Мечеть в самарканде. Соборная мечеть Биби-Ханум: описание, история и интересные факты

Мечеть Хазрат-Хызр – средневековая мусульманская святыня, датируется VIII веком. Она названа в честь пророка Хызра, который покровительствует путешественниками по легендам обладает знанием о «живой воде».

Мечеть Хазрат-Хызр находится в южной части городища Афрасиаб, недалеко от ансамбля усыпальниц Шахи-Зинда, на северо-востоке Самарканда. Святыню, которую можно сегодня увидеть в Самарканде, начали строить на руинах древнего фундамента в 1854 году, и полностью закончили сооружение только в 1919 году.

Мечеть является образцом традиционной архитектуры самаркандской школы. Прямоугольное сооружение имеет зимнюю ханаку с куполом, колонный айван, михраб из двумя худжрами, также отдельный минарет на восточной стороне и башню-гульдасту на западе. Красоту мечети подчеркивает ее изящный декор с потолочными росписями, резным ганчем в орнаментах и ганчевыми деталями на карнизе.

Мечеть Биби Ханым

Мечеть Биби Ханым - гигантская соборная мечеть, когда-то самая большая мечеть в Исламском мире и самое большое здание старого Самарканда. Построена по приказу Темура в честь удачного похода в Индию в 1399 году. Строительство продолжалось 5 лет, но ввиду огромных размеров, вскоре мечеть начала разрушаться. Позже, мечеть превратилась в красочный символ Самарканда, окруженный многочисленными легендами.

Соборная мечеть Биби-Ханым

Cоборная мечеть Биби-Ханым – это красивый архитектурный памятник XV века и огромная мечеть времен Тамерлана. Она была полностью восстановлена с руин после приобретения независимости Узбекистана.

Соборная мечеть Биби-Ханым находится около Сиабского базара, на юго-запад от городища Афрасиаб, в северной части города Самарканда. Архитектурный комплекс составляют несколько величественных зданий, одни из самых красивых сооружений во всем мусульманском мире.

Главная мечеть комплекса с огромной 18- ти метровой аркой обрамлена восьмиугольными башнями и украшена внутренним 30 метровым куполом. Очень хорошо сохранился входной портал мечети Биби-Ханым с мощными угловыми башнями круглой формы. Ее внутренне убранство впечатляет не меньше, чем внешний вид – она украшена майоликой, мозаиками со шлифованных кирпичей, позолоченными росписями, растительными и геометрическими рисунками, ляпис-лазурью. Поражает красотой и просторный внутренний дворик, в котором раньше могло молиться до десяти тысяч верующих.

Мечеть Биби-Эйбат (Азербайджан) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Азербайджан
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

История мечети Биби-Эйбат, расположенной на юго-западной окраине Баку , началась еще в 13 веке. Древний храм, успешно переживший множество войн и политических передряг, был безжалостно «смыт» с архитектурного ландшафта столицы Азербайджана богоборческой «волной» 1930-х гг. Современная Биби-Эйбат, наследница своего славного средневекового предка, построена в 1999 г. по старым эскизам. Правда, с учетом современных реалий новый комплекс сделали больше предшественника.

Что посмотреть

При возведении мечети архитекторы взяли за основу принципы классической ширванской школы, поэтому храм состоит из двух массивных минаретов и трех куполов. Своды последних украшены бирюзового и зеленого цвета плиткой, окаймленной позолоченными сурами из корана. В убранстве преобладают изумрудный и белый цвета, в меру разбавленные благородными позолоченными акцентами. Как и на потолке, на стенах можно увидеть традиционные каллиграфические надписи.

Из современных особенностей - гигантские зеркальные окна, в которых очень красиво отражается безоблачное небо над Баку. За этими стеклами, выполняющими исключительно солнцезащитную функцию, - потрясающие витражи, которые можно увидеть, только зайдя внутрь мечети.

Практическая информация

Адрес: Баку, ул. Биби-Эйбат, 1.

Большинство древних сооружений в Самарканде грандиозны по величине. Но Биби-Ханум - это макрокосм. Стоя в центре этого пустого, безмолвного гигантского комплекса испытала мистический ужас и потрясение от красоты и размеров стен, вздымающихся вокруг меня.
На фотографии, вдалеке около огромной двери, черное пятнышко – это наш водитель, мужчина далеко не маленького роста.

«Мечеть Биби-ханым - самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. … Если обратиться к Западной Европе, то, почти совпадающий, по времени постройки, готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-ханым.»

«В своем первоначальном виде мечеть представляла гигантское сооружение, состоявшее из многих построек. Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минарета не сохранились; только на северо-западной стороне одиноко высится полуразрушенный минарет; угрожавшая падением верхняя его часть была разобрана в 1897 году. Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн.»

В здании 114 келий - по числу сур Корана, в которых жили студенты, постигавшие богословие.

«На восточной стороне обширного внутреннего двора, имевшего форму прямоугольника (62х83 метра), находится главный входной портал (пештак), высотой 33,15 метра. Против него - большое здание главной мечети; ее общая высота от земли до наивысшей сохранившейся точки составляет 36,65 метра. По северной и южной сторонам поставлены одно против другого купольные здания малых мечетей.»

- Это Мавзолей Биби-Ханым, служивший усыпальницей для женщин из династии тимуридов. В 1941 году могила в мавзолее была вскрыта. "В каменном саркофаге обнаружен скелет рано скончавшейся молодой женщины, сохранивший следы кожи и волос на черепе, пласты кожи в области живота и окаменелый покров в нижней части обеих ног. Известный антрополог М. М. Герасимов восстановил портрет этой женщины"

«Некогда великолепно оформленный двор был вымощен мраморными плитами и керамической мозаикой. Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора»

Мы задались вопросом, где же сам Коран таких гигантских размеров, и решили, что он в музее Тимуридов в Ташкенте – там есть Книга соответствующего размера.

Однако история Корана оказалась не столь простой, потому приведу отрывок из статьи «Каффаль Аш-Шаши и коран халифа Османа» Андрея Кудряшова. Источник advantour.com

Вкратце я пересказывала эту историю своим попутчикам в Самарканде:

«... Народные предания так же связывают Каффаля аш-Шаши (первый из святых покровителей Ташкента) с обретением мусульманами Мовароуннахра бесценной реликвии - Корана халифа Османа, сегодня хранящегося в бронированном сейфе библиотеки муфтията.

В традиции ислама принято считать, что изначальный и не сотворенный Коран был ниспослан Мухаммаду самим Аллахом через архангела Джебраила, который в 27 день священного месяца рамадан перенес его на нижнее, ближайшее к земле небо, откуда на протяжении многих лет архангел передавал его откровения Пророку. При жизни Мухаммада в записанном тексте Корана не было острой необходимости, поскольку всегда можно было получить от Пророка устные разъяснения по любому вопросу. Но уже во времена праведных халифов в мусульманской общине стали возникать первые разногласия и заблуждения. При этом из-за рвения в джихаде - войне за распространение веры стремительно уменьшалось число людей, лично слышавших и запомнивших проповеди основателя ислама.

В 650 году третий Халиф Осман поручил приемному сыну и бывшему личному секретарю Мухаммада, писцу Зейду ибн Сабиту собрать все записи проповедей Пророка и свести их в единую Книгу. Параллельно этой работой были заняты еще четыре его помощника, которые собирали записи и опрашивали людей, составив еще четыре версии текста. После этого тексты были собраны путем тщательного сравнения в один, который был канонизирован. С него были сделаны всего несколько копий, а все прочие варианты и черновики сожжены.

Составление текста Корана было завершено более чем вовремя. В 656 году толпы мятежников, собравшиеся в Медине под видом паломников, ворвались во дворец халифа и зарубили его мечами. По преданию, в момент гибели Осман продолжал читать один из канонических экземпляров Корана, страницы которого залила его кровь.

С этого момента Коран Османа стал священной реликвией, которая всегда находилась при дворе следующих халифов, сначала в Медине, потом в Дамаске и Багдаде. Возникшие в последствии внутри халифата различные религиозные течения и секты в лучшем случае могли отрицать отдельные места священной книги, утверждая, что они были искажены писцами по ошибке или даже злому умыслу халифа, которого, например, до сих пор не почитают шииты - сторонники наследственной власти рода Али. Но противопоставить Корану Османа другие священные тексты они уже не могли.

Историкам не известна точная судьба всех рукописей после того, как в 1258 году монгольский ильхан Хулагу захватил Багдад и казнил халифа ал-Мустасима с множеством его приближенных. Но в XV веке Коран с засохшими пятнами крови появился в Самарканде. Сначала он хранился при дворе внука Амира Темура, мирзо Улугбека, для чего тот приказал изготовить гигантскую подставку из мрамора во дворе мавзолея Биби Ханум, затем оказался в мечети шейха Ходжи Ахрора - выходца из Ташкента.

Когда в 1868 году Самарканд был занят войсками Российской Империи и включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства начальник Зеравшанского округа генерал-майор Абрамов, узнав о существовании уникальной рукописи, изъял ее из мечети, выплатив безутешным смотрителям 100 золотых рублей в качестве компенсации. Затем Коран был переправлен Абрамовым в Ташкент генерал-губернатору Константину Петровичу фон Кауфману, который через год преподнес его в дар Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

При всех сомнениях в подлинности Корана Османа российские ученые, исследовавшие эту книгу, пришли к выводу, что она действительно могла быть создана в VII или VIII веке на территории современного Ирака.

В декабре 1917 года Краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа обратился в Народный комиссариат по национальным делам с просьбой вернуть священную реликвию мусульманам, получив через пять дней резолюцию от наркома просвещения Луначарского: «Выдать немедленно», после чего Коран Османа был передан Всероссийскому мусульманскому совету, находившемуся тогда в Уфе. Оттуда он в 1924 году был передан в Ташкент, потом возвращен в Самарканд, в мечеть Ходжи Ахрора. В 1941 году реликвию перевезли на хранения в Музей истории народов Узбекистана в Ташкенте. В начале 90-х годов, после обретения Узбекистаном государственного суверенитета, реликвия при огромном стечении народа на площади Хаст Имам, была вручена Исламом Каримовым муфтию.
До сих пор остается загадкой, каким образом Коран Османа попал в Мовароуннахр. Согласно самой распространенной версии, реликвия была найдена при захвате в 1393 году войсками Амира Темура, который собирал в своей столице Самарканде библиотеку ценных рукописей. Внутри ордена суфиев Накшбандия, главой которого в ХV веке был шейх Ходжа Ахрор, существует легенда, что он был добыт отважными и хитроумными дервишами в смутные времена после монгольских нашествий. Но среди жителей Ташкента, считающих Каффаля Шаши первым покровителем города, гораздо популярнее народное предание, по которому святой просто привез Коран из Багдада, получив его в дар от самого халифа за какую-то услугу. Строго говоря, эта версия, если речь не идет об одной из копий уникального корана, выглядит маловероятной. С другой стороны - она отражает любовь и почтение, какими в Ташкенте во все времена пользовался Абу Бакр Исмаил Каффаль аш-Шаши.»

serafimovna прекрасный пост об этом Коране >>

Но вернемся к тайнам Биби-Ханум.
Легенды о Биби- Ханум, которые рассказывают туристам:

«Биби-Ханым была самой любимой женой Тимура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Тимур уехал в один из походов, ей пришло в голову сделать ему подарок и, заодно, увековечить своё имя – построить грандиозную мечеть, которая бы своими размерами, великолепием и убранством превосходила все существующие постройки. Чтобы мастера и рабочие не сомневались, что у неё есть средства, царица приказала показать им груды золота и драгоценностей, предназначенные на постройку.
Работа закипела. Руководить работой поставила молодого зодчего, и тот, очарованный красотой царицы влюбился в неё. И вот мечеть уже почти выстроена, остаётся лишь одна огромная портальная арка. Всё чаще посещает постройки Биби-Ханым и торопит архитектора. Но тот не спешит: он знает, что не увидит больше её, как только исполнит поручение.Тем временем Тимур шлёт весть о скором своём возвращении. Биби-Ханым с нетерпением ожидает окончания стройки. Но дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать.
Царица разгневана; зодчий забыл, кто она такая? Но архитектор неумолим… Тогда Биби-Ханым решается пойти на хитрость: она приказывает принести яйца, раскрашенные в различные цвета. “Посмотри на эти яйца; с виду они все разные, внутри все одинаковые. Таковы мы женщины! Я подарю тебе любую из рабынь, которую ты захочешь”. На это зодчий приказал принести два бокала: один из них он наполнил обыкновенной водой; другой белым вином. “Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”.
А Тимур уже подходит к столице. Биби-Ханым вне себя от досады: так долго лелеянный и почти уготованный ею сюрприз своему супругу может не получиться. Царица не смеет допустить этого. Она соглашается на поцелуй. Но при поцелуе закрывает лицо подушечкой (по другой легенде – ладонью); поцелуй бал так горяч, что оставил на щеке красавицы пятно.И вот Тимур въехал в столицу, его восхищённому взору представилась во всём блеске соборная мечеть – подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби-Ханым, когда проницательный супруг углядел пятно на её щеке...
Здесь повествование раздваивается на две версии:
Версия первая:
Зодчего ждала смерть. Понимая это, поднялся он на один из минаретов только что построенной мечети вместе с учеником. Воины бросились туда, но, поднявшись наверх, встретили лишь ученика. “Где учитель?”, -спросили его. “Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед”, - ответил тот…
Версия вторая:
Великий завоеватель разгневался, но гнева своего не показал. Он только вызвал к себе мастера и приказал ему построить под землёй богатый мавзолей, чтобы такой богатой усыпальницы не было на целом свете. Тогда же повелитель приказал великому мастеру изготовить из глыбы розового мрамора саркофаг, а из чёрного нефрита намогильный камень и высечь на камне арабскими письменами рецепт изготовления глазури для куполов. Когда всё было готово, Тимур убил мастера и захоронил его в подземелье. В подземелье он велел снести также свои сокровища и знаменитую библиотеку, которую привёз после военного похода в малую Азию. Затем вход был замурован. Шли годы. Планом подземелья овладел внук великого хромца. Он пополнял библиотеку - так постепенно подземелье превратилось в одно из крупнейших книгохранилищ мира. Но Улугбек умер и план подземелья исчез…» (использован материал из сборника "Легенды о Самарканде" Н. Якубова. Самарканд - 1990)

Однако!

«История, однако, не знает имени Биби-ханым, и разрушает всю прелесть сказки. Главную жену Тимура звали Сарай Мульк-Ханым. И ко времени постройки мечети, ей было далеко за 60 лет. Фактически же, мечеть построена при Тимуре в 1399-1404 годах и была заложена Тимуром после победоносного похода на столицу Индии - Дели.» Это был предпоследний поход Тимура. Из последнего (в Китай) его привезли мертвым – он умер в дороге. А китайский император выслал навстречу ему парламентеров, которые должны были сообщить завоевателю, что Китай готов сдаться без боя, и хотят выслушать условия.

Есть еще одна версия.
Путешественник Руи Клавихо в своём Дневнике записал, что мечеть построена по приказу самого Тимура в честь матери старшей жены Тимура (Сарай Мульк ханым, которую Класихзо назвал Каньо), что вполне вероятно, учитывая, что “Биби”, означает мать –

“Мечеть, которую сеньор приказал построить в честь матери своей жены Каньо, была самая почитаемая в городе. Когда она была закончена, сеньор остался недоволен передней стенкой, которая была [слишком] низка, и приказал сломать ее. Перед ней выкопали две ямы, чтобы через них разобрать фундамент, а чтобы работа спорилась, сеньор сказал, что сам берется вести наблюдение за одной частью [работ], а двум своим приближенным велел наблюдать за другой половиной, чтобы знать, кто скорее закончит свое задание. А сеньор [в это время] уже был дряхл, не мог ни ходить, ни ездить верхом, а [передвигался] только в носилках. И он приказывал каждый день приносить его туда на носилках и оставался там некоторое время, торопя работающих. Потом он велел доставлять туда вареное мясо и бросать его сверху тем, кто работал в яме, как будто они собаки. А когда он своими руками бросал [это мясо], то так побуждал [к работе], что нельзя не удивляться. Иногда же сеньор приказывал бросать в ямы деньги. И над этой постройкой работали так день и ночь. Это строительство и [сооружение] улицы приостановили [только] из-за того, что пошел снег”.

Как бы то ни было, от такого разнообразия легенд и версий, великолепный Биби-Ханум становится все интересней и загадочней.

«Огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В XVII веке состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Землетрясения ускорили процесс деформации и разрушения куполов и увеличили угрожающие трещины арок. Землетрясением 1897 года была разрушена значительная часть отделанного мрамором портала главного входа В результате от монументального, целостного по своей композиции сооружения остались лишь руины.»

80-е годы. Центральная арка Биби-Ханум

«В первые годы Советской власти ставился вопрос о полной реставрации мечети. Однако работы на первых порах коснулись лишь благоустройства памятника: были снесены лавки и очищена территория вокруг мечети Техническая реставрация этого памятника требовала, помимо крупных материальных затрат, предварительного и углубленного его изучения. В 20-30-х годах появились труды, более полно освещающие историю памятника; произведены обмеры оставшихся на поверхности частей; обследована площадь двора; исполнены большие работы по фиксации росписей мечети. В дальнейшем в, результате подробного археолого-архитектурного изучения здания был составлен проект графической реставрации мечети, созданной в свое время лучшими мастерами того времени.»

Напротив комплекса Биби-Ханум находится еще одна большая усыпальница женщин из правящих самаркандских родов королевской фамилии. Но у нас после Биби-Ханум не было никаких эмоциональных сил идти еще и туда. Катарсис и опустошение. Это было заметно даже по младшей. Она была задумчива и безмолвна. Потрясающее место.

А еще, местные утверждают, что если женщина не может забеременеть, то нужно обязательно придти в Биби-Ханум, прикоснуться к камням мечети и тому месту, где лежал большой Коран (один из пяти первых). Помолиться на любом из языков. И попросить даровать счастье материнства. Можно попросить смотрителей «почитать» на Вас. И все сбудется,ибо за долгие века место намолено.
Когда мы, как зачарованные, в одиночестве бродили по волшебному Биби-Ханум, я заметила около боковой мечети, на молодой траве, стоящего на коленях молящегося мужчину средних лет. За кого он молился? За жену? За дочь? Должна быть услышана его молитва и он будет держать на руках малыша, о котором он молил в этом святом месте.
Глядя, как вдалеке младшая прилипла к подставке под гигантский Коран и ласкалась вокруг теплого светлого камня как котенок, я подумала что о детях нужно обязательно просить. Мы отозвали ляльку и тихонько вышли через гигантскую арку... Дальше, в Самарканд...

Самарканд был последним городом, который мы посетили во время узбекского турне четыре года назад. И, несмотря на кажущуюся похожесть с Хивой и Бухарой, он от них отличается очень сильно. В нем самые величественные памятники, у него самая грандиозная история, и, наконец, это третий по величине город страны со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, готовиться надо к имперскому размаху, многолюдности, современности и суете.

Город был для меня интересен еще и тем, что в семейных альбомах сохранилось множество фотографий о посещении его моими родителями во времена своей студенческо-геологической юности. Некоторые из этих слайдов также будут включены в сегодняшний рассказ.

Переезд из Бухары в Самарканд был для меня очень тяжелым. Дело в том, что на пятый день пребывания в Узбекистане мой организм настолько устал от жирной среднеазиатской еды, что категорически взбунтовался, и утром в день поездки я чувствовал себя так, как будто мир вокруг расслоился, небо стало желтым, а люди вокруг превратились в человекоподобных существ, которые от меня чего-то хотят. На каждой остановке в пути я тихо выползал из машины, садился на тротуар в теньке автомобиля, а водитель, глядя на меня такого, систематически предлагал выпить пивка. Я успешно пропустил первые пункты программы - загородный дворец бухарских эмиров и школу керамики в городке Гиджуван. Помню только,павлинов в парке и бассейн, в который мне очень хотелось упасть всем обессилевшим телом. Так что фотографий оттуда нет.

Дальше мы решили заехать посмотреть древние петроглифы в ущелье Сармыш горной цепи Заравшан. Это ущелье называют одной из самых больших в мире наскальных галерей - на территории протяженностью всего 2 километра находится несколько ТЫСЯЧ подобных рисунков, возраст которых составляет более 10 тысяч лет. У меня довольно много фотографий оттуда, поэтому, наверное, об ущелье еще будет отдельный рассказ, а пока что только синтез того, что там можно увидеть. Обратите внимание на гуманоидов и космонавтов в нижнем ряду - их присутствие на рисунках является одной из самых больших загадок археологии и науки.

Дальше по пути будет город Нурата, над которым возвышается огромный холм, где некогда стояла крепость, завоеванная еще Александром Македонским. От крепости сейчас уже практически ничего не осталось, на ее месте пасутся ослики, а с холма по-прежнему открываются отличные виды.

Еще в Нурате есть священное место, связанное со святым Давудом - узбекским «Прометеем», который подарил людям огонь и кузнечное дело. Рядом с мечетью в скалах есть маленькое озеро, в котором живут форели. Озеро ни с чем не соединяется и никуда не вытекает, поэтому обывательское мировоззрение принимает наличие такого количества форели в нем чудом. Если бросить форели пучок травы, то стая рвет его, как пираньи конкистадора, случайно упавшего в Амазонку.

И остатки советского наследия - памятник геологам.

Ну и несколько фотографий тех же самых гор конца 1970-х годов из семейного фотоальбома.

После такого долгого вступления наконец-то приехали в Самарканд. Естественно, утром первым же делом едем на Регистан - одну из самых знаменитых площадей мира. И несомненно, оно того стоит.

«Регистан» переводится как «песчаное место», и сооружать его начал еще Улугбек, один из величайших узбеков всех времен, астроном и наследник династии Тимуридов. Левая медресе, построенная в 15 веке, носит его имя, и в свое время была центром образования не только в Среднее Азии, но и на всем Востоке.

А вот так медресе выглядело в начале 20 века (фото знаменитого Прокудина-Горского, одного из пионеров цветной фотографии).

Внутреннее убранство.

Правое медресе - Шер-Дор, или «тигр над воротами». Построено как зеркальная копия медресе Улугбека в 17 веке на месте ханаки Улугбека, которая к тому моменту обветшала («ханака» - нечто вроде «частной мечети», или, по-православному, скита). Название свое оно получило благодаря двум тиграм, изображенным над входом. Вообще это совершенно уникальная вещь, потому что исламская традиция запрещает использовать любые изображения людей или животных в религиозной живописи. Тигр с солнцем на спине - герб Самарканда. А в центре арки, если присмотреться, находится свастика.

Картина Василия Верещагина, первого российского блоггера. Конец 19 века:

Шер-Дор в исполнении Прокудина-Горского. Обратите внимание на аистиные гнезда на минарете - типичная примета Средней Азии, о которой говорил еще в рассказе о Бухаре.

Наконец, центральная медресе - Тилля-Кари, построено через несколько лет после Шер-Дора на месте старого караван-сарая. Много лет также выполняло роль соборной мечети.

На один из минаретов можно подняться, если заплатить ментам 10 долларов (о чем даже написано в путеводителе Lonely Planet). Однако, местные нас отговорили - по их словам, там очень грязно, скользко, и оттуда ничего толком не видно. И еще меня поразила геометрия этого минарета:

Кстати, это нормальная ситуация. Вот одна из медресе «в профиль». Практически Пизанская башня.

Почти каждый вечер на площади разыгрывается светомузыкальное шоу для туристов. Можно купить билет и сидеть на скамейке, а можно просто постоять в стороне и посмотреть-послушать - все отлично видно и слышно.

Дальше едем в Гур-Эмир, усыпальницу великого Тамерлана. Местные зовут его Амир Темур, и он является главным национальным героем. В каждом городе ему стоит памятник, его именем названо все, что только можно, и его же лицо украшает местные деньги.

Кстати, Гур-Эмир стал прообразом знаменитого Тадж-Махала в Северной Индии, которой долгое время правили наследники Тамерлана.

В мавзолее, помимо Тамерлана, покоятся его два сына, два внука (включая Улугбека) и его духовный наставник. Надгробье из зеленого камня привезено из Китая, где до этого было троном одного из наследников Чингиз-хана.

Но самое интересное начинается дальше - смотритель тайком рассказывает о том, что это не настоящие могилы и надгробия, и предлагает за определенную сумму показать реальные. Мы соглашаемся, и он ведет нас на цокольный этаж, где стоят такие же надгробия, точно под теми, которые мы только что видели. Они уже, действительно, настоящие.

Надгробие Тамерлана расколото - по легенде, после его смерти его тело с надгробным камнем повезли в Шахрисабз, его родной город. Но на перевале случилась непогода, которая не позволила идти дальше, и вдобавок надгробие упало и раскололось. Это было истолковано как знак, и Тамерлана вернули назад в Самарканд. По другой легенде, надгробие украл в 18 веке один из персидских вельмож, после чего оно треснуло, а его стала преследовать полоса неудач, после чего он точно так же вернул его на место.

На надгробии написано, что тот, кто осмелится потревожить его покой, будет подвергнут страданиям и погибнет. Конечно, всем известна история о том, что гробница была вскрыта 22 июня 1941 года, после чего началась Великая Отечественная Война. А как только академик Герасимов закончил слепок лица Тамерлана с его черепа и, его отвезли назад, ситуация на фронтах развернулась в обратную сторону и началось контрнаступление под Москвой.

Неподалеку находится мечеть Биби Ханум и ее мавзолей. Биби Ханум была любимой женой Тамерлана, и эту мечеть он «подарил» ей в честь своего завоевательного похода в Индию. Если в мавзолее Биби Ханум три раза обойти вокруг ее могилы, загадав желание, то оно обязательно сбудется. У меня сбылось на 50% через месяц, на оставшиеся 50% - в течение еще пары лет.

Современное состояние мечети - это уже новодел, т.к. она сильно пострадала от землетрясения в 19 веке. Вот фото Прокудина-Горского, 1906 год.

А вот фотографии из семейного фотоальбома, 1975 год.

С тех пор многое изменилось.

И до кучи еще один современный "пизанский" вид - сбоку.

А вот пять фотографий, сделанных в течение пары минут сидения на тротуаре около Биби-Ханума. В правой части кадра - вход на самый большой самаркандский базар, поэтому направо все едут груженые, а налево порожняком.

Еще одна знаменитая достопримечательность Самарканда - обсерватория Улугбека, второго по значимости национального героя.

В обсерватории висит табличка, согласно которой Улугбек обошел абсолютно всех ученов древности по всем астрономическим вычислениям. Видимо, благодаря вот этому громадному секстанту диаметром 36 метров.

Еще внутри висит портрет Аристотеля. Я тогда еще подумал, почему это у него слово ETICA так смешно написано на книге?....

А когда побывал в Ватикане и увидел фреску «Афинская школа», понял, что это всего лишь копия с Рафаэля.

Последнее значимое место в Самарканде - это мемориальный комплекс Шахи-Зинда (дословно «живой царь»), который, начиная с 14 века, был усыпальницей ханов и прочих больших людей.

Не буду мучить названиями мавзолеев и именами похороненных там людей - скажу только, что это очень умиротворенное и спокойное место.

Забавная собака, которая ютилась в одном из углов - и я, зажавший ее в этот угол своим большим фотоаппаратом (скоро будет отдельный большой пост, сделанный полностью из подобных фото).

Прокудин-Горский:

И еще несколько фотографий из конца 1970-х.

В последний день мы решили поехать за город «на плов». Для этого купили барана, рис и направились к Хазрат Давуд - пещере Св. Давуда. Там отдали барана и рис повару, а сами пошли наверх, к святому месту. Для того, чтобы туда попасть, надо преодолеть 1303 ступени. Ступени довольно узкие, и на них при этом идет бойкая торговля всяким ширпотребом. Народа полно (кажется, было воскресенье), все толкаются, дети шумят, тут же на ступенях отдыхают пенсионеры. И дикая жара.

Поднялись наверх - а там запах туалета и жуткий мусор. И все деревья в повязочках. В пещеру, где молился Давуд, страшная давка, поэтому мы туда не пошли, и лишь полюбовались окружающими пейзажами и местной фауной.

А там временем к нам подходили люди с фотоаппаратами и просили с нами сфотографироваться, как с инопланетянами.

Еще одна пещера, в которой Давуд работал, есть пониже, и там вообще никого не было, кроме таджикского мальчика-смотрителя.

Основная реликвия - камень с отпечатком руки Давуда.

Поели плова (осилили совсем чуть-чуть, так как дико надоел), и назад в город. Вечером - в кафе-мороженое (такой вкусный пломбир ел только в детстве!), а утром в аэропорт, где пришлось столкнуться с идиотизмом, бюрократией и полным презрением к людям. Выражалось это как в отношении, так и в действиях. Например, глядя на перечеркнутый автомобильный аккумулятор, нарисованный на авиабилете, таможенники (уже после того, как мы сдали багаж) отказывались пропускать нас на посадку, пока мы не сдадим в багаж батарейки из фотоаппаратов и телефонов. При чем деньгами вопрос тоже не решался - банальное местечковое самодурство. Опять был полный досмотр, а одному парню из National Geographic чуть не разобрали все объективы и никак не хотели поверить, что один из его фотоаппаратов - пленка, и открывать его не надо, иначе засветится. Надеюсь, с тех пор что-то там изменилось.

Но если отбросить эти рудименты совкового феодализма, то, в целом, поездка получилась прекрасная. До сих пор вспоминаю ее как одну из самых насыщенных и колоритных. Хотя второй раз, наверное, уже вряд ли поеду.

Другие рассказы про Узбекистан.

Конфессия Ислам Строительство - годы Биби Ханум на Викискладе

Координаты : 39°39′38″ с. ш. 66°58′47″ в. д.  /  39.660556° с. ш. 66.979722° в. д. (G) (O) (Я) 39.660556 , 66.979722

Биби Ханум или Биби Ханым (букв. «старшая принцесса») (раннее название - Масжиди джами ) (узб. Bibi-Xonim masjidi )- архитектурный памятник 1399-1404 гг. в Самарканде , грандиозная соборная мечеть Тамерлана , богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века.

Основание мечети

Мечеть была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию . Строительство было начато в мае года. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана , Хорезма , Золотой Орды. К сентябрю года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

Согласно легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана. Вернувшись из победоносного индийского похода, Тимур в 1399 г. предпринял строительство соборной мечети для свершения пятничного намаза, которой молва присвоила имя Биби-ханым. Согласно источникам: «В воскресенье – 4 числа месяца рамадана 801 г. (1399 год нашего летосчисления), искусные инженеры и опытные мастера в час, счастливый и предсказанный по звездам, положили основание постройке. Двести человек каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети и 500 человек в горах упорно трудись над обтесыванием камня и отправкой его в город. Артели мастеров и ремесленников, собравшись со всех концов мира к подножию трона, прилагали каждый насколько в своей области тщательное старание. Для сосредоточения материалов 95 гороподобных слонов доставлены были стран Индии в Самарканд и пущены в дело». Для ускорения работ Тимур поручил надзор над отдельными участками строительства разным царевичам и эмирам, старавшимся расторопностью проявить свое усердие. Портальную арку, основное здание мечети, стены и аркады строили артели мастеров, которых направлял главный строитель, имевший объемную модель сооружения. Об этом рассказывают старые миниатюры. Всего несколько месяцев следил Тимур за строительством мечети, но вскоре он на целые годы был отвлечен новым военным походом – на этот раз на Османскую империю. Строительство продолжалось без него. Об этом-то периоде народная фантазия и создала несколько легенд.

Легенды

Рассказывали, что жена эмира красавица Биби-ханым задумала к возвращению мужа выстроить ему в подарок мечеть, которой не видывал свет. Были построены минареты, вокруг просторного двора вырос лес беломраморных колонн, и голубой купол соперничал с небесным сводом. Оставалось только замкнуть высокую арку портала. Но молодой архитектор медлил, ибо он любил Биби-ханым, а окончание строительства неизбежно означало вечную разлуку с нею. А царь между тем уже близился к Самарканду и в нетерпении своем слал гонцов. Биби-ханым умоляла строителя продвинуть работы, но тот потребовал невиданную по дерзости награду – права поцеловать царицу. Рассудительная Биби-ханым, сопротивляясь, убеждала его, что женщины все одинаковы, как раскрашенные яйца. В доказательство чего наблюдательная царица послала влюбленному упрямцу целое блюдо разноцветных яиц, советуя очистить их и сравнить, а убедившись, угомониться и поцеловать любую придворную красавицу. Ничто не помогало! И царице пришлось уступить, подставив прелестную щечку. В решительный миг она успела, правда, заслониться рукой (по другим сведениям – подушкой), но жар поцелуя был так силен, что прожег все преграды и оставил пятнышко на розовом лице Биби-ханым. Его-то, вдоволь полюбовавшись новой мечетью, тотчас и приметил вернувшийся повелитель. Кинулись ловить искусителя, а тот, оказалось, сделал крылья и давно улетел. Так – в предании, а в жизни все было иначе. Вернувшись из дальнего похода, Тимур был разъярен тем, что портал его мечети был не столь величествен, как ему хотелось, и, во всяком случае, ниже стоявшего напротив медресе, построенного его главной женой Сарай-мульк ханым , той самой, которую легенда называет Биби-ханым. Почтенной жене Тимура в то время было за шестьдесят, и вряд ли ее прелести могли вывести кого-либо из равновесия.

Последний этап строительства

Тимур, посетивший мечеть в сентябре 1404 года, был разгневан и велел казнить вельможу, надзиравшего за строительством. Повелитель приказал разрушить входной портал и выстроить новый. Возле фундамента отрыли ямы, разобрали кладку, чтобы устои потеряли опору и рухнули. Тимур был болен, но он повелел носить себя туда, где шли работы. «Потом он приказывал, – пишет в своем дневнике де Клавихо, – приносить туда вареного мяса и бросать его тем, которые работали в яме, точно как собакам; иногда он сам своими руками бросал мясо и так возбуждал рабочих, что на удивленье; иногда же приказывал бросать в ямы деньги. Над этой постройкой также работали день и ночь; она прекратилась, как и работы по проведению улицы, оттого, что начал падать снег». Мощная арка была переброшена над центральным проемом. Огромный двойной купол простирался на сорокаметровой высоте. Двор с колодцем окружал целый лес колонн, строившихся в четыре и девять рядов. В их тени расстилали свои коврики во время полуденного пятничного намаза десятки тысяч правоверных. В широком и теперь действительно грандиозном портале, отделанном резным мрамором, были укреплены литые из семи металлов, где было золото и серебро, полотнища ворот. Когда их отворяли, тонкий металл вибрировал, и звон его вторил призывам, летящим с минаретов. Из-под главного купола, где свет бесчисленных светильников и люстр не мог рассеять вечный сумрак, со ступенчатого минбара несся мерный голос имама, читавшего священные суры Корана. Недаром говорил Шериф-ад-дин-ал-Язди: «Если ты ищешь сравнения для арки ее максуры, ничего нельзя сказать, кроме как – Млечный путь и небесный свод. Купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный путь не оказался ее парой. Звук огромных врат ее, составленных из сплава семи металлов, призывает молящихся семи климатов в дом ислама. Блеск от сияния букв и слов суры «Пещера» и других чудесных стихов Корана на стенах ее»

От дополнявшего Биби Ханум медресе Сарай-мульк ханым сохранился угловой восьмигранный мавзолей с изразцовым и расписным декором.

Мечеть имеет дворовую композицию (78х64 м). По главной оси прямоугольного двора расположены парадный портал входа и в глубине основной купольный объём - помещение мечети. На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания. Все эти 4 основных объёма объединены многокупольной галереей на 400 каменных колоннах .

Здания мечети были в значительной степени отреставрированы в годы независимости Узбекистана.

Соборная мечеть Тимура

Примечания

Галерея

Ссылки

  • Самарканд в фотографиях. Альбом "Соборная мечеть Биби-Ханум"
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх