетелями каких-то эпатажных заявлений со стороны священнослужителей - часто ни к селу, ни к городу, простите. Либо это результат действительно эмоциональной инерции - человек увлекся, и уже остановиться не может. Либо это, действительно, недостаток ответственности за то, что говорит священнослужитель.

Я в данном случае говорю о священнослужителях, потому что именно слова священников чаще всего цитируются, интерпретируются в ту или иную сторону, и используются, в том числе, и для нападок на Церковь.

Поэтому не нужно эпатировать публику. Эпатаж – это не наша миссия. Пусть им другие занимаются.

Вообще, народ устал от эпатажа. На первых порах, когда появилась свобода высказывания, все было интересно - вот тогда все слушали с придыханием, замиранием сердца. Сегодня уже многие устают от хлестких слов, в которых мало смысла, но очень много стремления и желания произвести впечатление, и чаще всего, даже не для того, чтобы достичь цели, а чтобы себя, как теперь говорят, пропиарить.

Поэтому я бы призвал всех православных коммуникаторов, всех, кто участвует в публичной деятельности, ответственно относиться к словам. Я думаю, на памяти у многих из вас неудачные шутки наших священнослужителей - пошутил сдуру, брякнул, а потом весь Интернет два или три месяца гудит и разбирает эти шуточки. А в это время Церковь делает важные заявления, касающиеся отношений Церкви и общества, многие вопросы связаны с семьей, с браком, с рождением детей, то, что является важным фактором свидетельства Церкви перед лицом внешнего мира - а все внимание поглощено комментариями к той самой неудачной шутке или к тому или иному эпатажному заявлению, в котором потонули потом все положительные импульсы, исходящие от Церкви.

Так вот давайте спросим: польза от таких выступлений или вред? Мы же не клоуны.

Почему я сказал не участвовать священникам в публичных ток-шоу? Потому что сама стихия ток-шоу предполагает эпатаж. Это же не серьезная дискуссия, там же никто не выясняет истины. Разве было хоть одно ток-шоу, в результате которого было принято решение? Было хоть одно ток-шоу, результаты которого были инкорпорированы в какие-то политические действия или в документы государственной важности?

Вы не назовете ни одного такого ток-шоу, и присутствие там священников – это просто участие в игре по чужим правилам. Это не наше дело.

Наше дело – свидетельствовать, жизнью и словом своим, жертвенными делами. Наше дело – ходить по больницам и приютам, заниматься с бездомными, наркоманами, алкоголиками, с безбожниками нашими, которые мечутся, сами до сих пор не могут понять, где они, во что они верят и во что не верят. Наше дело - молодежь спасать…

Конечно, такого рода работа приносит меньше пиара, ниже рейтинги публичности.

В публичных выступлениях всегда есть элемент личностный, его нельзя снять. Всегда человеку хочется показать себя с лучшей стороны- это естественно.

Вот почему я очень не люблю задушевных разговоров с корреспондентами. Во всех этих задушевных разговорах есть элемент искусственности, ну не будет же человек о себе плохо говорить. Задает журналист вопрос: «Скажите, какая ваша самая большая слабость?» Отвечаешь на весь мир. Значит, либо я скажу неправду, либо нечто такое, что будет работать на развитие симпатии людей в мой адрес. Опять ложь, опять лицемерие.

Мы должны этого избегать. Мы не должны быть одними пред Престолом Божьим, вознося руки в момент совершения Евхаристии, и другими, когда мы отвечаем на вопросы журналистов».

Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, уважаемые коллеги!

Искренне рад приветствовать участников Первого международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово». Сегодня в этом зале собрались работники печатных изданий, радио, телевидения и интернет-изданий из епархий Русской Православной Церкви, журналисты светских центральных СМИ, церковные журналисты из братских Поместных Церквей. Впервые в работе такого представительного форума участвуют и сотрудники изданий Русской Православной Церкви за рубежом - это радостное свидетельство нашего единения, к которому мы шли многие годы.

Напомню, что на Архиерейском Соборе 2004 года в выступлении Патриарха Алексия было высказано намерение создать рабочую группу по формированию единой информационной политики Церкви. Думаю, что плодотворные дискуссии, которые состоятся на секционных заседаниях нашего фестиваля, станут подспорьем для деятельности этой рабочей группы, которая вскоре будет сформирована.

Русская Православная Церковь получила свободу в тот исторический момент, когда в России начался процесс создания рыночной экономики и «большого скачка» России в направлении современного информационного общества. Хотя Церковь и является организмом со своим собственным хозяйственным укладом и со своей специфической системой коммуникаций, которые укорены в каноническом праве, традиции и, в конечном счете, в Священном Писании, тем не менее, рыночная экономика и колоссальное влияние средств коммуникации - это две новых глобальных реальности, которые ставят перед Церковью - в ее социальном бытии - многочисленные проблемы. Они требуют богословского осмысления, на основе которого и возможна практическая деятельность Церкви в сфере СМИ.

Патриарх Алексий неоднократно подробно высказывался по проблеме «Церковь и СМИ». Тема СМИ затрагивается в «Основах социального учения», принятых на Архиерейском Соборе 2000 года. Напомню, что

1-й пункт главы 15 призывает журналистов к нравственной ответственности. Пункт 2-й описывает условия сотрудничества мирян и клириков Русской Православной Церкви со светскими СМИ (могут ли миряне работать в светских СМИ и могут ли подвергаться каноническим прещениям в этой связи, кто уполномочен выражать точку зрения Церкви, и т.д.). Пункт 3-й посвящен возможным конфликтам между Церковью и СМИ по конкретным публикациям и описывает действия, которые может предпринимать иерархияна синодальном и епархиальном уровне: бойкот, обращение к гражданским властям, канонические прещения в отношения журналистов-христиан и т.д.). Безусловно, что эта глава «Основ социального учения Русской Православной Церкви» содержит лишь первое приближение к теме «Церковь и СМИ» и требует творческого развития.

Не беру на себя смелость предложить вашему вниманию исчерпывающий анализ этой проблематики - такая работа по силам лишь коллективу, объединяющему церковных ученых многих специальностей. Намечу несколько важных пунктов.

На раннем этапе своего развития, два-три столетия назад, СМИ информировали читающую публику о важнейших событиях, о решениях властей, а также служили площадкой для дискуссий, благодаря чему, как пишут историки, во многом и сформировалась общественность. В те времена пресса безусловно служила свободному обмену мнениями. Понятие «свободы слова» имело вполне определенный смысл: газеты и журналы позволяли обществу без оглядки на государственную цензуру высказывать взгляды граждан по актуальным проблемам. Но к концу ХХ века сложилась гораздо более сложная картина: первоначальные общественные функции СМИ стали существенно меняться под давлением коммерциализации. СМИ превратились в крупный бизнес. А бизнес диктует свои правила. Владельцы СМИ смотрят на читателя и зрителя как на потребителя. При этом духовные потребности человека отодвигаются далеко на задний план, а на первый выдвигаются и поощряются сиюминутные желания, развлечения. СМИ, как говорят сегодня многие теоретики, не просто предлагают человеку те или иные вещи и взгляды на жизнь, они сегодня формируют человека как потребителя этих вещей, навязывают определенный стиль жизнь и способ понимать мир. Современные СМИ все меньше места уделяют «предельным вопросам», тем вопросам, ответ на которые дает только вера. Этот неотвратимый процесс все большей коммерциализации СМИ ставит сразу несколько вопросов.

Ответственность издателей. Ощущают ли представители бизнеса - владельцы СМИ - социальную и моральную ответственность за то влияние, которое они оказывают на общество и человека? Думаю, что Церковь должна напоминать этим состоятельным людям, что не все исчерпывается прибылью, что в конечном счете придется держать ответ перед Господом.

Возможности просветительской миссии Церкви в современных СМИ существенно ограничены диктатом рынка. Религиозные программы и публикации не представляют интереса для рекламодателей, в отличие от криминальных репортажей, развлекательных передач, ток-шоу и т.д. У Церкви нет средств на то, чтобы покупать эфирное время на тех же условиях, что и производители зубной пасты или бензина. Вот уже не первый год мы говорим о том, что у Русской Православной Церкви должен быть свой федеральный телеканал и своя радиостанция с большим диапазоном вещания. Однако и это требует колоссальных средств. Очевидно, что этот вопрос не может быть решен без сотрудничества Церкви, государства и представителей крупного бизнеса. И это один из приоритетов нашей информационной политики.

Позиция журналиста

Церковь не может ставить себе цели изменить социальные процессы, она обращается к каждой душе, молится о ее спасении и указывает путь. У нас нет политических рецептов, и мы хорошо понимаем, что далеко не все решается в сфере законодательства, хотя многие законодательные ограничения Церковь приветствует - это касается и насилия на телеэкране, и безудержной рекламы алкоголя.

И все-таки главное наше упование связано с тем, что в жизненной позиции всякого руководителя СМИ, журналиста, редактора произойдет спасительный поворот. В конечном счете глобальной тенденции коммерциализации СМИ противостоит только пробужденный голос совести, только деятельное сознание ответственности - «горе тому, через кого соблазн придет в мир».

Повышение качества церковной периодики

В условиях, когда рынок диктует свои условия массовым изданиям, у нас остается возможность обращаться к читателям со страниц церковных СМИ.

Целенаправленное повышение качества наших изданий - один из приоритетов информационной политики Русской Православной Церкви.

Какие именно меры помогут существенно улучшить состояние православной периодики?

Нам необходимо создание факультета церковной журналистики, подготовка учебных пособий по истории церковной журналистики и по современной практике, в том числе и с учетом опыта Поместных Церквей.

Журналистский форум, который мы сегодня открываем, очень важное начинание. Мы думаем, что он должен быть в дальнейшем дополнен ежегодной летней школой церковной журналистики и другими формами тренингов и семинаров, которые должны сложиться в систему повышения квалификации редакторов и авторов церковных изданий.

Существенным является вопрос финансирования церковной периодики. Есть проверенный способ поддержки лучших изданий - система грантов и дотаций. Она успешно действует для светских СМИ. Такая система должна сложиться и в сфере церковной периодики. Лучшие издания, вокруг которых сложился деятельный, энергичный коллектив, должны получать поддержку. Сегодня назрел вопрос создания фонда поддержки православных СМИ. В руководство этого фонда должны войти представители синодальных отделов, Московской духовной академии, а также представители крупного и среднего бизнеса. Особый вопрос: может ли государство дотировать церковные СМИ? На мой взгляд, может. В первую очередь, это касается изданий, которые носят общественно-значимый характер и обращены не только к церковной аудитории. У нас таких изданий немало. Это и историко-церковный журнал «Альфа и омега», и «Богословские труды», и «Церковь и время», а также издания по церковному искусству, по социальной работе, молодежные газеты и журналы. Могут возразить: Церковь отделена от государства, и поэтому дотации невозможны. Но ведь в течение многих лет светские СМИ, зачастую даже занимающие враждебную позицию по отношению к властям, получали дотации от Министерства печати. Система грантов Министерства печати сохранилась и после недавней административной реформы.

Приоритеты информационной политики

Православные издания - и епархиальные, и издаваемые отдельными приходами и группами мирян - по мере сил служат просвещению. Но когда мы говорим об «информационной политике», мы имеем в виду особое направление журналистской работы. В первую очередь, речь идет о разъяснении решений, принимаемых священноначалием.

В октябре 2004 года состоялся Архиерейский Собор, на котором поднимались острые вопросы. Были приняты определения, которые касаются каждого прихода, каждой епархии. Сегодня в Церкви необходима «информационная вертикаль», и церковные журналисты - особенно, редакторы изданий - должны творчески подходить к разъяснению решений Собора. Недостаточно просто перепечатывать протоколы.

Напомню, что на Архиерейском Соборе были приняты важнейшие решения о восстановлении института церковного суда, даны поручения по разработке позиции Церкви по вопросу о глобализации, была дана подробная оценка деятельности сторонников канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. В выступлении Святейшего Патриарха с большой тревогой говорилось о состоянии воскресных школ и кризисе православных гимназий. Эти и другие темы должны стать предметом постоянных публикаций, разъяснений. Каждый церковный журналист и издатель - и священник, и мирянин - призываются к общецерковной работе по этим направлениям.

Хочу подчеркнуть: если мыне научимся со страниц церковной печати аргументировано, на доступном языке объяснять нашу позицию по актуальным вопросам, мы не сможем рассчитывать и на то, что будем правильно поняты государственными органами, обществом.

Опыт прошлого убеждает нас в том, что голос Церкви может быть услышан и в условиях «свободы слова», в условиях демократического общества. Напомню лишь один пример из дореволюционного прошлого: публицистика священномученика протоиерея Философа Орнатского - публицистика большой социальной значимости, имела большой резонанс в дореволюционной России уже после конституционной реформы 1905 года, когда в прессе могли выступать и социал-демократы, и монархисты, и левые, и правые. Его слово было доходчивым, оно убедительно звучало не только для петербургской интеллигенции, но и для сотен тысяч простых людей. Журналистика отца Философа Орнатского и многих других замечательных пастырей и мирян остается для нас вдохновляющим примером.


Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ


Недавно все православное общество было потрясено кощунственной акцией в храме Христа Спасителя. Мы спросили у настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках, автора книги «Очерки христианской этики» доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, что такое кощунство с его точки зрения


Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?


Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.


Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.


История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях свидетельство Церкви будет христианским и призывающим людей к примирению


«Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», - говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них - гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов


Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов


В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.


«Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ


Снимать ли яблоко с компьютера Apple, потому что оно напоминает о первородном грехе? О поиске злого умысла в символике брендов рассуждает протоиерей Лев СЕМЕНОВ, культуролог, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ


Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на молодежь, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ


О том, можно ли сегодняшние недостатки списывать на советское наследие и что сегодня в нас осталось советского, рассказывает протодиакон Андрей КУРАЕВ

XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества , что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации , способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь — как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян — располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности — и епархиальных властей – при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.

XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх