Кружок по духовно-нравственному воспитанию. Программа Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей «Мир доброты Программы кружков по нравственному воспитанию

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красногорский детский сад «Сказка»

Росток

программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

Составил:

воспитатель МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Федорова Светлана Анатольевна

старший воспитатель

МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Латфуллина Гузель Минулловна

п.Красногорский

Пояснительная записка

Программа “Росток” духовно-нравственного воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития дошкольников МДОУ Красногорский детский сад «Сказка».

Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Программа «Росток» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федерально государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир» под редакцией Шевченко Л.Л.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом воспитаннике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов.

Портрет воспитанника.

Обобщенный результат реализации программы кружка «Росток» фиксируется в портрете ее выпускника:

способный организовать свою деятельность

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Пояснительная записка

Программа “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 16 Нижегородской области город Саров.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основная образовательная программа начального общего образования ФГОС.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся.

1.1. Портрет ученика.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

1.2 Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

1.3 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества.

Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений.

Особенность программы “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • “Акция “Подарок ветерану” - участие в помощи ветеранам, проживающим в микрорайоне;
  • “Братья наши меньшие” - забота о животных;
  • “Мы – шефы детского сада” - участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
  • “Подарок маме и любимой бабушке” - изготовление поделок к празднику Международный женский день, День матери.

4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о символике г. Нижнего Новгорода и г.Саров;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • начальные представления о народах России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Нижегородского края, города;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. Приложение 1.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Презентация

II областные детские Серафимовские чтения “Путь с Богородицей” (номинация “Святыни земли Нижегородской”: Бармина Ангелина, призёр (1 место).

7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В числе мер по решению задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Подобная работа предполагает 2 этапа:

  • просветительский этап,
  • этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской конференции, родительского собрания, родительского лектория и др. по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением медиков, педагогов, священнослужителей.

Тематика мероприятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами, возникающими в семье, где воспитывается ребёнок. Особое внимание должно уделяться семьям, составляющим группу риска.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение брошюр и печатных материалов “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек. Не исключена и работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (на отечественной истории, истории Нижегородской области, примеров современной жизни).

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

организацию совместных с родителями праздников, традиционных общешкольных и классных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, КТД “Веселый Новый год”, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни”, “Мы и наши имена” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;

  • создание родительских общественных организаций;
  • организацию системы взаимной помощи семей, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальных классах. Приложение 3.

9. Воспитательный план работы по программе “Я и моя Родина” (1 – 4 классы). Приложение 4.

10. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. Приложение 5.

12. Словарь нравственных понятий и терминов. Приложение 7.

13. Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности. Приложение 8.

Литература Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.

  • Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., “Вербум”., 2001.
  • 3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.
  • 4. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991. .
  • Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  • Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
  • Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
  • Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
  • Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
  • Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 66 «Ромашка» общеразвивающего вида

    Программа

    Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей

    «Мир доброты»

    Воспитатель:

    «Утверждено»

    На установочном педсовете

    Заведующий ___________

    Основная цель кружка: Формирование основ духовности и нравственности личности дошкольника.

      Разработать модель духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие, ч честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине. Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

    Пояснительная записка - программа

    Периодичность проведения: занятия проводятся 2 раза в месяц по 15-20 минут.

    Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек;

    Возраст детей: 3-5 лет

    Приёмы и методы:

      Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме Беседы с детьми и их родителями; Коллективно-творческие дела; Индивидуальная работа с воспитанниками; Игры; Экскурсии; Досуговые программы для детей и родителей; Консультирование педагогов и родителей.

    Используемые материалы и развивающая среда:

    Шевченко мир. Учебно-методические комплекты «Православная культура» Истоковедение (Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы, ; Комплект книг для 3-4, 4-5 лет под общей редакцией профессора РАЕН, М., 2008 г.; Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для , авторы, Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. , Калининград, «Золотое сечение», 2001г. Конспекты занятий по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. , гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г. Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.; Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник, 1997 г.; Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство - Пресс, 1999 Журнал Духовно - нравственное воспитание. Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.

    Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями:

    Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.

    Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.

    Основные принципы построения программы:

      От простого к сложному. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и обучающая направленность. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Разнообразные формы работы. Преемственность. Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.

    Актуальность

    В современном обществе в связи с изменениями социально - экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно - нравственными.

    Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь . У многих детей искажены представления о

    доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом и жестокости в обществе. Многих ребят отличает

    эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Продолжается разрушение института семьи.

    Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством.

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».

    Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия, добродетели. Нравственный – значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении человека.

    Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.

    Примечание: преподавание дисциплин духовно - нравственного характера в светской школе или ДОУ — дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.

    Целесообразность программы

    Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными купотреблению. Ничего кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).

    Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.

    Ожидаемые результаты:

    В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего: Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности. Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви. Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.

    Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.

    Перспективное планирование работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей «Мир доброты»

    Сентябрь

    Занятие №1 «Любимое имя»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную работу с ребёнком и воспитателем. Развитие чувства самооценки ребёнка

    Занятие №2 «Дом, в котором я живу. Моя семья.»

    Цели: Дать детям понятие о доме как о постройке, дать понятие об отчем доме, семье. Рассказать о близких родственниках. Развитие умения слушать друг друга.

    Занятие №3 «Доброе слово»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

    Занятие № 4 «Наш храм»

    Цели: Дать детям понятие о храме как о Божием доме. Обратить внимание детей на архитектурные особенности. Рассказать о внутреннем церковном убранстве. Познакомить детей с самыми простыми молитвами. Развивать умение слушать взрослого.

    Занятие №5 «Мир вокруг нас»

    Цели: Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Развивать художественный вкус, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость и терпение. Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движения.

    Занятие №6 «Ласковая песня»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга

    Занятие №7 «Ангел-хранитель»

    Цели: Вызвать в детях желание делать подарки близким людям, дать понять, что дарить подарки гораздо приятнее, чем получать самим. Развитие у детей уважения к труду, побуждение к творчеству.

    Занятие №8 «Святые иконы»

    Цели: Дать понятие, что такое икона (образ), нимб. Обогащение знаний о молитвах. Мотивация взрослых на совместную деятельность с ребёнком.

    Занятие №9 «Любимый образ»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

    Занятие № 10 «Рождество Христово»

    Цели: Ознакомить детей с содержанием рассказов об Иисусе Христе.

    Способствовать развитию памяти, мышления. Побуждать детей к совместному труду.

    Занятие №11 «Образ света»

    Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

    Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

    Занятие №12 «Добрый мир»

    Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ»

    Развитие мотивации на общение со взрослым. Развитие основы самоутверждения.

    Занятие №13 «О доброте и послушании»

    Цели: Развитие у детей мотивации к послушанию взрослых. Развитие адекватной самооценки.

    Занятие №14 «Добрая книга»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.

    Занятие №15 «Любимая книга»

    Цели: Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе.

    Занятие №16 «Самый главный праздник» (Пасха)

    Цели: Объяснение детям смыла праздника Пасхи. Знакомить с православными праздниками.

    Занятие №17«Как у нас-то в мастерской»

    Цели: Познакомить детей с пасхальными традициями. Развивать любовь к труду, творчеству.

    Занятие №18 Фотоэкскурсия в храм

    Цель: Приобщать к православной культуре.

    Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе детского сада:

      Семинары - практикумы для педагогов ДОУ; Выступления на педагогических советах; Проведение анкетирования; Взаимодействие с музыкальным руководителем; Сотрудничество со старшим воспитателем; Совместное творчество ребёнка, родителей, воспитателя.

    Диагностика:

    Но говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей сложно. Ведь педагоги, выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин, так как жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу. Примерная диагностика показала рост уровня нравственного развития детей с 23% до 52% за год работы кружка.

    Работа с родителями:

    Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в детском саду предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию: консультации, родительские собрания, совместное посещение храма, выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты», создание совместных альбомов:«Любимое имя», «Дом, в котором я живу», «Доброе слово» , «Любимая колыбельная песня моего ребенка», «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел - Хранитель», «Рисуем православный храм», «Вифлеемская звезда» организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование православного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.

    Управление образования администрация

    Балашовского Муниципального района Саратовской области

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова

    Саратовской области».

    Перспективное планирование

    по духовно – нравственному

    воспитанию детей

    «Истоки».

    Логопедическая группа

    Составила: воспитатель 1категории Коннова Н.М.

    2014-2015 уч. год

    Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

    Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

    Обучающие задачи:

    • Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; о семье, о христианском образе жизни человека;
    • Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать духовно – нравственные чувства;
    • Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
    • Воспитывать любовь к родной природе.

    Развивающие задачи:

    • Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь.
    • Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

    Тема

    Методические приемы

    Сентябрь

    «Культура поведения»

    Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

    Этические беседы : «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

    Чтение : В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

    Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

    Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

    Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

    *«Что летом родится, - зимой пригодится».

    * «Восенушка - осень – сноп последний косим».

    * «Хлеб – всему голова».

    «К худой голове своего ума не приставишь»

    Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

    Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

    Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

    Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».

    Дружеские взаимоотношения.

    Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

    Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».

    «Этические представления»

    Дружба, товарищество.

    «Семейная принадлежность»

    Моя семья.

    Рассматривание семейных фотографий.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

    «Гражданская принадлежность»

    *Моя улица, домашний адрес.

    Экскурсия по улице.

    Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

    Дидактические игры и упражнения : «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

    Проводы в школу выпускников детского сада.

    Сюжетно-ролевая игра «Школа».

    Беседа о труде воспитателя.

    «За большим погонишься- и малое потеряешь».

    Чтение сказки «Золотая рыбка» Обсуждение содержания. Лепка на тему «Золотая рыбка».

    Октябрь

    «Культура поведения»

    «Телефонный этикет»

    Формирование форм словесной вежливости

    Беседа «Правила разговора по телефону».

    Чтение : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

    Дидактические игры : «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

    Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

    «У истоков русской народной культуры»

    «Город Балашов на Хопер-реке».

    «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

    «Злое истребление»

    « город Балашов»

    Рассказ воспитателя об истории города Балащова. Рассматривание открыток «Балашова».

    Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

    Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

    Рассказ об истории создания Балашова.

    «Положительные моральные качества»

    «Забота о малышах и пожилых людях».

    День пожилого человека.

    Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

    Чтение : р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

    «Этические представления»

    «Доброта и забота»

    Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

    Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

    «Семейная принадлежность»

    «Работа моих родителей»

    Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

    Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

    Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

    Дидактическая игра «Угадай профессию».

    «Гражданская принадлежность»

    «Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

    Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

    Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

    Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

    Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «Каков есть,такова и честь.»

    Слушание сказки . Обсуждение содержания сказки. Изготовления из картона поделки «солдатик», «танцовщица».

    Ноябрь

    «Культура поведения»

    «Правила поведения в общественных местах»

    Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

    «У истоков русской народной культуры»

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    «Синичкин день».

    «Где живёт перо Жар-птицы?»

    «Золотая хохлома».

    Экскурсия по историческим местам города Уварово.

    Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

    Знакомство детей с хохломской росписью.

    Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

    «Положительные моральные качества»

    «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

    Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

    Чтение : А. Барто «Вовка- добрая душа».

    Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

    «Этические представления»

    «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

    Беседы : «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

    «Семейная принадлежность»

    «Моя родословная».

    Рассматривание семейных фотографий.

    Составление генеалогического древа (с родителями).

    Беседа «Моя родословная».

    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    «Гражданская принадлежность»

    «Столица нашей Родины – Москва».

    Рассматривание иллюстраций.

    Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

    Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «День единения -день богатырской славы».

    Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

    Декабрь

    «Культура поведения»

    «Словесные формы выражения благодарности»

    Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

    «У истоков русской народной культуры»

    «Зима – не лето,- в шубу одето».

    «Светит, да не греет».

    «Пришёл мороз – береги ухо да нос».

    «Снегурочка – внучка Деда Мороза».

    Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

    Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

    Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

    Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

    «Положительные моральные качества»

    «Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

    Беседы : «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

    Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

    «Этические представления»

    «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

    Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

    «Семейная принадлежность»

    «Семейные традиции».

    Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

    Беседа: «Традиции вашей семьи»

    Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

    «Гражданская принадлежность»

    «Новый год в России и других странах».

    Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

    Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «Новогодний карнавал».

    Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».

    Январь

    «Культура поведения»

    Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

    Обыгрывание ситуаций : «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

    «У истоков русской народной культуры»

    «Пришла Коляда накануне Рождества».

    «Зимние Узоры».

    «Гжель прекрасная».

    Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

    Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

    Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

    «Положительные моральные качества»

    «Скромность».

    Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

    Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

    Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

    «Этические представления»

    «Скромность- положительная черта характера».

    «Семейная принадлежность»

    «Наш детский сад – большая семья».

    Рассматривание фотографий из архива детского сада.

    Рассказ воспитателя.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

    Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

    «Гражданская принадлежность»

    «Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

    Рассматривани е иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

    Беседа «Мы живём в России».

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «Рождественские праздники».

    «Крещение».

    Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

    Рассматривание иллюстраций.

    Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

    Февраль

    «Культура поведения»

    «Формирование культуры разговора, спора».

    Беседа «Вежливость в разговоре».

    Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

    Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

    «У истоков русской народной культуры»

    «Дело мастера боится».

    «Живёт в народе песня».

    «На героя и слава бежит».

    «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

    Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

    Беседа о русской народной песне.

    Рассказ воспитателя о русских богатырях.

    Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

    «Положительные моральные качества»

    «Рыцарское отношение к девочкам».

    Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

    Чтение : А. Ахундова «Красивая девочка»

    «Этические представления»

    «Скромность и зазнайство».

    Рассказ воспитателя.

    Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

    «Семейная принадлежность»

    «Забота и внимание»

    Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

    Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

    Чтение : М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

    «Гражданская принадлежность»

    «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

    «День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

    Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

    Рассказ воспитателя.

    Продуктивная деятельность «Российский флаг».

    Целевые прогулки к памятникам героям войны.

    Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

    Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «Защитники отечества».

    Встречи с воинами Российской армии.

    Март

    «Культура поведения»

    «Гостевой этикет».

    Беседа «Гости в дом – радость в нём».

    Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

    Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

    «У истоков русской народной культуры»

    «Сердце матери лучше солнца греет».

    «Русская матрёшка».

    «Поэзия народного костюма».

    «Грач на горе- весна на дворе»

    Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

    Р ассказ о матрёшке.

    Рассказ о народном костюме.

    Беседа о русских обычаях встречи весны.

    «Положительные моральные качества»

    «Оценка своих поступков».

    Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

    «Этические представления»

    «Честность и лживость».

    Беседа «Правда и ложь».

    Чтение : Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

    «Семейная принадлежность»

    «Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

    Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

    «Гражданская принадлежность»

    «Международный женский день»

    Беседы о маме.

    Утренник, посвящённый женскому празднику.

    Продуктивная деятельность : подарки мамам и бабушкам.

    «Духовно-нравственные чувства»

    «Прощёное воскресение».

    Рассказ воспитателя.

    Беседа «Что означают наши христианские времена».

    Апрель .

    «Культура поведения»

    «Правила поведения в общественных местах».

    Беседа «Как мы ведём себя на улице».

    Дидактические упражнения : «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

    «У истоков русской народной культуры»

    «Шутку шутить – людей насмешить».

    «Путешествие на златогривой чудо –тройке».

    «Красная горка».

    Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

    Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

    Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

    «Положительные моральные качества»

    «Справедливость и доброжелательность»

    Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

    Чтение : А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

    Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

    «Этические представления»

    «Справедливость».

    «Семейная принадлежность»

    «Конвенция о правах ребёнка».

    Рассматривание иллюстраций.

    Беседа «Мы и наши права».

    «Гражданская принадлежность»

    «День космонавтики: первый полёт человека в космос».

    Рассматривание портретов, иллюстраций.

    Беседа «Мы первые в космосе».

    Чтение : М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

    Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «Православные праздники».

    Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

    Май.

    «Культура поведения»

    «Культура поведения на природе».

    Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

    Экологические акции : «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка

    выезжающим на природу».

    «У истоков русской народной культуры»

    «Человек без Родины, что соловей без песни».

    «Край родной, навек любимый».

    Прощание с «избой».

    Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

    Экскурсия в музей «Русская изба»

    Беседа о русской избе и национальной кухне.

    «Положительные моральные качества»

    «Культура других народов».

    Рассказ воспитателя.

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    «Этические представления»

    «Трудолюбие и лень»

    Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

    Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

    «Семейная принадлежность»

    Беседа о семье.

    Рассматривание семейных фотоальбомов.

    «Гражданская принадлежность»

    «День Победы».

    Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

    Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

    Рассматривание иллюстраций .

    Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».

    «Духовно-нравственные чувства»

    «День славянской письменности и культуры».

    Беседа о приближающемся празднике славянской письменности.

    Список используемой литературы:

    1. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
    2. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
    3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
    4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
    5. Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир- прекрасное

    творенье».


    Программа осуществляется на базе _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кружок по духовно- нравственному воспитанию детей

    Название : «Мир доброты»

    Руководители: воспитатели ____________________________________

    Основная цель кружка: Развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

    Задачи:

    Разработать модель духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

    Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие,

    честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине.

    Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно- нравственном воспитании дошкольников.

    Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

    Организация образовательного процесса:

    Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-7 лет.

    Сроки реализации программы – 2 года.

    Количество детей в группе – __ человек.

    Периодичность – 1 раз в неделю (15 – 20 мин.)

    Форма организации – кружок.

    Сетка занятий кружка:

    М


    етоды и приемы обучения:

    Наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.

    Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.

    Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

    Практический – изготовление атрибутов к играм, придумывание вариантов игр

    Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ.

    Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.

    Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.

    Соревновательный – нахождение неординарных решений для достижения цели.


    Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме:

    -Беседы с детьми и их родителями;

    -Коллективно- творческие дела;

    -Индивидуальная работа с воспитанниками;

    -Игры;

    -Экскурсии;

    -Досуговые программы для детей и родителей;

    -Консультирование педагогов и родителей.



    Пояснительная записка - программа


    Используемые материалы и развивающая среда:

    Истоковедение (Духовно- нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова;

    Комплект книг для развития детей 5-7 лет под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина, М., 2008 г.;

    Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, авторы И.А. Кузьмин, В.А. Камкин

    Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. С.Ю. Афанасьева, Калининград, «Золотое сечение», 2001г.

    Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. В.В. Малова, гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г.

    Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.;

    Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник, 1997 г.;

    Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство- Пресс, 1999

    Журнал Духовно- нравственное воспитание.

    Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.







    Отбор детей на кружок достигался следующим мероприятиями:

    Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.


    Основные принципы построения программы:

    -От простого к сложному.

    -Доступность.

    -Системность знаний.

    -Воспитывающая и обучающая направленность.

    -Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

    -Разнообразные формы работы.

    -Преемственность.

    -Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.


    Материально – техническое обеспечение программы:

    -Занятия проходят в групповом помещении, стилизованном под русскую избу.

    -Церковная атрибутика (светлый уголок - иконы, свечи, фигурки ангелов…).

    -Наглядные материалы (методическое пособие «Добрый мир», детские православные календари, картинки и т. д.).

    -Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор…).

    -ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, компьютер).

    -Канцтовары для детского творчества ручного труда, рисования, лепки и т.д.).


    Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе группы:

    -Семинары - практикумы для педагогов ДОУ;

    -Выступления на педагогических советах;

    -Проведение анкетирования;

    -Взаимодействие с педагогом дополнительного образования по музыке;

    -Сотрудничество со старшим воспитателем;

    -Совместное творчество ребёнка, родителей, воспитателя, священника.


    Работа с родителями:

    Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в группе предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию:

    -консультации,

    -родительские собрания,

    -совместное посещение храма,

    -выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты»,

    -создание с овместных альбомов : «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел- Хранитель», «Рисуем православный храм»,«Вифлеемская звезда»

    -организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование пр авославного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.


    Актуальность.

    В современном обществе в связи с изменениями социально- экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно- нравственными.

    Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь бескорыстно. У многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Продолжается разрушение института семьи.

    Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения

    воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».

    Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей . О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия, добродетели. Нравственный- значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении человека.

    Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только

    формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.


    Примечание: преподавание дисциплин духовно- нравственного характера в светской школе или ДОУ - дело необычайно деликатное. Оно требует единения

    желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.


    Целесообразность программы.

    Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности,

    образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению. Ничего кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).

    Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.


    Ожидаемые результаты:

    В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего:

    - Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности.

    -Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви.

    -Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.

    -Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.


















    на ______ учебный год (возраст детей 5-6 года)

    СТАРШАЯ ГРУППА

    формировать у детей первоначальные представления о Боге как о многообразии мира. Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.


    Библия. Прогулки по дням творения. День первый. Свет. День. Ночь.

    Программное содержание: познакомить детей с Библией, с началом сотворения нашего мира: мир сотворил Бог. Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир был тоже добрым.


    Библия. Прогулки по дням творения. День второй. Небо.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, показать красоту окружающего нас мира, выразить свои впечатления в рисунках.


    Библия. Прогулки по дням творения. День третий. Земля. Вода. Растения.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, обратить внимание детей на слово «одарил», развивать наблюдательность.



    Сентябрь

    1.







    2.







    3.









    4.

    Библия. Прогулки по дням творения. День четвёртый. Солнце. Луна. Звёзды.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, обратить внимание на понятие «светило», развивать воображение, умение сочинять, придумывать конец сказки.


    Библия. Прогулки по дням творения. День пятый. Птицы. Рыбы. Насекомые.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о семье, родственных отношениях и связях, развивать эстетическое восприятие.


    Прогулки по дням творения день шестой. Человек. Животные.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о домашних и диких животных, их характере и повадках, дать понятие о первых людях – Адаме и Еве, внести понятие «райский сад».


    Прогулки по дням творения. День седьмой. День отдыха. Покой.

    Программное содержание: систематизировать знания детей о днях сотворения мира, о том для чего был создан наш мир.


    Октябрь

    1.









    2.






    3.







    4.

    Программное содержание:


    Моя Родина. Отношение к родной земле.

    Программное содержание: воспитывать в детях любовь к Родине, ввести понятие «малая Родина», формировать представления об обязанности человека защищать свою Родину.


    Каков есть – такова и честь. (По сказке «Стойкий оловянный солдатик»).

    Программное содержание: формировать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей.


    Как Россия стала православной страной. Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Крещение Руси .

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей государства российского, крещением Руси, святыми княгиней Ольгой и князем Владимиром.


    Ноябрь

    1.







    2.








    3.







    4.

    Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.

    Программное содержание: расширять представления детей о творении мира Богом, уточнить представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.


    Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо. Первая заповедь – послушание.

    Программное содержание:


    Умеем ли мы дружить. Какие добрые дела мы можем сделать?

    Программное содержание: вспомнить стихи и пословицы о дружбе, воспитывать дружелюбное и заботливое отношение друг к другу, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.


    Программное содержание: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся младенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов. Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и Богородицы.


    Декабрь

    1.








    2.





    3.







    4.

    Программное содержание:


    О трудолюбии. Когда бывает скучно?

    Программное содержание: напомнить детям басню «Стрекоза и муравей», обсудить пословицы о труде, воспитывать в детях трудолюбие, разумность, добро.


    Без труда нет плода. (по сказке «Морозко»)

    Программное содержание: обогащать активный и пассивный словарь детей новыми образными выражениями. Уточнить смысл незнакомых слов. Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать образную характеристику героям.


    Выполнение основных правил христианской жизни – доброе дело и милосердие (по сказке «Цветик-семицветик»).

    Программное содержание: на примере сказки показать пример выбора верного друга – выбор сердца. Помочь детям осознать, что милосердие способно творить чудеса. Развивать в детях стремление помогать окружающим.


    Январь

    1.








    2.








    3.





    4.

    За добро добром платят (по сказке «Сивка-Бурка»)

    Программное содержание: закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, дружба, милосердие, смелость. Учить преодолевать трудности на пользу ближнего дела.


    Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении .

    Программное содержание: познакомить детей с разными формами креста, напомнить какие они видели при посещении храма. Дать представление о значении креста. Способствовать развитию образного и символического восприятия одного из знаков православия.


    Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.

    Программное содержание: дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон.


    Семейное занятие на Масленицу. Прощёное воскресение .

    Программное содержание : содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.


    Февраль

    1.







    2.





    3.




    4.

    Программное содержание:


    Благодарение. Спасибо.

    Программное содержание: объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку – готовность послужить ему, помочь, что означает слово «спасибо».


    Программное содержание: познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы


    Храм и его устройство. Что мы видим в храме. Как себя вести в храме.

    Программное содержание: познакомить детей с внутренним устройством храма. Дать представление о расположении и назначении главных частей храма. Познакомить детей с правилами поведения в храме.



    Март

    1.






    2.








    3.






    4.

    Программное содержание:


    Вход Господень в Иерусалим.

    Вербное Воскресение в России. Страстная неделя Великого поста.

    Программное содержание:


    Пасха. Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.

    Программное содержание: рассказать о Воскресении Христовом, поддерживать в детях чувство пасхальной радости.


    Программное содержание:


    Апрель

    1.








    2.


    Программное содержание: познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом. Воспитывать милосердие.


    Программное содержание:


    Май








    Перспективное планирование работы кружка по духовно- нравственному воспитанию детей «Мир доброты»

    на ______ учебный год (возраст детей 6-7 года)

    ПОДГОТОВИТИЕЛЬНАЯ ГРУППА

    уточнить знания детей о первоначальных представлениях о Боге как Творце мира, систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира. Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.


    Как Бог научил человека отличать добро от зла. Законы, которыми Бог сохраняет мир.

    Программное содержание: закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как зло - добро, дружба, милосердие, смелость. Учить преодолевать трудности на пользу ближнего дела.


    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

    Программное содержание: дать детям представлении о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни); познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.


    Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо. Совесть. Грех. Любовь.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, учить отличать добро и зло. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.


    Сентябрь



    1








    2.

    3.





    4.

    Преподобный Сергий Радонежский.

    Программное содержание: дать детям доступные представления о детстве преподобного Сергия, его любви к родителям. Расширить словарный запас детей, вводя традиционное название святого человека – «преподобный», «старец». Учить детей произносить старинное имя – Варфоломей.


    Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

    Программное содержание: познакомить с иконой праздника«Покрова Божьей матери», дать детям представления о Пресвятой Богородице как покровительнице, Заступнице и Представительнице перед Богом за всех людей.

    Устроение отношений в мире. Послушание Трудолюбие.

    Программное содержание :


    Октябрь


    1.










    2.









    3.








    4.

    Устроение отношений в мире. Помощь. Милосердие. Доброта. Щедрость. Дружба.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора, воспитывать дружелюбное и заботливое отношение друг к другу, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.


    Праздник Казанской иконы Божьей Матери.

    (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

    Программное содержание: сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина-богатыря. Воспитывать мужество.


    Как Россия стала православной страной. Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Крещение Руси.

    Программное содержание : уточнить и систематизировать знания детей о истории государства российского, крещении Руси, святыми княгиней Ольгой и князем Владимиром.


    Мир видимый и невидимый. Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.

    Программное содержание: расширение представлений о творении мира Богом, уточнение представлений детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.


    Ноябрь


    1








    2.









    3.







    4.

    Устроение отношений в мире. Послушание. Смирение. Верность. Прощение.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.



    Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.(4 декабря).

    Программное содержание: дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Развивать у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании, о её уповании на Бога.


    Устроение отношений в мире. Скромность. Смирение.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.


    Праздник святого Николая Чудотворца.

    Программное содержание: познакомить детей с образом и событиями жизни Святителя. Дать представления о его личностных качествах. Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых.


    Декабрь

    1.







    2.








    3.








    4.

    Подготовка к празднику Рождества Христова.

    Программное содержани е: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце. О поклонении Ему пастухов и волхвов. Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и Богородицы.


    В огне рождественских свечей.

    Программное содержание: дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Приобщать детей к традициям русского народа. Дать более подробное представление о православном празднике Рождестве Христовом. Воспитывать у детей любовь, добро.


    Праздник Крещения Господня.

    Программное содержание: познакомить детей с событием Крещения Господня и тем, как повествует об этом Евангелие. Знакомить детей с главными особенностями праздника Крещения Господня: с чином освящения воды и с церковной службой. Приобщать детей к благочестивым традициям.


    Преподобный Серафим Саровский – скорый помощник.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным. Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека, с Богом и миром.


    Январь

    1








    2.







    3.







    4.

    Праздник Стретения Господня. Детство Иисуса Христа.

    Программное содержание : продолжать знакомить детей с праздниками православного календаря – событиями и смыслом Стретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Воспитывать у детей уважение к старшим.


    Устроение отношений в мире. Честность. Совесть.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.


    Устроение отношений в мире. Моя семья. Наш род. Предки .

    Программное содержание: расширять словарный запас детей,уточнить представления о семейных отношениях, почитании родителей, вспомнить пословицы и поговорки о семье.


    Православный храм. Христиане. Икона. Молитва.

    Программное содержание: уточнить знания детей о православном храме, способствовать развитию образного и символического восприятия знаков православия, дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон. Учить узнавать на иконах Спасителя и Богородицу.


    Февраль

    1.








    2.


    3.






    4.

    Семейное занятие на Масленицу.Прощёное воскресение.

    Программное содержание: содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.


    Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».

    Программное содержание: знакомить детей с особым временем православного календаря – Великий пост – периодом подготовки к празднику Пасхи. Формировать представления о необходимости самоисправления. Воспитывать у детей стремление быть добрыми.



    Особые праздники во время Великого поста.

    Программное содержание: познакомить детей с правилами поведения во время Великого поста, рассказать, что каждое воскресение посвящено особому событию, формировать умение иногда не делать того, что нам хочется.


    Март

    1.




    2.






    3.





    4.

    Благовещение Пресвятой Богородицы.

    Программное содержание : познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.


    Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям. Благословение детей.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с библейскими историями, расширять кругозор, обогащать словарь.


    Евангелие для детей.

    Программное содержание: познакомить детей со святой книгой – Евангелием, прочитать отрывки,рассказать, какое значение имеет Евангелие для православных людей.


    Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение в России. Страстная неделя Великого поста.

    Программное содержание: познакомить детей с праздником – вербное воскресение, рассказать о последних днях земной жизни Спасителя,предательстве Иуды, распятии и смерти Иисуса Христа.


    Апрель

    1.









    2.








    3.









    4.

    Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.

    Программное содержание: рассказать детям о последних днях земной жизни Спасителя, Тайная Вечеря, предательство Иисуса Христа Иудой, Распятие и смерть Иисуса Христа. Пасха. Рассказать о Воскресении Христовом. Поддерживать в детях чувство пасхальной радости.


    Воин чудесный на белом коне – Святой Георгий Победоносец.

    Программное содержание: познакомить с образом Святого Георгия Победоносца, воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам. Закреплять желание узнавать о праздниках православного календаря, житиях православных святых и героев.


    Неделя жён мироносиц – неделя почитания женщин.

    Программное содержание : познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом. Воспитывать милосердие.


    День славянской письменности и культуры.

    Программное содержание: познакомить детей с ролью Святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте. Содействовать в развитии нравственных качеств детей, воспитывать чувство уважения и благодарности к педагогам и учителям в образе первоучителей славянских,воспитывать интерес к книжной культуре, любви и бережному отношению к книге, развивать мышление и речь детей. Содействовать развитию у детей интереса к обучению в школе и книжной культуре.


    Май



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх