Презентация на тему: "Методика подготовки к ГИА по русскому языку. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык

Сочинение

Аннушкин В. И. Иван Ильин, оторванный от России, писал: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия…» Представим эту мысль реально: вся Россия – в её языке! Но русский язык воспринимается общественным большинством либо как скучный свод грамматических правил, либо как не очень интересный школьный предмет. И мыслей, слов в защиту родного языка, свидетельств понимания роли Слова как инструмента творения современного мира, управления общественными процессами и всеми формами жизни не находим…

Язык – средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Для того чтобы понять, что такое язык – речь – слово для современного общества, надо осознать в полной мере классическое понимание Слова, лежащее в основе европейской философии жизни: «В начале было Слово…» Слово есть Бог. Бог есть Дух. Бог есть Любовь. И все эти категории отражены в нашем человеческом слове. Слово человеческое подобно Слову Божию (Св.Игнатий Брянчанинов). Словом творится мир. Однако человек греховен, и потому все наши ошибки, общественные и экономические нестроения так или иначе связаны с языком – и напротив: стоит отрегулировать, понять роль и значение Слова, как начнут устраиваться и все области общественного и личного бытия.

»Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем… (И.И.Срезневский). Сегодня это значит: народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. Придется ответить на вопрос: как мы, филологи, и наше общество в целом, понимаем: что такое язык – речь – слово в их обширном понимании, включающем и охватывающем все стороны жизни современного общества?

Включишь телевизор – там один язык (и, кстати, очень разный: редок серьезный разговор, в основном томящее дух развлечение); войдёшь в храм – и там услышишь современный молитвенный язык (молитвословие); выйдешь в парк – и услышишь, проходя мимо симпатично одетых молодых людей обоего пола, мирно звучащее… сквернословие. И всё это современный нам русский язык. Язык – это прежде всего тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах. Совокупность словесных текстов составляет науку словесности, но обозреть современную словесность – почти непосильная задача, ибо мы живём в огромном количестве текстов и неудобство нашей жизни связано прежде всего с колоссальными речевыми нагрузками, которые предлагает жизнь в новом информационном обществе. Однако все мы чувствуем, что живём в едином и вполне определённом мире мыслей, настроений, стиле, который формируется прежде всего языком.

Если заострить проблемы, взяв для анализа конкретные области общественно-речевого бытия, то они выглядят так: можно ли построить счастливую личную жизнь (читай: реализовать национальный проект демографии через построение здоровой семьи), если образцов хорошей семейной речи не представляет основной пропагандист современного вкуса – телевидение? Можно ли решить проблему построения эффективной экономики, если не выработан деловой язык документа (гнет вала документов – одна из отметин современного информационного общества), а риторическая этика как основа построения честных деловых, партнерских отношений стыдливо умалчивается? Можно ли создать благополучное существование, если язык большинства СМИ нарочито настроен на пессимистическо-критическое освоение действительности, что и выражается в соответствующем словесном стиле? Общество, дух которого по преимуществу упадочен, вульгарен, пошло-развлекателен (и всё это выражается именно в языке и Слове!) не может решить долгосрочные проблемы.

Вот несколько постулатов, которые, на мой взгляд, филологи обязаны внушать и отстаивать в общественном сознании:

1. Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни. Противоположная позиция, мол, мы только наблюдатели, а не творцы («язык сам знает, куда ему поворачиваться и не нам диктовать ему свои законы…») приводит к общественной пассивности и застою.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык…


Не любить его, - значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути. (По И. Ильину)




Одним из критериев правильного разбиения текста на абзацы является следующий: если из первых предложений каждого абзаца можно составить новый связный текст, то абзацы выделены верно. Проделайте эту работу и проверьте, правильно ли вы разбили текст на абзацы.


1 – й абзац: ____________________________ ____________________________ 2 – й абзац: _____________________________ _____________________________ ______________________________ 3 – й абзац: _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык… Не любить его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому- нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.


И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык… Не любить его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.




1 – й абзац: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 2 – й абзац: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 3 – й абзац: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________


* См. учебное пособие «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012». Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, С.15 и далее. Как вы думаете, какие фрагменты текста можно подвергнуть компрессии (сжатию)? Зарисуйте их в тексте карандашом. Какие способы сжатия из известных вам – исключение, слияние или замену – вы использовали в каждом абзаце?


И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.




Не любить его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину. А что есть человек без Родины? Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.


Выпишите слова, относящиеся к тематической группе «Русский язык и Россия». ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ Вспомните и запишите несколько пословиц о языке. ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________


Из каких слов текста можно составить синонимические ряды? Запишите их. ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ Какую роль играют в тексте эти синонимические ряды? Можно ли сказать, что они являются средством речевой выразительности? ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________


Какие слова в тексте имеют стилистическую окраску? С какой целью автор употребил их? Какую функцию выполняют эти слова? ____________________________________________ ____________________________________________ Можем ли мы подтвердить этими примерами тезис о том, что лексика текста «свидетельствует, о чём думают люди» (Г. Степанов)? ____________________________________________ ____________________________________________




И.А. Ильиным в его статье поднимается проблема, связанная со значением родного языка. По мнению автора, Россия своим гражданам преподнесла бесценный дар – великий русский язык. Понять подобное выражение не сложно: формирование языка происходило на протяжении многовековой истории существования страны и народа.

Следовательно, в нём не могли не отразиться и вся Россия, все её богатства, и открытость русской души. Автор трепетно и гордо подходит к констатированию того факта, что нашему языку доступно всё. Посредством русского языка мы можем заниматься выражением тончайших дуновений души, описанием явлений природы, дачей наименований всему, что существует. По мнению Ильина, язык наш обладает богатством звукового строя, музыкальностью, ритмической гибкостью. Как утверждает автор, язык, на котором общаются русские граждане, стал символом выражения «волевых решений …свершений», «…самобытного национального характера». Правильно считает автор, мы обязаны свой язык оберегать, так как не испытывать любви к языку - означает не любить собственную Родину.

И.А. Ильин прав и в том, что заботясь о благополучии Родины, гражданами обеспечивается гарантия охраны национального языка. По какой причине это происходит? Ответ кажется простым: также как и границы государства, целостность территории страны, общность власти в ней, законодательная база и традиции, связанные с культурой и историей народа, язык выступает в качестве неизменного признака государства. Именно ему удаётся сплотить нацию, ведь все её представители пишут и разговаривают, несмотря на диалекты, на едином языке, понятном для всех россиян. Сплочению нации способствуют также лучшие тексты художественного, публицистического, научного характера, при создании которых применялся этот язык. Им посчастливилось оказаться в золотом фонде национальной культуры. В этом плане русский язык обладает богатейшими традициями. Тема значения языка в истории затрагивалась многими писателями. Действительно, наш язык дал миру много, и миллионы людей говорят на нём, поэтому мы должны гордиться своим языком.

Обновлено: 2017-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Русский дом, Москва

Первый в мире памятник, посвященный русскому слову, установлен в Белгороде. Четырёхметровый монумент выполнен в виде бронзовой Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран текст Священного Писания. Памятник призван подчеркнуть святость русского языка и вековую связь нашего народа с Православием.

«И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало Божественных видений...
Это язык острой, режущей мысли. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества.

Это язык зрелого, самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык...

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его».
Так восторженно и метко говорил о русском языке Иван Александрович Ильин, русский философ XX века.

Сохранение Отечества, национального характера и родного языка - единственно верный путь процветания народа. Это утверждает теория, это подтверждают опыт, история и культура различных народов, в том числе народа русского.

Язык - душа нации, культурно-исторический фундамент любого народа. Русский язык не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие и достояние русского народа, отражающее теснейшую связь с православной духовной культурой и контактами русских с другими народами.
Россия создала свой особый язык, свою литературу и своё искусство. На этот язык как на родной отзываются все славяне мира. Он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки Христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам, живущим на территории России.

Русский язык - национальное достояние Российского государства!
Сегодня обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения речевой культуры. Где торжественность, выразительность и благозвучие русского языка? Сегодня русский язык захлестнул поток искажений, потеряно уважение к родному языку. Жаргон и площадная брань приобретают права литературного гражданства. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается её духовность, опошляется речь и, как следствие, мышление и поведение людей.
В русской культуре традиционно сложилось особое отношение к слову и произведениям классики. «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», - возглашают святые просветители Кирилл и Мефодий. Русский алфавит создавался как молитва, где слово напрямую было связано с Бо­гом. Аз, буки, веди - я буквы ведаю; глаголь, добро, есть - говорю (признаю): Добро (Бог) есть... Рцы, слово, твердо - говори слово твёрдо... В языке закрепилась даже связь семьи и государства. Родину мы называем матерью или Отчизной, Отечеством - страну отцов.

В последнее время кажется, что много говорится и делается для того, чтобы русский язык был сохранён. Достаточно назвать федеральную целевую программу «Русский язык», законопроект «О русском языке как государственном языке в Российской Федерации», Совет по русскому языку при правительстве РФ, Центр развития русского языка и прочая, и прочая, но это уровень науки, политики. Я же пишу эти строки как рядовой многомиллионный носитель и пользователь русского языка, который в снижении речевой культуры, в искажениях, в «американизмах» видит и чувствует неуважительное отношение к русскому народу, к его православной вере, к его истории и традициям. Для меня такое положение вещей - вмешательство в процесс общения русских, разрушение общности и соборности, присущих русскому человеку. Это нарушение языкового суверенитета русских и нарушение национальных интересов русских. Поэтому так остро стоит сейчас проблема развития, сохранения русского языка, защита его и борьба за его чистоту. Это поможет утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности нашего народа.

В государственной политике по сохранению русского языка первая и главная роль принадлежит школе. Изучать его нужно в национальном аспекте: искусство русского слова, русское красноречие, речевой этикет, связь с историей. Все мы знаем, что современный русский литературный язык является прямым преемником церковнославянского языка, – языка, созданного Кириллом и Мефодием в качестве общего литературного языка для всех славянских народов раннего средневековья, - языка высокой духовности и нравственности, языка, формировавшего «загадочную» русскую душу, русский характер. Поэтому хотелось бы, изучая русский язык, опираться на древнерусский язык, являющийся источником, питающим современный русский язык. Школьная программа должна предусмотреть исторические справки для понимания законов языка и отступлений от них, объяснения архаизмов, церковнославянизмов, сведения о развитии русского литературного языка, о его специфике. Ведь цель разговора и чтения - радость духовного рассуждения, умение глубоко осознать символ и смысл слова.

Язык - это средство связи поколений. Но современное словоупотребление молодых отнюдь не способствует связи и преемственности поколений, - как раз наоборот.
Воспитывающее значение русского языка неоценимо. Поэтому велика роль учителя, способного одухотворить, оживить написанное и передать это сокровище детям. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка - язык станет бездуховным, мёртвым, исчезнет с лица земли и русский народ!

Ирина Николаевна ИВАНЧЕНКО
газета "Соборная весть", №40, 2009

Рецензии

Тут с Вами нельзя не согласиться: русский язык действительно нуждается в защите. Мы с трепетом смотрим, как борются за сохранение русского языка так называемые "русскоязычные" в Украине, а оказывается, за его сохранение надо бороться в России. И еще вопрос, где ему грозит большая опасность?

Здравствуйте, Александр. Вы умный, думающий, образованный, гуманный человек, вы честный гражданин своей страны. Много ли таких людей у нас? Почему они молчат? Неужели и правда: наступили дни, эпоха, когда светлые силы не могут противостоять демоническим разрушениям духовной культуры? Во все времена, у всех цивилизованных народов, национальный язык являлся хранилищем духовного: науки, культуры. образования, искусства, литературы, поэзии. Что касается русского языка и классической русской художественной литературы и поэзии, то культурный мир признал их духовным и уникальным достижением чедовечества. Вы верно и искренне, с болью в душе, говорите о родном русском языке, родном не только для русского человека, но и всех народов России, понимая, в чём таится опасность утраты. Активное увлечение уличными вывесками и наименованиями товара, нелепыми названиями продукции, мороженого и конфет, организаций и учреждений, печатных изданий; бездумное отношение к культуре слова профессиональных работников на радио, телевидении, в печати, в театре, кино; активное распространение по миру словарей русской нецензурной лексики - анитязыка народа; сокращение количества учебных часов на изучение русского языка и литературы и в школе и в вузе при активном внедрении методик изучения иностранного языка; отсутствие требований к культуре устной и письменной речи учащихся и студентов; внедрение системы единого государственного экзамена в форме тестирования по курсу языка, литературы, истории,когда живая речь и мысль заменяются примитивной работой мысли с бланками задания; активная пропаганда американо-английской песенной музыки на радио и телевидении - всё это чужеродная, неестественная среда, в которой вырастает современное дитя и привыкает видеть и воспринимать чужеземную графику языка, чужую лексику как норму, как культуру. Так человек отлучается от родного; происходит чудовищное изменение самосознания народа. Но это и нужно тем, кто сеет семена так называемой свободы выбора, как образа жизни, так и языка общения. Эти агрономы и программисты глобализации сидят далеко за пределами России и Украины и понимают, что информационная борьба в мире - реальность. Но под каким же гипнозом находится наша интеллигенция, образованная и культурная часть общества? Да, руководитель, вдохновитель нужен, так было всегда, и неужели не пришло его время в любимой нами России? Успехов Вам, с уважением, Александр Цоколов. Будем писать и говорить правильно: на Украине. И никакой приказ нам не указ.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх