Экзюпери маленький принц как философская сказка притча. Исследовательская работа по литературе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери как философская сказка»

Недаром говорят, что всё гениальное просто. Эта фраза хорошо характеризует произведение Антуана де Сент Экзюпери, известное каждому с детства. Вряд ли найдется сегодня человек, который и не слышал ничего о «Маленьком принце». Этот простой, внешне незамысловатый текст, давным давно растасканный на цитаты, прочно вошел в массовую культуру общества. Почему? Вероятнее всего из-за своей простоты и доступности каждому. Но при всей простоте и вполне заслуженной популярности, язык не поворачивается назвать эту книгу «попсой» из-за того вульгарного и похабного значения, в котором сегодня принято употреблять это слово. За каждой фразой «Маленького принца», за констатацией простых истин, кроется невероятная философская глубина. Те, кто хорошо знаком с творчеством Экзюпери не будут спорить с тем, что этот французский летчик был глубоким философом, мудрецом и борцом за высшие ценности. Это он демонстрирует в «Цитадели» и в других своих произведениях. Однако большинству Экзюпери известен как автор «Маленького принца», и совершенно точно именно в этой сказке-притче квинтэссенция всего его творчества.

«Все взрослые когда-то были детьми»

В этой фразе автора выражается целая философия, пронизывающая произведение. Тема противопоставления «Взрослости» и «Детскости» одна из основных тем . И речь здесь, конечно же, идет не о биологическом возрасте. За этим противопоставлением скрывается сразу несколько антитез с глубоким философским содержанием, «Формальность» и «Творчество», «Замкнутость» и «Открытость», «Насущное» и «Вечное». Маленький принц — образ вечного ребенка, который живет в каждом человеке и который всё менее и менее проявляет себя, когда мы взрослеем, не в биологическом, а скорее в нравственном плане. «Взрослого» не интересуют вечные вопросы, его волнует сколько денег он заработал, сколько звезд на небе, и ему нужно справиться со злосчастной гайкой, чтобы починить самолет, ведь иначе, когда кончится вода, гибель неминуема. Но тут появляется маленький принц, который смотрит на всё с детской непосредственностью и ему совершенно непонятна важность гайки, для него важно другое. И стоит только задуматься об этом, как происходят чудеса. «Наверное я старею», - думает рассказчик, пытающийся починить самолет. Взрослые очень любят цифры — цифры это конкретное, поверхностное, символичное, не позволяющее проникнуть внутрь, «взрослые» живут этим вопросом «сколько» и совсем не задумываются о вопросе «Зачем». «Зачем нужна власть, если нет подданных», «Зачем нужно пить?», «Зачем нужно рисовать карты или ». Из всех «взрослых» вопросом зачем задается лишь фонарщик, понравившийся маленькому принцу больше других, и тот понимает, что включать и выключать фонарь нужно только потому, что так повелось. В детстве мы постигаем вечные ценности - любовь, дружба, ответственность. Для взрослых это уже просто слова, концепты, в них нет того глубокого смысла, который вкладывает ребенок.

Исторический контекст

Читая сказку «Маленький принц» мало кто может подумать, что написана она в 1943 году, в самый разгар катастрофы — мировой войны. На родине писателя, как он сам скажет в посвящении «холодно и голодно». Недаром книгу он посвящает своему другу, когда тот был ребенком, посылая ему в далекую военную Францию частичку детского тепла и непосредственности, ведь он так нуждается в утешении. Своей простой доброй сказкой автор как будто хочет показать, до чего довела взрослость, недопонимание, формализм и невнимание к самому дорогому, к тому что есть внутри нас. Люди убивают друг друга.

Важно, что сам писатель в тот момент, когда он создает это произведение, живет в Америке. Экзюпери не любил США и много раз честно в этом признавался. И не любил он эту страну как раз за её ненормальную гипертрофированную «взрослость», выражаясь философским языком Экзюпери. Америка — страна бизнеса, денег, страна цифр и карт, того, что так не понятно маленькому принцу, всё это наносное, ненастоящее. Уже тогда, в 40-е в Америке чувствовался этот дух «деловитости» в плохом смысле этого слова, ведь недаром ещё до этого английский классик Диккенс сказал, что миссия Америки — опошлить вселенную. Вероятно во «взрослости» Экзюпери очень много «американскости».

«Он раздавал только разумные приказы» Планета короля — один из самых интересных моментов книги. Здесь, в образе короля, наиболее ярко показана двойственность всех обитателей планет — взрослых персонажей, в которых есть что-то для того, чтобы вернуть в себе эту детскость, чтобы снова научиться чувствовать и понимать непреходящие ценности. Только почему-то они этого не замечают. С одной стороны король из книги Экзюпери — философствующий правитель, каких на самом деле не хватало истории, он не противоречит ходу событий, а лишь старается узаконить его. Ведь зачем повелевать то, что всё равно не будет исполнено? В среде литературоведов, рассуждающих о книге Экзюпери, встречалось даже сравнение короля с Кутузовым, который своей мудростью и осторожностью выиграл войну, наблюдая за ходом событий и умело их используя. Но у короля есть и другая сторона — власть ради самой власти. Король властолюбец и ему всё равно, есть ли у него подданные, для него самое главное лишь то, что он может править, а кем и зачем править — вот это не важно. А ведь это бич многих правителей. В соотношении двух сторон — с одной стороны власть ради себя самого, а не ради того кем ты правишь, а с другой стороны осознание необходимости этой власти и заботы о своих подданных. В этой теме, которую условно можно назвать «философией власти» Экзюпери снова проявляется исторический контекст, чувствуется боль тоталитарных режимов. Ведь что такое тоталитарный режим — это власть ради власти, это система в которой люди винтики, и в которой правителей мало волнует, способны ли эти люди выполнить его чаяния, подданные — это ресурс, а не инструмент, и уж тем более речи быть не может о «приказе полезном для подданного» (а король из сказки назначает маленького принца послом, понимая что ему важно продолжать путешествие). Тема авторитарных режимов тоже не могла не волновать Экзюпери, в 1936 году , в тот год, когда там началась гражданская война, приведшая к власти Франко, строки своей великой сказки он писал в годы мировой войны, развязанной немецким нацистским режимом.

Во фразе короля «Если я прикажу своему подданному полететь ласточкой, а он этого не сделает, кто будет в этом виноват?» целая глубокая политическая философия. И примечательно в этой теме то, что показывая двойственность феномена власти в образе короля и заставляя читателя задуматься о её сути, целесообразности и предназначении.

Экзистенциализм наоборот

В сказке очень много экзистенциальных моментов, вся сказка это философия бытия, она , о вечных ценностях, о том, зачем человек существует на этой земле. Ведь маленький принц не случайно появляется именно тогда, когда «взрослость» начинает побеждать над детскостью. В отличие от своих земляков, Ж. П. Сартра и А. Камю, не признававших ни дружбы, ни любви, и думавших о бесцельности существования, Экзюпери наоборот пытается возродить эти ценности, пытается вернуть культ искренности, дружбы и любви, показав что именно в них скрыт подлинный смысл существования. Это своеобразный экзистенциализм наоборот, это философия дающая утешение в том самом мире, в котором уже не во что верить, это история возвращающая утерянный смысл жизни.

Евангелие от Экзюпери

Если произведение «Сто лет одиночества» называют библией от Гарсия Маркеса, то «Маленький принц» это точно Евангелие от Экзюпери, в сказке можно заметить немало христианских мотивов, в появлении маленького принца и его разговоре с летчиком явно просматривается тема спасения души. Маленький принц — предстает как мессия, как спаситель, пришедший на землю, чтобы вернуть ей утраченное, чтобы дать утешение и если это будет возможно - вернуть веру. Маленький принц погибает в конце книги — он погибает человеческой «взрослой» смертью от укуса змеи. Но умер ли маленький принц? Скорее всего он просто вернулся в свой мир, на свою планету, где он будет ухаживать за розой и любоваться закатом солнца. Рассказчик верит в то, что маленький принц не умер, он просто улетел, но он обязательно вернется, обязательно должно быть второе пришествие. И быть может, он действительно возвращается, возвращается в каждом из нас. Хотя, с того момента как Экзюпери писал эту сказку и после того как он остался в небе, однажды не вернувшись из полета, мир стал ещё более жестоким, «взрослость» всё больше берет в нас верх, а наносные ценности представляют большую важность, замещая в наших сердцах что-то вечное, мы уже не способны любить просто так.

Любить просто так

В завершение своего размышления о книге Экзюпери хочется вспомнить ещё пару цитат, ставших простыми истинами для каждого с детства. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - слово приручить, у Экзюпери вовсе не имеет научного значения «одомашнить» или «присвоить», приручить — значит понять, познать, проникнуться, сделать частью себя. Это как раз о любви просто так, о дружбе ради самой дружбы, о духовной близости, которой так не хватает. О том же самом говорит и фраза: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - она звучит из уст Лиса, персонажа, который символизирует дружбу, настоящую и искреннюю, дружбу просто так. Экзюпери призывает нас жить сердцем, научиться чувствовать и впустить в себя этого маленького принца, это прекрасное настоящее, которое точно есть в душе каждого, его нужно просто увидеть, но не глазами, а сердцем.

Конечно же в этой короткой статье я затронул далеко не все, а лишь некоторые, наиболее важные для меня, моменты в философии А. Экзюпери. Напоследок сделаю ещё одно замечание. Всё, что было написано выше — это лишь моё понимание книги Экзюпери. Возможно, вы, прочитав, увидите в ней что-то другое. И это самое прекрасное, что есть в литературе, я считаю что формула «Этим автор хотел сказать то-то...» - самая главная ошибка литературоведения. Важно не то, что хотел сказать автор, а то, . И прекрасно, если каждый откроет в книге свои собственные смыслы, а не станет пересказывать хрестоматию, ведь самого главного глазами не увидишь. Я думаю, Экзюпери понравилось бы такое понимание литературы, ведь маленький принц живет в каждом из нас и он для каждого свой.

В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет – «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма – принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Для реализации идей притчи используется весьма своеобразная композиция. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.

Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. Тогда уже, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными – обновленными и умудренными.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

«…Когда мне было 6 лет. я обнаружил в свое время удивительную картинку…» или: «…Вот уже 6 лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул» Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера – переход от образа к обобщению, от притчи к морали – характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

Образная система произведения

Сказка «Маленький принц» – галерея образов, возникающих в мозгу зрелого человека, размышляющего о прожитой жизни. Она начинается с возвращения в мир детства.

Противоречия, борьба человека и окружающего его общества решены здесь иными средствами, чем в предыдущих произведениях. Отсюда ощущение чего-то нового, необычного для творчества писателя, хотя, строго говоря, почти все основные образы «Маленького принца» содержатся уже в третьей главе «Южного почтового», там, где говорится о детстве Берни.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как можно только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы.

Маленький принц – человечек, который был с очень маленькой планеты. Некоторые исследователи сравнивают Маленького принца с Задигом, героем философской сказки великого французского писателя Вольтера, который отправился на поиски счастья. Однако, говорят они, Сент-Экзюпери интересуют не секреты различных философских систем, а типы людей, воплощающих различные пороки.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Однако трудно все же отказаться от мысли, что маленький принц-это сам Сент-Экс, Хотел или не хотел того автор, но лучше всего он как бы воплотил и охарактеризовал самого себя.

Образ пустыни развивается во всех книгах писателя. Самого Экзюпери неудержимо влечет пустыня – «я люблю пустыню». В пустыне летчик встречает Маленького принца. Пустыня казалась писателю особым миром, подобным небу. В пустыню он отправляется, как летчик в свой полет. Там нет «счетоводов и лавочников», там не действуют законы, регулирующие их существование. Человек в пустыне абсолютно свободен, он предоставлен самому себе, погружен в себя. В пустыне господствуют «силовые линии», вынуждающие человека, как и в полете, жить на пределе своих возможностей. Пустыня, как и небо, – полигон человеческого духа.

В пустыне человек познает цену жизни. Пустыня напоминает о «простых» истинах, об истине воды как источника жизни – напоминает о том, что человечество живет у колодцев. В пустыне познается человеческое братство, цена человека, давшего испить воды умирающему от жажды.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Маленький принц спросил у летчика: «…Знаешь, отчего хороша пустыня?» И сам же дал ответ: «Где-то в ней скрываются родники…» Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Прообраз Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло – импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – говорил Маленький принц земным розам. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»

Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

Рассказывая историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.

Кстати, в оригинале автор всегда пишет «la fleur» – Цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила Цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно роза). А вот, допустим, в украинском варианте ничего заменять бы не пришлось – «ля флёр» без труда стала бы «Квіткой».

Одно из самых известных и самых любимых произведений XX века - «Маленький принц» - было написано незадолго до смерти автора. В эту не по-детски взрослую сказку Экзюпери вложил свои детские воспоминания, глубоко личные переживания и любовь к человеческому.

Одно из самых известных и самых любимых произведений XX века - «Маленький принц» - было написано незадолго до смерти автора. В эту не по-детски взрослую сказку Экзюпери вложил свои детские воспоминания, глубоко личные переживания и любовь к человеческому.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. И нам кажется, будто в прошлом жизнь была созвучнее человеческой природе, - но это лишь потому, что она созвучнее нашему языку.

Тоска - это когда жаждешь увидеть чего-то, сам не знаешь чего… Оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом.

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.

У каждого человека свои звезды.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.

Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется.

Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.

Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

Все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

Человек познает себя в борьбе с препятствиями.

Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново.

Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.

Старых друзей наскоро не создашь.

Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем заранее, какого же человека они вырастят?

Царство человечье внутри нас

Призвание помогает освободить в себе человека, - но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию.

Истина человека - то, что делает его человеком.

Можно одурманить немцев спесью от того, что они - немцы и соотечественники Бетховена. Так можно вскружить голову и последнему трубочисту. И это куда проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена.

Со смертью каждого человека умирает неведомый мир.

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.

Истина - не то, что доказуемо, истина - это простота.

Все мы - кто смутно, кто яснее - ощущаем: нужно пробудиться к жизни. Но сколько открывается ложных путей.

Кто долго жил всепоглощающей любовью, а потом ее утратил, иной раз устает от своего благородного одиночества. И, смиренно возвращаясь к жизни, находит счастье в самой заурядной привязанности.

Истина не лежит на поверхности.

С того часа, как оружием стали самолет и иприт, война сделалась просто бойней.

Победа достается тому, кто сгниет последним. И оба противника гниют заживо.

В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди - и только люди замыкаются в одиночестве.

То, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы.

Быть может, это и красиво - умереть, чтобы завоевать новые земли, но современная война разрушает все то, ради чего она будто бы ведется.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.

В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.

Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

Мучительно не уродство этой бесформенной человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

Это Вам будет интересно:

Настоящая женщина и Настоящий мужчина. Все просто.

Нас НЕ учили быть счастливыми

Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля.

Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия. опубликовано

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) – он не возвратился на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутоны и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные

Маленький принц – главный персонаж сказки – показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое – свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза – единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души всегда выдают свой последний лебедино-чистий, прощальный вопль…». Эта сказка – своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И сказка ли вообще это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще – то, где и когда ты проявил трусливость и непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я стану лучше, более благородным и великодушным!»

Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Именно в пустыне, вдалеке от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня – это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко…».

Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Надо искать сердцем».

Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко – так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Учитель: Ахметова Дарья Николаевна.

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.


Подписи к слайдам:

Особенности жанра произведения «Маленький принц»

План урока Повторить Найти Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать определение нового жанра, определить его признаки Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать определение нового жанра, определить его признаки Убедиться в том, что цель урока достигнута

Философская сказка-притча – разновидность жанра сказки, для которого характерно представление вечных проблем человечества в форме притчи.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх