Тире в бессоюзном сложном предложении. Справочник по пунктуации - Розенталь Д.Э Смелые побеждают трусливые погибают

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

2. Установите границы главной и придаточной части в нем.

3. Запишите в ответ те цифры, которые стоят на границах придаточного предложения.

ЗАДАНИЕ В8

Формулировка задания: среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предло­жение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора.

(2) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не ве­рилось только одному - что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (б)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди.

Правильный ответ: 3. Предложение 3 является сложноподчиненным, состоящим из трех частей. Первая часть - это главное предложение. Каждая из придаточных частей зависит от главного, отвечает на вопрос ЧТО? и присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЧТО. Такое соподчинение придаточных, когда придаточные части одного вида зависят от главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, называется однородным.

Что должен знать ученик, выполняя задание В8: наиболее часто в этом задании нуж­но определить вид соподчинения придаточных предложений к главному, следовательно, необ­ходимо знать, что такое последовательное, однородное, параллельное соподчинение.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений к главному: последова­тельное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ соподчинении первое придаточное предложение подчи­няется главному, второе придаточное предложение зависит от первого придаточного, третья придаточная часть подчиняется второму придаточному и т. д.

1. «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в кни­гах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

2. «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти мину­ты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При ОДНОРОДНОМ соподчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными: отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и ес­ли он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По).

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоя­тельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при се­бе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пы­таюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что оно полезно и человеку, и всему обществу в целом» (По).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными: они отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаем к ним от одного слова в главном пред­ложении («объяснить» ЧТО?). Их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним мы не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, ЧТО такое добро и ПОЧЕМУ добрый че­ловек внутренне красив...» ().

В четвертом предложении мы видим, что при однородном соподчинении (два придаточ­ных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло не­счастье и у вас горе» ().

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при одно­родном соподчинении опущен.

При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ соподчинении придаточные предложения, имеющие разное значение и отвечающие на разные вопросы, относятся к одному главному:

«Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д. С. Ли­хачеву).

Главное предложение - второе. Первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложе­ние). Второе придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т. е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные во­просы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчиненное пред­ложение с параллельным соподчинением придаточных.

Если при выполнении задания В14 вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения при­даточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными частями. Если в сложноподчиненном предложении имеется только одно придаточное, то оно не должно быть в поле вашего внимания.

ЗАДАНИЕ В9

Формулировка задания: Среди предложений 4-10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого пред­ложения.

(5) Настоящее - это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни.

(6) Будущее - это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты - образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, - момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко гово­рят скульпторы, «он не может быть безобразным, но человек не может быть без образа». (10)Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, который создает сам человек.

Правильный ответ: 9.

Это предложение - сложное, состоящее из трех частей; второе простое предложение со­единяется с первым при помощи бессоюзной связи, при этом первое предложение осложнено вставной конструкцией; третье ко второму присоединяется при помощи противительного союза НО; следовательно, второе и третье предложения связаны сочинительной связью.

Что должен знать ученик, выполняя задание В9:

Сложные предложения с разными видами связи между частями;

Виды сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное);

Отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребленных в них;

Отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых при­даточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания В9:

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

Если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

Если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;

2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

Если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бес­союзное предложение;

Если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), следовательно, предложение сложно­сочиненное.

Если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союз­ное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), значит, предложение сложноподчинен­ное.

Следует различать бессоюзное сложное предложение и сложноподчиненное, в котором придаточная часть предшествует главной:

Если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза и его нет в самом начале всей синтаксической конст­рукции, то перед вами бессоюзное сложное предложение :

Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей, это просто единст­венный способ (Швейцер Альберт).

Если в сложном предложении, после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической кон­струкции, то перед вами сложноподчиненное предложение :

Если вы живете поверхностной жизнью, ваша душа страдает (Швейцер Альберт).

Правильно найти бессоюзное сложное предложение в тексте вам поможет и знание пра­вил постановки знаков препинания в нем:

Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между частями та­кого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)

2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО).

Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.)

3. Если второе предложение дополняет смысл пер­вого (между частями бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточ­ным изъяснительным).

Вдруг чувствую: кто-то дергает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дергает меня за рукав.)

4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.

Сережа оглянулся: к нему бежал со­седский мальчонка. (= Сережа огля­нулся и увидел, что к нему бежал со­седский мальчонка.)

Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает со­держание или причину.

Правила постановки ТИРЕ в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится

1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

Будет завтра хорошая погода - пойдем в лес. (= Если будет завтра хо­рошая погода, пойдем в лес.)

2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и пре­вратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

Лес рубят - щепки летят. (= Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вы­вод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз ТАК ЧТО и превра­тить его в сложноподчиненное предложение с при­даточным следствия).

Жара все усиливалась - станови­лось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тя­жело дышать.)

Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, так что задрожали все окна.)

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыс­лу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

Шестнадцать лет служу - такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет сижу, но такого со мной еще не было.)

Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.)

Молвит слово - соловей поет. (= Молвит слово, будто соловей поет.)

6. Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену со­бытий.

Он нажал на тормоз - скорость не уменьшилась.

7. Если вторая часть представляет собой присоеди­нительное предложение (перед ним можно вста­вить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце - дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

РАЗДЕЛ №3.

ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Как вы уже знаете, третья часть экзаменационной работы содержит два альтернативных творческих задания (сочинение С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только од­но. Можно написать сочинение на лингвистическую тему или сочинение на тему, связан­ную с анализом исходного текста.

Какую бы тему вы ни выбрали, тип сочинения один - сочинение-рассуждение. При его написании экзаменуемый должен продемонстрировать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста.

Структура сочинения-рассуждения такова:

Тезис - положение, которое надо доказать;

Аргументы - примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа;

Вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение бу­дет незаконченным).

Необходимо помнить, что в сочинении-рассуждении:

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос ПОЧЕМУ?

Аргументы доказывают тезис и отвечают: ПОТОМУ ЧТО.

Предлагаем познакомиться с материалом, который поможет подготовиться к сочинению на лингвистическую тему (задание С2.1).

1) Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1):

1. Сочинение на лингвистическую тему должно соответствовать функционально - смысловому типу речи рассуждения и строиться по схеме: тезис - примеры-аргументы из текста - вывод.

2. При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо помнить о том, что тезисом должно являться указание на две функции языкового явления (это языковое явление обозначено в задании С2.1), а аргументировать тезис необходимо примерами из текста (их следует привести не менее двух).

3. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений в нем.

4. Начать сочинение на лингвистическую тему можно, используя один из следующих клишированных вариантов вступления. Это может быть:

Фраза, принадлежащая одному из участников дискуссии и ее комментарий экзаменуемым {«Знаки препинания только осложняют нашу жизнь», - считает Кирилл. Можно ли согласиться с этим мнением? Я думаю, нельзя»)-,

Согласие или несогласие пишущего с одним из участников лингвистического спора («Я согласен с мнением Антона, что на письме без запятых обойтись невозможно. Действительно,..»);

Вопрос-ответ («Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны, так как...»);

Собственное высказывание пишущего («На письме без знаков конца предложения не обойтись. Они выполняют несколько разных функций»);

Именительный темы («Запятые. Какие функции эти знаки препинания выполняют в тексте»).

5. Чтобы дать развернутый, аргументированный ответ на задание С2.1, и создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение», рекомендуется использовать следующие речевые клише в основной части сочинения:

Вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых, во - вторых, как видим и др.;

Синтаксические конструкции: «Чтобы проиллюстрировать функции знаков конца предложения, обратимся к синтаксической конструкции №..., в конце которой ставится...»; «Рассмотрим предложение №.... В нем...»; «Обратим внимание на синтаксическую конструкцию №...); «Примером выполнения запятыми выделительной функции может служить предложение № ...»; «Итак, можно увидеть, что...».

6. При написании сочинения на лингвистическую тему можно использовать выказывания известных писателей о роли знаков препинания в художественном тексте:

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Знаки препинания служат нотами при чтении.

Человек, решивший писать без знаков препинания, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать.

Р. Гамзатов

Если вам предложено написать сочинение-рассуждение о роли пунктуации, то при выполнении подобной работы следует обратить внимание на ряд моментов:

Должна быть соблюдена структура сочинения-рассуждения (тезис, аргументы, вывод);

Необходимо уметь ориентироваться в функциях знаков препинания и знать их терминологические названия (разделительная, выделительная, эмоционально - экспрессивная, смыслоразличительная);

Найти и прокомментировать в предложенном тексте две функции знаков препинания;

Привести 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления (примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений).

2) Основные функции знаков препинания:

Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему - точнее понять текст и выразительно прочитать его.

Знаки препинания выполняют следующие функции:

Разделительную

Выделительную

Эмоционально-экспрессивную

Смыслоразличительную.

1. К разделительным знакам препинания относятся:

Вопросительный знак

Восклицательный знак,

Запятая,

Точка с запятой,

Многоточие,

Двоеточие,

Разделительные знаки препинания всегда выступают как одиночные знаки и служат для того, чтобы

Отделить одно независимое предложение в тексте от другого;

Обозначить границы между простыми предложениями в составе сложного;

Обозначить границы между однородными членами;

Характеристика знаков препинания, выполняющих функцию разделения:

1) Точка. Ее по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или, точнее, его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, а восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек».

Точка - разделительный, одиночный знак препинания, при помощи которого

В тексте одно предложение отделяется от другого;

Обозначается сокращение слова (г. Москва).

2) Вопросительный знак

Отделяет предложения друг от друга, при этом указывает на то, что первое из разделенных предложений произносится с вопросительной интонацией.

3) Восклицательный знак

Отделяет предложения друг от друга, при этом указывает на то, что первое из разделенных предложений произносится с восклицательной интонацией.

4) Запятая

Разделяет однородные члены;

Разделяет части сложносочиненного предложения;

Разделяет главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении.

Это наиболее распространённый знаком препинания в русском языке. связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать - «останавливать», «задерживать».

5) Точка с запятой при осложненности предложения разделяет

Однородные члены;

Части сложного предложения.

6) Многоточие

Отделяет предложения друг от друга, а также обозначает незаконченность, прерванность предложения или пропуск в тексте.

7) Двоеточие

Разделяет обобщающее слово и однородные члены;

Разделяет части бессоюзного сложного предложения;

Разделяет подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки;

Разделяет однородные члены и обобщающее слово;

Разделяет части бессоюзного сложного предложения, либо указывая на быструю смену событий, либо обозначая резкую противоположность, либо выражая условно - следственных и временные отношения между частями;

Отделяет реплики диалога.

В русскую письменность тире ввёл писатель и историк. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х годов.

2. К выделительным знакам препинания относятся:

Запятые

Кавычки

Выделительные знаки препинания являются двойными (парными): »» --()«»

Выделительные знаки препинания предназначены для выделения тех или иных синтак­сических конструкций внутри предложения: причастных, деепричастных и сравнительных обо­ротов, приложений, вводных слов и вставных конструкций, обращений, прямой речи.

Характеристика знаков препинания, выполняющих функцию выделения:

1) Запятые ставятся

Для выделения обособленных определений, выраженных причастным оборотом, стоящим после определяемого слова;

Для выделения обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом;

Для выделения приложений;

Для выделения уточняющих обособленных обстоятельств;

Для выделения вводных слов;

Для выделения обращений;

Для выделения междометий;

Для выделения сравнительных оборотов.

2) Двойное тире ставится

Для выделения обособленных приложений;

Для выделения вводных и вставных конструкций;

Для выделения в предложении вставных конструкций.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

4) Кавычки

Выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору; чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты;

Служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т. д.

3. К эмоционально-экспрессивным знакам препинания относятся:

Восклицательный знак

Вопросительный знак

Двоеточие

Многоточие

Кавычки

Характеристика знаков препинания, выполняющих эмоционально-экспрессивную функцию:

1) Восклицательный знак - знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Не случайно в старинной русской письменности восклицательный знак назывался удивительным.

Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, то тем самым по­казывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Восклицательный знак, стоящий в конце предложения, помогает понять эмоциональ­ное состояние автора высказывания, указывает на то, что предложение произносится с повыше­нием тона, а говорящий испытывает особые чувства при его произнесении - некую взволнован­ность.

2) Вопросительный знак - знак препинания, который обычно ставится в конце предло­жения для выражения вопроса или сомнения.

Вопросительный знак противопоставлен точке. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать. А вопросительный знак требует быстрого ответа.

3) Тире можно назвать знаком «неожиданности». Оно используется в бессоюзном сложном предложении, если нужно подчеркнуть, что одно событие следует за другим внезапно, вопреки всеобщим ожиданиям.

4) Двоеточие

Если двоеточие стоит после обобщающего перед рядом однородных членов предложе­нии, то этот пунктуационный знак указывает на то, что в этом месте мы должны изменить тон и сделать интонационную паузу.

5) Многоточие

Это своеобразный антоним точки. Многоточие вносит в предложение значение незакон­ченности, недоговоренности, прерванности мысли, вызванной волнением говорящего. Этот пунктуационный знак призван подчеркнуть прерывистость и даже затрудненность речи автора высказывания.

Многоточие - знак умолчания. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте сами, что можно добавить к сказанному».

6) Кавычки

Кавычками выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребительные, иностилевые, употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением.

4. Знаки препинания могут выполнять и смыслоразличительную функцию.

Например, двоеточие - знак препинания, предупреждающий о последующем разъясне­нии и пояснении. Его ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообще­ние». Этим объясняется употребление двоеточия в бессоюзном предложении перед второй ча­стью, которая поясняет первую либо указывает на причину того, о чем говорится в ней.

Тире, разделяя части бессоюзного сложного предложения, помогает передать различные смысловые оттенки в нем (следствие, условие, время, быструю смену событий, противопоставление).

Многоточие обозначает пропуск в тексте. Оно употребляется в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитиро­вании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки.

Без многоточия мы не смогли бы верно оформить цитаты. Не всегда уместно чьи-либо мысли приводить в своей речи целиком. На месте пропуска слов в цитате необходимо поста­вить многоточие, чтобы показать, что чужие мысли не искажаются, а в них лишь выбираешь главное. Без многоточий мы вынуждены были бы либо использовать огромные, несокращённые цитаты, либо искажать их, приводя в соответствие с собственным замыслом.

Ниже приведены пять примеров сочинений, иллюстрирующих функции разных знаков препинания на основе следующего исходного текста:

Исходный текст:

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (З)Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели. (6) В сенях мирно спал заяц - дедов любимец - и изредка во сне громко стучал задней лапой по гни­лой половице.

(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8) В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9)Леса стояли сухие, как порохДеду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но про­махнулся, и заяц удрал.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17)Ветер перешел в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выско­чил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27)Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)3аяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от ус­талости. (ЗО)Дед подобрал зайца и понес домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и жи­вот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

- (ЗЗ)Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить...

(35) Так и живут вместе - старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Сочинение на лингвистическую тему № 1 Зачем нужны запятые?

На письме без запятых обойтись нельзя. Это самые часто употребляемые знаки препина­ния. Они находятся внутри предложения и выполняют разделительную и выделительную функции. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а также использоваться для выделения обособленных членов или слов, грамматически не связанных с предложением (вводных конструкций, обращений).

Алгоритм выполнения задания:

1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или бессоюзным сложным:

· если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами;

· если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нём можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов.

2) подставьте в БСП подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

· союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК свидетельствуют о том, что вторая часть БСП указывает на причину двоеточие ;

· союз А ИМЕННО свидетельствуют о том, что вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. Поэтому в БСП ставится двоеточие ;

· союз КОГДА свидетельствует о том, что вторая часть БСП указывает на время тире ;

· союз ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ свидетельствуют о том, что вторая часть БСП указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире ;

· союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что вторая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире ;

· союза А, НО свидетельствуют о том, что вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой. Поэтому в БСП ставится тире .

Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. (см. условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, § 44). Ср. попарно приводимые предложения:

Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания);

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). - Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

При равноправных смысловых отношениях между обеими частями они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.


1. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, если во второй из них содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М.Г.); Дунул ветер - всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице - человека не встретишь (Ш.); Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].


2. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а): Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет - не умеет взять иголку; ее бранят - она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс - пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Л.); Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов - он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л.Т.); Косили версту - выкосили грош (М.Г.); Ввысь взлетает Сокол - жмётся уж к земле (М.Г.); Брался Пика за шитво - нитки путались и рвались; садился в шашки играть - проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта - это шёл строитель (Горб.); Он гость - я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат - нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его - раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку - свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают - трусливые погибают (посл.); Лето припасает - зима поедает (посл.); Была не была - пойду; Стучи не стучи - не отворят; Плачь не плачь - потерянного не воротишь; Умру - не скажу.


3. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю - мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в летники пошёл - пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры - они вспыхнули (Поп.); Наше жильё - нам и беречь; Ставят самовар в сенцах - запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули - можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян - ломайте дверь.

Примечания:

1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире ставится запятая: …Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Тире ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ): Победим - каменный дом построишь (А.Т.); Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд - все двигались вперёд; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут - руками не машут (посл.).


5. Тире ставится, если первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (П.); Пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку (Л.) - совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано - сделано (Т.); Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех - не проси милости (Ч.); На глаз поверишь - криво отмеришь (М.Г.); Не будут отдавать - выкради! (М.Г.);

…Меньше знаешь - крепче спишь (М.Г.); Ругаться будут - не бойся (Гл.); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано - повезёшь (А.Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Глубже пахать - больше хлеба видать; Смерти бояться - на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто): …Посмотрит - рублём подарит (Н.).


7. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко - неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит - она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается - надо убежать (М.Г.); …Слышит - за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - мед ведь человека задрал (Арб.); Слышу - опять стонет (Па- уст.); Движение приостановлено, будем надеяться - ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали - будут встречать; Они знали - будет буря; Отстань, не видишь - я занят.


8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ - так его воспитал фронт (Вор.); Идти вперёд или погибнуть - так стоял вопрос перед партизанским отрядом; Кривые улицы, маленькие деревянные дома - такой была значительная часть Москвы в начале XX века.

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире: Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, - так дальше продолжаться не может (газ.) (см. § 46, п. 2).


9. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа - дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души - вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально - это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода - это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались - эта мысль ошеломила обоих (Гран.) .

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между обеими частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и тире (см. § 46, п. 1).

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, - от него, собственно, и начался город (Ф.).

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Чехов); Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Фадеев); Еще выстрел - кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (Шукшин);

2) если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ), например: Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Лермонтов); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гончаров); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты, народ вооружается и идет громить врагов - они выгодно поставляют сукна, провиант (Герцен); На дворе палил летний зной - в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (Бунин); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Паустовский); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Неверов); Смелые побеждают - трусливые погибают (пословица);

3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда ), например: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (Фадеев); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажег шнуры - они вспыхнули (Попов).

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец... (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен... (Достоевский).

4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ), например: Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришвин); Обветренное лицо горит, а закроешь глаза - вся земля так и поплывёт под ногами (Бунин); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед - все двигались вперед; покажет назад - все медленно пятились назад (Катаев); Красивый парень. Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик - учитель (Шукшин); Пашню пашут - руками не машут (пословица);

5) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если , когда в значении «если», например: Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (Пушкин); Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Тургенев); Пропади ты совсем - плакать о тебе не будем (Чехов); Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Ругаться будут - не бойся (Гладков); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова). Ср. пословицы: Назвался груздем - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Лес рубят - щепки летят; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Смерти бояться - на свете не жить и др.;

6) если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто), например: Молвит слово - соловей поет (Лермонтов); ...Посмотрит - рублем подарит (Некрасов);

7) если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта, например: Овца же говорит - она всю ночь спала (Крылов); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук - и в природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (Катаев); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - медведь человека задрал (Арбузов); Кто-то скребется, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушается она меня; Ты позвони в квартиру, бабушка спросит - кто, назовись;

8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это , которое может быть в самом предложении, например: На стене ни одного образа - дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально - это бросилось Клебе в глаза (Федин); Идет большая вода - это всего интереснее (Горбатов).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Приказ есть приказ - так его воспитал фронт (Воробьев); Кривые улицы, маленькие деревянные дома - такой была Москва в начале века.

Иногда перед тире как авторский знак возможна постановка запятой, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, - это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это все равно получится скверно, фальшиво (А.Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, - это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, - это показалось мне странным (Каверин).

Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т.д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодежь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодежь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх