Фразы-шаблоны для исследовательской работы. Фундаментальные исследования Статье приведены результаты исследовательских работ

1

В настоящей работе представлен анализ результатов исследования, посвященного изучению влияния исследовательской деятельности учащихся на повышение учебной мотивации при изучении химии. Актуальность исследования несомненна и находит свое подтверждение в общеизвестном факте: высокая учебная мотивация – важнейшее условие качества образования. Перед современной школой стоят важные задачи, решение которых связано с новым подходом к организации воздействия на личность ученика. Необходимо не просто прививать учащимся некоторую сумму знаний, а параллельно формировать у них познавательную и учебную мотивацию, способы усвоения учебного материала, развивая познавательные способности учащихся и их творческий потенциал. Во многом это определяется особенностями учебно-воспитательного процесса в школе и использованием инновационных педагогических технологий, а также качеством работы педагогического коллектива школы. Итак, в статье приведены результаты эмпирического исследования, в котором было установлено, что использование исследовательской деятельности в учебном процессе способствует повышению школьной мотивации, развивая познавательные мотивы и мотивы самореализации. Таким образом, мы констатируем, что высокий уровень мотивации необходим для достижения успеха в учебе и общей успешности деятельности школьника.

мотивация учебной деятельности; школьная мотивация; учебно-исследовательская деятельность школьников; научно-исследовательская деятельность

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М.: АСТ-Пресс, 2002.-460с.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2002. – С. 41–42.

3. Вайсман Р.С. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов Текст. // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1974. – № 2. – С. 39–41.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2005.

5. Коблева А.Л. Роль свойств субъекта в формировании и становлении структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. –2013. – № 1. – С. 195–203.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.

7. Маркова С.Н. Изучение учебной мотивации. – М.: Наука, 2004. – 395 с.

8. Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.

Актуальность исследования обусловлена модернизацией современного образования, ориентированного на создание условий для развития успешной личности ученика в образовательном процессе. Полагаем, что одним из основных принципов такого подхода к образованию является ориентация образовательного процесса на развитие мотивации учащихся. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Так, в работах А.А. Реан выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей .

Все вышеизложенное привело нас к четкому осознанию необходимости включения старшеклассников в исследовательскую деятельность, что дает им возможность проявить свои способности, способствует активности ученика и его положительной установке на образовательный процесс.

Рассмотрение процесса формирования учебной мотивации старшеклассника посредством включения его в исследовательскую деятельность является педагогической проблемой, что определяет необходимость ее анализа с позиции педагогической науки.

Проблема школьной мотивации - одна из самых сложных в современном образовании. Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования задает формирование познавательного интереса учебной деятельности и готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Большое внимание уделяется активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также построению учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностях учащихся.

Несмотря на большое число исследований проблемы мотивации обучения, широко представленных в работах Л.И. Божович (1969), А.М. Василькова и С.С. Иванова (1997), М.В. Вовчик-Блакитной (1983), О.С. Гребенюк (1983), Е.П. Ильина (2003), М.В. Матюхиной (1984), В.Э. Мильман (1987), А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова (1990), Ф.М. Рахматуллиной (1981), А.А. Реана (1990) и много их других, мы полагаем, что очень мало изучена связь успеваемости с мотивами учебной деятельности.

Вопросы мотивации учебной деятельности были затронуты еще в работе Р.С. Вайсмана в 1971 году, где была изучена связь успеваемости и научных интересов студентов с мотивами учебной деятельности .

Очевидно, на сегодняшний день эта проблема остается такой же актуальной. В отечественной психологии вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Мотивы учебной деятельности у старшеклассников существенно отличаются от таковых у учащихся подросткового возраста в связи с предстоящим выбором профессиональной деятельности. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то в период ранней юности старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им необходимы для поступления в ВУЗ. Как показывает практика, основным мотивом учебной деятельности выпускника является необходимость углубленного изучения именно тех предметов, которые определяют дальнейшую успешность в выбранной профессии. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям .

Все вышеизложенное обусловило тему нашего исследования, которое проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя среди учащихся 9 классов.

В процессе изучения проблемы мотивации учебной деятельности и развития научно-познавательных интересов школьников мы предложили развивать навыки научно-исследовательской деятельности в школе. Учебно-исследовательская деятельность обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным, национально значимым и научным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта второго поколения.

Среди учащихся девятых классов нами были отобраны школьники, которые считают, что в современной школе учащиеся должны заниматься исследовательской деятельностью, хотели бы заниматься, им необходима помощь в обучении исследовательскими методами и считают необходимость введения факультативов по овладению учащимися навыками научно-исследовательской деятельности. Из них были составлены две группы - экспериментальная и контрольная таким образом, чтобы на начало формирующего эксперимента эти группы были эквивалентны по сравниваемым показателям (мотивации, успеваемости).

Далее со школьниками экспериментальной группы была реализована разработанная нами программа «Развитие навыков научно-исследовательской деятельности по химии», по окончании которой мы вновь продиагностировали участников по всем исследуемым показателям.

Статистический анализ различий в распределении по уровням успеваемости старшеклассников экспериментальной и контрольной группы показал значимость полученных различий на уровне достоверности 0,01. Значит, по мнению старшеклассников, они стали учиться лучше - уменьшилось число ответов «на хорошо и удовлетворительно» (с 45,5 до 31,8 % опрошенных).

Изменилось отношение к химии. Снизилось количество выборов, говорящих о внешней привлекательности предмета и увеличилось число выборов, свидетельствующих о более глубоком интересе к предмету, возросла доля самостоятельности.

Возросло также знание научных методов исследования и владение ими: эксперимент освоили 81,8 % испытуемых (22,7 % - 1 срез), а наблюдение - 90,9 % (при первом опросе - 18,2 %).

Следует отметить, что после реализации формирующего эксперимента не все испытуемые экспериментальной группы хотели бы и в дальнейшем заниматься исследовательской деятельностью в школе (9,1 % ответили отрицательно), однако в том, что такая возможность школьникам должна быть предоставлена, уверены все.

Интересен также и тот факт, что у старшеклассников экспериментальной группы возрос интерес к занятиям исследовательской деятельностью не только по химии, но и по другим школьным предметам, таким как биология, физика, история, литература, английский язык и даже обществознание. Более того, учащиеся экспериментальной группы стали более осмысленно воспринимать происходящее на уроках, то есть на вопрос о том, используют ли учителя элементы исследовательской деятельности на уроках, отсутствуют отрицательные ответы.

Сократилось почти вчетверо число школьников, кому необходима помощь в обу-чении исследовательским методам - с 86,4 до 22,7 % опрошенных. Но даже те старшеклассники, которые ответили утвердительно на вопрос о помощи, поясняли, что им нужны советы, консультации, возможность с кем-то компетентным обсудить планы, ход исследования и результаты, то есть не столько помощь сколько руководство.

Изменилось также мнение участников формирующего эксперимента и по поводу необходимости введения факультативов по овладению навыками исследовательской деятельности: 86,4 % ответили «да» (1 срез 62,8 %), не осталось ни одного сомневающегося, те же 13,6 % опрошенных, кто ответил «нет», поясняли, что специальных факультативов не надо - достаточно того, чтобы у школьников был выбор, вести ли им такую работу по химии, физике, биологии или другому предмету. Например, был такой ответ «была бы возможность в отведенное дополнительное время работать в творческих группах по любимому предмету».

Рассмотрим, каким образом использование исследовательской деятельности повлияло на успеваемость в целом и на успеваемость по химии в частности.

В экспериментальной группе после проведения экспериментальной работы снизилось количество старшеклассников, имеющих тройки. Однако данные различия, как показал статистический анализ с помощью c2-критерия на уровне достоверности 0,05 (эмпирическое значение критерия «хи-квадрат» в обоих случаях не превосходит критическое, равное 5,99), не являются значимыми.

Несколько иная ситуация с успеваемостью по химии. Число старшеклассников, имеющих оценки «удовлетворительно» по химии, сократилось вдвое. Данные различия являются статистически значимыми (эмпирическое значение критерия «хи-квадрат» в обоих случаях превосходит критическое, равное 5,99).

Полученные результаты говорят о том, что разработанная и апробированная нами программа по развитию навыков развития исследовательской деятельности старшеклассников действительно способствует повышению успеваемости и повышает интерес к данному предмету.

Для изучения школьной мотивации использовалась адаптированная методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников .

Цель данной методики - выявить уровень мотивации учащегося. Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации учащегося - то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника: престижность учебы в классе и семье; познавательные интересы; мотивация достижения; мотив социального одобрения (одноклассниками, педагогами, родителями); боязнь наказания со стороны школы и семьи; осознание социальной необходимости; мотив общения; внеучебная школьная мотивация; мотив самореализации, влияние одноклассников, семьи, школы. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата по группам. Исходя из типа мотивации, преобладающего у детей, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные механизмы. Результаты данного исследования представлены на рисунке.

Анализируя мотивационные профили контрольной и экспериментальной группы в первичном и повторном тестировании, можно заметить, что по семи мотивационным показателям произошло увеличение, по одному - снижение. Однако статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента показал значимость различий только по двум показателям: по познавательной мотивации и мотивации самореализации. Таким образом, использование исследовательской деятельности в учебном процессе способствует повышению школьной мотивации, развивая познавательные мотивы и мотивы самореализации.

Высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в общей успешности деятельности школьника. Это подтверждает, что школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, принимают активное участие в различных научно-практических конференциях на различных уровнях. Учащиеся становятся дипломантами и победителями: фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, Балтийского научно-инженерного конкурса, межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи-будущее науки», соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников, краевой научно-практической конференции «В науку первые шаги». В условиях современного образовательного процесса учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из актуальных направлений его развития и совершенствования. Мотивация данного вида деятельности становится одной из самых важных профессионально-педагогических задач.

Мотивационные профили старшеклассников контрольной и экспериментальной группы

Рецензенты:

Шумакова А.В., д.п.н., заведующая кафедрой общей педагогики, дошкольного и начального, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь;

Лобейко Ю.А., д.п.н., профессор, декан факультета последипломного образования, Педагогический институт СКФУ, г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 22.04.2013.

Библиографическая ссылка

Кравцова Е.Ю. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 740-743;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31585 (дата обращения: 02.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Олеся Хисаметдиновна Ильясова,

учитель химии, биологии

МКОУ «Саринская СОШ», с.Сары.

Проектная и исследовательская деятельность школьников (из опыта работы)

Современный социальный заказ к системе образования направлен на исследовательскую деятельность как важнейший ресурс личности. Реализация исследовательского подхода в обучении поможет достичь нового качества образовательных результатов современных выпускников. Именно на новое качество образования делается акцент внедрением ФГОС. Это связано с процессами глобализации, модернизации, информатизации, научными открытиями и быстрым обновлением информации. Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, осуществлять самоанализ и самооценку – то есть овладение универсальными способами деятельности и технологиями, которые им пригодятся в будущем.

Исследовательская форма работы дополняет учебно-познавательный процесс новыми способами получения и представления информации.

Учебно-исследовательская деятельность понимается как форма организации образовательного процесса, в которой учащиеся сами овладевают способами решения проблем в процессе самостоятельного познания, организованного и направляемого педагогом, решают творческие, исследовательские задачи. Учебно-исследовательская деятельность ориентирует на решение учащимися учебных проблем, которые уже разработаны наукой .

Знакомясь с материалами, представленными педагогами (статьи, проекты, исследовательские работы учащихся, работы НОУ), можно сделать вывод о том, что в настоящее время организацией исследовательской и проектной деятельности учащихся занимаются педагоги всех регионов нашей страны. Кроме того исследовательская деятельность учащихся сама по себе не нова в обучении, однако немного изменились требования к оформлению и содержанию самих работ. Особое внимание авторы статей уделяют рассмотрению проблемы создания эффективных условий для организации исследовательского и проектного обучения. Для организации качественной исследовательской и проектной деятельности учащихся важным условием является владение необходимыми компетенциями самим педагогом. Что особо актуально для начинающих педагогов.

В своей статье привожу результаты и анализ работы в течение первого года использования проектной деятельности на уроках химии, биологии и внеурочное время. Вместе с учащимися мы проводили исследования как практического, так и теоретического характера.

Исследовательская деятельность, как известно, представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы,

2) формулирование цели и задач исследования,

3) теоретические исследования,

4) экспериментальные исследования,

5) анализ и оформление научных исследований,

6) внедрение и эффективность научных исследований,

7) публичное представление работы.

Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы – очень важный этап, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. В то же время понятно, что чем меньше слов в названии темы, тем она шире, охватывает более широкое поле деятельности (изготовление красок). И наоборот, – чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более узкую область (изготовление красок на основе натуральных красителей).

Требования к теме научно-исследовательской работы:

    актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);

    научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);

    проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);

    точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);

    оригинальность (тема не должна быть шаблонной).

Следующий этап связан с выработкой структуры оформления содержания исследовательской работы. При этом необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят: титульный лист; содержание; перечень условных обозначений (при необходимости); введение; основная часть; заключение; библиография (список литературы) .

На начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникли определенные трудности: на первом этапе встала проблема неумения учащихся работать с информационными источниками. Достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет. Кроме того работа с литературой для учащихся менее привлекательна, нежели экспериментальная часть. Требуется определенное время, чтобы привить навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы в реферате, учится делать ссылки на использованные работы. Лучше с теоретической частью справлялись старшеклассники. Учащимся 7-8 классов требовалось больше времени и помощи со стороны педагога. Здесь большую помощь нам оказало то, что ребята занимались в химико-биологическом кружке, либо приходили для дополнительных консультаций, поэтому времени на подготовку проектов было достаточно.

Большое значение имеют базовые знания учащихся. Для того чтобы сразу включиться в проектно-исследовательскую деятельность, ребенок должен иметь определенный багаж знаний по этому предмету, особенно это важно для экспериментальных наук – химии, биологии, физики и др. Поэтому большим плюсом в этом плане становятся пропедевтические курсы.

Работу нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. Ребята, выступавшие впервые, даже перед одноклассниками порой терялись при возникновении вопросов у учащихся. Поэтому для удачного представления работы необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Материально-техническая база образовательного учреждения, особенно небольшого населенного пункта, часто не удовлетворяет требованиям исследовательской деятельности (отсутствие реактивов, специального оборудования и т.п.), поэтому от некоторых проектов нам пришлось отказаться, либо выбирать исследования с менее насыщенной экспериментальной частью. В решении данного вопроса может помочь связь с другими более оснащенными образовательными учреждениями (лицеи, научные общества учащихся при вузах и т.п.). Кроме того, это бесценный обмен опытом, расширение кругозора учащихся, выход исследовательской деятельности за пределы школы, также это может стать эффективной профориентационной работой.

Для повышения интереса к проектной деятельности мы привлекали учащихся старшего звена: проводился опрос «Что ты знаешь о вреде сигарет?», на предмет употребления алкогольных напитков, сигарет (анонимно). После исследований ребята с проектами выступали на классных часах в рамках недели здоровья.

Также весьма интересным стал проект «История темперных красок и их изготовление», в котором проводился сравнительный анализ красок из натуральных красителей и искусственных лакокрасочных изделий. В практической части этого проекта ученица изготовила несколько красок различных цветов и предложила воспользоваться ими другим учащимся, которые давали свою оценку краскам.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трёх уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика исследований при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а сама работа представляет собой поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень помимо умения работать с первоисточниками предполагает также проведение экспериментов, накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в её разработке, т.е. логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Дальнейшая работа будет направлена на повышение заинтересованности учеников в исследовательской деятельности. Зачем заниматься научной работой учащимся? Этим вопросом, вероятно, задаются многие педагоги, учащиеся.

Во-первых, научная работа наилучшим образом демонстрирует связь между теорией и практикой; во-вторых, развивает логику, интуицию, чёткость и последовательность мышления, речевые навыки; в-третьих, даёт шанс проявить себя талантливым детям; в-четвёртых, формирует умения, которые могут быть применены в реальной жизни.

Исследовательская работа школьников – первый шаг к получению качественно нового образования. Однако для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо решение многих вопросов и создание условий для организации исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике.

Список литературы:

    Ахрамович М.И. Условия организации исследовательской деятельности школьников //

    Богуш Н.Ф. Место и роль исследовательской деятельности учащихся в изучении учебного предмета «химия» (из опыта работы) // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.

    Волочко А.М. Основные характеристики научно-исследовательской работы учащихся // От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.

    Гостев А.Г., Лебедев М.В. Научное общество учащихся в лицее: современные представления и факторы развития. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2001 .

Разделы: Внеклассная работа

Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности.

Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Что такое исследовательская деятельность школьников?

Это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, по принятым в науке традициям:

  1. постановка проблемы;
  2. изучение теории, посвященной данной проблематике;
  3. подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  5. научный комментарий;
  6. собственные выводы.

Любое исследование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой его проведения.

Как можно классифицировать работы учащихся, выполненные в результате проектной деятельности.

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников; информации, полученной у людей в результате бесед; данных разных источников, предполагающих сопоставление.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке, и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Какие способы деятельности станут, доступны детям.

В процессе совместной работы детей и взрослых создаются условия для формирования следующих элементов проектной деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагания и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулирование предположения, обоснованный выбор способа или метода, траектории деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • поисковые: нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление и интерпретация полученных результатов.

Что является учебным результатом проектной деятельности:

  1. опыт проектирования учащимися деятельности для решения выявленных исследованиями экологических проблем;
  2. опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем;
  3. разработка стратегии по предотвращению ухудшений и улучшению состояния окружающей среды.

В проекте на каждом этапе предлагаются задания, связанные с реализацией конкретной практической деятельности, с предоставлением населению полученной в ходе исследований информации, с организацией активных действий для улучшения состояния водных объектов.

Чем является учебный проект для учащегося.

Это возможность максимального развития своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить знания, принести пользу, публично представить достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение актуальной и интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, когда результат носит практический характер и имеет важное прикладное значение.

Презентация результатов исследовательской деятельности.

Презентация результатов – очень ответственная часть проекта. Можно блестяще подать не очень весомые сведения, а можно свести на нет итог работы, не представив должным образом интересные данные, сделав плохой доклад.

Подготовка к защите результатов проектной деятельности включает в себя:

  1. оформление стендов, так называемая стендовая презентация (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
  2. подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути ее решения, применяя наглядные средства – слайды, видеофильмы и другие технические средства);
  3. создание специальной папки документов («портфолио»), в которой максимально полно и доказательно представлены ход и логика работы над проектом.

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участников проекта, вызвать их любопытство, интерес, творчество.

При защите результатов собственной деятельности учащиеся демонстрируют:

  1. знание содержание проблемы;
  2. умение компетентно представить разработанный вариант ее решения;
  3. умение представить результаты проделанной практической деятельности, показать изменения в состоянии окружающей среды и сознании населения;
  4. аргументировано и четко, отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию, и принимать критику, которая должна стать фактором дальнейшего развития проекта.

Особенности оформления результатов исследовательской деятельности.

При подготовке своих материалов к презентации любого вида (выступление на конференции, публикация статьи, оформление материалов для участия в конкурсе и т.д.) следует руководствоваться некоторыми правилами. Вот некоторые из них.

Построение текста требует последовательного отражения таких этапов работы, как выявление и оценка существующей проблемной ситуации, целеполагания, постановка задач исследования, выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования, представление полученных результатов в виде обработанной первичной информации (таблицы, графики, схемы и т. д.), анализ и обобщение этих результатов, выводы.

При большом объеме полученной информации бывает трудно оформить экспериментальные данные сжато, на 3-5 страницах текста, как это часто требуется для презентации. В этом случае нужно постараться сгруппировать все результаты по логическим блокам, свести в таблицы или графики, выделить самые важные результаты, обозначить закономерности, а остальные представить в обобщенном виде или оформить в виде приложений.

Вряд ли ваше исследование может быть быстро завершено. Как правило, процесс работы над проектом порождает новые идеи, реализация которых может потребовать значительных ресурсов и времени. Это естественный процесс, так и должно быть. Ваша задача – не откладывать в связи с новыми обстоятельствами оформление отчета, а сделать небольшую остановку, «чтобы отдышаться» и «оглядеться». Ограничьтесь теми результатами, которые уже получены по наиболее продвинувшемуся направлению работы, обобщите их. Можете оставить незавершенный этап для дальнейшей работы как задел. Будет даже хорошо, если в конце вашего отчета по проекту будет план дальнейшего развития проекта.

Критерии оценивания результатов.

Критериями при оценке выступлений ребят по результатам исследовательской работы являются:

  1. научность (корректность применения терминов, использование методик, обеспечивающих достоверные результаты и т. д.);
  2. неординарность (реализация оригинальных идей и т. д.);
  3. самостоятельность (учитель является только консультантом, «ведущим мастером»);
  4. культура представления (язык, манеры, доходчивость изложения, наглядность, качество оформления);
  5. аргументированность выводов;
  6. ссылки на литературные источники.

Что подлежит оцениванию?

Положительной оценке достоин любой уровень достигнутых результатов. Оцениванию подлежит:

  1. значимость проблемы, на решение которой направлен проект;
  2. комплексность, полнота и объем проведенных исследований;
  3. соответствие проекта заявленной теме, глубина проработки проблемы;
  4. степень творческого участия школьников в проведении исследований;
  5. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  6. практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений, навыков;
  7. количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  8. степень осмысления использованной информации;
  9. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  10. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  11. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  12. уровень организации и проведения презентации;
  13. владение рефлексией;
  14. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  15. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Приветствуются работы, в которых сопоставлены результаты собственных исследований, и данные, полученные другими коллективами школьников, студентов, ученых, проведено сравнительное изучение методов, используемых в разных исследовательских группах.

Основное содержание выступления должно отражать суть, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Учащийся – исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

2. Примерный план публичного выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»

«Уважаемый председатель (ведущий) конференции!

Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (Ф.И., класс, и т.д.)

«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...класса, школы (гимназии, лицея...) №..., города....»

3. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мною исследования в области...»

4. Название темы

«Название темы»

5.Актуальность

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения

«Цель моего исследования – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

7. Кратко о новых результатах исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые результаты:

  1. получены новые знания следующего характера:...,
  2. выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,
  3. определены новые проблемы (задачи)»

8. Выводы по результатам исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1..., 2..., 3...»

9. Кратко о дальнейших шагах по этой теме

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1..., 2...»

10. Благодарность за внимание

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

11. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

А) Мой ответ...

Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

3. О форме публичного выступления

Успех учащегося – исследователя на конференции во многом зависит от формы. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

4. Факторы, влияющие на успех выступления

До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе дискуссии.

Внешний вид докладчика

  • Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
  • Прическа – аккуратная.
  • Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
  • Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
  • Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.

Речь

  • Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
  • Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
  • Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
  • Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Демонстрационный материал

  • Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.

Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть место для размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы предметов или проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

Как пример, описание методики проведения одной из работ выполняемой учениками нашей школы.

Исследование экологической структуры водного биоценоза и морфофизиологических особенностей гидробионтов в связи с условиями их обитания.

Цель работы: познакомиться с видовым составом водной фауны: выявить черты приспособленности животных к водному образу жизни и особенности строения разных экологических групп.

Материалы и оборудование: А) для полевых исследований: гидробиологический сачок, планктонная сетка, лодка и дночерпатель (если таковые отсутствуют, возможно, собирать донных животных гидробиологическим сачком), пинцеты, большие фотографические кюветы (2-3 шт.), 2-3-литровые банки с марлевыми крышками (4-5 шт.), веревка (10 м), ведро, полевые определители водных животных. Б) для камеральных исследований: микроскоп, предметные и покровные стекла, препоравальные иглы, пинцеты.

Гидробионтов – обитателей водной среды – принято подразделять как минимум на три экологические группы: планктонные организмы – одноклеточные и многоклеточные животные и растения мелких размеров (водоросли, простейшие, некоторые мелкие черви, личинки некоторых гидробионтов и др.), свободно плавающие в толще воды и не способные к активному передвижению (совершают лишь вертикальные миграции и не могут противостоять даже слабым течениям, волнам и т.д.); нектонные организмы – обитатели толщи воды, способные к активному передвижению (рыбы, водные млекопитающие, некоторые беспозвоночные); бентосные организмы – обитатели дна (личинки амфибиотических насекомых, ракообразные, некоторые позвоночные животные). Все эти экологические группы имеют характерные черты приспособленности к своей среде обитания.

Ход работы

Полевые исследования:

  1. Выбрать участок водоема, записать исходные данные в дневнике.
  2. Используя гидробиологический сачок, плавно проводя им под водой вблизи водной растительности, собрать водных нектонных животных. Улов выложить в фотокювету и рассмотреть, помещая некоторых животных в банку с водой.
  3. Используя тот же сачок или лодку и дночерпатель, добыть животных – обитателей дна (бентос). Дночерпатель опускают на тросе (веревке) с лодки, измеряя при этом глубину. Если используют сачок, то им водят по поверхности дна, собирая вместе с илом бентосных организмов. Улов помешают в фотокювету и тщательно разбирают. Некоторых животных помещают в банку с водой.
  4. Процедив через планктонную сетку 10 ведер воды, собрать планктон, который поместить с частью воды в отдельную банку.
  5. Рассматривая внешнее строение каждой экологической группы, выявить черты приспособленности к среде их обитания.
  6. Зарисовать в рабочих тетрадях представителей каждой экологической группы.
  7. Провести наблюдения за передвижением, дыханием и питанием гидробионтов. Результаты наблюдений занести в полевой дневник.

Камеральные исследования:

  1. Рассмотреть и определить планктонные организмы под микроскопом, приготовив микропрепараты. Зарисовать типичных представителей.
  2. Составить несколько цепей питания водного биоценоза.
  3. Определить процентное соотношение зоопланктона и фитопланктона в пробе.
  4. Сделать общий вывод.

Приложения к работе:

1) Экологический марафон «Чистая вода – для всех!» (Приложение 1);

2) Ресурсный психотренинг «Дом моей души» (Приложение 2);

3) Ролевая игра «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни» (

«ОБСУЖДЕНИЕ результатов»

Следующим после «Результатов исследования» структурным разделом научной статьи, который только ей и присущ, является «Обсуждение результатов». Оно входит в размер статьи, что может привести к его превышению, поэтому «Обсуждение результатов» должны быть, как можно короче. Основное его содержание, обычно, посвящено тематической интерпретации представленных результатов исследования. Причем, такой, которая убедительно доказывает (логически объясняет) факт устранения актуальной проблемы, в виде устранения ее причин и негативных последствий. Неадекватная интерпретация экспериментального материала, в принципе, не позволит логически обосновать это доказательство, а значит читатель статьи так и не поймет, была ли достигнута поставленная научная цель и удалось ли устранить актуальную проблему вместе с ее причинами и последствиями.

Перед тем, как приступить к написанию этого теоретического раздела статьи, целесообразно внимательно ознакомиться с его содержанием в других статьях журнала, где вы предполагаете опубликоваться. Таким способом можно повысить информационное качество соответствующих сведений, что будет способствовать их опубликованию. Наличие или отсутствие, для этого раздела, отдельного заглавия определяется требованиями редакции.

В рамках редакторского ограничения объема статьи, раздел «Обсуждение результатов» может быть наибольшим, а по своему содержанию самым интересным. Это объясняется тем, что в нем представлена авторская интерпретация полученных результатов, а также их сравнительный анализ и логическая взаимосвязь с работами других ученых, которые занимались похожей проблемой. Используя эти сведения автор статьи приводит аргументацию, подтверждающую решение поставленных задач, достижение научной цели и устранения актуальной проблемы, представленных во «Введении». Такая аргументация предполагает, прежде всего, объяснение, каким образом приведенные результаты устраняют причины (негативные последствия) актуальной проблемы, путем решения соответствующих научных задач. В «Обсуждении результатов» излагается авторский взгляд на свой экспериментальный материал и анализируется его научная значимость, по отношению к рассмотренной проблеме. Благодаря такому анализу, доказывается адекватность примененного научного подхода и достоверность полученных результатов. Автор объясняет логичность выявленных взаимосвязей между изучаемыми показателями и обосновывает, таким способом, успешность устранения существующих актуальных причин и негативных последствий рассматриваемой проблемы. При этом, обсуждается соответствие полученных данных и их интерпретации научным материалам других ученых (прежде всего, известных), которые занимались похожей тематикой. Такое обсуждение направлено на объяснение расхождений или совпадения во взглядах на адекватность поставленных научных задач, на эффективность методов их решения, на успешность достижения научной цели и устранения актуальной проблемы, как таковой. Но наиболее познавательно-значащим в «Обсуждении результатов» является или оригинальный методологический подход к изучаемой проблеме, или новая гипотеза, или теория, объясняющая ее особенности и позволяющая их прогнозировать. Авторские рассуждения по этому поводу могут стать информационным основанием для дальнейшего развития существующих или для создания новых научных направлений, как по рассмотренной тематике, так и по сопутствующим или, даже, абсолютно новым, а также для экспериментальной проверки сделанных теоретических выводов.

  • 1. на основании формулировок задач, представленных во «Введении», постройте логическую цепочку между их последовательным решением и устранением соответствующих причин и негативных последствий актуальной проблемы;
  • 2. проинтерпретируйте только те тематические показатели, которые свидетельствуют об успешном решении конкретных научных задач и объясните, каким образом они это обеспечивают;
  • 3. опираясь на это объяснение, логически обоснуйте факт достижения поставленной научной цели и устранение рассмотренной актуальной проблемы, как таковой. Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки главного вывода в разделе статьи «Выводы»;
  • 4. приведите результаты исследований других ученых, на основании которых это обоснование можно проинтерпретировано, в рамках вашего авторского подхода к устранению проблемы;
  • 5. сформулируйте этот подход, с использованием проведенной интерпретации, создав, таким образом, модель (гипотезу или теории) изученной проблемы (явления). Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки одного из промежуточных выводов в разделе статьи «Выводы»;
  • 6. на основании этой модели спрогнозируйте новые результаты и, если возможно, то подтвердите их (прямо или косвенно) экспериментальными данными других ученых;
  • 7. обобщите приведенный научный материал (собственный и из первоисточников) для обоснования адекватности реализованного подхода для устранения рассмотренной актуальной проблемы и других, аналогичных ей, наметив перспективы продолжения исследований по изучаемой тематике. Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки заключительного вывода в разделе статьи «Выводы».

В «Обсуждении результатов», соответствующие сведения должны предоставляться в той же последовательности, что и экспериментальные результаты в разделе «Результаты исследования». Причем, их, обязательно, нужно рассматривать, в первую очередь, с точки зрения решения поставленных научных задач по устранению соответствующих причин и негативных последствий, ранее сформулированных во «Введении». Такое рассмотрение должно продемонстрировать факт достижения научной цели и устранения актуальной проблемы. Для этого, сначала, каждый экспериментально полученный результат, связанный с решением конкретной научной задачи, интерпретируется, в рамках примененного терминологического базиса, с учетом целенаправленного тематического анализа существующих литературных первоисточников. Затем, с использованием той же терминологии, приводится логическое решение каждой научной задачи, в виде устранения конкретной причины и/или ее последствий. После чего, с помощью той же терминологии объясняется, каким образом была достигнута научная цель и устранена проблема и, какая от этого польза.

Типовое обсуждение результатов, обязательно, включает в себя целенаправленный краткий обзор проработанных первоисточников (приведенных в «Списке литературы» и по своему содержанию не дублированных во «Введении»), связанных с интерпретацией конкретных тематических показателей, представленных в «Результатах исследования». На основе этих библиографических материалов определяется степень соответствия авторской трактовки полученных данных существующим точкам зрения, в рамках разрабатываемой тематики. Это сопровождается адекватными научными комментариями с формулировками новых взглядов и научно-практических подходов, как к рассмотренной, так и к другим подобным проблемам. Авторская интерпретация представленных результатов может быть положена в основу создания новой гипотезы или теории, как в рамках рассмотренной тематике, так и в других тематических направлениях, прямо или косвенно с ней связанных. Их научная суть будет отражать адекватность, логичность и понятность приведенной интерпретации представленного экспериментального материала, с позиций достижения цели проведенного исследования и устранения актуальной проблемы. Эту информационную часть обсуждения читатель может использовать для ознакомления с существующими научными взглядами, как относительно известных, так и новых экспериментальных данных, представленных в статье. При желании, он может проработать приведенные первоисточники для детального изучения представленного в них материала.

В отличие от «Введения», где приводятся только обобщенные тематические сведения из проработанных научных первоисточников, литературно-обзорная часть «Обсуждения результатов» направлена только на работы других ученых, которые прямо или косвенно связаны с конкретными экспериментальными данными, представленными в статье. Причем, они, в авторской интерпретации, имеют непосредственное отношение к решению конкретных научных задач по достижению цели проведенного исследования. Изложение имеющихся литературных первоисточников при обсуждении авторских результатов должно быть логичным, последовательным и четко направленным на объяснение адекватности выбранной интерпретации экспериментальных данных (из «Результатов исследования») для достижения научной цели, сформулированной во «Введении». Если же полученные результаты имеют «экстравагантный» характер, то необходимо заручиться виртуальной поддержкой других ученых (в первую очередь, известных), точка зрения которых или совпадает, или близка, или, хотя бы, не противоречит авторской позиции. Это можно сделать, цитируя соответствующие высказывания, взятые из конкретных публикаций или ограничиться их подробным пересказом. Но цитаты или их пересказ следует приводить только в том случае, когда автор не нашел в первоисточниках никаких экспериментальных данных, подтверждающих адекватность авторских неординарных утверждений, умозаключений и др., примененных им для доказательства факта достижения цели своего исследования. Таким способом он может виртуально заручиться поддержкой научных авторитетов для обоснования правомерности своего научного подхода и интерпретации полученных данных на основе собственного терминологического базиса.

Информационное содержание библиографического обзора в «Обсуждении результатов» должно быть связано с комментариями по пунктам технологического плана изложения соответствующего материала. В этом литературном обзоре приводятся, в первую очередь, те сведения, которые, по мнению автора, подтверждают правильность использованной интерпретации и важны для доказательства факта устранения актуальной проблемы. Кроме того, в нем следует, также, рассмотреть материалы похожих исследований, но объясняющих полученные результаты с других позиций. При этом, надо постараться найти общность подхода к решению аналогичных научных задач, а также обсудить возможные причины существующих различий. В конечном счете, такое обсуждение должно убедить читателя в адекватности и правильности окончательных выводов статьи, в их авторской интерпретации. Представленные доказательства направлены, прежде всего, на объяснение логики достижения научной цели проведенного исследования, путем последовательного решения соответствующих научных задач по устранению причин и последствий актуальной проблемы. Содержания раздела «Обсуждение результатов» должно характеризовать эту логику, основываясь на выбранной интерпретации полученных экспериментальных данных, которая, по мнению автора, свидетельствует об устранении актуальной проблемы. Эта интерпретация должна учитывать научные сведения из литературных первоисточников, в отношении каждого из тематических показателей, фигурирующих в окончательных выводах. В этой связи, прежде всего, необходимо представить сведения из специализированных научных периодических изданий (журналов) за последние годы. При этом, желательно ссылаться на известных ученых, работавших с аналогичной проблематикой, и разделяющих (или, как минимум, не отрицающих) научные взгляды и подходы автора. В отношении тех ученых, прежде всего известных, которые имеют другую точку зрения, то о них целесообразно подробно говорить, только, если у автора и/или у его «единомышленников» (из «Списка литературы») имеются весомые аргументы в пользу своей правоты. В противном случае, лучше ограничиться обобщенным упоминанием об их существовании и вернуться к детальному обсуждению их научных взглядов, после замечаний рецензента статьи (если они будут). Только по его рекомендации, в связи с доработкой статьи, следует рассмотреть этот вопрос более подробно. При этом, для доказательства правомерности научного подхода автора и его интерпретации полученных результатов необходимо будет опираться на тех известных научных авторитетов, которые разделяют (не отрицают) авторскую точку зрения на рассматриваемую проблему.

При изложении «Обсуждения результатов» следует использовать термины и определения из описаний актуальной проблемы, причин и последствий ее существования, научной цели, задач и экспериментальных данных из «Введения», «Методики исследования» и «Результатов исследования». Кроме того, эти же термины и определения должны использоваться в формулировках соответствующих выводов в разделе «Выводы».

«Обсуждение результатов» желательно, чтобы не превышало =2.0 страниц формата «А-4», согласно ранее предложенным параметрам печати (см. подраздел 3.1 «Рекомендации для текстового представления результатов», с абзацами).

Представленные рекомендации для написания раздела научной статьи - «Обсуждение результатов» помогут студенту более эффективно интерпретировать свой экспериментальный материал и доказывать правомерность примененного подхода к достижению научной цели проведенного исследования. Такая интерпретация может быть положена в основу создания новой гипотезы или теории описания изучаемой проблемы Читатель может их использовать для построения свих теоретических подходов для решения аналогичных научных проблем и для проведения соответствующих экспериментальных проверок. Это будет способствовать формированию научного авторитета автора статьи, как теоретика, специализирующегося в конкретной научной тематике. Кроме того, знания особенностей создания информационно качественного «Обсуждения результатов» помогут студенту более эффективно прорабатывать соответствующий материал из других публикаций, адекватнее воспринимая их теоретическую направленность. Адекватное применение представленных рекомендаций повысит качество научной интерпретации результатов исследования и таким образом, увеличит шансы студенческой статьи (работы) быть опубликованной в профессиональном научном журнале. Представленные советы по созданию раздела «Обсуждение результатов» носят рекомендательный характер и могут быть творчески изменены ее автором, но, с учетом требований редакции журнала, где планируется опубликоваться.

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки - это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы - изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще - нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по...”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце - конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных - убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “...в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в... году”.

Вообще, при написании “Результатов...” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы - убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы. Выводы - это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы. Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации. Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать - дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций - лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх