Слово патриарха кирилла о воспитании. Московская сретенская духовная семинария

30 августа 2014 года в Областном драматическом театре г. Тамбова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями системы образования Центрального федерального округа, ректорами вузов, директорами школ, педагогами — участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», пишет Патриархия.ru .

Тема форума — «Духовно-нравственные ценности и традиции воспитания детей и молодежи».

В президиуме заседания находились Святейший Патриарх Кирилл, губернатор Тамбовской области О.И.Бетин, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

Ведущим мероприятия был председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда.

В зале присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Тамбовской митрополии.

В работе форума приняли участие более 500 представителей культурно-педагогической общественности Тамбовской области и регионов Центрального федерального округа.

К участникам встречи обратился губернатор Тамбовской области О.И.Бетин. Глава региона преподнес Святейшему Патриарху уникальную фотографию выступления в здании областного театра в Тамбове в 1944 году святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в то время Преосвященного Тамбовского. Также О.И.Бетин передал приветствие полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглова, инициатора проведения форума.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словом.

«Очень рад, что в преддверии 1 сентября у нас есть возможность встретиться. Я наслышан о работе этого форума и считаю, что повестка дня и направления его работы очень важны и для общества, и для Церкви. Вы занимаетесь вопросами образования. Я хотел бы сказать, что образование — это краеугольный камень общества и государства. Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие — экономическое, политическое, социальное — только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи. Общество развивается, отталкиваясь от знаний. Без знаний не может быть развития, а если и оно происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование и даже большие беды. Разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации. Трудно представить, что может произойти с нашей страной, если мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать «по злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу — в то время, когда наука, технологии, знания и образование являются главным двигателем развития человеческого общества», - отметил Предстоятель РПЦ.

Он задается вопросом: «Почему Церковь проявляет беспокойство по этому поводу?» «Да потому что и мы сталкиваемся с плодами низкого уровня образования. Ведь и в наших семинариях, в наших православных вузах мы с тревогой констатируем значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности — и это в XXI веке! Это в то время, когда без образования и науки невозможно развитие! Мы даже пошли на то, чтобы создать в ряде наших семинарий подготовительные классы, чтобы подтянуть абитуриента, выпускника средней школы, повысить его грамотность, и одновременно дать ему общие богословские знания, без которых невозможно начинать обучение по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях. Так что проблемы образования напрямую нас затрагивают — и не только в связи с общей озабоченностью о судьбе страны, о судьбе нашего народа. Сегодня Церковь не может быть эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат, в том числе, специалисты в области богословия. А поэтому нам небезразлично, на каком уровне получают образование в средней школе наши молодые люди. Но я приехал сюда не для того, чтобы критиковать систему образования, а просто чтобы выразить свою озабоченность. Для нас критика, будь то системы образования или какой-то иной сферы деятельности, не нацелена на ослабление власти или компрометацию политических деятелей, — мы далеки от этого. Но тем чистосердечнее наш разговор о проблемах, с которыми сталкивается сегодня наша школа», - продолжил его Святейшество.

Конечно, добавил Патриарх, есть и положительные моменты, и о них тоже нужно сказать. «Я считаю, что принятый Закон об образовании открывает достаточно хорошие перспективы. Но ведь закон сам по себе — это бумага. Рамки, которые он открывает, должны быть наполнены конкретным содержанием. И задача заключается в том, чтобы использовать возможности, которые дает закон, для эффективной модернизации системы российского образования. Конечно, не могу пройти мимо такой темы, как Единый государственный экзамен. Наверное, только ленивые ЕГЭ не критикуют, однако у меня на этот счет более сбалансированная точка зрения. Может быть, вы знаете, что на протяжении многих лет я возглавлял внешнее ведомство Русской Православной Церкви, жил за границей и хорошо знаком с тем, как в мире обстоят дела с образованием. Так вот, мое первое знакомство с ЕГЭ произошло в далеком 1975 году в Финляндии, и должен вам сказать, что ничего плохого в той системе я не увидел. Думаю, что и наша система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной. Но есть, несомненно, и то, что вызывает большую озабоченность. Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ — нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно проставить при тестировании крестики и галочки. Сама система тестов заслуживает внимания, но она не может быть единственной при определении уровня знаний. В ней есть и рациональное зерно, но если у человека сформируется некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, то мы очень многое потеряем. Мы потеряем видение, горизонт, широту. Поэтому важно так соотнести ЕГЭ с другими средствами стимулирования наших учащихся, чтобы перед их глазами была не только анкета ЕГЭ, но и вся жизнь», - подчеркнул Предстоятель.

Он вопрошает: «В чем заключается цель образования?» «Некоторые всерьез считают: зачем много знать, если есть Википедия? Но информация может задержаться в сознании, в памяти, только когда она включена в процесс обучения. Одномоментное получение информации приносит лишь иллюзорный результат. В этом случае информация скоро уходит из памяти, потому что вытесняется множеством других сведений, которые наслаиваются, перемешиваются и не могут сложиться в систему. Так вот, мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования — получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира. Глубоко убежден: для того чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира. Среднее образование должно давать базисные представления — в том числе по истории литературы и искусства, истории философской мысли, истории естествознания, — в виде законченной системы, которая будет сопровождать выпускника на протяжении всей его жизни. Даже если он что-то забудет, он будет знать, к каким источникам обратиться, потому что он не потеряет системы. Однако я опасаюсь, что современная школа такую систему знаний не дает», - добавил Патриарх Кирилл.

Также он подчеркнул, что не мыслит себе образования без воспитания. «Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. К сожалению, мы еще сталкиваемся с позицией: "Не нужно формировать никаких убеждений у детей — вырастут, сами сформируют; а сегодня давайте им предложим различные варианты". Что сегодня происходит с учебником по истории? Мы все прошли через то время, когда отсутствие единого учебника истории нанесло огромный ущерб формированию гражданственности, чувства патриотизма, спровоцировало очень опасное нигилистическое отношение к собственному прошлому. В имевшихся учебниках содержались диаметрально противоположные взгляды на важнейшие исторические события, почему и было своевременно сказано, что необходим один учебник. Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника, и многое из предложенного нами было учтено. Была поставлена задача выработать сбалансированный подход к нашей истории, с тем, чтобы сформировать у учащихся чувство любви к Родине. Мы не должны повторять стереотипы, навязываемые кем-то нашему народу, — стереотипы, которые формируют искаженный взгляд на историю, которые принижают значение исторических событий, имевших место в нашей стране. Это вовсе не означает, что нужно романтизировать или идеализировать нашу историю, но это означает, что должна быть единая концепция подачи исторического материала. В противном случае мы отказываемся от самого главного — от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

Он напомнил, что в 90-е годы утверждалось, что никакой идеологии в школах быть не должно. «Согласен, идеология — явление скоропреходящее. Как свидетельствуют ученые, идеология не живет дольше трех-четырех поколений, а потом умирает, даже если в ее разработке участвуют огромные интеллектуальные силы, как то было в Советском Союзе. Работали целые научные институты, защищались докторские диссертации, был накоплен колоссальный научный потенциал, но уже на четвертом поколении все закончилось. Тогда, на развалинах Советского Союза, переживая разочарование в отношении всего связанного с прошлым, и стали говорить, что в школе не должно быть никакой идеологии. Идеологии как системы, о которой я только что сказал, действительно не нужно. Но ведь без идеи невозможно воспитать ребенка. Мать вкладывает идею в ребенка, когда говорит: так не поступай, неправду не говори, не обижай эту девочку или этого мальчика. Это очень простые указания, которые ребенок впитывает с молоком матери, через любовь матери, но тем самым формируется его личность, особенно в возрасте от трех до пяти лет. Складывается система ценностей, вне которой воспитать ребенка нельзя. Так почему же мы не хотим воспитывать наших детей в определенной системе ценностей? Речь не об идеологических штампах. Иногда говорят: нам нужна новая идеология. Да не надо уже новых идеологий! Но мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия, и традиции ислама — для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой. Как же мы можем вне этой системы нравственных и духовных координат воспитывать наших детей? Ничего не выйдет! Мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать. А манипулировать ими будут те, кто сильнее, у кого больше денег, те, кто контролирует мировые средства массовой информации. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная постмодернистская культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, как же мы можем отказаться от формирования личности в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями?» - задается вопросом Его Святейшество.

Поэтому, подчеркнул он, «школа без идеи — это опасное явление». «И если мы своими руками такую школу создадим (а мы ее уже почти создали), если мы откажемся от того, чтобы процесс интеллектуального образования сочетался с процессом воспитания, мы сделаем нечто очень опасное для будущего нашего народа и для будущего наших граждан. А потом будем говорить: как же мы не досмотрели? Мы уже говорим: как такое могло произойти рядом с нами? Украинский народ, один с нами народ, — что же произошло? А произошло именно то, что может быть, когда всё идет на самотек, — тогда влияние более мощного источника и оказывает сильнейшее воздействие на личность. Поэтому сейчас как раз своевременно думать о нашей школе и требовать, чтобы школа формировала не только интеллектуальный багаж (причем не фрагментарно, как только что отмечалось, а на должном уровне), но и личность», - добавил Патриарх.

Напоследок Его Святейшество сказал несколько слов о педагогике. «Собственно говоря, что такое образовательный, воспитательный процесс? Он складывается, конечно, из передачи знаний, навыков, умений. Но ведь непременно должен быть и личный пример, и таким примером должны служить наши педагоги. Вспоминаю историю, которая произошла в школе, где я учился. Мы с большой симпатией относились к одной молодой преподавательнице, она была для нас неким идеалом. И вдруг мы узнали, что она развелась с мужем. Для детей это был шок. Нам казалось, что подобного быть не может. Но это было во времена, когда преподаватели были воспитателями, когда родители координировали с преподавателями свои действия по воспитанию детей, общими усилиями преодолевая некие дурные склонности последних. Сейчас ничего подобного не происходит, школа самоустранилась от процесса воспитания. Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс невероятно ослабляется. Хотел бы привести слова великого уроженца Тамбовщины преподобного Амвросия Оптинского. Кому-то из своих посетителей он говорил просто: в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание, а без показания мужик лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Простые и ясные слова: показать надо. И педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь», - продолжил он.

Также Предстоятель коснулся еще одной очень важной темы. «К сожалению, учителя до сих пор не являются элитой общества — во-первых, в силу невысокого материального вознаграждения своего труда, ввиду отсутствия некоего престижа. С моей точки зрения, учитель наравне с врачом, и я добавил бы, наравне со священником, — это наиболее важная представитель национальной элиты, потому что и тот, и другой, и третий работают над душой и над физическим здоровьем человека, и нет ничего важнее. Поэтому необходимо повышать социальный статус работников образования, повышать уровень их материального обеспечения. Конечно, это стимулирует стремление многих способных молодых людей приобщиться к замечательной профессии педагога. Тогда и уровень абитуриентов, поступающих в педагогические учебные заведения, будет совершенно иным, чем мы это наблюдаем сейчас. Поэтому я от всего сердца хотел бы всем нам пожелать совместно работать, для того чтобы укреплялась система национального образования, просвещения, воспитания, без чего нам трудно иметь спокойный и уверенный взгляд в будущее. Благодарю вас за внимание», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу».

В завершении встречи О.И.Бетин поблагодарил Святейшего Патриарха за содержательный разговор.

Диакон Солодилов П. М.

Русская Православная Церковь.

Московский Патриархат.

Салехардская епархия,

приход храма Преображения Господня

в городе Муравленко

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи

Патриотическое воспитание молодого, подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и для Русской Православной Церкви, поскольку сегодня в обществе ощущается нехватка патриотического воспитания молодежи.

Однако, прежде чем, переходить к роли Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании молодежи, следует обратиться к смыслу понятия «патриот» (патриотизм) и раскрыть его. Само слово «патриотизм» появилось на лингвистической арене сравнительно недавно. Конечно, оно имеет греческие корни и в древности оно означало «соотечественник» (от греч. πατρις - отечество), но соотечественник для грека античного мира никогда не означало того же, что это значит сегодня. Соотечественник для грека это, прежде всего, свободный гражданин из того же полиса, что и он сам. Рабы или свободные граждане другого полиса уже не считались соотечественниками.

Как уже было сказано выше, слово патриотизм появляется сравнительно недавно на лингвистической арене. Приблизительно с 1720-х гг. оно появляется в английской политической риторике. На протяжении всего XVIII-го века контекст и значение термина постоянно меняется. Поскольку формирование и появление слова было связано с Английской буржуазной революцией, то оно приобрело оттенок борьбы с монархом, который наступает на свободные права граждан .

В дальнейшем этот термин (патриотизм как любовь к отечеству) был воспринята французскими мыслителями Эпохи Просвещения. Они стали воспринимать патриотизм в противовес тирании монархии, как некую добродетель просвещенного человека. Например, Монтескье в своей работе «Дух законов» писал, что патриотизм как любовь к отечеству есть любовь к равенству, но , - подчеркивал он - эта добродетель не христианская, а сугубо политическая. По его мнению, представители монархии руководствуются понятиями чести, а те, кто является представителями республик, руководствуются патриотизмом. Борьба за патриотизм во время Великой Французской революции использовалась в качестве метода политической борьбы.

Как считают М. Одесский, Д. Фельдман термин «патриот» и «патриотизм» не был обиходным в России до конца XVIII-го в. Через просветительскую литературу он входит в обиходную речь. Декабристы используют этот термин как часть своей революционной риторики и националистического дискурса. Однако, уже при императоре Николае Ι этот термин приравнивается к понятию верноподданичества. Концепция официального патриотизма вскоре стала вызывать неприязнь среди интеллигенции. Ко времени правления императора Александра III негативная окраска этого термина усиливается. Он приравнивается к негативной, ксенофобской риторике, к различного рода запретам свобод и прав, что сказалось на дальнейшей исторической ситуации .

В советский период этот термин приобретает социалистический окрас. Отчасти это было прямым заимствование идей французских просветителей. Патриот это, прежде всего, тот, кто любит социалистическое общество, стремится к его построению на земле. Однако, уже при И. В. Сталине термин вновь приобретает консервативные тона эпохи дореволюционной России. В советской журналистике 70-80-хх гг. термин приобрел этнонационалистическую окраску. На сегодняшний день, патриотизм воспринимается в контексте любви к своей родине, готовности к защите своего отечества от иностранного захватчика.

Следует сказать, что, хотя этот термин и связан с эпохой просвещения, а также имеет позднее происхождение, но для истории Русского государства и Русской Церкви суть его (о которой было сказано выше. Патриотизм как любовь к родине, как готовность к защите отечества от иностранного захватчика) всегда была актуальна и востребована, хотя для этого и использовались иные термины и выражения.

Святейший Патриарх Кирилл говорил об этом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013-м г. следующее: «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это - не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан… Забота о душах людей - главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем » .

Церковь, на протяжении всего своего исторического сосуществования с государством на Руси, всегда заботилась о патриотическом воспитании народа. Одним из ярчайших примеров подобной заботы об отечестве, о народе является прп. Сергий Радонежский, чье 700-летие праздновалось в этом году. Имя преподобного, его подвиг выходят далеко за пределы исторического времени, они как бы заглядывают в вечность, и открываются в истории для тех, кто приходит к раке с его мощами. Каков же этот подвиг, который так освятил имя преподобного? Подвиг прп. Сергия заключался в том, что он в годину опасности, нависшей над государством, выступил от лица Русской Церкви как активный помощник и духовный лидер в этой борьбе. Н. М. Карамзин так характеризует прп. Сергия в этот период: «сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие ». По мысли же выдающегося русского историка В. О. Ключевского, главное дело прп. Сергия «простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление русского государства ». В восприятии Ключевского преподобный выступает как нравственный и духовный катализатор русского общества. Как заключает В. О. Ключевский, прп. Сергий принес народу особое настроение, «этим настроением народ жил целые века: оно помогало устроить ему свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок » .

Другой выдающийся русский историк, дедушка русской поэтессы серебряного века Марины Цветаевой Д. И. Иловайский (1832-1920) во втором томе своего многотомного исследования «История России» дает достаточно необычную характеристику преподобному Сергию. Описывая деятельность митр. Алексия, он сравнивает ее с деятельностью кардинала Ришелье на церковно-политическом поприще, а деятельность же прп. Сергия он сравнивает с деятельностью аббата Сугерия. Иловайский Д. И. так это описывает: «…патриотические заслуги Сергия Радонежского дают ему значение русского аббата Сугерия ». Аббат Сугерий (1081-1151), как известно, был значительной фигурой политического и религиозного характера во время правления Людовика VI. Он активно проповедовал укрепление и усиление власти Людовика, был горячим сторонником его политики. В этом смысле интересно его сравнение с преподобным Сергием. Иловайский как бы намекает на то, что фигура преподобного это не только и не столько фигура религиозного характера, но, прежде всего, фигура политическая, которая стала духовно-политическим основанием государства и народа в период Куликовской битвы .

Д. И. Иловайский продолжает в своей работе развивать государственнические и патриотические идеи Н. И. Карамзина. В частности, оценивая подвиг преподобного Сергия, он так ярко описывает его значение: «Преподобный Сергий, хотя и строгий, отрекшийся от мира подвижник, был, однако, пламенный русский патриот. Он горячо любил родину и никому не уступал в ревности к ее освобождению от постыдного ига » .

Небольшая подборка высказываний крупных русских историков о деле прп. Сергия Радонежского лишь подтверждает те слова, которые были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013 г. Действительно, Русская Православная Церковь на протяжении всей истории имела попечение о воспитании патриотических народных чувств, ощущений, имела заботу о том, чтобы отечество было сохранено от различных опасностей и треволнений. В этом плане, Церковь оказывала и продолжает оказывать большое влияние на воспитание в народе любви к отечеству .

Сегодня, как уже об этом говорилось в начале доклада, тема патриотического воспитания как никогда актуальна. Особенно актуальна тематика патриотического воспитания молодежи. Естественно, что проблема отцов и детей это вечная проблема, но для нашего государства в постперестроечную эпоху она стала весьма важной, центральной. Государство столкнулось с проблемой «потерянного поколения», когда молодые люди родившееся в эпоху перестройки, стали большими темпами отдаляться от старшего поколения. Как говорит в своем выступлении иг. Иоанн (Ермаков): «Как отмечают специалисты, поколению, родившемуся в 80-е годы двадцатого века, свойственно чувство тревоги, потерянности, ощущение нереализованности своих возможностей. Самоутверждались эти молодые люди, как правило, самыми доступными для них способами. Если украсть может не каждый, то найти алкоголь, табак и наркотики оказались способны многие… В результате возникла пропасть на мировоззренческой почве, разделяющая старшие поколения и тех, кого мы называем подрастающим поколением » .

В виду этого, необходимо сказать, что сегодня как никогда востребована патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в деле воспитания молодого, подрастающего поколения. Поскольку очевидно, что подрастающему молодому человек нужна опора, стержень, духовно-нравственный ориентир, который будет для него неким маяком в его жизни, который позволить ему не сбиться с пути. Этим маяком может стать учение Христа, которое преобразовывает жизнь человека. Выше уже было показано, как подвиг отшельника, прп. Сергия стал для Руси и русского народа светом, ориентиром, цивилизационным кодом, который сформировал и продолжает формировать многие поколения людей. Представляется важным, чтобы современное молодое поколение знакомилось с подобными историческими и церковными деятелями как прп. Сергий Радонежский, св. Александр Невский, сщмч. Ермоген Московский, св. Патриарх Тихон (Белавин) и т.д. Знакомство с их жизнью, подвигами, служением позволит сформировать в молодом человеке любовь к своей родине, отечеству, к своему народу, а также будут способствовать укреплению культурных и духовно-нравственных традиций нашего народа.

Как известно, Святейший Патриарх Кирилл дал поручение Патриаршему совету по культуре разработать программу мероприятий до 2017 г., которая направлена на формирование в обществе, в подрастающем поколении культурных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, обращенных к светлым периодам истории Святой Руси. Также важно подчеркнуть, что на сегодняшний день вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе с обществом и молодежью совпадает, поэтому, будем надеяться, что это позволит преодолеть разрыв, который сложился между поколениями, а также позволит сохранить историческую и культурную память народа.

Список литературы

1. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - 624 с. - С. 489.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. - 1020 с. - С. 347.

3. Иловайский Д. И. История России. Т. 2. М.: типография утв. товарищества И. Н. Кушнерев и Ко., 1896. - 495 с. - С. 98.

4. Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени. [сайт]. URL: http://royallib.ru/book/panofskiy_ervin/abbat_syuger_i_abbatstvo_sen_deni.html (дата обращение 18.02.14)

5. Иоанн (Ермаков), иг. Возрождение русской патриотической идеи и патриотическое воспитание молодежи как важнейшая задача Церкви и Государства. URL: http://www.podvorie-sokolniki.ru/index.php/materialy/ (дата обращения 18.10.14)

6. Кирилл (Гундяев), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/66950.htm (дата обращения 18.10.14)

7. Бурыгин Д. Пустые слова: краткая история термина «патриот». URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8291-patriot (дата обращения 18.10.14)

8. Одесский М. П., Фельдман Д. М. Поэтика власти. М., 2012. 263 с.

18 апреля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялось закрытие V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемые организаторы и гости сегодняшней церемонии! Дорогие мои молодые друзья, братья и сестры! Я очень рад видеть всех вас в этом соборном зале Храма Христа Спасителя.

Из ролика, который мы только что посмотрели, становится ясно, что за время существования Олимпиады пройден огромный путь. Количество участников Олимпиады и людей, вовлеченных в эту программу, возросло до 250 с лишним тысяч. Конечно, эти 250 000 - пока еще капля в море, но, несомненно, огромная работа, которая осуществляется в связи с подготовкой и проведением Олимпиады, вовлекая все большее количество людей, становится очень важным фактором в образовательной, духовной и культурной жизни нашего народа, - и не только Российской Федерации, но, как мы знаем, в эту деятельность вовлекаются и наши братья и сестры из ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды.

Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем - это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. А ведь когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент - стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Я уже сказал о том, что наша православная духовная культура основана на этом фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить Олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто реально оказывает влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди…

Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь не только о школьной программе. Я познакомился с вопросниками и материалами Олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы отвечать на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме, - за то, как вы расширили свой горизонт, за то, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте. За это время, конечно, очень многое было сделано. Сегодня это программа осуществляется при активном участии и под руководством Преосвященного митрополита Меркурия, который возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Насколько я могу судить, благодаря участию владыки и возглавляемого им Отдела наше олимпийское движение приобрело еще один мощный импульс.

Но особенно мне хотелось бы поблагодарить Николая Александровича Цветкова, который вкладывает свои материальные средства, чтобы поддержать эту Олимпиаду. Действительно, Ваш большой интерес, Николай Александрович, Ваше искреннее отношение к этой программе заслуживают глубокого уважения, которое я хотел бы публично выразить вместе со своей искренней благодарностью. Также Валентине Афанасьевне Сигаёвой и благотворительному фонду «Мета», который оказывает активную поддержку нашему олимпийскому движению.

Наконец, я хотел бы поблагодарить всех педагогов, руководителей учреждений образования и, наконец, самих участников Олимпиады, подаривших нам замечательный всероссийский праздник, который прошел практически по всем регионам нашей страны и ныне завершается этим прекрасным финалом в соборном зале Храма Христа Спасителя. Всех вас сердечно поздравляю с этим событием и благодарю за участие.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» Святейший Патриарх Московский и всея Руси подчеркнул важность созидания крепких семей и духовно-нравственного воспитания нации

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»

Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами, - сказал в начале речи патриарх. - Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей - все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что многие острые проблемы, в частности нравственное оскудение общества, «беспокоят не только православную совесть».

Он также подчеркнул, что церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, - отметил владыка Кирилл. - У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта.

Патриарх обратил внимание не то, согласно мировому опыту, «лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Полагаю, что Русская православная церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово», - сказал патриарх Кирилл.

Кроме того, он отметил, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах.

Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация, - сказал владыка Кирилл. - Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития - литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках.

Патриарх подчеркнул, что именно культура оставалась носительницей христианского благовестия.

Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.

Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром, - отметил он. - И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

Патриарх Московский и всея Руси заявил, что Церковь начнёт вести диалог с Министерством образования и науки и «всеми заинтересованными кругами и структурами» по вопросам преподавания основ православной культуры.

В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела, - подчеркнул владыка Кирилл. - Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что РПЦ обязана «актуализировать духовные ценности православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела».

Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле, - сказал он. - С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других синодальных учреждений Русской православной церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

В завершение своей речи патриарх Кирилл рассказал о важности возрождения российского народа:

Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи, - заключил он.

Патриарх Кирилл посетил подмосковный Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Совершил Божественную литургию и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором прокомментировал дневное Апостольское чтение: «Братия, поминайте наставников ваших и покоряйтесь им, ибо они неусыпно заботятся о душах ваших» (см. Евр. 13:17-21).

Одна эта фраза помогает понять смысл того, что есть процесс научения или, говоря современным языком, из каких компонентов созидается процесс образования человеческой личности. С одной стороны, это требование к учащимся поминать, то есть помнить, наставников и покоряться им. Но, с другой стороны, это сильный призыв к учителям неусыпно заботиться о душах тех, кого обучаешь.

Какие несовременные слова: «поминайте наставников», «покоряйтесь»! Наверное, если сказать так человеку неподготовленному, то они его смутят. Но на самом деле в этих словах огромной силы Божий призыв, потому что не может быть процесса обучения, тем более процесса воспитания, без того чтобы раскрыть свой ум, свою волю и свое сердце навстречу тому, чему учит учитель. Обучение невозможно без смирения, без понимания того, что учитель знает больше, что он мудрее, что он выше, что его опыт более значителен.

А в каком случае слова «поминайте наставников ваших и покоряйтесь» никак не смущают совесть, не задевают человеческое самолюбие, не ограничивают свободу? Только в одном случае: когда учитель является абсолютным примером, эталоном. Не может испытывать смущение от слов «поминайте и покоряйтесь» ученик великого композитора или выдающегося режиссера, великого ученого-подвижника или гениального художника. В этом случае и поминание, и покорность приходят естественным образом, потому что ученик, соотнося свои знания, свои способности и свои возможности со знаниями и способностями учителя, осознает, сколь превосходит его учитель, и покоряется добровольно, с радостью, ища возможности учиться именно у этого учителя.

Но есть еще что-то в этих замечательных словах апостольского Послания к Евреям, что помогает понять саму суть процесса образования. «Поминайте наставников и покоряйтесь» - почему? Потому что они неусыпно заботятся о душах ваших. Можно представить себе школьного учителя или профессора университета, который неусыпно заботится о душах тех, к кому он обращает свое слово? В современных условиях это трудно представить, а потому трудно представить и то, чтобы ученик поминал и покорялся учителю.

Младший может покоряться старшему, когда он видит особую жертвенную заботу, готовность неусыпно, то есть не засыпая, не давая себе отдушины, отдавать все силы на воспитание того, кто вверен тебе. И если ученик видит жертвенность учителя, который отдает во имя своего служения все, что только имеет, и неусыпно заботится не только о передаче знаний, но и о состоянии души, то каким нужно быть черствым, каким нужно быть жестокосердным, чтобы перед таким подвижником, который сна не знает ради тебя, не преклонить главы и не покориться ему!

Успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. Но успех образования зависит также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика. И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой преподавателя, педагога, профессора, то не может быть ни памяти, ни покорности. Меняется система отношений «учитель и ученик», она теряет свое священное измерение, благодаря которому высочайшие ценности, вложенные Богом в душу человеческую, а через это - в человеческую цивилизацию, сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Все то, о чем я сейчас говорю, имеет прямое отношение и к современной системе образования. Мы любим сокрушаться по поводу того, какая плохая сейчас молодежь. Почему же мы не сокрушаемся о том, что очень часто педагоги не считают нужным заботиться о душах вверенных им учеников? О том, чтобы формировать сильную нравственную личность, любящую Бога, ближних, Отечество свое, окружающий мир, способную жить по заповедям Божиим, то есть по тому закону, выше которого нет ничего, никакого человеческого закона, потому что Божий закон есть основной закон жизни? И пока наши преподаватели, те, кто несет ответственность за подрастающее поколение, не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут неусыпно - неусыпно! - заботиться о душах вверенных им, до тех пор мы как общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала. А в быту это будет сопровождаться неудачами в семейной жизни, разводами, абортами, преступностью, коррупцией и всем тем, что разъедает жизнь личности, семьи и общества. И всякие воздыхания по поводу того, что «нужно уменьшить, нужно сократить, нужно взять под контроль», не будут достигать цели, потому что как добрые, так и злые помыслы, как добрые, так и злые поступки исходят из сердца человека (см. Мф. 15:19).

Все, что мы говорим, обращаясь в адрес современной школы, мы можем сказать и обращаясь в адрес Церкви и пастырей. Неслучайно в центре служения святителей - учительство с его колоссальной ответственностью за душевное состояние паствы, особенно за молодое поколение, за будущее Церкви и мира. Иногда священнослужители сокрушаются, что верующие люди недостаточно внимательно относятся к их словам, что не всегда их служение сопровождается должным уважением со стороны паствы - говоря языком Послания к Евреям, люди не всегда поминают и не всегда покоряются церковным наставникам. Но все, что было сказано в отношении светской школы, имеет отношение и к научению в Церкви. И покоряются, и принимают, и поминают церковных наставников тогда, когда видят, что церковный наставник душу свою, жизнь свою полагает, неусыпно служа в заботе о душах верующих.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх