Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки

При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных заболеваниях бывают как задержка роста и полового созревания, так и преждевременное физическое и половое созревание. Необходимо выяснить, не имелось ли у родственников эндокринной патологии (сахарного диабета, ожирения, карликовости и др.). Определяют массу и длину тела ребенка и сравнивают со стандартными таблицами.

Обращают внимание на состояние кожи (сухость, повышенную пигментацию, стрии, особенности распределения подкожно-жировой клетчатки, характер оволосения). Оценивают состояние зубов, ногтей, волос. Далее проводится объективное исследование всех органов и систем, как при обычном осмотре.

Пальпаторно оценивают размеры и консистенцию щитовидной железы. Методика пальпации: врач находится сзади ребенка; сначала первые пальцы обеих рук необходимо симметрично разместить позади (больше вверху), а II – V пальцы обеих рук – спереди грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Существуют другие методики (см. стр. 588). Критерии оценки железы: болезненность – отсутствует; поверхность – гладкая; подвижность при глотании – подвижная; наличие пульсации – отсутствуют.

При исследовании половой сферы у мальчиков нужно тщательно осмотреть яички (плотность, размеры, присутствие обоих яичек в мошонке), мошонку (пигментацию), половой член (размеры, соответствие возрасту), определить состояние молочных желез (гинекомастию), отметить вторичное оволосение, выяснить время изменения тембра голоса и т. п.

У девочек необходимо исследовать молочные железы, клитор (нет ли увеличения), большие и малые половые губы, определить вторичное оволосение, время появления менструаций.

Специальные методы исследования:

1) рентгенологическое исследование черепа (позволяет оценить состояние гипофиза по размерам турецкого седла), рентгенологическое исследование кистей рук (позволяет определить костный возраст, применяется при задержке роста и физического развития);

2) определение гормонов и их метаболитов в крови и моче (позволяет оценить работу всех эндокринных желез организма);

3) ультразвуковое исследование (позволяет провести диагностику щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников и гонад у лиц обоего пола и молочных желез);

4) компьютерная томография (используется при исследовании гипофиза и гипоталамической области, надпочечников, поджелудочной железы);

5) цитогенетические исследования – половой хроматин, кариотип (применяются для диагностики генетических заболеваний, гермафродитизма и других нарушений полового развития);

6) исследование крови и мочи (на наличие a-амилазы, щелочной фосфатазы, кальция, калия, хлора, холестерина, глюкозы, кетоновых тел и др.). Дают информацию при различных эндокринных заболеваниях.

Нарушения роста

Гигантизм – заболевание, сопровождающееся резким усилением роста, не соответствующим возрасту и выходящим за пределы допустимых колебаний больше, чем на 2 сигмы.

Это заболевание возникает, когда гиперпродукция гормона роста начинается в молодом возрасте при открытых зонах роста.

Церебрально-гипофизарный нанизм (карликовость) – задержка роста, при которой длина тела более чем на 20 % отстает от возрастной нормы, конечный рост меньше 130 см у мужчин и 120 см у женщин.

Нарушения полового созревания наблюдаются при задержке полового развития, преждевременном половом развитии, генетических заболеваниях (синдроме Тернера-Шерешевского и др.), а также при тяжелой соматической патологии. При этом отмечаются недоразвитие или преждевременное развитие половых органов, несоответствие массо-ростовых показателей возрастной норме, часто нарушения эмоционально-волевой сферы и др. Развитие половых признаков у детей оценивается по таблицам в баллах с учетом стадий развития.

Пропедевтика детских болезней: конспект лекций О. В. Осипова

2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания

При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных заболеваниях бывают как задержка роста и полового созревания, так и преждевременное физическое и половое созревание. Необходимо выяснить, не имелось ли у родственников эндокринной патологии (сахарного диабета, ожирения, карликовости и др.). Определяют массу и длину тела ребенка и сравнивают со стандартными таблицами.

Обращают внимание на состояние кожи (сухость, повышенную пигментацию, стрии, особенности распределения подкожно-жировой клетчатки, характер оволосения). Оценивают состояние зубов, ногтей, волос. Далее проводится объективное исследование всех органов и систем, как при обычном осмотре. Пальпаторно оценивают размеры и консистенцию щитовидной железы. При исследовании половой сферы у мальчиков нужно тщательно осмотреть яички (плотность, размеры, присутствие обоих яичек в мошонке), мошонку (пигментацию), половой член (размеры, соответствие возрасту), определить состояние молочных желез (гинекомастию), отметить вторичное оволосение, выяснить время изменения тембра голоса и т. п.

У девочек необходимо исследовать молочные железы, клитор (нет ли увеличения), большие и малые половые губы, определить вторичное оволосение, время появления менструаций.

Специальные методы исследования:

1) рентгенологическое исследование черепа (позволяет оценить состояние гипофиза по размерам турецкого седла), рентгенологическое исследование кистей рук (позволяет определить костный возраст, применяется при задержке роста и физического развития);

2) определение гормонов и их метаболитов в крови и моче (позволяет оценить работу всех эндокринных желез организма);

3) ультразвуковое исследование (позволяет провести диагностику щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников и гонад у лиц обоего пола и молочных желез);

4) компьютерная томография (используется при исследовании гипофиза и гипоталамической области, надпочечников, поджелудочной железы);

5) цитогенетические исследования – половой хроматин, кариотип (применяются для диагностики генетических заболеваний, гермафродитизма и других нарушений полового развития);

6) исследование крови и мочи (на наличие a-амилазы, щелочной фосфатазы, кальция, калия, хлора, холестерина, глюкозы, кетоновых тел и др.). Дают информацию при различных эндокринных заболеваниях.

Нарушения роста

Гигантизм – заболевание, сопровождающееся резким усилением роста, не соответствующим возрасту и выходящим за пределы допустимых колебаний больше, чем на 2 сигмы.

Это заболевание возникает, когда гиперпродукция гормона роста начинается в молодом возрасте при открытых зонах роста.

Церебрально-гипофизарный нанизм (карликовость) – задержка роста, при которой длина тела более чем на 20 % отстает от возрастной нормы, конечный рост меньше 130 см у мужчин и 120 см у женщин.

Нарушения полового созревания наблюдаются при задержке полового развития, преждевременном половом развитии, генетических заболеваниях (синдроме Тернера-Шерешевского и др.), а также при тяжелой соматической патологии. При этом отмечаются недоразвитие или преждевременное развитие половых органов, несоответствие массо-ростовых показателей возрастной норме, часто нарушения эмоционально-волевой сферы и др. Развитие половых признаков у детей оценивается по таблицам в баллах с учетом стадий развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

33. Методика исследования эндокринных систем и нарушение роста При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных заболеваниях бывают как

4. Регуляция деятельности эндокринных желез Все процессы, происходящие в организме, имеют специфические механизмы регуляции. Один из уровней регуляции – внутриклеточный, действующий на уровне клетки. Как и многие многоступенчатые биохимические реакции, процессы

28. Регуляция деятельности эндокринных желез в организме Все процессы, происходящие в организме, имеют специфические механизмы регуляции. Один из уровней регуляции – внутриклеточный, действующий на уровне клетки. Как и многие многоступенчатые биохимические реакции,

3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования Поражения костной системы у детей могут быть врожденными и приобретенными.Из врожденных аномалий наиболее часто наблюдаются врожденный вывих бедра, а также различные пороки развития отдельных

4. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования При осмотре ребенка можно заметить отделяемое (серозное, слизистое, слизисто-гнойное, сукровичное, кровянистое) из носа и затруднение дыхания через нос. Дыхательная недостаточность при наружном

3. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования Чтобы оценить состояние сердечно-сосудистой системы, применяют ЭКГ-исследование. Техника снятия ЭКГ, система отведений и теоретические основы метода являются общими для всех возрастов. Однако

Питание для эндокринных желез Эндокринные железы – важнейшие органы, принимающие участие во всех происходящих в нашем организме процессах. Все железы вырабатывают специальные вещества – гормоны, которые поступают в кровеносную или лимфатическую систему. Именно с

Период жизни от рождения до полового созревания Период новорожденности. Он продолжается от момента первого вдоха до 3-4 недель жизни. Считается, что наиболее важны в этом периоде первые 3 часа и первые 3-4 дня. Именно на это время падает наибольшая нагрузка, связанная с

Питание головного мозга и эндокринных желез Здоровые клетки в нашем организме строятся за счет двух составляющих: это упражнения и питание. Правильное питание нам необходимо, в частности, для того, чтобы перестроить клетки головного мозга физически. Какие же

ГЛАВА 1. ДЕТСТВО И ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

СЕРДЦЕ И СОСУДЫ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ В пубертатном возрасте происходит интенсивный рост различных органов и систем. В этом периоде происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотношений и координации функций. У подростков в связи с

Некоторые заболевания эндокринных желез Диабет сахарный Напомним: эндокринная часть поджелудочной железы состоит из панкреатических островков (островки Лангерганса), клетки которых синтезируют ряд гормонов (см. разд. «Эндокринные железы» главы 1), в том числе гормоны,

Глава 8. Период полового созревания (пубертат) Что такое пубертатИзменения, обусловливающие возможность созревания, начинаются, собственно говоря, еще до рождения ребенка, когда благодаря взаимодействию гормонов стимулируется сексуальное развитие плода и образование

От пубертата (полового созревания) до совершеннолетия И вот, пожалуй, самый трудный период в жизни подростка позади. Он преодолевает порог половой зрелости и обретает новые силы, которыми ему еще предстоит научиться пользоваться. Характер овладения этими силами у

Признаки полового созревания у девочек В пятнадцать лет девушка ненавидит мужчин и с удовольствием поубивала бы всех. А два года спустя озирается: не уцелел ли случайно один. Тадеуш Гицгер Примерно с 10-12 лет гипофиз начинает вырабатывать фолликулостимулирующий гормон;

Признаки полового созревания у мальчиков Учительница: – Дети, кто знает, чем отличается дружба от любви? Вовочка: – Я знаю. Любовь – это когда вместе спят. А дружба – когда ещё и целуются. Анекдот У мальчиков гипофиз начинает вырабатывать два гормона.


ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений

1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие

Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, вырабатывающая ряд тропных гормонов белкового характера. Связана с гипоталамической областью ЦНС.

Осуществляет регулирующее влияние на функцию всех желез внутренней секреции и объединяет в единое целое всю эндокринную систему.

Гормоны гипофиза:

1) АКТГ (адренокотрикотропный гормон).

Влияет на кору надпочечников, стимулирует синтез и секрецию глюкокортикоидов;

2) ТТГ (тиреотропный гормон). Стимулирует рост и функцию щитовидной железы, повышает ее секреторную функцию, аккумуляцию железой йода, синтез и выделение ее гормонов;

3) СТГ (соматотропный гормон) – гормон роста. Повышает синтез белка и снижает распад аминокислот, вызывает задержку азота в организме, повышает гликемию, вызывает задержку фосфора, натрия, калия, кальция, одновременно увеличивает распад жира, это все приводит к ускорению роста;

4) гонадотропные гормоны. Стимулируют функцию гонад.

Существует три гонадотропных гормона; ЛГ (лютеинизирующий гормон) у женщин стимулирует выделение эстро-генов и способствует образованию желтого тела, у мужчин стимулирует продукцию тестостерона, рост яичек и контролирует процесс сперматогенеза; ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) у женщин стимулирует развитие фолликулов, яичников, эстрогенов, у мужчин – секрецию андрогенов, сперматогенез и рост семенных канальцев; пролактин, участвует в образовании молока и поддержании лактации;

5) вазопрессин – антидиуретический гормон. Вызывает задержку воды в организме путем ее реабсорбции из дистальных канальцев почек;

6) окситоцин. Вызывает сокращение гладкой мускулатуры, стимулирует лактацию, усиливает диурез.

У детей СТГ в повышенной концентрации бывает у новорожденных и во время сна. АКТГ и ТТГ у новорожденных также повышены, затем резко снижаются. Концентрация ЛГ и ФСГ в младшем детском возрасте низка и повышается в период полового созревания.

Щитовидная железа вырабатывает следующие гормоны: тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Эти гормоны обладают исключительно глубоким влиянием на детский организм. Их действие определяет нормальный рост, созревание скелета (костный возраст), дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, нормальное развитие структур кожи и ее придатков, увеличение потребления кислорода тканями, ускорение использования углеводов и аминокислот в тканях. Эти гормоны являются универсальными стимуляторами метаболизма, роста и развития.

Паращитовидные железы выделяют паратиреоидный гормон, который играет важную роль в регуляции обмена кальция. Максимальная активность паращитовидных желез относится к перинатальному периоду и к первому-второму году жизни детей. Это периоды максимальной интенсивности остеогенеза и напряженности фосфорно-кальциевого обмена.

Надпочечники вырабатывают кортикостероидные гормоны (глюкокортикоиды), минералокортикоиды, андрогены, катехоламины (адреналин, норадреналин, допамин).

Глюкокортикоиды обладают противовоспалительными, десенсибилизирующими, антитоксическими свойствами. Минералокортикоиды влияют на солевой обмен.

Катехоламины действуют на сосудистый тонус, деятельность сердца, нервную систему, обмен углеводов и жиров, эндокринных желез.

Поджелудочная железа секретирует инсулин, глюкагон, соматостатин. Инсулин снижает уровень глюкозы в крови, регулирует углеводный обмен. Соматостатин подавляет секрецию СТГ и ТТГ, гипофиза, инсулина и глюкагона. У новорожденных выброс инсулина возрастает в первые дни жизни и мало зависит от уровня глюкозы в крови.

Половые железы выполняют эндокринную и детородную функции. Мужские и женские половые железы выделяют в кровь соответствующие гормоны, которые регулируют развитие половой системы, обусловливают появление вторичных половых признаков у представителей мужского и женского пола. Кроме того, половые гормоны оказывают анаболическое действие, играют важную роль в регуляции белкового обмена, формирования костной системы, гемопоэзе.

Половое развитие детей делится на три периода:

1) допубертатный – до 6–7 лет, время гормонального покоя;

2) препубертатный – с 6 до 9 лет у девочек и с 7 до 10–11 лет у мальчиков, активизируется гипоталамо-гипофизарно-гонадная система;

3) пубертатный период – с 9-10 до 14–15 у девочек, когда происходят рост молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, изменение формы ягодиц и таза, появление менструаций, и с 11–12 до 16–17 у мальчиков, когда происходят рост гениталий, оволосение по мужскому типу, ломка голоса, появляется сперматогенез, эякуляции.

2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания

При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных заболеваниях бывают как задержка роста и полового созревания, так и преждевременное физическое и половое созревание. Необходимо выяснить, не имелось ли у родственников эндокринной патологии (сахарного диабета, ожирения, карликовости и др.). Определяют массу и длину тела ребенка и сравнивают со стандартными таблицами.

Обращают внимание на состояние кожи (сухость, повышенную пигментацию, стрии, особенности распределения подкожно-жировой клетчатки, характер оволосения). Оценивают состояние зубов, ногтей, волос. Далее проводится объективное исследование всех органов и систем, как при обычном осмотре. Пальпаторно оценивают размеры и консистенцию щитовидной железы. При исследовании половой сферы у мальчиков нужно тщательно осмотреть яички (плотность, размеры, присутствие обоих яичек в мошонке), мошонку (пигментацию), половой член (размеры, соответствие возрасту), определить состояние молочных желез (гинекомастию), отметить вторичное оволосение, выяснить время изменения тембра голоса и т. п.

У девочек необходимо исследовать молочные железы, клитор (нет ли увеличения), большие и малые половые губы, определить вторичное оволосение, время появления менструаций.

Специальные методы исследования:

1) рентгенологическое исследование черепа (позволяет оценить состояние гипофиза по размерам турецкого седла), рентгенологическое исследование кистей рук (позволяет определить костный возраст, применяется при задержке роста и физического развития);

2) определение гормонов и их метаболитов в крови и моче (позволяет оценить работу всех эндокринных желез организма);

3) ультразвуковое исследование (позволяет провести диагностику щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников и гонад у лиц обоего пола и молочных желез);

4) компьютерная томография (используется при исследовании гипофиза и гипоталамической области, надпочечников, поджелудочной железы);

5) цитогенетические исследования – половой хроматин, кариотип (применяются для диагностики генетических заболеваний, гермафродитизма и других нарушений полового развития);

6) исследование крови и мочи (на наличие a-амилазы, щелочной фосфатазы, кальция, калия, хлора, холестерина, глюкозы, кетоновых тел и др.). Дают информацию при различных эндокринных заболеваниях.

Нарушения роста

Гигантизм – заболевание, сопровождающееся резким усилением роста, не соответствующим возрасту и выходящим за пределы допустимых колебаний больше, чем на 2 сигмы.

Это заболевание возникает, когда гиперпродукция гормона роста начинается в молодом возрасте при открытых зонах роста.

Церебрально-гипофизарный нанизм (карликовость) – задержка роста, при которой длина тела более чем на 20 % отстает от возрастной нормы, конечный рост меньше 130 см у мужчин и 120 см у женщин.

Нарушения полового созревания наблюдаются при задержке полового развития, преждевременном половом развитии, генетических заболеваниях (синдроме Тернера-Шерешевского и др.), а также при тяжелой соматической патологии. При этом отмечаются недоразвитие или преждевременное развитие половых органов, несоответствие массо-ростовых показателей возрастной норме, часто нарушения эмоционально-волевой сферы и др. Развитие половых признаков у детей оценивается по таблицам в баллах с учетом стадий развития.

3. Семиотика поражений эндокринной системы

Причиной эндокринных болезней может явиться ряд факторов: травмы, инфекционные болезни, местные расстройства кровообращения, неправильное питание, опухоли, наследственная предрасположенность, процессы аутоиммунизации, поражения ЦНС, нарушения в эмбриогенезе и др.

При поражении гипоталамо-гипофизарной системы у детей возникают задержка или ускорение роста, ожирение, гирсутизм, дистрофия половой системы, стрии на коже, гипертония, остеопороз, истощение, нарушение роста волос и зубов, инфантилизм, прогерия и др.

При поражении щитовидной железы и снижении ее функции отмечаются сухость кожи, слизистый отек, снижение рефлексов, адинамия, снижение аппетита, запоры, уменьшение потоотделения, непереносимость холода, снижение интеллекта, отставание роста, низкий тембр голоса и иное; если функция железы повышена, то наблюдаются повышение сухожильных рефлексов, тремор, похудание, тахикардия, пучеглазие, зоб, гипергидроз и другие симптомы.

При поражении надпочечников и снижении их функции развивается астения, наблюдаются желудочно-кишечные расстройства (понос, тошнота, рвота, анорексия, боли в животе), кожные покровы темнеют и становятся бронзовой окраски, особенно в складках и местах трения кожи; если функция надпочечников повышена, то наблюдаются ожирение, гипертония, гипертрихоз, задержка роста, преждевременное половое развитие и иное; если функция желез нарушена, то возникает адреногенитальный синдром, при котором отмечаются нарушения дифференцировки пола, неправильное развитие половых органов, преждевременное половое развитие, массо-ростовые показатели опережают возраст, но при этом зоны роста закрываются быстро. Такие люди в зрелом возрасте бывают низкорослыми, у девочек бывают низкий голос, гирсутизм.

При поражениях поджелудочной железы при снижении выработки инсулина развивается сахарный диабет, а при повышенной его выработке возникает гиперинсулинизм.

Основными симптомами сахарного диабета являются жажда (полидипсия), похудание при повышенном аппетите, полиурия, сухость кожи и слизистых, слабость, зуд кожи, на щеках – диабетический румянец, при ухудшении состояния присоединяются головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, запах ацетона изо рта, нарушение функций ЦНС, утрата сознания (кома). Гиперинсулинизм проявляется резким чувством голода, слабостью, головной болью, тремором рук, сонливостью, при неоказании помощи далее нарушается зрение, утрачивается сознание, возникают судороги (наступает гипогликемическая кома).

При нарушении развития половых органов можно при осмотре увидеть их неопределенное (интерсексуальное) состояние либо наличие аномалий строения. К аномалиям, свойственным мальчикам, относится следующее.

1. Гипоспадия – нижняя расщелина уретры. При этом часто отмечается искривление полового члена и расположение отверстия уретры на любом уровне от нижней поверхности головки до промежности.

2. Эписпадия – верхняя расщелина уретры. При этом отмечается искривление полового члена, подтягивание его вверх и втягивание в окружающие ткани.

3. Гипоплазия полового члена (микропенис) – резкое укорочение полового члена с его общей длиной у новорожденного менее 1 см. Может сочетаться с другими пороками.

4. Фимоз – врожденное сужение крайней плоти, не допускающее обнажения головки.

5. Парафимоз – ущемление головки крайней плотью, осложнение фимоза.

6. Агенезия яичек по типу анорхии (их отсутствия) или монорхии (наличия одного яичка).

7. Крипторхизм – задержка при опускании в мошонку яичка на его естественном пути. Различают паховый и абдоминальный крипторхизм.

У новорожденных он часто связан с задержкой внутриутробного развития, незрелостью или недоношенностью.

8. Водянка яичка – скопление жидкости между наружным и внутренним листками собственной оболочки яичка.

К аномалиям, свойственным девочкам, относятся агенезия, гипоплазия или гипертрофия клитора, сращения малых или больших половых губ, заращение девственной плевы, расщепление клитора, аплазия половых губ и девственной плевы.

4. Семиотика нарушений эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа)

Нарушение гормонообразовательной или гормоновыделительной функции гипофиза приводит к ряду заболеваний. Например, избыточная продукция соматотропного гормона приводит к развитию гигантизма, или акромегалии, недостаточность этого же гормона – к гипофизарной карликовости. Нарушение образования или выделения гонадотропных гормонов вызывает гипогонадизм, или преждевременное половое созревание. Избыточная продукция АКТГ формирует картину болезни Иценко-Кушинга, недостаточность гормонов передней доли гипофиза приводит к развитию гипофизарной кахексии, а задней доли – к несахарному диабету.

Нарушения функции щитовидной железы наблюдаются при остром, подостром и хроническом аутоиммунном тиреоидите.

При диффузном токсическом зобе отмечаются повышенная секреция и выброс гормонов щитовидной железы, которые и определяют симптоматику заболевания. Снижение секреции гормонов щитовидной железы приводит к развитию гипотиреоза, особенно тяжело протекает врожденный гипотиреоз. При недостаточности поступления с пищей йода, который входит в состав гормонов щитовидной железы, развивается эндемический зоб.

Паращитовидные железы регулируют процессы обызвествления и декальцификации в костях. При врожденном гипопаратиреозе нарушается формирование костей, повышаются вегетативная лабильность и возбудимость (пилороспазм, диарея, тахикардия), могут развиться судороги и ларингоспазм, требующие неотложной помощи. Гиперпаратиреоз сопровождается выраженной мышечной слабостью, запорами, болями в костях, переломами костей, при этом в костях образуются кисты, а в мягких тканях – кальцификаты.

Функция надпочечников нарушается при гормонально-активных опухолях желез (альдостероме, глюкостероме, андростероме, кортикоэстроме). Симптоматика заболеваний при этом обусловливается продуцирующим опухолевой тканью гормоном. При внезапном уменьшении или прекращении секреции гормонов корой надпочечников развивается острая надпочечниковая недостаточность.

Хроническая недостаточность коры надпочечников, или аддисонова болезнь, у детей бывает редко и развивается преимущественно после 10 лет. Также при поражении надпочечников развиваются такие заболевания, как первичный гиперальдостеронизм, гипоальдостеронизм, врожденная дисфункция коры надпочечников, или врожденный адреногенитальный синдром, феохромоцитома.

Нарушения функции поджелудочной железы приводят к таким заболеваниям, как сахарный диабет, а опухолевые поражения поджелудочной железы приводят к глюкогономе, инсулиноме, соматостатиноме, гастриноме, випоме, опухолям поджелудочной железы с карциноидным синдромом и др.

Сахарный диабет – хронически протекающее заболевание, обусловленное абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью, ведущей к нарушению всех видов обмена и прежде всего углеводного. В структуре эндокринных заболеваний детского возраста сахарный диабет является самым распространенным заболеванием. Сахарный диабет у детей составляет 2–5 % от общего числа больных с этой патологией.

У большинства детей он является генетически обусловленным заболеванием. Наследование возможно по рецессивному и по доминантному типу. Наследственное предрасположение имеется у 11–60 % детей. Генетические дефекты, ведущие к развитию болезни у детей, различны: неполноценность синтеза, освобождения и разрушения инсулина; повышенная резистентность к инсулину инсулинозависимых тканей; нейтрализация инсулина вследствие мутации гена-регулятора, обусловливающего высокое содержание инсулиновых антагонистов. Значение в этиологии сахарного диабета у детей имеют переедание, способствующее снижению толерантности к глюкозе, инфекционные заболевания, психические и физические травмы, вакцинация. Сахарный диабет встречается во всех периодах детства, но чаще всего в периоды наиболее интенсивного роста ребенка.

Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста

Физическое развитие каждого ребенка и детской популяции в целом определяется генетическими факторами, социально-гигиеническими условиями жизни и является показателем качества медицинского обеспечения системой здравоохранения. Отклонения в физическом развитии связано с генетическими факторами, состоянием питания, хроническими болезнями, двигательной активностью, климатом, месту жительства и другими воздействиями внешней среды.

Понятие физического развития трактуется в отечественной литературе весьма неоднозначно. В широком общебиологических смысле физическое развитие рассматривается как процесс становления и изменения морфофункциональных свойств

Но наиболее удачным определением понятия физического развития есть такое. Под физическим развитием понимают процесс становления и изменения морфофункциональных

свойств организма, физических качеств и способностей, которые осуществляются под влиянием условий жизни и воспитания в течение жизни и от поколения к поколению.

В клинической педиатрии под термином «физическое развитие» понимают динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в разные периоды детства. Темпы физического развития на каждом этапе онтогенеза зависят от индивидуальных особенностей, социальных факторов, региона проживания и т.д.

Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Это связано с тем, что показатели физического развития тесно взаимосвязаны с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и является результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды (санитарно-гигиенические условия, вскармливания и питания, физическое воспитание, режим дня и др.).. Кроме того, физическое развитие является достаточно чувствительным показателем, который легко меняется под воздействием различных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды. Поэтому это оценка уровня физического развития ребенка является неотъемлемым элементом контроля за состоянием его здоровья и занимает важное место в практической деятельности врача-педиатра.

Оценивая физическое развитие детей, необходимо знать механизмы и закономерности в разные периоды детства.

Как уже отмечалось, процессы роста детерминированные рядом эндо-и экзогенных факторов, включая питание. Основными регуляторами роста является гормон роста (ГР) и рилизинг-гормон гормона роста (РГ-ОС). Известно, что ОС не стимулирует рост костей или хрящей in vitro. Под воздействием ГР в печени синтезируется один из соматомедина – инсулиноподобный фактор роста-1 (ИФР-1), который стимулирует хрящевые пластинки и контролирует енхондральну оссификации. Считают, что ИФР-1 стимулирует пролиферацию и дифференциацию костных и хрящевых клеток путем повышения поглощения S04 и включение его в хондроитинсульфат, стимуляции синтеза белков и митотической активности.

На этапе внутриутробного развития наблюдается наиболее интенсивное увеличение длины и массы тела. Но это происходит неравномерно. В первые два месяца длина тела эмбриона увеличивается мало, тогда как в 2-4-го месяца значительно возрастает. На 9-10-м месяце внутриутробного развития рост плода замедляется.

Внедрение в акушерскую практику метода ультразвукового сканирования (УЗС) значительно расширяет и дополняет возможности исследования состояния плода и его физического развития. Эхография позволяет проводить визуальное наблюдение за физическим развитием плода на ранних этапах его гестации, обеспечивает своевременную тактику при лечении различных нарушений в системе мать-плацента-плод.

Особенности роста плода у здоровых женщин в динамике беременности в современных условиях изучают с помощью сонографии для оценки развития плода при физиологическом течении беременности. С помощью ультразвукового аппарата, работающего в реальном масштабе времени, измеряют следующие показатели: до 20 мес. беременности – копчиковой-теменной размер (КТР), бипариетальный размер головы (БПР), средний диаметр живота (СДЖ) и длину бедра (ДС), после 20 нед. – БПР, средний диаметр грудной клетки (СДГ), СДЖ, ДС, длину голени (ДГ), плечевой кости (ДП) и предплечья (Дпер), индексы отношение БПР к СДГ (БПР / СДГ) и к СДЖ (БПР / СДЖ) . Определяют также средний еженедельный прирост указанных параметров. /

Результаты сонографии свидетельствуют, что председатель эмбриона начинает визуализироваться на сонограмме после 7 мес. беременности, ее диаметр не превышает поперечного размера туловища. КТР эмбриона в этот период равна (19,9 ± 0,42) мм. До 10 мес. удается четко визуализировать и измерить ДС, которая составляет (10,0 +0,51) мм. БПР в этот срок беременности составляет (17,5 +0,40) мм, КТР – (36,0 +0,50) мм. После 13-14 нед. беременности хорошо видно много анатомических образований плода. Легко удается измерить БПР, СДЖ, ДС и разные отношения этих показателей, Щ ° позволяет получить важные сведения о росте и развитии плода и установить возможные отклонения в эмбрио-и фетогенез. КТР до 15 нед. беременности Достигает (91,5 ± 0,41) мм.

Взаимосвязь между сроком беременности (\ В) и КТР определяется с помощью уравнения:

\ В = 13,9664 КТР – 4,1993 + Д + 2,155,

где Д – число дней от начала последней менструации до точно известной даты зачатия или календарной середины цикла; \ В – срок беременности, нед.; КТР, см.

С увеличением срока беременности наблюдается повышение абсолютных величин эхографических параметров, однако интенсивность роста анатомических образований плода в разные сроки его гестации неодинакова (табл. 5,6). Еженедельный прирост БПР постепенно снижается от 3,5 мм на 15-м мес. беременности до 1,9 мм конце ее; интенсивность прироста СДЖ до 20 нед. беременности увеличивается от 2,8 до 5 мм. Скорость прироста ДС увеличивается на 18-й неделе до 3,9 мм, а затем снижается и на 20-й неделе составляет 3 мм.

Во второй половине беременности скорость роста анатомических образований плода также различна (табл. 7). Наблюдается постепенное замедление еженедельного прироста БПР и длины трубчатых костей. Скорость увеличения СДЖ и СДГ снижается до 32-й недели беременности, затем возрастает и с 33-й недели превышает БПР. Еженедельный прирост диаметра груди конце беременности (37-40 нед.) Значительно замедляется.

Следует отметить, что важными показателями для диагностики нарушения развития плода является не только абсолютные величины, но и еженедельный их прирост и разные отношения, особенно БПР / СДГ (краниоторакальний индекс) и БПР / СДЖ (индекс Кампбелл). Течение беременности происходит систематическое снижение отношений БПР / СДЖ и БПР / СДГ. Начиная с 33-й недели беременности эти показатели выравниваются. В конце беременности СДЖ и СДГ превышают БПР, а их отношение составляет меньше 1. Во второй половине беременности, несмотря на абсолютное увеличение длины трубчатых костей плода, отмечается замедление скорости их роста. Причем на 29-32-й неделе скорость роста костей нижних конечностей превышает таковую верхних. Следует обратить внимание и на то, что начиная с этого срока беременности, наиболее замедляется Скорость роста плечевой кости.

Таким образом, при анализе эхографических показателей плода у здоровых женщин выявлены особенности роста его отдельных анатомических образований в случае физиологического течения беременности необходимо учитывать, оценивая физическое развитие плода.

В клинической практике для ориентировочной оценки длины тела плода в зависимости от срока беременности пользуются эмпирической формуле Гаазе:

а) в течение первых 5 мес. внутриутробного развития длина тела плода равна квадрату месяца беременности: Ь = п2 (см);

б) после 5 мес. длина тела плода равно количеству месяцев, умноженной на 5: Ь = п 5 (см).

Максимально увеличивается масса тела плода на 34-й неделе беременности. Между 36-м и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.

Для определения массы тела плода пользуются таким ориентировочным расчетом: масса тела плода на 30-й неделе беременности равна 1300 г, на каждый последующий неделю нужно добавить 200 г, а на каждый предыдущую неделю вычесть 100 г. Таким расчетом можно пользоваться в период между 25 – 42-й неделями беременности.

До рождения масса тела плода достигает 3000-4000 г. Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200-3400 г, а девочек несколько меньше – 3100-3300 г.

Следует отметить, что в первой половине XX в. имело место значительное распространение увеличение массы и роста новорожденных. В 60-е годы темп этого процесса заметно замедлился. При изучении динамики показателей физического развития новорожденных в Алма-Ате с 1946 по 1976 г. выявлено некоторую ее периодичность. Так, во второй половине 40-х и в первой половине 50-х годов отмечался рост показателей, затем наступил период стабилизации, а с начала 70-х годов вновь произошло повышение показателей.

В частности, при изучении динамики массы тела новорожденных сделан вывод, что за последнее десятилетие число детей с массой тела при рождении более 4000 г уменьшилась с 9,1 до 6,6% и соответственно этому увеличилось количество детей с массой 3501 – 4000 г с 28 , 3 до 31,1%. В табл. 8 приведены распределение новорожденных по группам в зависимости от массы тела при рождении.

В течение первых четырех дней жизни у новорожденных наблюдается уменьшение начальной массы тела, то есть происходит так называемое физиологическое ее уменьшения. Максимальное уменьшение массы тела отмечается на 3-й день жизни ребенка и составляет в среднем 6-8% первоначальной массы. Уменьшение начальной массы тела свыше 10% считается патологическим, что указывает на наличие у ребенка заболевания или нарушения ухода за ней.

физиологическое уменьшение массы тела обусловлено: большими экстра-ренальными потерями жидкости путем испарения через кожу и легкие при дыхании (регеригагио ишепвиЬиИиз), выходом начальной мочи и мекония, рвотой проглоченной во время родов околоплодной жидкостью, высыханием пупочного остатка, а также голоданием, поскольку в течение 6 -12 час. ребенок обычно не получает пищи. Вместе с тем преждевременное кормления ребенка (через 2 час. После рождения) не предотвращает физиологическом уменьшению массы тела, а лишь снижает его степень.

Следующее увеличение массы тела происходит у новорожденных неодинаково. Различают два основных типа:

а) «идеальный тип» (тип Бюдена) – при нем восстановления первоначальной массы тела наблюдается на 7-8-й день после рождения. Он встречается у 20-25% новорожденных;

б) замедленный тип (тип Писса) – характеризуется медленным постепенным восстановлением исходной массы тела в течение 11-15 дней. Этот тип кривой наблюдается у 75-80% новорожденных.

У недоношенных детей и новорожденных с большой массой тела при рождении (более 4000 г) исходная масса тела восстанавливается значительно медленнее.

После восстановления первоначальной массы тела она продолжает нарастать и за первый месяц жизни увеличивается в среднем на 600 г. В течение первого полугодия жизни среднемесячный прирост массы тела составляет 800 г, второго полугодия – 400 г.

С учетом этого для ориентировочного расчета массы тела детей в первом и втором полугодии жизни можно пользоваться в соответствии такими эмпирическим формулам:

а) т = т + 800 п;

б) т = т + 800 6 + 400 (п-6),

где m – масса ребенка при рождении, г п – возраст ребенка, мес.

Как правило, до года масса тела ребенка достигает 10 кг, то есть примерно увеличивается втрое. Однако у детей после первого года энергия увеличение массы тша заметно ослабевает. На втором году жизни ребенок прибавляет в среднем 3-3,5 кг, а с третьего года жизни – ежегодно в среднем 2 кг.

Ориентировочно массу тела детей от 2 до 10 лет можно вычислять по формуле:

т (кг) = 10 + 2п,

где n – возраст ребенка, года, 10 – масса ребенка в возрасте 1 года 2 – летняя прибавка в массе тела.

Формуле расчета можно пользоваться до 10-летнего возраста. Средняя масса тела ребенка в возрасте 10 лет составляет 30 кг. В дальнейшем летняя прибавка в весе детей старше 10 лет составляет 4 кг. Вычислить ее можно по формуле:

т (кг) = 30 + 4 (п-10), где n – возраст ребенка, года.

Что касается длины тела, то она у доношенных детей при рождении в среднем равна 50-52 см, причем у мальчиков на 2 см больше, чем у девочек. В первые 3 мес. жизни ребенка его рост увеличивается в среднем на С см ежемесячно, во втором квартале (4-6 мес.) – на 2,5 см, в третьем (7-9 мес.) – на 2 см и в четвертом квартале (10-12 мес.) – на 1-1,5 см в месяц. Таким образом, в течение первого года жизни ребенка его рост увеличивается в среднем на 25-27 см или соответственно до конца года – на 50% исходного. Удвоение начального роста ребенка наблюдается в 4 года, утроение – в 11 -14 лет.

Именно рост ребенка в 4 года является исходным для ориентировочных расчетов. Считают, что в 4 года рост ребенка составляет в среднем 100 см. Поэтому рост (b) у детей старше года, можно определять по следующим эмпирическим формулам:

а) у детей до 4 лет: Ь = 100 – 8 (4 – п);

б) у детей старше 4 лет: Ь = 100 + 6 (п – 4),

где n – возраст ребенка, года.

Приведенные выше закономерности физического развития к доношенных детей, но, по статистическим данным 5-6% всех новорожденных – это недоношенные

дети, которым присущи свои особенности психомоторного и физического развития, реактивности организма. Развитие недоношенных в постнатальном периоде зависит от продолжительности и условий внутриутробного развития, а также от условий окружающей среды (ухода, вскармливания, воспитания). Все эти факторы определяют адаптационные возможности недоношенного ребенка к новым условиям существования.

Для недоношенных детей характерны более высокие темпы физического развития. В частности, дети, родившиеся с массой тела 2001-2500 г, в возрасте одного года имели такую массу тела: девочки – 105751596 г, мальчики – 10 164 +398 г.

Недоношенные дети второй группы (масса тела при рождении в пределах 1501-2000 г) имели в летнем возрасте массу тела соответственно 9076 ± 211 г и 9650 ± 211 г, в третьей группе 8650 ± 264 г и 8960 +289 г.

Среднемесячная прибавка в весе у недоношенных детей на первом году жизни приведена в табл. 9.

Таким образом, если у доношенных детей масса тела в течение года возрастает в З раза, то у недоношенных детей первой группы до года масса тела повышается в 4,6 раза, второй – в 5 и третьей – в 6,5 раза. Особенно интенсивно растет масса у недоношенных детей с массой тела при рождении до 1000 г. У детей первичная при рождении масса тела увеличивается в 8-10 раз. Однако, несмотря на высокие темпы приобретения массы тела, дети, рожденные с массой, меньшей 2000 г, до года не догоняют своих доношенных сверстников по этому показателю.

Рост недоношенных детей с массой тела при рождении более 1000 г в течение первого года жизни увеличивается на 26,6-38 см; в первом полугодии Ежемесячно на 2,5-5,5 см, во втором полугодии – на 0,5-3 см. Средний рост недоношенного ребенка одного года достигает 70,2-77,5 см.

Рост недоношенных детей за первый год жизни увеличивается в среднем на 27,1-32,1 см. В первом полугодии ежемесячное увеличение роста составляет 3-3,75 см, во втором – 1,5-2,1 см. Дети первой группы с длиной тела при рождении 44,1 -44,8 см до года имеют рост: девочки – 71,9 ± 1,26 см, мальчики

74,6 ± 1,37 см, второй – с ростом 42,1-42,8 см – соответственно 73,4 ± 0,9 см и 74,2 +1,3 см, третьей – с ростом 42,8-38 , 1 см – соответственно 68,9 ± 2,27 см и 70,1 ± 3,42 см. Приобретение массы и длины тела недоношенных детей существенно не зависит от пола ребенка.

Интересные данные были получены при удаленном обследовании детей, родившихся с массой тела 900-1500 г. Анализ результатов показывает, что даже через 8-9 лет после рождения глубоко недоношенные дети по своим физическим развитием отличаются от доношенных сверстников (табл.10).

Важным показателем физического развития ребенка является пропорциональность размеров тела. Ребенок при рождения отличается от взрослого сравнительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой (рис. 5). По мере роста и развития ребенка пропорции меняются: размеры головы относительно длины туловища уменьшаются, а длина рук и ног увеличивается. Это объясняется скоростью

роста отдельных сегментов тела. Начиная с дородового периода, скорость

роста ног относительно туловища и рук более высокая. Так, в период роста с изменением длины тела на 1 см лишь 1/4 часть этого прироста приходится на длину туловища, 3/4 составляет прирост длины ног.

Поперечные размеры ребенка (периметр головы, грудной клетки и др.) также увеличиваются неравномерно. У новорожденного периметр головы в среднем равна 34-36 см. В дальнейшем он интенсивно увеличивается в первые месяцы и годы жизни, а с 5 лет – замедляется. Для определения периметра головы у детей грудного возраста в качестве исходных используют данные периметра головы у шестимесячного ребенка – 43 см. На каждый недостающий месяц от 43 см отнимают 1,5 см, на каждый последующий – прибавляют 0,5 см.

Как правило, у детей первого года жизни периметр головы составляет 46-47 см, в 5 лет – 50 см, в 10 лет – 55 см.

Другим важным показателем для оценки физического и гармоничного развития ребенка является периметр грудной клетки. ее величина тесно коррелирует с функциональными

показателями дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Периметр грудной клетки при рождении на 2 см меньше, чем окружность головы, и составляет в среднем 32-34 см. В дальнейшем периметр грудной клетки увеличивается более интенсивно, чем периметр головы, и в 4-месячном возрасте происходит «перекресток», т.е. величины периметров головы и грудной клетки уравниваются.

Периметр грудной клетки в 6 мес. равна 45 см. На каждый недостаточной месяц с 45 см вычисляют 2 см, на каждый последующий – прибавляют 0,5 см. Эмпирические формулы для определения величины периметра грудной клетки имеют следующий вид:

а) для детей до 6 мес: 45 – 2 (6 – п),

б) старше 6 мес: 45 + 0,5 (п – 6),

где n – возраст ребенка, мес.

Для детей от 1 до 10 лет применяют формулу:

63 – 1,5 (10-п),

для детей старше 10 лет:

63 + 3 (п -10),

где n – возраст ребенка, года, 1,5 или 3 см – среднее увеличение окружности груди за год; 63 см – средняя окружность груди ребенка в 10 лет.

Величина периметра грудной клетки конце первого года жизни составляет 47-48 см, в 5 лет – 55 см, в 10 лет – 63 см.

Для характеристики пропорциональности используют также антропометрические индексы, отражающие взаимосвязь между линейными размерами отдельных частей тела, указывают на особенности формы (конституции) тела и дополняют характеристику физического развития ребенка.

Индексы физического развития делят на массо-росту, грудо-росту и др.. Они могут быть арифметическими, если действия при расчете индекса ограничиваются добавлением и вычитанием, и геометрическими, если применяются деления и умножения.

До известно более 50 массо-ростовых индексов, но практическое значение имеют только те, которые отвечают следующим критериям: а) тесно коррелируют с массой тела б) минимально коррелируют с ростом в) легко вычисляются.

Антропометрические индексы, которые называют «индексами зрелости формы», просты, доступны и имеют столь выраженную возрастную динамику и тесная связь с функциональными характеристиками организма, который растет, дающие информацию о темпах биологической зрелости детей. Однако, несмотря на широкое применение этих индексов, необходимо учитывать их некоторую условность. Это связано с тем, что основным в разработке индексов является понятие пропорционального массо-ростовой соотношение, которое сейчас не поддерживают многие исследователи. Установлено, что соотношение размеров частей тела более сложное. Много размеров изменяется не пропорционально, а гетероморфный. Поэтому необходимо учитывать комплекс антропометрических показателей и индексов, позволяющие улучшить общий результат оценки физического развития детей.

Среди многочисленных индексов часто используют такие.

Индекс ДДЧулицько, й, который вычисляют: 3 окружности плеча (см) +

окружность бедра (см) + окружность голени (см) – длина тела (см). Этот индекс характеризует степень упитанности ребенка (развитие жировой подкожной клетчатки), а также оценивает развитие мышц по отношению к росту. Величина индекса в норме равно: до года – 20-25 см, 2-3 года – 20 см, 6-7 лет – 15-10 см, до 7-8 лет постепенно уменьшается до 6 см. Снижение величины индекса подтверждает недостаточную упитанность ребенка.

Индекс Ф.Ф.Эрисмана (ИЭ), что характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично ее вгодовашстьТТЕ = окружность груди (см) – рост / 2 (см). У здоровых детей первого года жизни величина этого индекса составляет +13,5-10см, в 2-3 года – +9-6 см, в 6-7 – +4-2 см, в 7-8 лет – 0, но лучше, если до 15 лет величина индекса находится в пределах +1-3 см. У взрослых людей в среднем он равен 5-6 см. Величина ИЭ должна быть положительной до 6-8 лет, и чем лучше физически развитый ребенок, тем позже у нее окружность груди уравнивается с напивзростом.

Индекс О.Ф.Тура, который характеризует соотношение окружности головы и грудной клетки. В возрасте 1-7 лет окружность груди превышает окружность головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Исчисление антропометрических индексов и изучения пропорций тела в различные возрастные периоды детства указывают на то, что для детского организма характерно преобладание скорости роста одной части тела над другими (гетеро-динамичный рост). В детском возрасте на фоне непрерывной скорости роста, что снижается от рождения до зрелости, у детей появляются росту прыжки физического развития.

В педиатрической литературе принято пользоваться классификацией периодов роста, предложенной еще в 1903 г. Штратцом и в 1911 г. Вайсенберг. Максимальная скорость увеличение всех показателей физического развития регистрируется у плода и детей первого года жизни. В дальнейшем наблюдаются

два периода увеличения скорости длины тела. Первый период «вытягивания» («скачок») приходится на 5-8 лет, второй – на 11-15 лет. При этом второе «вытягивания» у девочек наблюдается в более раннем возрасте – в 10-12 лет, у мальчиков – в 13-15 лет (рис. 6). В возрасте 1 -4 и 8-10 лет отмечается более интенсивное увеличение поперечных размеров и нарастание мышечной массы – это так называемые периоды «закругления».

Но такая точка зрения на динамику роста детей в последнее время требует уточнения. Проведенный анализ антропометрических показателей, в частности Длины тела, обнаружил, что существующий взгляд на особенности динамики длины тела в дошкольном возрасте, возможно, необходимо пересмотреть.. Так, считалось, что в возрасте 3-4 года отмечается снижение темпов роста до 4-5 см в год и резкое повышение в 6-7 лет. Наши данные показывают, что интенсивные темпы роста длины тела наблюдаются от 3 до 4 лет (мальчики – 8,88 см, девочки – 8,65 см). Темпы роста относительно замедляются в 6-7 лет (соответственно – 7,08 и 5,44 см), что свидетельствует о «омоложение» возраста вторым ростовых «скачка». Это, наверное, связано с процессом акселерации. В большинстве возрастных групп мальчики были несколько выше и тяжелее от девочек, но разница статистически не значима. Начиная с 6,5-летнего возраста, показатели массы тела достоверно выше у девочек. Половозрастная динамика окружности трудной клетки соответствует изменениям массы тела. Интенсивные летние прибавки в окружности грудной клетки и массе тела наблюдаются в 6-6,5 года.

Под термином "рост" подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Рост ребенка определяется взаимодействием многих факторов. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внеш-несредовыми факторами. Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином "норма". Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей.

У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес жизни и около 8 см в последующие 6 мес).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го поЮ-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.


Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. В центильных таблицах представлены показатели роста и массы тела детей в зависимости от возраста.

Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх