Гедео́н, судия Израильский. Судья гедеон Гедеон ветхий завет

Ис-то-рия ев-рей-ско-го на-ро-да пол-на при-ме-ров то-го, как он за-бы-вал Бо-га и впа-дал в язы-че-ство: по-кло-нял-ся идо-лам, пре-да-вал-ся по-ро-кам. За это Бог не раз ли-шал из-ра-иль-тян Сво-ей по-мо-щи и пре-да-вал во власть со-сед-них язы-че-ских на-ро-дов. Бед-ствия вра-зум-ля-ли ев-ре-ев, и они воз-вра-ща-лись к ис-тине. По-ка-яв-шим-ся из-ра-иль-тя-нам Гос-подь по-сы-лал из-ба-ви-те-лей. Их на-зы-ва-ли су-дья-ми. Они вер-ши-ли суд Бо-жий на зем-ле - по-ра-жа-ли нече-сти-вых языч-ни-ков, осво-бож-да-ли из-ра-иль-тян от вра-гов и управ-ля-ли ими. Все-го у ев-ре-ев бы-ло че-тыр-на-дцать су-дей.

По-сле смер-ти Иису-са На-ви-на из-ра-иль-тяне очень ско-ро впа-ли в идо-ло-по-клон-ство, и Гос-подь от-дал их под власть ма-ди-а-ни-тян. Семь лет они угне-та-ли на-род. Толь-ко, бы-ва-ло, у из-ра-иль-тян кон-чит-ся сев, как на-гря-нут ма-ди-а-ни-тяне, а с ни-ми - ама-ли-ки-тяне и во-сточ-ные пле-ме-на. Ста-нут они ла-ге-рем на зем-ле из-ра-иль-тян - и уни-что-жат уро-жай по всей стране, не остав-ляя ев-ре-ям ни еды, ни овец, ни бы-ков, ни ослов. Вра-ги при-хо-ди-ли со сво-и-ми ста-да-ми, со сво-и-ми се-мья-ми - мно-го-чис-лен-ные, слов-но са-ран-ча. Вко-нец ра-зо-рён-ные на-бе-га-ми, из-ра-иль-тяне ста-ли про-сить за-щи-ты у Бо-га.

Ми-ло-серд-ный Гос-подь по-слал им из-ба-ви-те-ля в ли-це Ге-део-на - млад-ше-го сы-на Иоаса из ро-да Ма-нас-сии. Он жил в го-ро-де Оф-ре в Па-ле-стине. Од-на-жды Ге-де-он об-мо-ла-чи-вал пше-ни-цу в да-вильне для ви-но-гра-да. Ра-бо-тал в яме украд-кой и то-роп-ли-во, чтобы не за-ме-ти-ли вра-ги. Тут пред-стал Ге-део-ну Ан-гел Гос-по-день. Он по-ве-лел ему со-брать вой-ско и вы-сту-пить про-тив непри-я-те-ля.

Из-бран-ный Бо-гом для спа-се-ния сво-е-го на-ро-да от ма-ди-а-нит-ско-го ига, Ге-де-он на-чал де-ло из-бав-ле-ния с ис-ко-ре-не-ния идо-ло-по-клон-ства. Но-вый су-дья раз-ру-шил жерт-вен-ник Ва-а-ла и сру-бил идол Аше-ры, на-хо-див-ший-ся близ до-ма его от-ца. На этом ме-сте он по-ста-вил жерт-вен-ник ис-тин-но-му Бо-гу и в честь Него на ко-ст-ре, сде-лан-ном из де-ре-ва Аше-ры, при-нёс во все-со-жже-ние се-ми-лет-не-го бы-ка.

Жи-те-ли Оф-ры воз-му-ти-лись по-ступ-ком Ге-део-на. Они усмат-ри-ва-ли оскорб-ле-ние по-чи-та-е-мой ими свя-ты-ни и на-ме-ре-ва-лись по-бить су-дью кам-ня-ми. Отец Ге-део-на, быв-ший у них жре-цом, уго-во-рил жи-те-лей не де-лать это-го: «Вам ли за-щи-щать Ва-а-ла? Вам ли за него за-сту-пать-ся? Ес-ли Ва-ал бог, то пусть сам по-бо-рет-ся, ко-гда раз-ру-ша-ют его жерт-вен-ник!» На-род внял уве-ще-ва-нию Иоаса и оста-вил Ге-део-на в по-кое. Но дал ему осо-бое про-зви-ще «Иеруб-ба-а-ла», что зна-чит «Ва-ал ото-мстит ему». Та-ким об-ра-зом, по-сту-пок Ге-део-на имел весь-ма важ-ные по-след-ствия. Через него на-род убе-дил-ся в пол-ном бес-си-лии Ва-а-ла.

Меж-ду тем ма-ди-а-ни-тяне и ама-ли-ки-тяне, а с ни-ми неко-то-рые дру-гие пле-ме-на Во-сточ-ной Ара-вии сно-ва яви-лись в Па-ле-сти-ну, пе-ре-шли через Иор-дан и рас-по-ло-жи-лись в Ездре-лон-ской до-лине. Те-перь но-вый су-дья Из-ра-и-ля, пол-ный во-оду-шев-ле-ния, клик-нул клич на осво-бож-де-ние на-ро-да. На него ото-зва-лось род-ствен-ное ему пле-мя Ави-е-зе-ро-во. Ге-де-он от-пра-вил по-слов и к смеж-ным пле-ме-нам. Они так-же ото-зва-лись на его при-зыв. Око-ло судьи со-бра-лось трид-цать две ты-ся-чи во-и-нов из ко-лен Ма-нас-си-и-на, Аси-ро-ва, За-ву-ло-но-ва и Неф-фа-ли-мо-ва.

Пе-ред на-ча-лом бит-вы он по-про-сил у Бо-га зна-ме-ния: «Гос-по-ди! Вот я рас-сте-лю здесь на гумне по-стри-жен-ную шерсть. Ес-ли ро-са бу-дет толь-ко на шер-сти, а на всей зем-ле су-хо, то я бу-ду знать, что Ты спа-сёшь Из-ра-и-ля мо-ею ру-кою». Мо-лит-ва бы-ла услы-ша-на: на дру-гой день ра-но утром Ге-де-он вы-жал из шер-сти, по-кры-той ро-сой, це-лую ча-шу во-ды.

Он сно-ва об-ра-тил-ся к Бо-гу: «Гос-по-ди! Не про-гне-вай-ся на ме-ня, ес-ли ещё раз ска-жу: пусть бу-дет су-хо на од-ной толь-ко шер-сти, а на всей зем-ле пусть бу-дет ро-са». Бог услы-шал и вто-рую мо-лит-ву Ге-део-на: на-ут-ро толь-ко на шер-сти бы-ло су-хо, а по всей зем-ле бы-ла ро-са.

А для то-го, чтобы из-ра-иль-тяне яс-нее ви-де-ли Его спа-си-тель-ную по-мощь, ко-то-рая со-еди-ня-ет-ся не с ко-ли-че-ством, а с ка-че-ством ис-пол-ни-те-лей Его во-ли, Бог по-ве-лел Ге-део-ну от-пу-стить из вой-ска всех, кто бо-яз-лив и ро-бок. Два-дцать две ты-ся-чи че-ло-век вер-ну-лись до-мой.

Остав-ших-ся Бог по-ве-лел ве-сти к во-де и по-смот-реть, как они бу-дут пить. Тех, ко-то-рые пи-ли во-ду, чер-пая её гор-стью ру-ки, от-де-ли-ли от тех, ко-то-рые пи-ли ртом, на-кло-ня-ясь к во-де. Пив-ших гор-стью ока-за-лось три-ста че-ло-век. И ска-зал Гос-подь Ге-део-ну: «Тре-мя-ста-ми Я спа-су вас». С ни-ми Ге-де-он и вы-сту-пил про-тив сто-ты-сяч-ной ар-мии ма-ди-а-ни-тян. При столь неболь-шом от-ря-де Ге-де-он мог ре-шить-ся на бит-ву с мно-го-чис-лен-ным непри-я-те-лем толь-ко бла-го-да-ря твёр-дой ве-ре в по-мощь Бо-жию.

По вну-ше-нию свы-ше Ге-де-он раз-де-лил от-ряд на три ча-сти. Каж-до-му во-и-ну дал по тру-бе и скры-то-му в кув-шине све-тиль-ни-ку. Но-чью евреи окру-жи-ли стан непри-я-те-ля. По сиг-на-лу во-и-ны раз-би-ли кув-ши-ны, за-тру-би-ли в тру-бы и ста-ли гром-ко вос-кли-цать: «Меч Гос-по-да и Ге-део-на!» Вне-зап-ные ог-ни, гром труб и кри-ки по-ра-зи-ли ма-ди-а-ни-тян. Страх и ужас обу-ял их. В тем-но-те, в ве-ли-ком смя-те-нии они ста-ли уби-вать друг дру-га и, на-ко-нец, об-ра-ти-лись в бег-ство.

Ге-де-он воз-вра-тил-ся до-мой с огром-ной до-бы-чей. Сла-ва о по-бе-ди-те-ле раз-нес-лась по всей стране. Бла-го-дар-ные из-ра-иль-тяне пред-ло-жи-ли Ге-део-ну и его по-том-кам цар-скую власть. Но мо-гу-чий во-ин от-ка-зал-ся. Он знал, как неве-ли-ка его за-слу-га в де-ле спа-се-ния из-ра-иль-ско-го на-ро-да. Это чу-до со-вер-шил Бог, и толь-ко Он един-ствен-ный царь Из-ра-и-ля.

В ми-ре и по-кое Ге-де-он до-жил до глу-бо-кой ста-ро-сти. Его ис-то-рия - это по-вест-во-ва-ние о том, как ис-тин-ная ве-ра и лю-бовь к Бо-гу од-но-го че-ло-ве-ка спас-ли це-лый на-род. Жизнь судьи Ге-део-на ста-ла про-об-ра-зом ве-ли-чай-ше-го со-бы-тия в ис-то-рии че-ло-ве-че-ства: крест-но-го стра-да-ния Сы-на Бо-жия. Его лю-бовь спас-ла от смер-ти все на-ро-ды Зем-ли и да-ро-ва-ла нам жизнь веч-ную.

Пророк Гедеон - один из известнейших судей израильских, родом из Офры.
Пользуясь нравственным упадком и политической раздробленностью евреев, мадианитяне и другие «сыны Востока» предпринимали против них нашествия из года в год, потравляя засеянные поля, угоняя скот и расхищая всякое достояние. «И весьма обнищал Израиль». Угнетение продолжалось семь лет, и только тогда, когда народ отчаялся в своём избавлении, явился Гедеон, «отважный воин», как показывает само его имя. Два старших брата его погибли в борьбе с врагами Израиля. Получив высшее призвание к избавлению народа, Гедеон с небольшим отрядом сделал удачное ночное нападение на мадианитян; в ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарный народ предлагал ему наследственное царское достоинство; но он отказался от этой власти, в которой видел нарушение теократического принципа. Земля под его управлением благоденствовала сорок лет. Сам Гедеон дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жён 70 сыновей.
В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества.
История Гедеона излагается в Суд.6-7.
Память совершается 26 сентября по Юлианскому календарю (9 октября по Григорианскому).

(иллюстрации - www.cirota.ru; bibliotekar.ru; kizhi.karelia.ru; www.icon-art.info; www.creationism.org).

Гедеон собирает себе воинов. Гюстав Доре.
Смерть сыновей Гедеона. Гюстав Доре.

протоиерей Николай Попов

Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар

Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим ().

Судьи Девора и Варак

Судья Гедеон

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь».

В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя».

Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек. Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить . Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет ().

После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих , кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир ().

Судья Иеффай

Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая. Отправляясь на войну против аммонитян, Иеффай дал обет Богу принести Ему после победы над врагами во всесожжение то, что прежде всего выйдет из ворот дома его навстречу ему . Когда он победил аммонитян и возвращался домой, навстречу ему вышла единственная дочь его, в сопровождении собранных ею девиц с тимпанами и пением. Увидев ее, Иеффай разодрал на себе одежду и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня: я обещал тебя Господу, и не могу отказаться от своего слова». Она отвечала ему: «Отец мой! Ты обещал меня Господу, исполни обет, потому что тебе помог отомстить врагам», – и попросила только у него два месяца оплакать девство свое с подругами. Через два месяца Иеффай исполнил свой обет, посвятив ее Богу ().

Ефремляне, завидуя Иеффаю, перешли Иордан и хотели сжечь дом его и самого его за то, что он не позвал их на войну. Иеффай разбил их. Когда они под чужими именами стали возвращаться домой, жители Галаадские, заняв переправу чрез Иордан, стали заставлять их произносить: «Шибболет» (колос), и когда они произносили: «Сибболет», поэтому узнавали их и убивали. Так погибло 42000 человек (Иеффай был судьею 6 лет).

После Иеффая были судьями: Есевон (7 лет), имевший 30 сыновей и 30 дочерей, Елон (10 лет) и Авдон (8 лет), имевший 40 сыновей и 30 внуков ().

Судья Самсон

Израильтяне делали злое пред Господом, и Он предал их в руки филистимлян на 40 лет. В это время в земле Израильской (в городе Цоре) был один человек, Маной. Жена его была неплодна и не рождала. Однажды явился ей Ангел Господень и сказал: «Скоро ты родишь сына. Отныне, ты не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, и бритва не коснется головы этого сына твоего, потому что он с самого рождения будет назорей Божий (посвященный Богу), и он начнет спасать Израиль от филистимлян». Жена сказала об этом мужу своему. По молитве Маноя, Ангел явился опять жене его. Она привела мужа своего, и Ангел подтвердил свои наставления. Маной спросил его: «Как тебе имя?» Ангел отвечал: «Оно чудно». Маной принес жертву Господу на камне. Когда пламень жертвы стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел поднялся в пламени. Маной в страхе сказал: «Верно, мы умрем, потому что видели Бога». Но жена сказала: «Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы жертвы и не открыл бы нам сего».

Жена Маноя родила сына и дала ему имя Самсон. Вырос Самсон, и Дух Господень начал действовать в нем. Он стал показывать необыкновенную силу. Понравилась ему одна филистимлянка из Фимнафы, и он стал просить родителей женить его на ней. Родители долго не соглашались женить его на иноплеменнице, наконец, уступили его просьбам и отправились с ним в Фимнафу. На пути Самсон отстал от родителей. Вдруг видит: навстречу ему идет молодой лев и рыкает. Дух Господень сошел на него, он схватил льва и руками своими растерзал его, как козленка, догнал отца и мать и не сказал им, что он сделал. В Фимнафе предложение Самсона было принято, и положено было чрез некоторое время праздновать брак. Спустя несколько дней, Самсон из дома своего шел тою же дорогою в Фимнафу на брак, зашел посмотреть на труп льва и нашел в нем рой пчел и мед. Он взял мед, ел его дорогой и дал родителям своим, но не сказал, откуда взял его. Сделал Самсон брачный пир. Филистимляне, боясь Самсона, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. Он загадал им загадку и обещал, если отгадают ее в семь дней пира, дать им 30 тонких рубашек и 30 перемен одежд. Они согласились. Тогда Самсон сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Филистимляне заставили молодую жену Самсона выпытать от него и сказать им, что значит загадка, и в конце седьмого дня сказали ему: «Что слаще меду и сильнее льва?» Самсон пошел в Аскалон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды, отдал их разгадавшим загадку, а жену оставил и ушел домой. С этого времени Самсон стал во множестве истреблять филистимлян.

Когда гнев Самсона прошел, он пришел к своей жене, но узнал, что она выдана за одного из бывших брачных друзей его. Тогда Самсон поймал 300 лисиц, связал их по две хвостами, привязал между хвостами их факелы, зажег факелы и отпустил лисиц в поля. Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил.

Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору.

Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами .

В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы. Дом обрушился на всех, кто был в нем . Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою ().

Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила

По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий . При нем Господь воздвиг пророка Самуила.

Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, исполнит твое прошение».

Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Meccиeй, или Христом, то есть Помазанником Божиим ().

Призвание Самуила

Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их . Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем . Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой» . Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним ().

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; ).

Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение

Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа (50.070 человек) . После сего ковчег Господень был поставлен в Kapиафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ().

Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Угнетаемые филистимлянами и видя чудеса от ковчега Господня, израильтяне обратились с покаянием к Господу и бросили идолов. Тогда Самуил собрал народ израильский в Массифу для молитвы и принесения жертвы Богу. Филистимляне, как скоро услышали об этом собрании, тотчас пошли воевать с израильтянами. Самуил принес жертву и помолился Богу, и Господь загремел над филистимлянами сильным громом, навел на них ужас, и израильтяне поразили их. Освободив израильтян от филистимлян, Самуил был судьею израильтян во все дни жизни своей ().

История Руфи

В то время, когда управляли израильтянами судьи, был голод в земле Израильской . По сему случаю один житель Вифлеема, Елимелех, со своею женой Ноеминью и двумя сыновьями, переселился в землю Моавитскую. Здесь он умер, сыновья его женились на моавитянках и тоже умерли. Одна из этих моавитянок называлась Орфа, другая Руфь. После смерти сыновей своих, Ноеминь пошла в свой город Вифлеем. Орфа и Руфь последовали за нею. Ноеминь сказала им о своей бедности и стала убеждать их возвратиться к своим родителям. Орфа возвратилась домой, но Руфь сказала свекрови своей: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; твой народ будет моим народом, и Бог твой будет моим Богом; одна разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Не имея пищи, Руфь пошла на поле подбирать оставшиеся колосья и пришла на поле Вооза, родственника покойного мужа своего. Вооз, пришедши на свое поле, заметил Руфь, предложил ей пообедать со жнецами и позволил ходить на свое поле собирать колосья, а жнецам велел оставлять их больше. Так Руфь подбирала колосья на поле Вооза, доколе не окончилась жатва. Ноеминь, узнав о милостивом расположении Вооза к Руфи, посоветовала ей просить Вооза исполнить Моисеев закон ужичества , взять ее за себя в замужество. Вооз согласился на это и женился на ней. Она родила сына Овида, от которого родился Иecceй, отец Давида. Таким образом, Руфь стала прабабкою Давида, от рода которого произошел Спаситель мира (Книга Руфи).

По смерти Иисуса Навина до месопотамского рабства какое-то время было правление старейшин и безначалие. Это время, не означенное в Библии числом лет, было непродолжительно. Иефеай в своё время говорил царю Аммонитскому, отнимавшему у израильтян заиорданские земли, что израильтяне живут на этих землях уже 300 лет (). По показаниям книги Судей, 301 год прошел от начала порабощения месопотамского до порабощения аммонитского. Значит, время правления старейшин и безначалия было так непродолжительно, что Иефеай и в счет его не ставил. Ап. Павел, говоря о временах после раздела Ханаанской земли израильтянам, не упоминает о времени правления старейшин и безначалия (). Иосиф Флавий хотя и назначает для этого времени 18 лет, но эти 18 лет не включает в общую сумму лет от исхода израильтян из Египта до основания Соломоном храма. По всей вероятности, древние библейские хронологи ставили это непродолжительное время в счет тех неполных годов, которые в книге Судей считаются за полные. Продолжительность времени Судей Апостол Павел определяет около 450 лет. Он говорит: Бог, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после этого около 450 лет давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула. Так прошло 40 лет. (). По книге Судей и 1-й книге Царств, начиная месопотамским порабощением израильтян и оканчивая порабощением филистимским, до пророка Самуила насчитывают немного более 451 года, следующим образом: порабощение месопотамское продолжалось 8 лет (), мир Гофониила 40 лет (); порабощение моавитское – 18 лет (), мир Аода – 80 лет (), правление Самегара – неполный год (), порабощение ханаанское – 20 лет (), мир Варака и Деворы – 40 лет (), порабощение мадианитское 7 лет (), мир Гедеона – 40 лет (), правление Авимелеха – 3 года (), Фолы – 23 года (), Иаира – 22 года (), порабощение аммонитское – 18 лет (), правление Иеффая – 6 лет (), Есевона – 7 лет (), Елона – 10 лет (), Авдона – 8 лет (), порабощение филистимское, во время которого судил 20 лет Самсон, продолжалось 40 лет (), правление Илия – 40 лет (), порабощение филистимское – 20 лет и 7 месяцев (

Вторая четверть XV века. Москва

88,0 × 69,0 × 2,3. Дерево (липа), три доски, две встречные врезные шпонки (поздние), без ковчега, паволока, левкас, темпера.

Происхождение неизвестно. Находилась в собраниях М. И. Чуванова (Москва), затем А. А. Кокорина (Москва). Другая икона того же ряда - «Пророк Даниил», также из собрания М. И. Чуванова (отдел личных коллекций ГМИИ), сохраняет поздние записи конца XIX в. Приобретена для музея в 2007 г. Инв. № ЧМ–78.

Реставрировалась неоднократно, на рубеже XIX–XX вв. старообрядцами, последний раз - в 1980-е гг. А. А. Кокориным.

По контуру всего изображения подведен новый левкас (XIX в.). Золото фона утрачено. По всей поверхности крупные и более мелкие вставки нового левкаса с живописью, наиболее значительные − по нижней части одежд, на волосах у темени, в центре на шее и на открытой части хитона, на свитке; небольшие вставки на руках и левом глазу пророка. Утрачены контуры правой руки, абрис волос и свитка. В местах утрат авторского слоя − поздние записи, на фоне и полях − поздний левкас, на фрагментах авторского фона добавлено золото. Многочисленные отверстия от гвоздей, крепивших басменный оклад.

Надпись на свитке: "РУНО КРАСНОЕ ПРОЗВАХ ТЯ ОТРОКОВИЦЕ ЧИСТАЯ [ГРЕШНЫ]М ПОКРО(В)" (восходит к Суд. 6, 37). Слово "грешным" удалено при реставрации как запись.

Представленный на иконе праведный Гедеон, именуемый в русской традиции пророком (поэтому его образ помещался в иконостасе наряду с ветхозаветными пророками), был вождем и одним из главных судей Израильских (XII в. до Р.Х., Суд. 6–9). Гедеон был призван на служение ангелом, явившимся ему в седьмой год нашествия мадианитян. Знамение произошло в момент благодарственной трапезы: от ангельского посоха изошел огонь, опаливший предложенную в жертву пищу. Построив на этом месте алтарь, избранник Божий начал дело избавления своего народа с искоренения идолопоклонства. Богоизбранность Гедеона проявилась еще в одном знамении, явленном ему перед битвой с мадианитянами, – в чуде с овечьей шерстью (руном) (Суд. 6, 37−40), которое стало знаком спасения Израиля. Апостол Павел назвал прославленного вождя Гедеона в числе праведных мужей Ветхого Завета, «верою побеждавших царства» (Евр. 11, 33).

В новозаветной традиции божественные знамения Гедеону рассматривались как прообразы важнейших евангельских событий: Благовещения и Боговоплощения. Высеченный ангелом-вестником огонь, опаливший предложенную праведником жертву, сравнивался с Божественным огнем, опалившим чрево Пресвятой Девы; руно орошенное, роса – частые в византийской гимнографии эпитеты Марии.

Изображения ветхозаветных пророков с текстами пророчеств о Богоматери сложились в византийском искусстве XI–XII вв., за многими из них закрепились атрибуты – наглядные образы этих знамений. Один из них – руно – усваивается Гедеону. Когда на Руси на рубеже XIV–XV вв. сложилась структура высокого иконостаса, его верхний ярус составили поясные образы пророков со свитками и традиционными предсказаниями о будущем рождении Спасителя, обращенные к центральной иконе Богоматери Знамение. Среди них всегда были четыре великих пророка, два царя – Давид и Соломон, праотцы Аарон и Моисей, малый пророк Аввакум и судья Гедеон, чей образ подчеркивал важность участия в составе пророческого ряда представителя ветхозаветного закона.

Сохранилось лишь два московских иконостаса с пророческим рядом первой половины XV в.: Успенского собора во Владимире (1408, две иконы – пророков Софонии и Захарии)и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425). Публикуемую икону можно рассматривать как следующий по времени и один из ранних примеров пророческого чина рублевской традиции. Он явно предшествовал более полному по составу и иконографически более развитому чину Кашинского иконостаса (около середины XV в.). Все эти ряды − поясные. Важной иконографической приметой изображения пророков был не только текст свитка, но и жест правой руки − указующий, благословляющий или ораторский. На публикуемой иконе повторен именно рублевский жест кисти, сходный с жестом пророка Софонии на иконе 1408 г. Рука его сложена как в деисусном предстоянии, чуть поднята, развернута ладонью к молящемуся и обращена к Богоматери. Для всех остальных иконостасов XV в. были характерны благословляющие и ораторские жесты высоко поднятых на золотом фоне рук. Композиция иконы наследует еще одну рублевскую традицию: фигура Гедеона полностью занимает поверхность средника, а в чинах второй половины XV в. пророков изображали на горизонтальных досках по двое или даже по трое. Таким образом, иконография свидетельствует о знакомстве мастера с древней московской – рублевской − схемой пророческого яруса.

В отличие от других рядов иконостаса пророческие чины на протяжении всего XV в. имеют неустойчивый состав и последовательность расстановки икон на тябле. Казалось бы, ближе к центру должны располагаться великие пророки – Даниил, Иезекииль, Иеремия, Исайя, но на практике порядок был иной, и в размещении персонажей не усматривается ни принципа иерархии, ни единой традиции. В иконостасе собора Ферапонтова монастыря (1490) пророк Гедеон помещается справа от Богоматери вслед за изображениями Соломона и Аарона, то есть в непосредственной близости к центральному образу ряда. В соборном иконостасе Кирилло-Белозерского монастыря (1497), напротив, пророк Гедеон располагается ближе к концу чина. Отметим лишь одну закономерность: во всех известных случаях его изображение оказывалось в правой части ряда.

Иконы с образом Гедеона известны по нескольким иконостасам второй половины XV в., и в каждом случае его иконография своеобычна. Наиболее близок к публикуемой иконе «ферапонтовский» тип пророка – средовек с короткими волосами и округлой небольшой бородой, в зеленом хитоне и охристо-желтом гиматии, в позе, также напоминающей деисусное предстояние. В кирилловской иконе он представлен старцем в одеждах сине-зеленого цвета, стоящим почти фронтально и указующим правой рукой на текст в свитке. Публикуемый памятник отличается от всех известных икон характером рисунка гиматия, накинутого на оба плеча и образующего своеобразную складку под симметрично свисающими фалдами. Необычен и жест руки, поддерживающей свиток. Текст на нем восходит к чуду, совершенному с руном по просьбе пророка (Суд. 6, 37), но он существенно переработан и переосмыслен применительно к Богородице.

Художественные особенности иконы позволяют рассматривать ее в кругу московских памятников второй четверти XV в. Величавость и благородство облика Гедеона, смягченность и созерцательность образа сближают его с памятниками ведущего – «классицизирующего» – направления живописи. Многое в нем еще созвучно рублевской традиции, живым и непосредственным воспоминанием которой выглядит гибкая линия, очерчивающая мягкий обобщающий силуэт, сохраняющий на золотом фоне весомую целостность фигуры. Самоуглубленный, исполненный печали и гармонии образ кажется благостным и спокойным. В нем нет экспрессии, а в формах – утрированности, внешнего декоративизма, присущих мастерам середины XV в. Пластическая моделировка, золотистая полутоновая карнация личнóго письма, равновесие согласованных цветов более всего соответствуют представлениям о столичном искусстве первой половины XV в.

Икона очень близка к московскому образу второй четверти XV в. «Митрополит Петр» (ГТГ). Их объединяют схожие пропорции вытянутых и плотно вписанных в средник фигур, в абрисе которых есть обобщенность и определенность, соответствующая послерублевской эпохе. Смягченный колорит, собранность и гармония образов сочетаются в обеих иконах с оттенком грусти и скорбного смирения. Чрезвычайно схожа техника личнóго письма, исполненного светлой золотистой охрой. Оба мастера используют санкирь лишь в теневых местах, а тонкие светá пишут прямо по белому левкасу, что подтверждает близкое происхождение памятников. «Митрополит Петр» из деисусного чина был обнаружен в Тверском Отроче монастыре, куда мог попасть и в более позднее время. Однако следует помнить, что именно во второй четверти XV века многие московские художники перемещались в подмосковные земли, в том числе в Тверское княжество, переживавшее в это время художественный расцвет.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 3. С. 54–57 (текст И.А. Шалиной).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх