История великой любви: нефертари и рамзес ii. Рамсес II – великий Фараон, архитектор собственной славы

В предыдущей главе мы говорили о том, что в современном Египте и сейчас распространены браки между двоюродными братьями и сестрами. И эти браки приветствуются.
А вот у древних египтян дозволялся и приветствовался брак даже между родными братом и сестрой.
Практически все фараоны женились на своих сестрах. Это делалось для сохранения чистоты крови и недопустимости родственных связей с нецарствующими семьями. Вспомните царицу Хатшепсут, которая вышла замуж за своего брата по отцу, чтобы после его смерти стать фараоном.
Так же поступила через несколько веков всем известная египетская царица Клеопатра.
Отцом Клеопатры был Птолемей XII. Всего у него было шестеро детей: четыре дочери (Клеопатра VII была третьей по счету) и два сына, которые позже по очереди становились мужьями Клеопатры. Кстати, ее родителями были тоже родные брат и сестра - фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V.
Кто такие Птолемеи, почему они оказались царствующей династией в Египте?
Династия Птолемеев была основана военачальником Александра Македонского Птолемеем Первым, который после распада империи Александра стал править Египтом. Птолемей был не египтянином, а греком, но правящая династия должна была перенять все обычаи, царившие до них в Египте. Это как в пословице: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". А обычай был такой- жениться на своих сестрах и выходить замуж за своих братьев.
Согласно этим обычаям, восемнадцатилетняя Клеопатра должна была выйти замуж за своего родного брата, десятилетнего Птолемея XIII, и вместе с ним управлять Египтом.
Как говорилось ранее, браки между братьями и сестрами в Египте были нередки. Такие браки преследовали как имущественные, так и политические цели: опасались, что дочь фараона, выйдя замуж за нецарствующего мужа, увеличит число возможных претендентов на престол и раздробит территорию Египетского царства.
Религия тоже поддерживала и освящала эту традицию.
Осирис- главное божество египтян, являлся сыном Земли и Неба (Земля и Небо- тоже были братом и сестрой) и был одним из первых богов плодородия. Его женой была богиня Исида, тоже богиня плодородия, женственности, семьи, верности, воды и ветра. Семейная жизнь Исиды и Осириса являлась образцом супружеской преданности и верности. Для поддержания плодородия земли Осирис и Исида должны были соединяться. Слияние мужского и женского начал виделось древним египтянам символом мира и причиной возникновения новой жизни. Естественно, что оплодотворенная богом земля должна было дать начало росту растений.
Хотя Осирис и Исида были мужем и женой, но в то же время они были детьми бога Земли и богини Неба, то есть они являлись братом и сестрой. В свою очередь их родители Земля и Небо были связаны не только брачными узами, но и кровными: они тоже были братом и сестрой. Весь сонм египетских богов был связан как родственными, так и брачными узами. Естественно, что такие отношения для египтян были образцом для подражания, поэтому в своей земной жизни они старались им во всем подражать.
Немудрено, что фараоны отождествляли себя с главными богами, так как они считали себя проявлением богов на земле. Фараон был в глазах египтян Осирисом, а его жена – богиней Исидой. Не случайно, что Клеопатра, воспитанная в этих традициях, с детства отождествляла себя именно с Исидой.
Итак, 18-летняя Клеопатра вынуждена была выйти замуж за своего 10-летнего брата. Конечно, брак был формальным, не мог же 10-летний мальчик быть ее фактическим мужем. Клеопатре это было на руку, она стала самостоятельно управлять страной.
Но это продолжалось недолго: через три года после свадьбы ее собственный муж, который к тому времени подрос и тоже захотел царствовать, по совету идейного вдохновителя евнуха Пофинуса предпринял попытку свергнуть царицу.
На стороне Клеопатры выступил 52-летний Юлий Цезарь.
Война между Клеопатрой и ее братом-мужем длилась полгода, пока в одной из битв фараон Птолемей XIII не утонул в Ниле, пытаясь спастись бегством.
Трон вернулся к Клеопатре, которая вынуждена была выйти замуж... за единственного оставшегося в живых брата Птолемея XIV (13- 14 лет от роду). К этому времени у нее рождается сын от Цезаря, которого она в его честь назвала Цезарионом.
Вскоре новоявленный муж Клеопатры Птолемей XIV умирает, отравленный по приказу царицы - никто не должен стоять между властью и ее сыном. Клеопатра уже тогда решила идти до конца по пути к единоличной власти. Видимо, не последнюю роль сыграют именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.
В этом случае она не была первой или единственной в своей династии.
До нее Клеопатра II объявляла беспощадную войну своему мужу-брату Птолемею VIII, а старшая сестра Клеопатры Береника, вышедшая замуж за своего двоюродного брата, убила его, так как он мешал ей быть с любовником.
Так и хочется сказать: "О, времена, о, нравы!"
Думается, что у Клеопатры не было кровосмесительной связи со своими братьями, хотя, кто знает.
История Египта не единственная, где женились братья и сестры.
Например, все правители инков вступали в близкородственные браки, потому что не могли опуститься до связи с простыми смертными, тем более, что законная власть наследовалась лишь от браков, заключенных между близкими родственниками.
До нас дошли сведения о первом правителе империи инков Манко Капаке – это значит "бесподобный, великий". Легендарный первый инка основал город Куско приблизительно в начале 12 века. От его брака с родной сестрой родились дети, которым была завещана империя. Традиция женитьбы на родных сестрах оставалась незыблемой почти до современности.
Из дошедших до нас документах известно, что и персидские цари, проживавшие во II- III веке до н.э., следовали тому же обычаю. Например, царь Арсаг женился на своей единокровной сестре Сиасе, а сасанидский шахиншах Ардашир женился на своей сестре Денак.
Библия признает, что кровосмесительные отношения очень привлекательны. Почему это происходит? Оказывается, для людей свойственно испытывать симпатию к себе подобным, будь-то генотип или пол. Если бы такие отношения не были притягательны, не было бы смысла в многочисленных библейских запретах. Заповедь против кровосмешения гласит: “Если человек возьмет свою сестру… это хесед”. Вот почему Тора предупреждает, что узы между братом и сестрой чрезвычайно сильны – "это ревностная любящая доброта. Сила чувств в них такова, что партнеры не смогут с ней бороться и наверняка отойдут от достойной и нравственной жизни".
Обычно традицию инцеста связывают с отсталостью народа, но это не так. Везде женитьба на близких родственниках все-таки связана с наследством и имущественными вопросами.
И все-таки народ всегда стремился к тому, чтобы иметь здоровое потомство.
Пророку Мухаммеду приписывается изречение: "Не женитесь на родне, чтобы не заиметь хилого потомства".
Медики объясняют это тем, что родственники имеют «похожие» гены, и, конечно, похожие мутации. Дети родственников с большей вероятностью могут получить один и тот же дефект.
Генетики смогли просчитать потенциальный риск рождения нездорового ребенка. Родственники могут иметь разные уровни родства, и, соответственно, они имеют и разный риск рождения больного ребенка.
Генетики классифицируют близкородственные браки следующим образом:
Родственники первого порядка - это родные братья и сестры, разнояйцовые близнецы, родители и дети. Взаимоотношения между такими родственниками носят название «инцест» и считаются ненормальными. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 60%.
Родственниками второго порядка-- это дядя, тетя, племянник, племянница, дедушка, бабушка, а также единокровные брат или сестра. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 25%.
Родственники третьего порядка- это двоюродный брат, двоюродная сестра, сводный дядя, сводный племянник. Риск рождения больного ребенка в браке с таким родственником равен 4-6%. Но этот малый процент возможен лишь при условиях, что в семье нет истории наследственных генетических заболеваний, а также что у их предков не было близкородственных браков.
С другой стороны, у двоюродного брата и сестры 94-96% вероятность появления абсолютно здорового малыша.
Если у родственников третьего порядка возможность иметь больного ребенка, как мы видели выше, 4-6 %, то неродственные родители имеют 2-3% риск рождения генетически нездорового ребенка. Как мы видим, эти цифры почти не отличаются.
Итак, говоря о близкородственных браках, ученые делают следующие выводы: чем ближе степень родства (первой и второй степени), тем выше риски родственных браков, но на уровне двоюродных братьев и сестер (родство третьей степени) баланс плюсов и минусов становится неочевидным: вред проявляется сразу, а плюсы накапливаются с поколениями. Если родственные браки третьей степени родства заключают много поколений подряд, они становятся менее опасными. «Вреда от родственных браков меньше там, где они регулярны. Там, где они исключение, выше риск»,-считают исследователи.
Но вот какой парадокс: как мы видели из вышеперечисленных примеров, чадолюбивые зороастрийцев-огнепоклонники, главной задачей которых было продолжение рода, заключали близкородственные браки первого порядка. Неужели они на протяжении столетий и даже тысячелетий не увидели, что от таких браков рождались нездоровые дети? Значит, дети рождались все-таки здоровыми.
Инки также грешили браками между родственниками первого порядка, но тем не менее учеными отмечено, что у инков вырождения не наблюдалось как минимум в течение 12 поколений.
С другой стороны, ярким примером вырождения династий является исчезновение и вырождение династии Габсбургов, но они заключали браки между родственниками не первого, а третьего порядка, то есть между двоюродными братьями и сестрами, или дядьями и племянницами. Выше мы приводили примеры, что в браках такого порядка рождается всего 4-6% нездоровых детей, а у Габсбургов сплошь и рядом рождались нездоровые дети. Эти факты как-то противоречат подсчетам и заключениям генетиков.
Почему так происходило? Видимо, причиной были какие-то генетические заболевания, передававшиеся из поколения в поколение, а не только близкородственные браки. Решение этих вопросов лучше оставим для генетиков и медиков.
И по сей день большинство представителей арабского мира продолжает придерживаться старых народных традиций и выбирает себе невесту в семейном кругу.
"Не пей из источника, дно которого ты не можешь увидеть", - гласит турецкая пословица.
"Сделанный собственными руками йогурт полезнее, чем чужая простокваша", - советует другая.
Сегодня в Турции жениться на чужачке большинству молодых людей даже не приходит в голову. Почти каждый четвертый брак в этой стране заключается между кровными родственниками, преимущественно между двоюродными братьями и сестрами. Тенденция, как показывают новейшие исследования, даже усугубляется; в некоторых отдаленных регионах почти каждая вторая невеста остается в семье. "Хорошие девушки остаются в семье, плохих девушек отдают чужакам" - сегодня эта пословица как никогда ранее актуальна.
Одной из главных причин заключения близкородственных браков - практическая нерасторжимость такого брака. Ведь и жена, и муж имеют одних и тех же родственников, у них одинаковый социальный статус, у них более повышенная забота о потомстве, их материальные ценности остаются в семье, к тому же с детства их воспитывают в одних и тех же традициях. Поэтому мужу или жене не приходится привыкать к новой семье и ее традициям. Конечно, такие семьи более крепкие. 80% опрошенных женщин и 83% мужчин в таких семьях назвали свой брак счастливым.
Мы говорили о близкородственных браках, заключающихся между простыми людьми. Намного сложнее поставлен вопрос в браках царствующих особ, у которых выбор партнера резко ограничен.
И все же иногда некоторые представители царствующих династий протестовали против навязанных им браков и женились на своих избранницах, не входивших в их династическое окружение и не являющихся их родственниками, по любви. В следующей главе познакомимся с такими браками, которые называются морганатическими

Кто из египетских фараонов правил 70 лет и оставил самое грандиозное монументальное наследие ? Рамсес II, любимая жена Нефертари , военные походы, великое строительство гробниц в Луксоре , храм в Абу-Симбел. Это надо видеть!

Рамсесу II поклонялись, как богу. И он, в самом деле, обессмертил себя в сотнях грандиозных монументов, созданных за годы его правления.

Одряхлев и сгорбившись, фараон был уже не в силах поднять голову, чтобы увидеть своего отца, Солнечного бога Ра , когда тот начинает свой дневной путь. От артрита его тело сморщилось, как сухой лист. Узкое лицо с орлиным носом совсем не похоже на его изображения - монументальные бюсты, которые он приказал расставить по всему Египту. Артерии поражены склерозом, зубы разрушены, десны покрыты язвами.

В 1974 году ученые обнаружили, что мумия Рамcеса II быстро портится. Ее немедленно нужно было везти самолётом во Францию, для чего мумии оформили египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В Париже мумию встречали с почестями, полагающимися королям.

Много лет ему приходилось терпеть жестокие боли. Потом, в один августовский день, его страдания прекратились. Сын Солнечного бога Ра стал жертвой заражения крови -последствие челюстного абсцесса. Девяностолетний фараон умер.

Даже его ближайшему окружению понадобилось немало времени, чтобы осознать случившееся: во всем Египте было не так много людей, которые бы хорошо помнили времена, предшествовавшие его правлению.

Почти семь десятков лет его царствования стали временем могущества и процветания страны. Он возглавлял прекрасно организованную армию, которую сам и водил в сражения. Он был высшим чиновником и верховным судьей государства. Он имел по крайней мере семь жен и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей. Ни один из его предшественников за всю историю Египта не воздвиг столько статуй, обелисков и храмов.

Начало правление фараона Рамсеса II

Отныне Рамсес берет на себя роль посредника между людьми и бессмертными. Своим дыханием он будет удерживать небо и землю на отведенных им местах. Как наместник Солнечного бога он должен следить за тем, чтобы среди египтян царил нравственный закон, олицетворяемый богиней Маат- богиней порядка и истины.

По данным исследований, у Рамcеса II было 160 детей. Над этим подшутили производители средств предохранения, назвав марку своих презервативов «Ramses».

По силам ли такая задача в 24 года? Тем более, что Рамсес II появился на свет, когда его отец еще не был фараоном - Сети I командовал отрядом боевых колесниц и лишь в зрелом возрасте стал наследником, а вскоре и правителем новой XIX династии. Ее основал Рамсес I - дед Рамсеса II - уже после рождения внука. Сети правил всего 11 лет, Рамсес I - меньше двух. Что значат 12 лет в сравнении с полуторатысячелетней историей Египта ?

Божественное происхождение фараона

Рамсес II понимал, что рассчитывать на прочность династии сможет лишь в том случае, если сам придаст ей божественное величие. "Я веду свое происхождение от Pa, - говорится в его речи к верховным жрецам и придворным, которую он приказал высечь на камне в гробнице своего отца. - Сам Всемогущий дал мне жизнь и величие. Это он вручил мне круг земной, когда я был еще в материнской утробе".

Фараон Сети повелел выстроить себе в Абидосе поминальный храм. Когда после похорон Рамсес посетил Абидос, он обнаружил, что храм так и не достроен и где-то уже начал разрушаться. О впечатлении, произведенном на него этим зрелищем, можно судить по надписи, в которой, помимо прочего, содержится целая программа строительства и государственной политики:

"Разве не должен сын, пришедший на смену отцу, обновить воздвигнутые ему памятники? - спрашивается в надписи. - Я поставил моему отцу новый памятник из золота. Я приказал восстановить его храм. Подними лицо твое, обрати взор к Солнечному богу, о отец мой Сети, ты, который ныне - один из богов. Смотри, я возлюбил имя твое, я охраняю тебя, ибо я явился народам в образе Бога-Солнца".

Правление Рамсеса II отразилось в произведениях многих античных историков (например, Геродота, именующего его Рампсинит), и в Библии.

Так Рамсес использовал храм Сети I для пропаганды своей божественной сущности. Столь же целенаправленно он добивался обожествления других членов своей семьи .

В свое время Сети, заботясь о будущем династии, самолично выбрал для сына трех жен и несколько наложниц. Самой любимой женой Рамсеса была Нефертари . Ни одна другая царица не прославляется в надписях так часто. Когда Рамсес давал аудиенцию или показывался народу с балкона дворца, рядом с ним почти неизменно была Нефертари .

Рисунки и рельефы изображают ее стройной красавицей. Она - "любимица богини Мут", "великая супруга царя", "мать бога"; помимо этих официальных именований встречаются и другие - более личные и нежные. Рамсес называет ее "прелестной госпожой", "прекрасноликой", своей "сладостной любовью".

Рамсес II - Соавтор первого мирного договора

Как и все его предшественники, взойдя на престол, Рамсес прибавил к своему имени еще четыре. Эти тронные имена - своего рода резюме программы царствования. Два имени не сулили соседям Египта ничего хорошего - "Богат годами, велик победами" и еще яснее - "Хранитель Египта, повелевающий иным странам".

В то время единственным серьезным соперником Египта было царство хеттов, с центром в нынешней Турции. Уже 58 лет египтяне и хетты боролись за господство в Передней Азии. Против этого врага и выступил Рамсес.

Предположительно, Рамсес Великий был левшой и рыжеволосым.

На четвертом году правления он впервые идет походом на северо-восток и покоряет отпавшую от Египта провинцию Амурру. Через год египтяне снова на марше. И снова Рамсес сам ведет войско: 20 000 человек - множество пехотинцев, вооруженных метательными копьями, стрелами, топорами, мечами, и грозный в бою отряд боевых колесниц.

Однако, этот поход, в отличие от прошлогоднего, хеттов врасплох уже не застает. Около города Кадеш (на юге нынешнего Ливана) они устраивают засаду. Армия хеттов, разбив египтян, осадила укрепленный лагерь, в котором укрылся фараон с небольшим отрядом. Если верить позднейшему изложению самого Рамсеса, он первым на своей боевой колеснице ринулся на врагов. После жестокого сражения он сумел собрать свои силы и организовал благополучное отступление.

Едва вернувшись в Египет, фараон приказал составить гимны о походе - в стихах и в прозе - и высечь их на огромном числе памятников. Видимо, шок от страшной опасности и спасительное вмешательство богов произвели на него неизгладимое впечатление: "Все чужеземные страны ополчились против меня, и я остался один, и нету со мной никого, - говорит он, - и покинуло меня многочисленное войско мое... Я кричал им, но не слышал из них ни один, когда я взывал. И постиг я, что благотворнее мне Амон миллионов воинов, сотни тысяч колесничих. Вот я обращаюсь к тебе с мольбою у пределов чужих земель, и голос мой доносится до Фив".

Вину за неудачу похода Рамсес возлагает на своих военачальников. Себя же он изображает спасителем армии - и с этих пор перестает прислушиваться к своим генералам.

Воинственный фараон мог себе позволить ограничить власть генералитета. Но, происходя из молодой династии, Рамсес не решался бросить вызов могущественным жрецам. В самом начале правления, когда скончался старый верховный жрец Амона, высшее духовное лицо страны, Рамсес столкнулся с щекотливой проблемой. И выказал при ее решении немалую дипломатическую ловкость.

Фараон уклонился от назначения какого-либо своего фаворита и возложил выбор верховного жреца на самих служителей Амона, которые и позаботились о верном божественном указании (статуя Амона, перед которой зачитывали список кандидатов на место верховного жреца, приводилась в движение при помощи нехитрых приспособлений, показывая свое несогласие или согласие с кандидатурой). Этим Рамсес обеспечил верность священства на все время своего царствования.

Несмотря на неудачу под Кадешем, фараон предпринимает новые походы в Передней Азии. Из-за династических неурядиц в хеттском царстве победы египтянам даются легко. Наконец царь хеттов Хаттусилис III в 1258 году до нашей эры решается начать с Рамсесом мирные переговоры.

Два властителя, каждый из которых теперь именует другого "братом", клянутся не посягать на земли друг друга, улаживать все разногласия миром и оказывать взаимную помощь при нападении третьей стороны. Урегулирован даже вопрос о возвращении беженцев. Договор обязателен не только для Рамсеса II и царя хеттов, но и "для детей их детей ". Это самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории , - и он остался нерушимым. (Три тысячи лет спустя высеченный на камне текст договора снова выставят на обозрение - в холле нью-йоркской штаб-квартиры ООН.)

Рамсес хочет, чтобы его подданные ценили блага, которые принес мир с бывшим врагом: в храме Луксора огромный фриз прославляет победы фараона и воссоздает картины военных бедствий: разрушенный город, разоренные поля, унылые пейзажи. Возможно, это первое произведение изобразительного искусства , посвященное ужасам войны.

В последующие годы в тысячекилометровый путь между царскими дворами египтян и хеттов регулярно отправляются караваны. В обе стороны везут подарки: золотые сосуды, рабов, скульптуры, драгоценные ткани.

Мелкие недоразумения лишь вносят некоторую живость в отношения соседних держав. Так, однажды Хаттусилис III попросил фараона прислать ему знаменитого египетского врача. Дело в том, что царь хеттов выдал свою сестру за одного из своих вассалов, а ей уже 50 лет, и она - странное дело! - никак не родит ребенка .

Рамсес II отвечает: "Матанаци, сестру моего брата, - царь, твой брат, знает! Разве ей 50 лет? Нет! Ей 60! Никакое врачевание не даст ей детей ". По прямоте письма ясно, что мир между бывшими врагами прочен. В конце концов Рамсес все-таки послал "брату" врача и мага. А старшая дочь царя хеттов стала седьмой женой Рамсеса II.

Властитель Египта – великий монументалист

Вероятно, Рамсес II родился 22 февраля, а взошел на трон 20 октября. В храме Абу Симбел в эти дни свет падает на грудь и корону его статуи.

В первый же год правления новый фараон начал строительство своей гробницы в Долине царей . Он расширил луксорский храм в Фивах, соорудил огромную колоннаду в Карнаке , начал постройку новых святилищ в Абидосе, заложил в Фивах поминальный храмовый комплекс, известный ныне как Рамессеум. И повсюду изображался Он - в колоссальных статуях и на рельефах, как основатель, властитель, воин, любимец богов. При этом изображение ни одного бога не должно превышать изображений самого Рамсеса. И это - только начало.

Вот, например, каменотес трудится над статуей, которой больше 600 лет. Это изображение в натуральную величину одной царицы двенадцатой династии. Скульптор, он же разрушитель, обтесывает черный гранит, скалывает каменную прическу царицы, стачивает ее лицо и вырезает в камне новые черты - лицо Туи, Его матери. Какая разница, что под руками и ногами сидящей на троне Туи различимы следы прежнего изображения? Главное - работа сделана быстро, а статуя имеет величественный вид.

1270 год до нашей эры. Рамсесу 33 года, он правит уже девять лет. Пер-Рамсес в дельте Нила становится новой столицей древнего царства, "Домом Рамсеса, богатого победами". Город окружен рукавами Нила и рыбными прудами, пронизан сетью каналов и улиц. В Пер-Рамсес стекаются купцы из Малой Азии и Микен, поэтому он более космополитичен, чем закосневшие в традициях старые города выше по течению Нила .

Именно здесь живет Рамсес II, в покоях, блещущих бирюзой и лазуритом. Народ видит Его лишь в тех случаях, когда Он соизволит показаться в "окнах явления" - в богато украшенных проемах дворцовой стены.

А тем временем в Нубии достраивают два святилища, которые Рамсес приказал заложить, вероятно, еще при своем восшествии на престол. По воле фараона гора Меха была превращена в памятник его величия, известный сегодня под именем "Абу-Симбел".

Большой храм вырублен в скале на 63 метра в глубину, его фасад украшен не изображениями богов, а четырьмя колоссальными - каждая высотой 22 метра - статуями правителя. На рельефах показаны его победы. Вырубленный в скалах несколько глубже, Малый храм посвящен богине Хатхор и одновременно - Нефертари , супруге фараона.

Абу-Симбел - Нубийская твердыня

Здесь, в Нубии, на окраине Египта, такие храмы, как Абу-Симбел, имеют двойное назначение. С одной стороны, это - символы Его безграничного превосходства. Сам вид их призван был подавлять в местных жителях любые помышления о мятеже и уклонении от дани. И все же эту мегаломанию нельзя свести только к имперской политике - здесь, безусловно, сыграло роль и личное тщеславие Рамсеса.

Его своеобразное эстетическое чувство сквозит, например, в такой надписи: "Это красиво - воздвигнуть храм на храме, две прекрасные вещи вместе". Еще в бытность Рамсеса наследником, ему было поручено наблюдать за строительством во всем государстве. Заслуживает внимания надпись на одной стеле, относящаяся к восьмому году правления Рамсеса и передающая его речь к строителям:

"О, строители, отборные, сильные, с крепкими руками, вы, что воздвигаете для меня столько памятников, сколько мне угодно, опытные в работе с дорогими камнями, знающие месторождения гранита и сведущие в известняке. О, вы, те, что возвели мне многочисленные жилища богов, я буду жить, пока живы они! Мне угодно заботиться о вас и поддерживать вас! Ибо я знаю, что труд ваш поистине тяжек; рабочий не может быть весел, когда чрево его не полно".

Ни один фараон ни до Рамсеса, ни после не обращался к рабочим с такими речами.

Рамсес II - отец, переживший своих детей

Конечно, никто не сомневался в божественной сущности Рамсеса. Фараона, подобного ему величием и долголетием, действительно еще не бывало. Только Пепи II (шестая династия) дожил, кажется, до чуть более преклонного возраста. Рамсес превзошел всех.

Но даже Ему пришлось понять, что милость бога-Солнца не бесконечна. Вскоре после освящения Малого храма в Абу-Симбеле умерла Нефертари , любимая супруга Рамсеса. Чтобы сохранить "чистоту крови", фараон взял в жены двух дочерей от Нефертари .

А боги подземного мира между тем требовали все новой дани из числа его домочадцев; казалось, только о нем они забыли. На тридцать четвертом году его правления умерла еще одна его супруга, Исиснефрет, а через три года - наследный принц Амонхерхепе-шеф; затем второй сын Нефертари , двое старших сыновей Исиснефрет и не меньше десяти наложниц и их детей . Фараон осиротел.

После того как и сам Рамсес II, до конца сохранявший ясный рассудок, отбыл в последний путь (это случилось в 1213 году до нашей эры), страна перешла к его тринадцатому сыну Меренптаху. Новому фараону было уже за 60. Время его правления было смутным для Египта. Страну сотрясали восстания. Внуки Рамсеса (а их у многодетного фараона было столько, что хватило бы на небольшую армию) заявляли свои права на престол.

Потом было нашествие "народов моря" -"великое переселение" племен, происхождение которых до сих пор не ясно. Около 1200 года они уничтожили хеттское царство. Египтянам удалось отразить натиск пришельцев, но оправиться от этих потрясений могущественная прежде империя так и не смогла.

Величайший из фараонов - теперь музейный экспонат. Его иссохшее тело выставлено в стеклянной витрине в Египетском музее в Каире . Мумию фараона нашли в 1881 году, а в начале XX века ее исследовал британский анатом сэр Графтон Эллиот Смит. Когда он распеленал тело, три тысячи лет остававшееся под тугим саваном, в нем разогнулся какой-то мускул - и на глазах у потрясенного Смита фараон поднял руку. То был последний царственный жест великого Рамсеса.

Кай Радемахер
Гео №11 2000 года.

Дети и жены Рамзеса

написанное не является правдой кроме того что мой отец сгорбился и моё имя не занесли но написали что я хатшепсут 1 амон---ра это ложь моё имя 3 века а тело 1 века матери рамсесса 1 и меня зо-вут lпписсиииишlпп---имя 3 века умерла я в 2013году и хатшепсут имя моё вымышленное
15.09.16 lпписсиииишlпп---дочь рамсесса1




Здравствуйте,Сергей. В прошлой жизни была одним из членов семьи Рамзеса 2. Кем именно-не знаю. Еще одна из моих реинкарнаций-мать Моисея. Поможет ли Вам эта информация?
22.04.13 юлия


получается, тот, кого нашли в воде, в полусогнутом состоянии, и Рамес 2, который лежит прямо - одно и тоже лицо?
Если так, то как ту, полусогнутую мумию смогли так выпрямить, не повредив ее?
26.12.11 basha


Здравствуйте.Из династии в династию фараоны передовали ключ активизации перехода эпох. Рамзэсс второй был последний фараон, кто обладал им! Ищу информацию на эту тему? Кто владеет многомерным опытом, откликнитесь!
24.11.11 Сергей


Здравствуйте. Я сам с Сириуса. У Рамзэса второго были 4 ипостаси, и это не одно и тоже! Знаю, что Сэти первый воплощён сейчас на земле! мы работаем здесь! Ищу людей, которые воплощались во время правления рамзэса второго и сейчас на земле! Есть такие?Откликнитесь!
24.11.11 Сергей


Сергей, кажется я был фараоном Сети Первым. Вы это можете перепроверить? Если прочтете сообщение, напишите мне на [email protected]
17.12.14 Дмитрий


Здравствуйте Сергей, меня зовут Татьяна, хотелось бы пообщаться, но не в интернете, можете позвонить мне по телефону 8 982 670 85 25 или сообщить свой.
23.02.14 татьяна


Татьяна дорбый день, по теме рамзэса второго Вы можете написать мне на эл.почту. [email protected]
02.03.16 Сергей



Морис Буке (Морис Букай) родился во французской семье и был воспитан в христианской вере. Закончил с отличием Французский университет, факультет медицины , благодаря чему стал самым выдающимся и искусным хирургом современной Франции. Однако в его высокопрофессиональной хирургической деятельности с ним произошло нечто такое, что перевернуло всю его жизнь.
Широко известно, что Франция является одной из стран, которая очень много внимания уделяет историческим памятникам и археологическим находкам. Поэтому в 1981 году правительство Франции попросило у Арабской Республики Египет мумию фараона для проведения научных опытов и археологических исследований. Руководителем хирургов и ответственным за исследования был назначен профессор Морис Буке.
Главной заботой медиков было восстановить тело мумии , в то время как цель их руководителя (Мориса Буке) в корне отличалась от их намерений. Его интересовала причина смерти фараона. Поздно ночью появились последние результаты анализов, в которых оказалась морская соль, которая являлась доказательством того, что фараон погиб, утонув в море, после чего его тело было немедленно извлечено из воды и бальзамировано, чтобы сохранить его останки.
Однако оставалось одно обстоятельство, которое не давало покоя профессору: как эта мумия сохранилась лучше, чем остальные тела фараонов, несмотря даже на то, что была извлечена из моря. Когда Морис Буке готовил окончательный отчет об исследованиях и о своем научном открытии, один из его приятелей в личной беседе удержал его от поспешности, сообщив, что мусульмане давно говорят об этом.
Однако в тот момент он не поверил словам своего друга, посчитав их невозможными, поскольку было немыслимым знать это без помощи современных наук и новейших высокоточных компьютерных технологий. Но приятель сообщил ему, что весть о гибели фараона в море и спасении его тела сообщает Коран. Эта новость еще больше поразила его, поскольку он не мог понять, как это стало известно, если сама эта мумия была найдена в 1898 году, более ста лет тому назад, в то время как их Корану уже больше 1400 лет. И как в голове может укладываться тот факт, что все человечество узнало про бальзамирование египтянами своих фараонов лишь сравнительно недавно?
Всю ночь Морис Буке просидел, пристально смотря на тело фараона и глубоко размышляя о том, что в Коране есть упоминание о том, что тело фараона было спасено после того, как он утонул, в то время как в Евангелии от Матвея и Луки рассказывается лишь о его гибели в море во время погони за Моисеем (мир ему) и ничего не говорится о судьбе его тела. В душе он непрерывно спрашивал себя: неужели это и есть тело того самого фараона, который преследовал Моисея (мир ему)? И как Мухаммад мог знать про это больше, чем тысячу лет тому назад?
В ту ночь Морис так и не смог заснуть, попросив принести ему Тору. В ней он начал читать главу «Исход», где рассказывалось, что вода в море сомкнулась и покрыла все войско фараона, которое следовало за Моисеем , и что от них никто не остался. Даже в Евангелии ничего не сообщалось о сохранении тела фараона.
После того как мумия была восстановлена, Франция вернула ее Египту. Но с тех пор, как Морис услышал про знание мусульман о спасении тела фараона, он не мог больше вернуться к своей спокойной жизни, а тут подвернулась возможность поехать в Саудовскую Аравию для участия в медицинской конференции. В беседе с мусульманскими медиками Морис рассказал о своем открытии - тело фараона было сохранено после гибели в море. Тогда один из собеседников открыл Коран и прочитал ему слова Всевышнего Аллаха: «И перевели Мы израильтян через море, а Фараон и его войско погнались за ними коварно и враждебно. А когда его (фараона) настиг потоп, он сказал: «Верую, что нет божества, кроме того, в кого веруют сыны израилевы, и я из числа предавшихся!» Лишь только теперь?! А раньше ты ослушался и был распространителем нечестия. И сегодня Мы спасем тебя с твоим телом, чтобы ты был знамением для тех, кто за тобой (т.е. будущим поколениям людей). Поистине многие из людей Нашими знамениями пренебрегают!» (Йунус: 90–92). Этот аят шокировал Мориса Буке, и в тот же миг в присутствии всех он громко воскликнул: «Я принял ислам и уверовал в этот Коран!».
Так Морис Буке вернулся во Францию совсем другим человеком. В течение десяти лет он занимался исследованиями только в области соответствия научных открытий священному Корану, пытаясь найти хоть одно противоречие между наукой и словами Всевышнего, однако результат его поисков совпал с высказыванием Аллаха: «Поистине, это книга великая! Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади - ниспослание Мудрого, Достохвального». (Разъяснены: 41.42)
Плодом трудов Мориса Буке в течение этих лет стала книга о священном Коране, которая потрясла весь западный мир и вызвала большое волнение в кругах ученых. Книга вышла под названием «Коран, Тора, Евангелие и наука. Изучение Священных Писаний в свете современных наук». Книга переиздавалась несколько раз и была переведена на многие языки мира.
Однако, несмотря на всю силу научных доводов, некоторые ученые попытались привести отчаянные и в то же время смешные аргументы против этой книги.
Но самое удивительное во всей этой истории то, что некоторые западные ученые в поисках опровержения фактов , изложенных в этой книге, после глубокого изучения и детального рассмотрения научных доводов сами принимали ислам, во всеуслышание произнося слова свидетельства.
Морис Буке в предисловии к своей книге пишет, что научные аспекты, которыми отличается Коран, поразили его, и он никогда не предполагал, что столько разнообразных научных фактов , так точно описанных в Коране, которому больше тринадцати веков, могут до такой степени соответствовать современным знаниям.
«Если бы я знал Коран раньше, - сказал Морис Буке, - я не шел бы вслепую в поисках научного решения, у меня была бы путеводная нить!»
30.04.09 Abusoli


Интересующиеся историей древнего мира хорошо знают Фараона, правителя Древнего Египта, объявившего себя богом. Рассказ об этом есть в Коране, в частности, в суре "Юнус". Как отзвук ужасных событий, происшедших тысячи лет назад, в одном из музеев Англии хранятся вещественные доказательства, которые не оставляют посетителей равнодушными.
Экспонат, возле которого подолгу задерживаются люди, находится в знаменитом Британском музее. Это мумифицированное тело человека, павшего ниц. Удивительно то, что оно отличается от других подобных экспонатов, которые собраны в этом же музее; у этой мумии в первозданном виде сохранились все органы тела.
То, что мертвое тело разлагается уже в течение недели, - истина общеизвестная, но почему сохранилась именно данная мумия , ведь прошло три тысячи лет? Даже мумифицированные тела через известный отрезок времени начинают тлеть, что доказано наукой. В чем же секрет сохранности данного тела?
Эту тайну нам раскрывает Священная книга - Коран. Тем самым еще раз подтверждаются ее величие и божественность. Аяты Корана в поучительной форме излагают борьбу пророка Моисея , мир ему, с Фараоном.
Пророк Моисей , мир ему, жил в 1200 годах до нашей эры, то есть три тысячи лет тому назад. Известно, что Фараон был непримиримым противником Моисея , мир ему. Однажды Фараону приснилось, что некий мальчик, рожденный в его стране, став взрослым, свергнет его с престола; и тогда он дал приказ убить всех новорожденных младенцев мужского пола. Но Господь взял под свое покровительство родившегося тогда Моисея , мир ему, и впоследствии объявил его пророком.
Народ племени Бану Исраил подвергался в Египте жестокому угнетению. Аллах ниспослал откровение, посредством которого разрешил Моисею , мир ему, и народу Бану Исраил покинуть Египет. Фараон, услышав, что Моисей , мир ему, с соплеменниками пустился в дорогу, послал вслед за ними большое войско (сура 26 "Поэты", аяты 52, 53; сура 20 "Таха", аят 79).
Пророк Моисей , мир ему, и его люди, спасаясь от преследования, по воле Аллаха достигли берега Красного моря . Впереди - как враг - море, сзади - как мор - враги. Тогда пророк Моисей , мир ему, следуя ниспосланному откровению Аллаха, ударил своим посохом по морю. В тот же миг море разверзлось на две части, и была каждая часть как гора, между двумя водами появилась дорожка, через которую благополучно прошел пророк Моисей , мир ему, со своим народом (сура 26 "Поэты", аяты 62-64).
Фараон и его войско, увидев чудо - разверзшееся море, испытали страх и удивление. Однако злоба и вражда одержали верх, и, ступив на пролегшую меж водами дорожку, они продолжали преследование. Когда фараоново войско достигло середины пути, по воле Аллаха, воды морские сомкнулись и поглотили Фараона и всех его людей (сура 26 "Поэты", аяты 65, 66).
В 90-м аяте суры "Юнус" это событие описывается так: "Мы перевели через море сынов Исраилевых, Фараон и его войско стремительно быстро преследовали их дотоле, как их самих настигло потопление. Он сказал: "Верую, что нет Бога, кроме Того, в которого веруют сыны Исраилевы, и я один из покорных Ему". Однако Всевышний не принимает раскаяния Фараона, доселе называвшего себя "богом". Следующий аят гласит: "Теперь только? А прежде сего ты упорствовал, был одним из распространителей нечестия!" После чего воды моря сомкнулись над преследователями.
В 92-м аяте этой же суры излагается продолжение этого события. Аллах говорит утонувшему в море Фараону: "Сегодня Мы велим всплыть тебе - твоему телу, чтобы ты был знамением для тех, которые будут после тебя, хотя многие из людей невнимательны к Нашим знамениям" (то есть не делают выводы).
Да, поистине Коран божественен и в нем Истина. Ни одно суждение в нем по сей день не потеряло своей актуальности. Примером тому - изложенные в аятах события, связанные с Фараоном. Они не могут не удивлять нас. Эти события, происходившие 3000 лет назад, напрямую связаны с экспонатом, выставленным в Британском музее. Аллах сотворил чудо в назидание человечеству!
Удивительно место, где был найден будущий музейный экспонат, что само по себе тоже доказательство божественности произошедшего чуда. Дело в том, что тело, так хорошо сохранившееся, находилось под землей на берегу Красного моря в местечке под названием Джабалаин. Английские исследователи откопали его в горячих песках побережья и увезли на родину.
Результаты исследования, проведенного в целях установления древности находки, показали, что мумии три тысячи лет. Это говорит о том, что человек, чье тело было найдено учеными, жил во времена пророка Моисея , мир ему.
Между тем, содержание аятов Корана и их толкование подтверждают подлинность событий. Например, умерший в 1144 году аз-Замахшари (да будет благословенно его имя) в своих толкованиях 92-го аята суры "Юнус" дает описание тела, которое будет найдено восемь веков спустя после его (аз-Замахшари) смерти .
Описание это удивительно достоверно, будто ученый видел его своими глазами: "Выбросим тебя на берег моря в укромное место. Будем стеречь твое тело, не дав ему испортиться, в целости и сохранности, голым, без одежды, для тех, кто придет после тебя через несколько веков, чтобы было в пример им" (толкование Кашшоффа, том 2, стр. 251-252).
Утверждения в аяте и толкованиях Корана о целости и сохранности тела свидетельствуют о том, что оно не было мумифицировано. Как известно, при мумифицировании мертвого тела некоторые его внутренние органы изымаются. А здесь все на месте. Также совпадает с описаниями в Коране и толкованиях положение этого сохранившегося чудеснейшим образом тела. 10.01.09 инесса


Здравствуйте Инесса. С точки зрения распространения энергии Рамзэса второго Меритамон была первичным её воплощением,и поэтому считается единственной в таком качестве.
24.11.11 Сергей


Вопрос ко всем. При посещении Шарм-Эль-Шейха пару лет назад я видел папирус , где изображен Эхнатон и Хатхор. Гид сказал, что это была "Великая встреча Царя и Божества". Что то там полезное Хатхор сделала для Эхнатона (как-никак дочь Бога-Солнца). А на след. год, уже в Хургаде , мне попался на глаза папирус с Рамзесом и Хатхор, и это тоже называли Великой Встречей. Про такое же изображение, но с Эхнатоном, местные Гиды ничего не знали.. Т.е. по хургадской версии Дочь Бога Солнца Хатхор благоволила Рамзесу, а по ШЭШ-ской все та же Хатхор наставляла Эхнатона. Так как на самом деле все было?? На папирусах очень хорошо видно, кто есть кто, жаль, фоток у меня нет. Я очень удивлен этим столь разнотолкуемым историям.
30.11.08 Александр


Мне очень понравилось всёо великом фараоне Рамзесе напишите побольше о его жене Нифертари.Большое спасибо.11,12,2007
12.12.07 Ольга


Очень бы хотелось побольше узнать о Нефертари - "Свете Египта". А так всё очень понравилось.
18.05.06 , Ольга

Прочитал в одной книге о загадочных фигурах на потолке храма Сети в Абидосе, которые якобы изображают "современную военную авиацию". Хотелось бы получить какую-нибудь информацию в этой связи. Буду очень признателен за фото этих фигур, вызвавших у исследователей такие ассоциации.
24.08.05 , [email protected], Валерий

У меня к вам тоже есть небольшая просьба, если можите пришлите мне стихи о статуе Рамзеса Второго Великого, я случайно услышал их по ТВ и они мне очень понравились. Заранее благодарю.
12.08.05 , [email protected], Алексей

Если хотите узнать больше о Рамсес II, читайте книгу "Рамсес" Кристиана Жака, издательство "Феникс" 5томов
16.04.05 , [email protected], Константин

Очень интесная статья.Спасибо тому, кто над ней работал. У меня только одна просьба, нигде не могу найти полную информацию о Нифертари и её общих детях с Рамзесом. Это единственная из жен фараонов столь прославленная мужем и так мало инфорвации. Помогите узнать побольше.Заранее спасибо!
31.03.05 , [email protected], Полина

У меня к вам огромная просьба! Если есть такая возможность, вышлите мне список имен существовавших в те времена.
16.02.05 , [email protected], Анна

Видела большую статую Рамзеса - мне показалось, у него с коленками что-то не то... неестественные какие-то. Может, его на войне ранило? Интересно...
31.03.04 , [email protected], Lena

Я всю жизнь увлекался Египтои,Потрясающая страна!Хочется узнать побольше о ее провителях,пришлите,пожалуйста!
16.02.04 , [email protected], Верест

Я учусь в Швейцарии и мы по Истории проходим историю Рамзесса.Мне срочно нужно написать про него кратко,но затронуть многое,помогите...
16.02.04 , [email protected], Satyrn

Я недавно случайно увидел передачке про Рамзеса великого и от начал искать разные сведения про него. Если ето не сложно то прошу пришлите еще информации. Буду очень благодарен
09.06.03 , [email protected], Володя

Я давно интересуюсь историей древнего Египта. РамзесII одна из самых колоритных личностей в ней. Здесь Вы дали этому великому фараону очень полную и достоверную характеристику. Впечатляет также оформление данной работы. Благодарю.
29.04.03 , [email protected], Ольга

Знакомясь с историей Древнего Египта, мы обычно восхищаемся мудростью и знаниями его жителей, оставивших нам в наследство знаменитые пирамиды. Трудно поверить, что некоторые обычаи египтян, особенно касающиеся взаимоотношений между полами, были, мягко говоря, странными и вполне способными шокировать даже наших видавших виды современников.

Правителем Египта могла стать и женщина. Но ее подданные ни в коем случае не должны были знать об этом. Ведь фараон приходился сыном самому верховному богу Ра! Потому женщина-правительница старалась выглядеть как мужчина: появляясь на людях, она надевала мужскую одежду и носила... накладную бороду. Так поступала, к примеру, царица Хатшепсут, приказавшая высечь свое имя на всех монументах рядом с именами фараонов-мужчин. Но после ее смерти другие цари велели отовсюду убрать имя Хатшепсут, дабы вычеркнуть ее из истории.

У египтян также допускались браки между близкими родственниками. Так, знаменитая царица Нефертити была женой своего сводного брата Эхнатона (Аменхотепа IV). А с женой фараона Тутанхамона приключилась еще более любопытная история.

Царица попыталась избежать этого брака. Она предложила брачный союз сыну хеттского царя Зенанзе. Но по дороге в Египет принца убили неведомые злодеи. Скорее всего, их подослал дед Энхесенамон Аи. После смерти жениха Аи все-таки женился на собственной внучке. Но всего через четыре года он умер.

Царица Клеопатра, которая, правда, принадлежала к греческому роду Птолемеев, ведущему свое начало от сподвижника Александра Македонского (помните роман И. Ефремова «Таис Афинская», где рассказывается о любви будущего царя Египта Птолемея и гетеры Таис?), с детства считалась супругой своего младшего брата Птолемея XIII. Но этот брак оказался лишь формальным: фактически брат и сестра боролись за власть и ненавидели друг друга...

Такие внутрисемейные браки были, видимо, вызваны соображениями престижа: в жилах правителя должна была течь царственная кровь фараонов, а не простых смертных. Подобные союзы считались и более надежными, крепкими... Возможно, отсюда и пошла традиция родственных браков у арабов - потомков египтян. В сказках «Тысячи и одной ночи» герой нередко берет в жены «дочь своего дяди». И даже сегодня в арабских странах распространены браки между двоюродными братьями и сестрами...

Древние римляне переняли у египтян обычай кровосмесительных связей, хотя официальные браки между близкими родственниками и запрещались. Император Калигула сожительствовал с родной сестрой Друзиллой, а Нерон - с собственной матерью Агриппиной Младшей!

Так, русские цари издавна брали в жены княжеских и боярских дочерей, которые нередко тоже находились с ними в родстве. На брате Петра I царе Иване Алексеевиче и сыне Петра от Евдокии Лопухиной Алексее Петровиче стояла печать вырождения. Может, недаром Петр вторым браком женился на простолюдинке Марте Скавронской, сделав ее императрицей Екатериной I: их дочь Елизавета Петровна оказалась одной из самых адекватных российских правительниц, и при ней были продолжены многие петровские реформы...

Именно по причине плохой наследственности страдал гемофилией и сын русского императора Николая II - цесаревич Алексей. Между его родителями тоже существовали кровные узы...
Не исключено, что и древнеегипетская культура пришла в упадок благодаря варварскому кровосмешению . У худосочных потомков божественного Ра попросту недостало сил, чтобы сохранить могущественную цивилизацию во всем ее великолепии.

В Нубии, в Абу-Симбеле, в отвесной скале был вырублен огромный пещерный храм. Вход в этот храм, высеченный в виде пилона, украшали 4 статуи Рамсеса, высотой по 20 метров, воплощающие идею прославления мощи фараона. Рядом был вырублен пещерный храм, посвящённый его жене, царице Нефертари (Нафт-эры).

Однако при строительстве Рамсес разрушал древние памятники страны. Так, постройки царя Тети (VI династия) служили материалом для храма Рамсеса в Мемфисе. Он расхитил пирамиду Сенусерта II в Эль-Лахуне, разрушил вокруг неё замощённую площадь и разбил на куски великолепные сооружения, стоявшие на этой площади, с целью получения материала для своего собственного храма в Гераклеополе. В Дельте он с равной бесцеремонностью использовал памятники Среднего царства. Чтобы получить нужное пространство для расширения Луксорского храма, Рамсес срыл изысканную гранитную молельню Тутмоса III и употребил в дело добытые таким путём материалы.

Войны и огромные средства, затрачиваемые на строительство и содержание храмов, разоряли трудящихся, обогащая знать и жрецов. Бедняки закабалялись, средние прослойки теряли постепенно экономическую независимость. Рамсесу приходилось прибегать к помощи наёмников, что ослабило военный потенциал страны.

Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии - в Абу-Симбеле, Вади эс-Себуа, западной Амаре, Бет эль-Вали, Дерре, Герф Хуссейне, Анибе, Каве, Бухене и Гебель Баркале. Ещё больше поражает своим размахом строительная программа царя в самом Египте: несколько храмов и знаменитые колоссы в Мемфисе; двор и колоссальный первый пилон храма в Луксоре, украшенный царскими колоссами и обелисками; Рамессеум - заупокойный комплекс на западном берегу Нила в Фивах; храм в Абидосе, завершение строительства и отделка грандиозного гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке. Кроме того, памятники Рамсеса II зафиксированы в Эдфу, Арманте, Ахмиме, Гелиополе, Бубастисе, Атрибисе, Гераклеополе. При Рамсесе II была сооружена часть храма богини Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. В итоге Рамсес II построил множество статуй и храмов в свою честь в различных уголках Египта. Самыми крупными на сегодняшний день являются четыре 20-метровые статуи сидящего Рамсеса II в Абу-Симбеле на юге страны.

Семья

Жёны и дети Рамсеса

  • Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари Меренмут , считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в 1-й год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Также, неизвестно, сколь долгой была её жизнь. Совершенно очевидно, что Нефертари была ещё жива в период строительства абу-симбельского храмового комплекса, малый храм которого был посвящён ей. C обеих сторон колоссов, украшающих фасад храма Нефертари, изображены шестеро детей этой царицы:
    • Аменхерхопшеф (Аменхерунемеф) - старший сын Рамсеса II и Нефертари, возглавляющий все списки сыновей Рамсеса II. Упоминаемый в стандартных храмовых списках из Рамессеума, Луксора и Дерра, а также на туринской статуе. В храме в Бейт эль-Вали он назван Аменхерунемефом. По-видимому, в данном случае по каким-то причинам было произведено изменение имени царевича, поскольку Аменхерхопшеф и Аменхерунемеф явно одно и то же лицо, поскольку они нигде не перечислены и не изображены вместе.
    • Парахерунамиф - третий сын Рамсеса II, известен по нескольким спискам, в частности по записям в абу-симбельском храме. Имеется и скарабей с его именем.
    • Меритамон - дочь Рамсеса II. В луксорском списке стоит четвёртой, а в абу-симбельском - пятой. Она, как и Бент-Анат, была погребена в Долине цариц и также носила титул «великая жена царя», что, возможно, указывает на её брак с отцом. Её изображение сохранилось в Абу-Симбеле, а статуя была найдена в Танисе.
    • Хенуттауи - седьмая дочь Рамсеса II.
    • Мерира (Рамери) - одиннадцатый сын Рамсеса II.
    • Мериатум - шестнадцатый сын Рамсеса II.
    • Сети - девятый сын Рамсеса II, сын царицы Нефертари-Меренмут, в 53-й год царствования Рамсеса II ещё был жив. Он изображён при осаде Дапура и в военных сценах в Карнаке.
  • Второй законной женой Рамсеса II - возможно, одновременно с Нефертари-Меренмут была Иситнофрет . Истнофрет изображена со своими детьми на многих монументальных сооружениях. Вместе со своими сыновьями она представлена в скульптурной группе, ныне хранящейся в Париже.
    • Бент-Анат - старшая дочь Рамсеса II, возглавляла луксорский список его дочерей. Её статуи помещались на Синае, в Танисе, в Карнаке, в Абу-Симбеле. Её гробница находится в Долине цариц, в западной части Фив. Встречаются записи, в которых Бент-Анат предстает не только как «дочь царя», но и как «великая жена царя», из чего может быть, следует, что Рамсес II вступил в брак со своей собственной дочерью. Её статус отнюдь не был условностью. В гробнице Бент-Анат в Долине цариц (QV 71) сохранилось изображение дочери, которую она родила Рамсесу.
    • Рамесесу - второй сын Рамсеса II. Изображён вместе со своей матерью и братом Хаемуасом в небольшой скульптурной группе, ныне хранящейся в Париже, а также на стелах в Асуане и в Гебель эль-Сильсиле. Его можно обнаружить и в абу-симбельском храме. Ему же как умершему посвящена статуя, изготовленная по заказу сына его брата Хаемуаса. Принадлежащая Рамесесу фигурка ушебти была помещена в Серапеуме в 26-й год правления Рамсеса II.
    • Хаемуас - четвёртый сын Рамсеса II. Царевич Хаемyac долгое время был наиболее влиятельным при дворе своего отца. Он исполнял обязанности верховного жреца Птаха в Мемфисе и был признан наследником престола в 30-й год правления Рамсеса II. О Хаемуасе сообщают многие надписи. Он фигурирует в трёх списках детей Рамсеса II. В юности он принимал участие в войнах в Сирии, о чём свидетельствуют изображения и тексты в Рамессеуме и в Карнаке. Как верховный жрец Птаха в Мемфисе, Хаемуас засвидетельствован фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения священных быков Аписов в 16, 26, 30-й и в ещё один неизвестный год правления Рамсеса II. С 30-го по 40-й (или 42-й) год царствования Рамсеса II Хаемуас руководил, несомненно четырьмя (а возможно, пятью)юбилеями «тридцатилетия» своего отца. В должности верховного жреца Птаха Хаемуасу в 55-й год правления Рамсеca II наследовал его брат Мернептах. Известны ушебти и гробницы Хаемуаса, а также различные предметы (нагрудные украшения, амулеты), найденные в Серапеуме в погребениях быков Аписов. В Британском музее хранится прекрасная статуя Хаемуаса
    • Мернептах - тринадцатый сын Рамсеса II. В 55-й год правления Рамсеса II наследовал Хаемуасу в должности верховного жреца Птаха в Мемфисе. В этот же год он был объявлен наследником престола. После смерти Рамсеса II он стал фараоном.
  • Третьей законной женой Рамсеса II стала дочь хеттского царя Хаттусили III, вступившая в брак с египетским фараоном на 34-м году его правления. Она получила египетское имя Маатнефрура («Видящая красоту Ра»), Маатнефрура изображена вместе со своим отцом Хаттусилисом III на стеле, высеченной на южной стороне внутреннего зала большого храма в Абу-Симбеле, и представлена рядом с Рамсесом II на одном из его колоссов в Танисе.
  • Четвёртой законной женой Рамсеса II стала другая дочь Хаттусили III, однако, имя её неизвестно.
  • Законной царицей была также некая «дочь царя» Хентмира (Хенутмира), по-видимому, младшая сестра Рамсеса II. Эта гипотеза поддерживается изображением Хентмира на статуе её матери, и, одновременно, матери Рамсеса II - царицы Туйи в Ватиканском музее. Согласно сохранившимся источникам её роль была скромной, она не имела сыновей и, по-видимому, прожила недолго. Известны её немногочисленные рельефы на некоторых поздних статуях Рамсеса II. В сороковые годы царствования брата-супруга она скончалась и была погребена в Долине цариц (QV75). Саркофаг из розового гранита с головой сокола, принадлежащий Хентмира, был узурпирован во времена XXII династии; памятник хранится в Каирском музее (JE 60137).
  • Известно, что в гареме Рамсеса II была также дочь царя Вавилона и дочь правителя страны Зулапи (Северная Сирия).
  • У большинства сыновей и дочерей Рамсеса неизвестны имена их матерей.
    • Ментухерхопшеф - пятый сын Рамсеса II, принимал участие в военных походах в Азию. Его скарабей хранится в Берлине. Он же присвоил статую в Бубастисе. Ментухерхопшеф был начальником над лошадьми и колесницами.
    • Небенхару - шестой сын Рамсеса II, участвовал, в осаде города Дапур.
    • Мериамун - седьмой сын Рамсеса II, упомянут в Рамессеуме и в Луксоре изображён при осаде Дапура.
    • Аменемуа - восьмой сын Рамсеса II, представлен в храме в Дерре под именем Сетимуа. Он участвовал в осаде Дапура.
    • Известны имена царевичей Сетепенра (десятый сын), Рамери (одиннадцатый сын), Херхерумефа (двенадцатый сын) и многих других.
    • Небеттауи - дочь Рамсеса II. Изображена рядом с его колоссом Абу-Симбеле. Её гробница находится в Долине цариц. Она также носила титул «жена царя» и, вероятно, состояла в браке со своим отцом. Позднее она стала женой кого-то другого, поскольку её дочь Истмах не считалась дочерью царя.


Во все времена общество осуждало мужчин и женщин, решившихся на близкородственные союзы. В некоторых культурах кровосмешение вообще считалось преступлением. А между тем, такие браки случались сплошь и рядом, потому что влюбленные не могли представить свою жизнь друг без друга. В этом обзоре представлены известные исторические личности, избранниками которых стали их близкие родственники.

Эдгар По и Вирджиния Клемм



Американский писатель Эдгар Аллан По прославился не только своими детективами, но и скандальной личной жизнью. В 26-летнем возрасте в пылу обиды он переехал от родителей к своей тетке миссис Клемм. Писатель воспылал страстью к ее 12-летней дочери, своей кузине Вирджинии.

Видя душевные метания племянника, тетка позволила им пожениться, но с условием, что Эдгар По не коснется жены, пока та не достигнет половой зрелости. Через несколько лет семейному счастью наступил конец: Вирджиния скончалась от туберкулеза. Через два года безутешный писатель последовал за любимой на тот свет.

Игорь Стравинский и Екатерина Носенко



Игоря Стравинского называют одним из самых талантливых композиторов ХХ века. Со своей двоюродной сестрой Екатериной Носенко он дружил с раннего детства. Затем дружба переросла в более глубокое чувство. Стравинский хотел жениться на своей возлюбленной, но православная церковь это запрещала. В конце концов, композитору удалось уговорить одного священника, и в 1906 году пара обвенчалась.

Франклин Рузвельт и Элеонора Рузвельт



Американского президента Франклина Рузвельта ставят в один ряд с Авраамом Линкольном и Джорджем Вашингтоном. Под его руководством страна вышла из Великой депрессии и взяла курс на стремительное развитие экономики.

Франклин Рузвельт сочетался браком со своей родственницей Элеонорой Рузвельт, приходившейся племянницей другому американскому президенту Теодору Рузвельту. Мать Франклина крайне негативно отнеслась к такому союзу, но влюбленным было все равно. Как показало время, у них сложился отличный тандем не только в кругу семьи, но и на политической арене. Элеонора принимала активное участие в управлении страной, тем самым реализовывая собственные амбиции.

Чарлз Дарвин и Эмма Веджвуд

Известный естествоиспытатель и основоположник теории эволюции Чарлз Дарвин женился на своей кузине Эмме Веджвуд. По иронии судьбы, ученый на себе испытал принцип «выживает сильнейший», когда наблюдал, как умирали трое из его десятерых детей. Остальные отпрыски росли очень болезненными. Дарвин понимал, что основной причиной этого являлось кровосмешение, и даже написал несколько научных работ на эту тему.

Кристофер Милн и Лесли де Селинкурт



Писатель Алан Милн сделал своего сына прототипом сказочного мальчика Кристофера Робина в детских рассказах о приключениях медвежонка Винни-Пуха и его друзей. В реальной жизни отношения между отцом и сыном складывались не слишком удачно. Мальчик обижался, что у писателя на него постоянно не хватало времени. Со временем ситуация усугубилась еще и потому, что Кристофер Милн решил жениться на своей кузине Лесли де Селинкурт. Родители не простили этого сыну, а мать даже 15 лет не разговаривала с ним.

В 1956 году у Кристофера Милна и его супруги наконец-то родилась долгожданная дочь. К несчастью, у девочки диагностировали церебральный паралич.

Королева Виктория и ее двоюродный брат принц Альберт Саксен-Кобург-Готский



Для представителей королевских кровей инбридинг (кровосмешение) считался обычным делом. Заключение браков с родственниками считалось частью политических игр. Британская королева Виктория вышла замуж за своего кузена Альберта Саксен-Кобург-Готского. Этот союз был одним из немногих, в котором царили любовь и взаимопонимание. У Виктории и Альберта родилось девять детей. Когда супруг королевы умер, она до конца жизни носила по нему траур.

Королева Елизавета II и принц Филипп



Ныне здравствующая королева Елизавета II и принц Филипп состоят в браке почти 70 лет. Они также приходится друг другу пусть дальними, но все же родственниками. Британская королева и герцог Эдинбургский четвероюродные брат и сестра.

Как бы там ни было, но из-за инцеста обычно страдают потомки.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх